Правовое положение и основные функциональные обязанности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение и основные функциональные обязанности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.



Распределение сотрудников подразделений по делам несовершенно­летних на территории территориального органа внутренних дел осуществ­ляется по зональному принципу. Размеры и границы обслуживаемых ими зон определяются начальником территориального органа внутренних дел с учетом оперативной обстановки и численности инспекторов. При этом:

- в территориальных органах внутренних дел размеры и границы территории, обслуживаемой сотрудниками ПДН, определяются и пере­сматриваются начальником территориального органа МВД России на межрегиональном и районном уровнях с учетом оперативной обстановки по данному направлению деятельности, численности сотрудников ПДН, предусмотренной штатным расписанием указанного органа; в органах внутренних дел на транспорте размеры участков (зон) обслуживания зависят от количества станций, портов, пристаней и других факторов;

Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за обслужи­ваемой территорией и освобождение его от выполнения обязанностей осуществляется приказом начальника соответствующего органа внутрен­них дел, в обслуживании которого находится территория. В зависимости от оперативной обстановки начальник органа внутренних дел может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории.

При назначении на должность инспектора по делам несовершенно­летних начальник органа внутренних дел или начальник органа внутрен­них дел знакомят его с особенностями обслуживаемой территории, опера­тивной обстановкой и представляют его руководителям соответствующих органов местного самоуправления, организаций, образовательных учре­ждений, общественных объединений.

План и график работы инспектора по делам несовершеннолетних утверждаются начальником органа внутренних дел или его заместителем. Каждый инспектор работает по личному (индивидуальному) плану на день.

Не допускается привлечение руководителей, заместителей руково­дителей ПДН, старших инспекторов (инспекторов) по делам несовершен­нолетних для выполнения обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе при­влечение их для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также для вы­полнения задач по охране и конвоированию задержанных лиц.

Ключевые моменты по основам организации деятельности инспек­торов по делам несовершеннолетних регламентируются основным ведом­ственным нормативно-правовым актом по работе подразделений по делам несовершеннолетних - приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности под­разделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Рос­сийской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2014 года №31238).

В подразделении по делам несовершеннолетних ведется журнал уче­та профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность инспекторов по проведению профилактических рейдов и операций, дру­гих профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально­профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в подраз­делении по делам несовершеннолетних.

Кроме того, в каждом подразделении по делам несовершеннолетних обязательно должна вестись следующая документация:

- план обслуживаемой территории;

- нормативные правовые акты, указания, методические рекоменда­ции по деятельности подразделений по делам несовершеннолетних орга­нов внутренних дел;

- журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних;

- наблюдательные дела на группы несовершеннолетних антиобще­ственной направленности;

- учетно-профилактические карточки;

- учетно-профилактические дела;

- списки лиц, с которыми проводится профилактическая работа;

- списки несовершеннолетних, находящихся в розыске.

Осуществляя общую превенцию правонарушений несовершеннолет­них, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних собирают, обобщают, анализируют информацию о состоянии борьбы с безнадзорно­стью и правонарушениями несовершеннолетних на обслуживаемой терри­тории; прогнозируют тенденции распространения негативных факторов, влияющих на состояние профилактики правонарушений несовершенно­летних; разрабатывают с учетом складывающейся обстановки планы ме­роприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовер­шеннолетних, и вносят на их основе в государственные и общественные организации предложения о совершенствовании профилактической дея­тельности заинтересованных ведомств.

Выявление несовершеннолетних правонарушителей и лиц, отрица­тельно влияющих на них, начинается, прежде всего, с ежедневного про­смотра сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних:

- книги доставленных в дежурную часть органа внутренних дел;

- суточной сводки о совершенных преступлениях и задержанных лицах;

- книги учета сообщений о происшествиях.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической рабо­ты инспекторами по делам несовершеннолетних в отношении несовер­шеннолетних, их родителей или законных представителей являютсяоб­стоятельства, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних», если они зафиксированы в следующих документах:

- заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компе­тенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- приговоре, определении или постановлении суда;

- постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

- заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или дру­гих сообщений;

- документах, определенных законодательством как основания по­мещения подростков в учреждения системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие административные и иные пра­вонарушения, могут быть доставлены в дежурную часть территориального органа внутренних дел или в служебные помещения подразделений по де­лам несовершеннолетних на срок не более трех часов. Разбирательство проводит должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних, а в его отсутствие - оперативный дежурный по органу внутренних дел. При доставлении устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родных или законных представителях, условиях воспитания, обучения, в необходимых случаях оформляются материалы для привлече­ния к административной или уголовной ответственности. О задержании лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, в обязательном порядке уведомляются его родители или заменяющие их лица. После разбиратель­ства несовершеннолетнего передают в установленном порядке родителям или законным представителям, о чем обязательно делается письменная от­метка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, до­ставленных в дежурную часть органа внутренних дел, с указанием времени передачи и совершеннолетнего лица, которому передан подросток.

Инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел ведут два основных вида учета:

1). учетно-профилактические карточки (УПК);

2). учетно-профилактические дела (УПД).

На профилактический учет с заведением УПК ставятся несовершен­нолетние:

- употребляющие наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо одурманивающие вещества;

- употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- совершившие правонарушение, в том числе до достижения возрас­та, с которого наступает административная ответственность;

- совершившие антиобщественное действие;

- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирени­ем с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда при­знано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто пу­тем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, в от­ношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- родители или иные законные представители, не исполняющие сво­их обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершенно­летних и отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обраща­ющиеся с ними.

