Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. 3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. 4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск. 7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Несмотря на то, что в тексте статьи не дается прямого указания на то, что в ней сформулированы необходимые для реализации сотрудником полиции права на применение силы и огнестрельного оружия, условия и пределы, из ее смысла вытекает именно данное умозаключение. Под условиями применения силы и огнестрельного оружия следует понимать установленные в законе обстоятельства, от которых зависят возникновение и возможность реализации сотрудником полиции права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную, либо уголовную ответственность сотрудника полиции. Реализация права сотрудника полиции на применение физической сипы, специальных средств и огнестрельного оружия напрямую связывается федеральным законом РФ «О полиции» с обязательным прохождением специальной подготовки, а также периодических проверок на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с их применением. Специальная подготовка к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется в ходе профессиональной подготовки, одной из основных задач которой является поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Специальная подготовка (первоначальная) представляет собой процесс ускоренного приобретения сотрудниками знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел до самостоятельного исполнения служебных обязанностей. В период обучения по месту службы и специальной подготовки (первоначальной) запрещается выдавать сотрудникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны. Затем подготовка сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется в ходе обучения в процессе оперативно-служебной деятельности (профессиональной служебной и физической подготовки) либо переподготовки. Подготовка сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоит из нескольких составных частей: 1) изучение положений законодательства, регламентирующих правовые основания, правила и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В этом разделе профессиональной служебной подготовки сотрудникам дается также представление о видах и основаниях привлечения к ответственности за неправомерное применение силы специальных средств и огнестрельного оружия; 2) изучение тактико-технических характеристик и материальной части, применяемых в органах внутренних дел специальных средств и огнестрельного оружия, а также правил обращения с ними; 3) практические занятия, направленные на овладение обучаемыми боевыми приемами борьбы, навыками обращения со специальными средствами и огнестрельным оружием. По окончании специальной подготовки (первоначальной) каждый из обучаемых сдает зачет. Контроль знаний носит комплексный характер и преследует цель оценить уровень подготовки сотрудника по всем направлениям профессионального обучения. Оцениваются знания и умения обучаемых по двухбалльной системе. Если хотя бы по одному из зачетов обучаемому ставится неудовлетворительная оценка, то общий зачет он не получает. Результаты специальной подготовки (первоначальной) и предложения по дальнейшему использованию выпускников отражаются в Заключении о прохождении специального профессионального обучения, которое направляется в комплектующий орган внутренних дел по месту службы сотрудника для приобщения к личному делу. Руководитель комплектующего органа внутренних дел на основании результатов обучения по месту службы и специальной первоначальной подготовки принимает решение о допуске сотрудника к самостоятельному исполнению служебных обязанностей и в установленном порядке закрепляет за ним табельное оружие. С этого момента сотрудник полиции, за которым табельное огнестрельное оружие в установленном законом порядке еще не закреплено, уже имеет право на применение силы и имеющегося у пего на законных основаниях оружия (либо подручных средств) для реализации возложенных на полицию задач, на основании и в пределах, предусмотренных разделом V Федерального закона РФ «О полиции». Положенное по табелю вооружение и боеприпасы выдаются и закрепляются за личным составом на все время службы в данном подразделении. Специальные средства не подлежат закреплению за конкретным сотрудником. При убытии сотрудника из подразделения (в случае перевода или увольнения) оружие и боеприпасы подлежат возврату на склад но месту их получения. Специальные средства выдаются сотруднику органа внутренних дел на служебное время на основании приказа о его назначении на должность, предусматривающую соответствующие должностные обязанности и заключения о прохождении специального первоначального обучения, а также периодических проверок на пригодность к действиям в условиях связанных с их применением. Основанием для выдачи сотруднику огнестрельного оружия является его рапорт, подаваемый по команде руководителя. Начальник подразделения дает распоряжение подготовить приказ о закреплении на все время службы в данном подразделении за сотрудником табельного вооружения и боеприпасов к нему с правом на их ношение и хранение в служебное время. При этом сотруднику полиции оформляется удостоверение с записью о разрешении на хранение и ношение огнестрельного оружия, и выдается на руки карточка-заместитель на закрепленное оружие. Карточка-заместитель выдается сотруднику под роспись. При получении полицейским закрепленного за ним оружия и боеприпасов, карточка-заместитель передается оперативному дежурному и помещается в место хранения оружия. При приеме оружия, боеприпасов, дежурным возвращается карточка-заместитель. С этого момента сотрудник полиции имеет право применять и использовать для несения службы и выполнения оперативно-служебных задач в рамках полномочий, предоставленных