Оценка деятельности участкового уполномоченного полиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка деятельности участкового уполномоченного полиции.



Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" (Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции).

Раздел XVIII Наставления по организации деятельности участкового уполномоченного полиции «Основные показатели по направлениям дея­тельности участкового уполномоченного полиции» посвящен вопросам оценки деятельности участковых уполномоченных.

Как уже отмечалось при рассмотрении особенностей правового статуса участкового уполномоченного, показатели и методика оценки деятельно­сти отдельного участкового уполномоченного определяются начальником территориального органа МВД России на региональном уровне.

Наставление по организации деятельности участкового уполномоченно­го полиции ограничивается перечислением критериев оценки деятельности участкового уполномоченного, к которым относит следующие критерии.

1). Оперативная обстановка на административном участке и принимае­мые меры по ее нормализации, в том числе:

- по предупреждению и пресечению преступлений и административ­ных правонарушений;

- по выявлению и раскрытию преступлений, а также участию в этой

работе;

- по проведению индивидуальной профилактической работы с лица­ми, состоящими на профилактическом учете;

- по своевременности и полноте профилактического обхода;

- по внесенным в органы государственной власти, местного самоу­правления, учреждения и организации представлениям (информаци­онным письмам) об устранении причин и условий, способствующих совершению на административном участке преступлений и админи­стративных правонарушений и реализации названных документов;

- по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству и эффек­тивности их деятельности, поддержке гражданских инициатив в сфе­ре предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

2). Общественное мнение о качестве работы, определяемое по резуль­татам проведения опроса населения, сообщениям в средствах массовой информации, а также по записям в книге отзывов и предложений граждан.

3). Работа с поступающими письмами и обращениями граждан, в том числе:

- наличие повторных жалоб и качество принятых по ним решений;

- наличие подтвердившихся жалоб на незаконные действия при рас­смотрении обращений;

- состояние законности, учетно-регистрационной, исполнительской служебной дисциплины в отчетном периоде;

- организация взаимодействия с сотрудниками структурных под­разделений территориального органа МВД России, а также обще­ственными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отметим, что проблема выработки критериев оценки деятельности территориальных органов МВД России, в целом, и участкового уполно­моченного полиции, в частности, связана не только с определением таких показателей, которые способны полно и всесторонне отразить содержа­ние учитываемой деятельности, но и с разработкой соответствующей ме­тодологии, позволяющей вскрыть объективную сущность оцениваемой деятельности. В конечном итоге ответственность участкового уполномо­ченного связана не столько с состоянием оперативной обстановки на его административном участке, сколько с тем, насколько активно и эффектив­но участковый принимает меры к ее нормализации.

12. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Государственная система профилактики право­нарушений несовершеннолетних, являясь частью или видом социальных связей в обществе, есть урегулированная нормами права и морали сово­купность общественных отношений, складывающихся в сфере предупре­ждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Деятельность этой системы связана с функционированием многих специализированных и неспециализированных государственных и негосу­дарственных субъектов профилактики, направленных на соответствующие объекты предупредительного воздействия и социального контроля, иные факторы, детерминирующие безнадзорность и противоправное поведение лиц, не достигших восемнадцати лет.

Итак, предупреждение правонарушений несовершеннолетних - гло­бальная комплексная проблема, в решении которой должны принимать участие не только органы внутренних дел, но и органы Министерства об­разования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Рос­сийской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, суды, органы местного самоуправле­ния, различные общественные формирования, научно-исследовательские институты.

Обращаясь к классификации субъектов профилактической деятель­ности, подчеркнем, что признаки, лежащие в основе распределения субъ­ектов профилактики по блокам, секторам, ядрам, различны. Так, Г.И. Забрянский распределил государственные и общественные организации, выполняющие профилактические функции, по четырем уровням - ступеням. В основу предложенного им распределения положен принцип соотношения воспитательно-педагогических методов с «карательно-устрашающими». Он определяет систему профилактики как инфраструк­туру и дает следующее разделение ее «ядра».

1. Институты общего социального предупреждения (в настоящее время в Российской Федерации действуют отделы по делам семьи и детей, органы управления образованием, комитеты по делам молодежи, службы занятости населения, государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, учрежде­ния дополнительного образования, центры молодежного досуга, подрост­ковые клубы, молодежные биржи труда, объединения родителей детей, обучающихся в одной школе, центры содействия освобожденным из вос­питательных колоний и специальных воспитательных учреждений, цен­тры обучающих технологий), деятельность которых направлена на обес­печение адекватной социализации основной массы несовершеннолетних, реализацию их прав и законных интересов.

