Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы деятельности овд по противодействию экстремизму и терроризму.

Поиск

Правовая основа деятельности органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму в Российской Федерации -это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся содержания задач, полномочий и других аспектов деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

Базовым документом в системе российского законодательства о предупреждении преступлений террористического и экстремистского характера является Конституция Российской Федерации (1993). Она содержит ряд принципиальных статей по вопросу о контроле над преступностью. Так, ст. 2 закрепляет функцию государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, что предполагает деятельность по предупреждению и профилактике антиобщественных явлений, в том числе преступлений.

Важное значение для определения правовых основ осуществления предупредительной деятельности органами внутренних дел имеет Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446—1 «О безопасности». В нем закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В соответствии со ст. 12 Закона службы Министерства внутренних дел РФ, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

В рамках развития Стратегии национальной безопасности России были приняты различные нормативные акты и прежде всего Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом», а затем Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Закон направлен на регулирование процесса противодействия терроризму. Он устанавливает основные принципы антитеррористической деятельности (ст. 2), в числе которых:

· защита основных прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечение законности;

· приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

· неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

· системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

· сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

· приоритет мер предупреждения терроризма;

· единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

· сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

· конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

· недопустимость политических уступок террористам;

· минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

· соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Также в законе закреплены правовые и организационные основы предупреждения терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

Закон определяет понятие терроризма, дает толкование другим терминам, а именно: «террористическая деятельность», «террористический акт», «контртеррористическая операция».

Законом регулируются порядок возмещения материального и морального вреда, причиненного лицам во время террористических актов, условия предоставления социальной поддержки таким лицам.

Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами правовую основу антитеррористической и антиэкстремистской деятельности образуют:

1) Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором определены составы преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью.

2) Закон РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

3) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он предполагает перекрытие денежных потоков, которые дают возможность заниматься активной деятельностью террористическим организациям:

4) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.), в которой противодействие планируется осуществлять по трем основным направлениям: предупреждение (профилактика) возникновения терроризма; борьба с ним; минимизация (ликвидация) последствий. Предусмотрены конкретные меры борьбы с терроризмом, в том числе на международном уровне;

5) Указы Президента РФ:

· от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму», предусматривающий образование Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

· Среди иных указов Президента, направленных на противодействие терроризму и экстремизму, также можно выделить Указы: — от 14 ноября 2006 г. № 1283 «О начальнике Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Министерства внутренних дел Российской Федерации»:

· от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; и тд.

Правительство Российской Федерации путем принятия соответствующих нормативных актов осуществляет непосредственную реализацию Стратегии национальной безопасности и Концепции противодействия терроризму, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области борьбы с терроризмом; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. В сфере контроля над терроризмом принимает постановления, обязательные для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В их числе:

· постановление Правительства от 28 марта 2008 г. № 216 «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений»;

· постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, в области противодействия терроризму»;

· постановление Правительства РФ от 13 марта 2008 г. № 167 «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества»; и тд.

Основополагающим ведомственным нормативным правовым документом в системе МВД, регламентирующим деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, в том числе террористического и экстремистского характера, является приказ МВД России от 17 февраля 2006 г. № 19, которым утверждено Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

Ведомственным нормативным правовым актом, непосредственно регламентирующим деятельность органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму, в настоящее время является Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по предупреждению преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели (утв. приказом МВД России от 25 декабря 2001 г. № 1152).

Кроме указанной стратегии Россия поддерживает иные международно-правовые акты, направленные на противодействие терроризму и экстремизму, а также связанным с ними преступлениям.

Среди них:

• Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года («Токийская конвенция»),

• Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 года («Гаагская конвенция»),

• Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года («Монреальская конвенция»),

• Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года, касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов;

• Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 года («Конвенция о заложниках

• Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 года («Конвенция о ядерных материалах»),

• Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации;

50. Основные формы и методы работы ОВД по противодействию терроризму и экстремизму.

Противодействие терроризму – сложный, комплексный вид государственной деятельности, направленный на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, на отражение и подавление одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности России.