разделом V Федерального закона «О полиции» выдаваемое ему табельное огнестрельное оружие. Руководители органов (подразделений, учреждений) внутренних дел обязаны осуществлять в течение учебного года проверку знаний обучаемых в ходе семинарских и практических занятий путем собеседований, зачетов, контрольных стрельб и других форм. При проведении проверок оцениваются уровень профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников по отдельным разделам служебной и боевой подготовки. Если, говоря о проверке на пригодность к действиям в условиях применения физической силы и огнестрельного оружия, мы руководствуемся общими нормами приказа МВД России от 03.07.2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», то применительно к специальным средствам действуют отдельные нормы. Так ч. 6 ст. 18 Федерального закона РФ «О полиции» гласит, что «право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке допуск». И общий порядок ежегодных проверок на пригодность к использованию специальных средств распространяется только на эту категорию сотрудников полиции. Остальные сотрудники полиции указанную проверку проходят, как правило, при аттестации, но не реже 1 раза в 5 лет. Сотрудники, не справившиеся с зачетом на профессиональную пригодность к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не допускаются к выполнению служебных обязанностей, связанных с использованием силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Указанные сотрудники аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Законодательством предусмотрено, что они могут быть уволены со службы в органах внутренних дел по служебному несоответствию в аттестационном порядке. А до вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции должен быть отстранен от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Другое условие, с наличием которого законодатель связывает право сотрудника полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоит в том, что не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерные ранения. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств и огнестрельного оружия утверждается Правительством РФ. Указанные перечни являются исчерпывающими, но, вместе с тем, могут в установленном законом порядке дополняться. Включение новых видов специальных средств и огнестрельного оружия осуществляется на основании заключения межведомственной комиссии. В состав названной комиссии входят представители МВД России, МО России, Минздравсоцразвития России, научно-исследовательских учреждений и др. В качестве мерила правомерности (пределов) применения сотрудником полиции силы и огнестрельного оружия, выступают нормы уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Главным же пределом правовой активности сотрудника органов внутренних дел, применяющего физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, является соразмерность причиняемого при этом вреда, вреду предотвращаемому. Сотрудник, допустивший превышение пределов необходимой обороны или крайней необходимости будет нести ответственность, в порядке, предусмотренном законом. Равно, влечет за собой ответственность, установленную законом применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий. Совокупность рассмотренных норм, в целостности, составляет правовую основу и устанавливает пределы применения сотрудником полиции физической силы и специальных средств. Право сотрудников полиции на хранение и ношение специальных средств и огнестрельного оружия может быть реализовано в двух формах: 1) хранение и ношение в служебное время; 2) постоянное хранение и ношение. Табельное боевое ручное стрелковое оружие при ношении должно быть надежно закреплено пистолетным (револьверным) шнуром, исключающим возможность утраты оружия. Ношение табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств без использования специального снаряжения (кобур, пистолетного (револьверного) шнура, автоматного ремня и другое) запрещается. Специальные средства, также подлежат ношению посредством их размещения в специально предназначенных карманах, либо иным способом, обеспечивающим их надежную сохранность. Во время ношения и хранения табельного огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств, сотрудникам запрещается передавать их другим лицам либо оставлять без присмотра. Одновременно в законодательстве существует ограничение и на обнажение оружия, демонстрацию вооружения. Извлекать специальные средства и огнестрельное оружие можно только при наличии оснований для их применения, либо в случаях, когда такие основания, по мнению сотрудника, могут возникнуть. Контролировать соблюдение необходимых мер личной безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами обязаны командир строевого подразделения полиции и его заместители. При этом проверять несение службы путем попытки отобрать оружие запрещается. Особый порядок хранения о ношения предусмотрен, также при выезде сотрудника в служебную командировку с табельным боевым ручным стрелковым оружием, боеприпасами и специальными средствами. В данном случае в его командировочном удостоверении делается отметка с указанием модели табельного боевого ручного стрелкового оружия, его серии и номера, количества патронов и наличия специальных средств. Запись в командировочном удостоверении скрепляется печатью органа (подразделения) внутренних дел. В месте пребывания, при отсутствии возможности надежной сохранности табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств командированные сотрудники сдают его в дежурную часть ближайшего органа внутренних дел. Порядок реализации права сотрудника органов внутренних дел на постоянное ношение и хранение спецсредств и оружия определяется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. № 938.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.011 с.) |