ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия



1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 

Несмотря на то, что в тексте статьи не дается прямого указания на то, что в ней сформулированы необходимые для реализации сотрудником полиции права на применение силы и огнестрельного оружия, условия и пределы, из ее смысла вытекает именно данное умозаключение.

Под условиями применения силы и огнестрельного оружия следует понимать установленные в законе обстоятельства, от которых зависят воз­никновение и возможность реализации сотрудником полиции права на при­менение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы, специальных средств и ог­нестрельного оружия - это законодательно установленные границы при­менения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисци­плинарную, либо уголовную ответственность сотрудника полиции.

Реализация права сотрудника полиции на применение физической си­пы, специальных средств и огнестрельного оружия напрямую связывается федеральным законом РФ «О полиции» с обязательным прохождением спе­циальной подготовки, а также периодических проверок на профессиональ­ную пригодность к действиям в условиях, связанных с их применением.

Специальная подготовка к действиям в условиях, связанных с примене­нием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осу­ществляется в ходе профессиональной подготовки, одной из основных задач которой является поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Специальная подготовка (первоначальная) представляет собой про­цесс ускоренного приобретения сотрудниками знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внут­ренних дел до самостоятельного исполнения служебных обязанностей.

В период обучения по месту службы и специальной подготовки (пер­воначальной) запрещается выдавать сотрудникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выпол­нение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.

Затем подготовка сотрудников полиции к действиям в условиях, свя­занных с применением физической силы, специальных средств и огне­стрельного оружия, осуществляется в ходе обучения в процессе оперативно-служебной деятельности (профессиональной служебной и физической подготовки) либо переподготовки.

Подготовка сотрудников полиции к действиям в условиях, связан­ных с применением физической силы, специальных средств и огнестрель­ного оружия, состоит из нескольких составных частей:

1) изучение положений законодательства, регламентирующих право­вые основания, правила и порядок применения физической силы, специ­альных средств и огнестрельного оружия. В этом разделе профессиональ­ной служебной подготовки сотрудникам дается также представление о видах и основаниях привлечения к ответственности за неправомерное применение силы специальных средств и огнестрельного оружия;

2) изучение тактико-технических характеристик и материальной ча­сти, применяемых в органах внутренних дел специальных средств и огне­стрельного оружия, а также правил обращения с ними;

3) практические занятия, направленные на овладение обучаемыми боевыми приемами борьбы, навыками обращения со специальными сред­ствами и огнестрельным оружием.

По окончании специальной подготовки (первоначальной) каждый из обучаемых сдает зачет. Контроль знаний носит комплексный характер и преследует цель оценить уровень подготовки сотрудника по всем направ­лениям профессионального обучения. Оцениваются знания и умения обу­чаемых по двухбалльной системе. Если хотя бы по одному из зачетов обу­чаемому ставится неудовлетворительная оценка, то общий зачет он не получает. Результаты специальной подготовки (первоначальной) и предло­жения по дальнейшему использованию выпускников отражаются в За­ключении о прохождении специального профессионального обучения, ко­торое направляется в комплектующий орган внутренних дел по месту службы сотрудника для приобщения к личному делу.

Руководитель комплектующего органа внутренних дел на основании результатов обучения по месту службы и специальной первоначальной подготовки принимает решение о допуске сотрудника к самостоятельному исполнению служебных обязанностей и в установленном порядке закреп­ляет за ним табельное оружие. С этого момента сотрудник полиции, за ко­торым табельное огнестрельное оружие в установленном законом порядке еще не закреплено, уже имеет право на применение силы и имеющегося у пего на законных основаниях оружия (либо подручных средств) для реа­лизации возложенных на полицию задач, на основании и в пределах, предусмотренных разделом V Федерального закона РФ «О полиции».

Положенное по табелю вооружение и боеприпасы выдаются и за­крепляются за личным составом на все время службы в данном подразде­лении. Специальные средства не подлежат закреплению за конкретным сотрудником. При убытии сотрудника из подразделения (в случае пере­вода или увольнения) оружие и боеприпасы подлежат возврату на склад но месту их получения.

Специальные средства выдаются сотруднику органа внутренних дел на служебное время на основании приказа о его назначении на должность, предусматривающую соответствующие должностные обязанности и за­ключения о прохождении специального первоначального обучения, а так­же периодических проверок на пригодность к действиям в условиях связанных с их применением. Основанием для выдачи сотруднику огне­стрельного оружия является его рапорт, подаваемый по команде руководителя. Начальник подразделения дает распоряжение подготовить при­каз о закреплении на все время службы в данном подразделении за со­трудником табельного вооружения и боеприпасов к нему с правом на их ношение и хранение в служебное время. При этом сотруднику полиции оформляется удостоверение с записью о разрешении на хранение и ноше­ние огнестрельного оружия, и выдается на руки карточка-заместитель на закрепленное оружие. Карточка-заместитель выдается сотруднику под роспись. При получении полицейским закрепленного за ним оружия и бо­еприпасов, карточка-заместитель передается оперативному дежурному и помещается в место хранения оружия. При приеме оружия, боеприпасов, дежурным возвращается карточка-заместитель.