В качестве самостоятельного направления противодействия терроризму может быть выделена также защита объектов террористических устремлений (промышленных, энергетических, транспортных, жизнеобеспечения, научных), воздействие террористов на которые может иметь тяжкие последствия для общества и играть важную роль в расчете на достижение субъектами терроризма их политических целей (при этом следует учитывать, что имеется точка зрения, согласно которой защита объектов относится к сфере профилактики терроризму).

Для каждого из указанных основных направлений противодействия терроризму характерен комплекс основных задач, определяющих содержание, формы и методы противодействия терроризму на основных направлениях.

Для профилактики терроризма основными, определяющими данное направление задачами являются: - выявление причин и условий возникновения терроризма как угрозы безопасности и благоприятствующих его осуществлению;- выработка рекомендаций по ограничению действия и устранению указанных выше причин и условий возникновения и распространения терроризма; - осуществление мер по ограничению действия и устранению указанных выше причин и условий возникновения и распространения терроризма;- прогнозирование террористических угроз и информирование о них государственных органов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Для второго направления противодействия терроризму - непосредственного противоборства с носителями террористических угроз, основными задачами являются оперативное выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие террористической деятельности, то есть воздействия специальными силами и средствами на уже осуществляемую террористическую деятельность.

Защита объектов как направление противодействия терроризму характеризуется двояким комплексом задач: - установлением и осуществлением профилактических мер (физическая и техническая охрана объектов, режимы допуска и пребывания на объектах и т.д.);- установление и осуществление мер оперативного прикрытия указанных объектов с использованием специальных сил и средств (создание оперативных позиций на обеспечиваемых объектах и в их окружении, выявление признаков деятельности диверсионно-террористического характера, оперативное пресечение посягательств на безопасность объектов со стороны террористических групп, диверсионных формирований, иных преступных групп).

В целях выделения так называемых частных направлений антитеррористической деятельности представляется наиболее целесообразным использование следующих критерий:

- вид терроризма и в соответствие с этим выделение таких направлений, как противодействие этих видам терроризма; - идейно-политическая направленность терроризма (левацкий и правый терроризм; этнический терроризм, религиозный терроризм и др.) и соответственно выделение частных направлений противодействия левацкому и правому терроризму, этническому терроризму, религиозному терроризму и другим видам;- средства и методы террористической деятельности (ядерные, химические, биологические, электромагнитные и др. устройства и воздействия), в соответствие с которыми выделяются такие актуальные направления противодействия терроризму, как борьба с ядерным, химическим, биологическим, кибернетическим и др. терроризмом; - основные объекты антитеррористической защиты, в соответствие с которыми в системе противодействия терроризму выделяются такие направления, как защита особо охраняемых лиц, антитеррористическая защита объектов повышенной экологической опасности, антитеррористическая защита на транспорте, обеспечение антитеррористической безопасности граждан в местах массового скопления населения (общественно политические мероприятия, зрелищные и культурные объекты и др.), обеспечение антитеррористической безопасности Вооруженных Сил и др.

По своему характеру основные формы противодействия терроризму могут относиться к следующим основным видам государственной деятельности, которые используются для решения задач в области противодействия терроризму: к разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, военной, информационно-пропагандистской, правоохранительной и другим.

По своему назначению (по решаемым функциональным задачам) формы противодействия терроризму классифицируются на следующие группы: профилактические; непосредственной борьбы с носителями террористических угроз; минимизации ущерба от актов терроризма и ликвидации их последствий; расследование преступлений террористического характера, а также обеспечивающие формы (обмен информацией, оперативные и войсковые учения и т.д.).

По своей пространственной характеристики формы противодействия терроризму могут относиться к осуществляемым на своей территории и территории зарубежных государств; по степени открытости формы антитеррористической деятельности классифицируются на гласные и негласные. На каждом направлении противодействия терроризму в принципе могут использоваться как гласные, так и негласные формы, статус (характер) которых обусловлен назначением определенного вида антитеррористической деятельности, действующей правовой основой борьбы с терроризмом.