На профилактический учет с заведением УПД ставятся несовершен­нолетние:

- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;

- освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- получившие отсрочку отбывания наказания;

- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закры­того типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях до­пускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;

- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрыто­го типа и находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении либо нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации;

- осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия;

- условно осужденные;

- осужденные к ограничению свободы в виде основного наказания;

- осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, в целях предупреждения групповых правонарушений может быть заведено одно наблюдательное дело на группу несовершенно­летних антиобщественной направленности тем инспектором по делам несовершеннолетних, в зоне обслуживания которого проживает большин­ство ее участников либо лидер группы.

Лица, поставленные на учет с заведением учетно-профилактических карточек и дел, регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Инспектора по делам несовершеннолетних о постановке на учет извещают образовательные учреждения, где учатся подучетные лица, предприятия и учреждения, где они работают. Наркологические учреждения оповещаются о несовершен­нолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и другие одурманивающие средства. Помимо этого, два раза в год направляются списки подростков от семнадцати до восемнадцати лет, состоящих на уче­те, в военные комиссариаты.

Учетно-профилактическое дело ведется инспектором по делам несо­вершеннолетних в течение шести месяцев, по истечении которых срок ве­дения дела при необходимости продлевается по утвержденному началь­ником территориального органа внутренних дел или его заместителем по­становлению каждый раз на шесть месяцев, но не более чем до достиже­ния лицом восемиадцатилетнего возраста. К этому постановлению в каж­дом случае приобщается план профилактических мероприятий по преду­преждению новых административных и иных правонарушений со стороны подучетного.

К учетно-профилактическим делам, как правило, приобщаются в хронологическом порядке следующие служебные документы:

- постановление о заведении дела;

- документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на учет;

- справка об установочных данных несовершеннолетнего;

- акт обследования семейно (жилищно)-бытовых условий;

- план индивидуальной профилактической работы с несовершенно­летним;

- лист учета профилактических мероприятий;

- объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, полученные при постановке на учет, а также по фактам совершения подучетным административных и иных правонарушений;

- справка о первичной беседе руководителя территориального орга­на внутренних дел с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями;

- лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния;

- лист ежемесячных проверок по информационно-справочным уче­там о совершенных административных правонарушениях;

- информация из информационного центра о наличии судимостей;

- материалы, характеризующие подростка (характеристика с места •жительства, учебы, работы);

- рапорта участковому уполномоченному полиции и оперативному уполномоченному полиции (о постановке несовершеннолетнего на учет и необходимости проведения с ним комплексной совместной профилакти­ческой работы);

- постановление о прекращении ведения учетно-профилактического

дела.

При необходимости учетно-профилактические дела могут содержать и иные процессуальные и служебные документы.

Учетно-профилактические дела и учетно-профилактические карточ­ки подлежат прекращению, и несовершеннолетние снимаются с учета в случаях:

- исправления (при этом лица, имеющие диагноз «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении пяти лет с момента воз­держания от потребления наркотических и других средств, влекущих одурманивание; лица, потребляющие наркотические, другие средства, влекущие одурманивание, алкоголь, но не имеющие диагноза «наркома­ния» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении одного года);

- достижения восемнадцати лет;

- вынесения судом определения об отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;

- истечения испытательного срока при условном осуждении;

- помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение за­крытого типа;

- совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лише­нию свободы;

- наступления обстоятельств, исключающих возможность соверше­ния правонарушений;

- смерти или признания лица умершим, безвестно отсутствующим.

На должностных лиц отделов по делам несовершеннолетних органов

внутренних дел возложена и обязанность осуществлять первоначальные действия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей. При доставлении таких детей в территори­альные органы внутренних дел или подразделения по делам несовершен­нолетних составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специа­лизированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в со­циальной реабилитации. Акт заверяется оперативным дежурным террито­риального органа внутренних дел. На подкинутых детей акт составляется в нескольких экземплярах, один из которых регистрируется в журнале учета происшествий для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни со­стоянии, второй направляется вместе с ребенком в учреждение для несо­вершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Качество превенции правонарушений несовершеннолетних в круп­ных городах с развитой транспортной инфраструктурой во многом зави­сит от того, насколько тесно сотрудничают подразделения по делам несо­вершеннолетних органов внутренних дел на транспорте с территориаль­ными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутрен­них дел.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, наряду с выполнением функций присущих всем сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, призваны:

- осуществлять меры по выявлению на объектах транспорта безнад­зорных детей, передаче их родителям или лицам, их заменяющим, либо направлению их в специализированные учреждения для несовершенно­летних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом органы внутренних дел но месту жительства несовершеннолетних;

- комплексно анализировать причины совершения несовершенно­летними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками, и направлять по таким вопросам в заинтересованные органы и учреждения информацию с пред­ложениями по устранению выявленных причин и условий;

- разрабатывать мероприятия по профилактике детского травматиз­ма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасной работе транспорта, и взаимодействовать в решении перечисленных задач с ра­ботниками транспортных организаций.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что с нашей позиции, ос­новная часть работы в области предупреждения административных и иных правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет не исчерпы­вается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осу­ществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функ­ций. Решающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение административных и иных правонарушений несовер­шеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального преду­преждения на всех этапах превентивной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.04 с.)