С этого момента сотрудник полиции имеет право применять и ис­пользовать для несения службы и выполнения оперативно-служебных за­дач в рамках полномочий, предоставленных разделом V Федерального за­кона «О полиции» выдаваемое ему табельное огнестрельное оружие.

Руководители органов (подразделений, учреждений) внутренних дел обязаны осуществлять в течение учебного года проверку знаний обучае­мых в ходе семинарских и практических занятий путем собеседований, зачетов, контрольных стрельб и других форм. При проведении проверок оцениваются уровень профессиональных знаний, умений и навыков со­трудников по отдельным разделам служебной и боевой подготовки.

Если, говоря о проверке на пригодность к действиям в условиях при­менения физической силы и огнестрельного оружия, мы руководствуемся общими нормами приказа МВД России от 03.07.2012 г. № 663 «Об утвер­ждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должно­стей в органах внутренних дел Российской Федерации», то применительно к специальным средствам действуют отдельные нормы. Так ч. 6 ст. 18 Фе­дерального закона РФ «О полиции» гласит, что «право на применение све­товых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке допуск». И общий порядок ежегодных проверок на пригодность к исполь­зованию специальных средств распространяется только на эту категорию сотрудников полиции. Остальные сотрудники полиции указанную провер­ку проходят, как правило, при аттестации, но не реже 1 раза в 5 лет.

Сотрудники, не справившиеся с зачетом на профессиональную при­годность к действиям в условиях применения физической силы, специ­альных средств и огнестрельного оружия, не допускаются к выполнению служебных обязанностей, связанных с использованием силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Указанные сотрудники аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Законодательством преду­смотрено, что они могут быть уволены со службы в органах внутренних дел по служебному несоответствию в аттестационном порядке. А до вы­несения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник поли­ции должен быть отстранен от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огне­стрельного оружия.

Другое условие, с наличием которого законодатель связывает право сотрудника полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоит в том, что не допускается приня­тие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерные ранения.

Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств и огнестрельного оружия утверждается Правительством РФ. Указанные пе­речни являются исчерпывающими, но, вместе с тем, могут в установлен­ном законом порядке дополняться. Включение новых видов специальных средств и огнестрельного оружия осуществляется на основании заключе­ния межведомственной комиссии. В состав названной комиссии входят представители МВД России, МО России, Минздравсоцразвития России, научно-исследовательских учреждений и др.

В качестве мерила правомерности (пределов) применения сотрудни­ком полиции силы и огнестрельного оружия, выступают нормы уголовно­го законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Главным же пределом правовой активности сотрудника органов внутренних дел, применяющего физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, является соразмерность причиняемого при этом вреда, вреду предотвращаемому. Сотрудник, допустивший превышение пределов необходимой обороны или крайней необходимости будет нести ответственность, в порядке, предусмотренном законом.

Равно, влечет за собой ответственность, установленную законом применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий.

Совокупность рассмотренных норм, в целостности, составляет пра­вовую основу и устанавливает пределы применения сотрудником полиции физической силы и специальных средств.

Право сотрудников полиции на хранение и ношение специальных средств и огнестрельного оружия может быть реализовано в двух формах:

1) хранение и ношение в служебное время;

2) постоянное хранение и ношение.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие при ношении должно быть надежно закреплено пистолетным (револьверным) шнуром, исключающим возможность утраты оружия. Ношение табельного боевого ручного стрелко­вого оружия, боеприпасов и специальных средств без использования специ­ального снаряжения (кобур, пистолетного (револьверного) шнура, автоматно­го ремня и другое) запрещается. Специальные средства, также подлежат но­шению посредством их размещения в специально предназначенных карма­нах, либо иным способом, обеспечивающим их надежную сохранность.

Во время ношения и хранения табельного огнестрельного оружия, бо­еприпасов, специальных средств, сотрудникам запрещается передавать их другим лицам либо оставлять без присмотра. Одновременно в законода­тельстве существует ограничение и на обнажение оружия, демонстрацию вооружения. Извлекать специальные средства и огнестрельное оружие можно только при наличии оснований для их применения, либо в случаях, когда такие основания, по мнению сотрудника, могут возникнуть.

Контролировать соблюдение необходимых мер личной безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами обязаны командир строевого подразделения полиции и его заместители. При этом проверять несение службы путем попытки отобрать оружие запрещается.

Особый порядок хранения о ношения предусмотрен, также при вы­езде сотрудника в служебную командировку с табельным боевым ручным стрелковым оружием, боеприпасами и специальными средствами. В дан­ном случае в его командировочном удостоверении делается отметка с ука­занием модели табельного боевого ручного стрелкового оружия, его серии и номера, количества патронов и наличия специальных средств. Запись в командировочном удостоверении скрепляется печатью органа (подразде­ления) внутренних дел.

В месте пребывания, при отсутствии возможности надежной со­хранности табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств командированные сотрудники сдают его в дежур­ную часть ближайшего органа внутренних дел.

Порядок реализации права сотрудника органов внутренних дел на по­стоянное ношение и хранение спецсредств и оружия определяется Инструк­цией , утвержденной приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. № 938.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.243.64 (0.006 с.)