Для осуществления более сложным форм противодействия терроризму могут создаваться на период их использования специальные органы управления (например, оперативные штабы по руководству операциями по разоружению и уничтожению незаконных вооруженных формирований и террористических организаций, освобождению заложников, освобождению захваченных объектов управления, промышленности и др.), специальных группировок оперативных и войсковых сил и средств, объединенных органов управления по восстановлению конституционного строя и борьбе с терроризмом в определенных регионах и др.

По своему характеру методы противодействия терроризму классифицируются по следующим группам: политические, правовые, информационно-пропагандистские, специальные (разведывательные, контрразведывательные, оперативно-розыскные), военные, организационные и др.

По указанным выше основным направлениям противодействия терроризму методы антитеррористической деятельности классифицируются на такие группы, как: методы профилактики, методы непосредственной борьбы с носителями террористических угроз, методы минимизации ущерба и ликвидации последствий террористической деятельности. Собственные методы применяются также в области расследования и обеспечения противодействия терроризму.

Перечисленные группы методов взаимосвязаны, нередко образуя комплексные методы борьбы с терроризмом.

В системе методов профилактики различаются методы общего и индивидуального профилактического характера.

Методы общей профилактики рассчитаны на оказание предупредительного воздействия на неопределенное множество лиц, на население и его отдельные группы. К данной группе методов относятся:

регулятивные (установление правовых норм, общих предписаний, регулирующих деятельность населения, государственных органов, общественных организаций, устанавливающих различные виды ответственности за преступления террористического характера);

информационно-пропагандистские (осуществляющие воспитание политической и правовой культуры населения, формирование антитеррористических установок, готовность к участию в антитеррористической деятельности и т.д.);

режимные (методы физической и технической защиты, устанавливающие порядок поступления на режимные объекты, доступа на их территорию и т.д.).

В группе методов противодействия террористической деятельности значительное место занимают методы, используемые при минимизации ущерба от террористических акций и ликвидации их последствий. В данную группу методов входят: - физическая и техническая разборка зданий и сооружений, где осуществлены террористические акции;- извлечение пострадавших и оказание первой медицинской помощи; - эвакуация пострадавших в результате террористических акций;- локализация и нейтрализация действий использованных террористами средств террористической деятельности (радиоактивных материалов, химических и биоматериалов); - обезвреживание, извлечение и удаление с места происшествия традиционных средств террористической деятельности (мины, фугасы, иные поражающие устройства). Основными субъектами использования указанных выше методов являются специальные подразделения МЧС, органов безопасности и внутренних дел, а также специальные подразделения Вооруженных Сил России. Важное место в системе минимизации ущерба от террористических акций и ликвидации их последствий занимает деятельность общих и отраслевых органов исполнительной власти по: - нормализации общественно-психологической обстановки в местах совершения террористических акций, на объектах их устремлений и в их окружении (распространение информации об имевших место террористических акций, их последствиях, принятых мерах, оказание морально-психологической реабилитации, нуждающимся в помощи лицам); - медицинская и материальная поддержка лиц, пострадавших от террористических акций (направление нуждающихся в медицинской помощи в учреждения здравоохранения, осуществление материальной помощи и выплаты компенсации лицам, непосредственно пострадавшим от террористических акций, потерявшим кормильцев и т.д.).

Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:

- законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;

- комплексность - объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;

- оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;

- оперативность - осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит и от качества координации деятельности правоохранительных органов. Координация должна быть более жёсткой по процедурам выработки и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.

В Российской Федерации отсутствует системное профилактическое воздействие со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, в предупреждении вовлечения молодежи в совершении преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделами образования на местах, МВД, причем в основном в школах, реже - в средних специальных учебных заведениях и совсем редко - в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодежь.

Кроме воспитательной и разъяснительной работы большим потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму. В этой связи представляется целесообразным издание специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует в некоторых зарубежных странах.

С учетом остроты проблемы государством сегодня принимается целенаправленный комплекс мер по предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии. Важным шагом в этом направлении стало принятое в сентябре 2008 года президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым решение об образовании в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму.

Основным направлением его деятельности определено пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти.

Основными задачами ДПЭ МВД России являются:

- участие в формировании государственной политики в установленной области деятельности;

- участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;

- организация борьбы с преступлениями экстремистской направленности;

- организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерствам внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 5505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.016 с.)