2. Институты первичного специального предупреждения (в Россий­ской Федерации образованы центры социальной помощи семье и детям, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы, социально-реабилитациониые центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, благотворительные органи­зации, работающие с безнадзорными и беспризорными детьми, подрост­ками, имеющими проблемы в связи с употреблением алкоголя и наркоти­ков, службы скорой психолого-педагогической помощи, объединения ро­дителей микрорайонов для защиты детей по принципу «соседский контроль»), оказывающие помощь социально дезадаптированным детям и де­тям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с лицами, не достигшими восемнадцатилетия, имеющими повышенный риск совершения административных и иных правонарушений.

3. Институты вторичного специального предупреждения (созданы специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, специ­альные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временного содержания для несовершеннолетних правона­рушителей, подразделения по делам несовершеннолетних органов внут­ренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав приюты и пансионы, приюты-общины), которые должны осуществлять ресоциализацию, несовершеннолетних правонарушителей и детей, совер­шивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступле­ния административной и уголовной ответственности.

4. Институты уголовно-правового и исполнительного предупрежде­ния (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, воспи­тательные колонии, попечительские советы при воспитательных колони­ях, родительские комитеты при отрядах колоний, объединения родителей осужденных несовершеннолетних, общественные юридические консуль­тации для осужденных), главной задачей которых является предупрежде­ние рецидивной преступности несовершеннолетних.

Предложенная система, по мнению Г.И. Забрянского, должна дей­ствовать на основе принципа, согласно которому каждая последующая группа институтов воздействует на подростка только после безрезультат­ного воздействия предыдущей. Важно отметить, что Г.И. Забрянский в своих доктринальных изысканиях включает в каждую группу институтов инфраструктуры как государственные органы, так и общественные орга­низации. Их взаимодействие - основа функционирования предлагаемой системы. Представляется, что такая классификация не бесспорна и пред­полагает наличие уже досконально выверенного и полностью отлаженно­го механизма управления социальной профилактики.

С позиции Р.В. Морозовой функцию социальной и правовой защиты прав несовершеннолетних осуществляют многочисленные субъекты, ста­тус которых разнообразен и отличается он по многим параметрам: по принадлежности к ветвям государственной власти, по масштабу деятель­ности, поэтому для понимания особенностей статуса этих субъектов важ­на доктрина «специального правового статуса». По ее мнению использо­вание данной доктрины выявило то, что для рассматриваемой системы функция защиты прав несовершеннолетних чаще является одной из задач соответствующего государственного органа, причем эта функция в ста­тутных законах обозначается в общем виде, получая детальную регламен­тацию в специальных нормативных актах, регулирующих вопросы право­вой защиты интересов несовершеннолетних. В системе субъектов защиты прав детей она выделяет крупный блок государственных органов, осу­ществляющих эту функцию с использованием юридических средств (су­ды, органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав, органы опеки и попечительства и др.).

По другой, более общей классификации субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних их принято разделять на специали­зированные государственные и общественные органы и учреждения, ос­новной задачей которых является профилактика правонарушений несо­вершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют про­филактическую деятельность наряду с иными функциями.

К специальным субъектам профилактики правонарушений несовер­шеннолетних относятся:

- правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при ор­ганах исполнительной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации;

- уполномоченный при Президенте Российской Федерации по пра­вам ребенка;

- уполномоченные по правам ребенка в субъектах федерации;

- подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые комплектуются инспекторами по делам несовершеннолетних;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонару­шителей;

- специализированные учебно-воспитательные учреждения несовер­шеннолетних с девиантным поведением (открытого и закрытого типа);

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нужда­ющихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

- государственные и муниципальные учреждения по делам молоде­жи (центры социального обслуживания молодежи, центры социально­психологической помощи);

- общественные формирования (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, внештатные сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие общественные формирования, основными задачами которых является профилактическая работа с детьми).

Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несо­вершеннолетних можно отнести:

- органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль за ее результатами, и призван­ные устранить правовой вакуум в сфере регламентации наименее урегу­лированных нормами права общественных отношений по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия;

- правоохранительные органы в целом, включая органы прокурату­ры и суда;

- институты социального воспитания - семья, школа, трудовой кол­лектив, учреждения культуры, спорта и досуга;

- учреждения здравоохранения и социального обслуживания;

- государственная служба занятости;

- негосударственные учреждения (общественные объединения, ре­лигиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уставами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудо­вое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют утвер­ждению у них здорового образа жизни, содействуют их социальной реа­билитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних.

В указанных органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Феде­рации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функ­ции по профилактике безнадзорности и правонарушений, не достигших восемнадцатилетия лиц. Участие в данной деятельности других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и за­конодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений, осу­ществляющих в качестве основной или одной из своих функций деятель­ность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану их прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних преду­смотренными законодательством мерами.

На данном этапе деятельности государственной модели профилакти­ки социальных отклонений детей и подростков к субъектам профилактики законодательно отнесены: комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости и органы внутренних дел.

Должностным лицом, координирующим комплексную деятельность в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов лиц, не до­стигших восемнадцатилетия, является уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Создание федерального инсти­тута уполномоченного по правам ребенка, вытекающее из целого ком­плекса международных обязательств России, давно обсуждали специали­сты, работающие с детьми и в интересах детей. К настоящему моменту жизнь потребовала его создания ввиду огромного количества вопросов, связанных с обеспечением прав детей, которые находятся на стыке разных ведомств и поэтому трудно решаются.

Таким образом, с 1 сентября 2009 года в соответствии с Указом Пре­зидента Российской Федерации от № 986 в целях обеспечения эффектив­ной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

В функции уполномоченного по правам ребенка по защите прав несовершеннолетних входит:

- рассмотрение обращений несовершеннолетних правонарушителей;

- проведение проверок в местах принудительного содержания несо­вершеннолетних правонарушителей;

- мониторинг ситуации по обеспечению прав несовершеннолетних правонарушителей;

- анализ нормативной правовой базы и правоприменительной прак­тики в субъекте в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

- инициирование нормативных правовых актов по закреплению допол­нительных гарантий защиты прав несовершеннолетних правонарушителей;

- поддержка общественных инициатив по реализации проектов, направленных на защиту прав несовершеннолетних правонарушителей;

- просветительская деятельность по проблемам защиты прав несо­вершеннолетних правонарушителей.

Для выполнения возложенных на него обязанностей уполномочен­ный по правам ребенка имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые све­дения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными гос­ударственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, по­лучать от них соответствующие разъяснения;

- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы мест­ного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ре­бенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно воз­можных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлекать в установленном порядке для осуществления эксперт­ных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Президентом Российской Федерации рекомендовано органам госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации учредить на местах должность уполномоченного по правам ребенка.

Немаловажная роль в процессе профилактики безнадзорности, адми­нистративных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совер­шеннолетия, отводится органам внутренних дел в целом и инспекторам по делам несовершеннолетних в частности. Их основными задачами являются:

- выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

- выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовле­кающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;

- выявление и проведение индивидуальной профилактической рабо­ты с социально неблагополучными семьями;

- выявление обстоятельств, способствующих совершению несовер­шеннолетними преступлений, административных правонарушений, и принятие мер к их устранению;

- привлечение к профилактической работе общественных объедине­ний правоохранительной направленности и граждан.

В соответствии с приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразде­лений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» подразделения по делам несовершеннолетних проводят инди­видуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

а) употребляющих наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо употребляющих одурманивающие веще­ства, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, из­готавливаемые на его основе;

б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры ад­министративного взыскания;

в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которо­го наступает административная ответственность;

г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирени­ем с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда при­знано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто пу­тем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уго­ловной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психи­ческом развитии, не связанного с психическим расстройством;

е) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключе­нием под стражу;

ж) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, осво­божденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с поми­лованием;

з) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку испол­нения приговора;

и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной систе­мы Федеральной службы исполнения наказаний, вернувшихся из специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого тина, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения ре­жима, совершали противоправные деяния;

к) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной систе­мы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений за­крытого типа, если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и нуждаются в социальной помощи и реабилитации;

л) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия;

м) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, ис­правительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лише­нием свободы.

Индивидуальная профилактическая работа проводится подразделе­ниями по делам несовершеннолетних в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрица­тельно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Профилактическая функция органов внутренних дел - это не только их право, но и прямая обязанность, установленная законом. Например, в Феде­ральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (Принят Государственной Думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года) в ст. 2, в числе основных направ­лений деятельности полиции названы предупреждение и пресечение пре­ступлений и административных правонарушений», правда, безотносительно к категории правонарушителей. Ст. 12, где перечисляются обязанности поли­ции, предписывает полиции участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществлять розыск несовершенно­летних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несо­вершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспи­тательных учреждений закрытого типа органа управления образованием.

Помимо этого, в ведомственных нормативных документах МВД России профилактика и предупреждение правонарушений органами внут­ренних дел детализируется и относится к числу приоритетных направле­ний их деятельности.

Обладая специфическими возможностями по пресечению противо­правных действий, сотрудники полиции наделены правом применения це­лого комплекса самых разнообразных по правовой силе воздействия мер профилактики - от общепрофилактических мер убеждения до специаль­ных мер принуждения. Тем самым органы внутренних дел имеют возмож­ность активно воздействовать на множество негативных криминогенных факторов только им присущими методами.

Подводя итог, выскажемся, что по нашему мнению, система превен­ции административных и иных правонарушений несовершеннолетних не может быть унифицировано-стандартизированной для всех субъектов России и должна, по возможности, максимально учитывать региональные особенности, их социальные, демографические, национальные и иные особенности, кадровый и экономический, потенциал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.034 с.)