Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие формы административной деятельности полиции и ее виды: правовые и неправовые.

Поиск

Правовая форма государственного управления - это юридически оформленные деяния органов исполнительной власти или иного субъекта, осуществляемые в рамках компетенции и влекущие юридические последствия.

Признаки правовой формы гос. управления:

1). Установление в НПА процедуры осуществления юридических последствий применения данной нормы;

2). Государственно-властная природа (осуществление властных полномочий);

3). Подзаконность полномочий органов управления, их должностных лиц;

4). Исполнительно - распорядительные действия в качестве содержания формы.

Правовые формы по содержанию подразделяются на правотворче­скую (правоустановительную) деятельность, которая заключается в изда­нии нормативных юридических актов, направленных на регулирование внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел. Осу­ществляется на основе и во исполнение законов, постановлений, указов, решений органов государственной власти и носит подзаконный характер.

Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федера­ции, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопреде­ленный круг лиц. Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами ис­полнительной власти.

Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уста­вов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых ак­тов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утвер­ждаются приказами МВД России.

Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирова­ние различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.

Статусные документы органов внутренних дел, их структурных под­разделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде по­ложений и уставов.

Положение определяет задачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.

Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.

Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.

Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) опера­тивно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).

Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком поряд­ке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида де­ятельности.

В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется поря­док реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.

Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых ак­тов. Например, приказы, утверждающие концепции совершенствования деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел, повышения эффективности отдельных направлений органов внутренних дел, решения коллегий, в которых на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов формулируются основные направления государственной поли­тики и меры по ее реализации в установленной сфере деятельности.

В рамках реализации административной реформы федеральными ор­ганами исполнительной власти активно разрабатываются административ­ные регламенты. Административные регламенты исполнения государ­ственных функций и административные регламенты предоставления госу­дарственных услуг определяют сроки и последовательность действий (ад­министративные процедуры) федерального органа исполнительной вла­сти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федераль­ными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

Следует заметить, что нормативные правовые акты федеральных ор­ганов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанно­сти человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организа­ций или имеющие межведомственный характер должны пройти государ­ственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, после чего подлежат обязательному официальному опубликованию.

Несоблюдение этих двух требований означает, что правовые акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут слу­жить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Среди актов управления территориальных органов МВД России на районном уровне нормативные акты составляют сравнительно немного­численную группу. Основными же являются нормативные акты, принима­емые МВД России и МВД республик, входящих в состав Российской Фе­дерации, а также в некоторой мере акты ГУ МВД России, УМВД России субъектов Российской Федерации. Поэтому в актах территориальных ор­ганов МВД России на районном уровне устанавливаются лишь производ­ные нормы, т. е. такие правила служебной деятельности, которые базиру­ются на предписаниях вышестоящих органов внутренних дел и конкрети­зируют их применение к местным условиям работы соответствующего ор­гана. Конкретизация может выражаться в распределении (уточнении) функциональных обязанностей сотрудников аппаратов или служб, опре­делении форм и методов их работы, установлении правил внутреннего распорядка и т. п.

Специфика полномочий полиции состоит в том, что при осуществле­нии внешневластной деятельности она не издает' нормативные акты. Такие акты принимаются только по внутриорганизационным вопросам и всегда адресуются сотрудникам полиции. В них устанавливаются правила служеб­ной деятельности, которые опираются на предписания законов или актов вышестоящих органов и конкретизируют их применение с учетом местных условий (например, обязанности по участию в усилении охраны обществен­ного порядка или по организации взаимодействия с общественностью).

Особыми формами нормативных актов управления полиции являют­ся планы работы, единая дислокация нарядов, планы проведения рейдов (операций), типовые планы действий личного состава при возникновении чрезвычайных ситуаций и др. В них на определенный период могут ста­виться задачи всему или части личного состава территориальных органов МВД России на районном уровне по месту и времени, излагаться формы взаимодействия между нарядами и службами, предписываться тактиче­ские приемы (общие) несения службы и т. п.

Правоприменительную деятельность, которая состоит в разрешении на основе норм права индивидуальных конкретных дел (вопросов) и со­провождается изданием индивидуального акта непосредственно влекуще­го юридические последствия.

Индивидуальные акты управления - основной вид актов управления полиции. К ним относятся такие, в которых содержатся указания, адресо­ванные конкретному субъекту, и рассчитанные на однократное примене­ние. Их назначение состоит в применении норм права к конкретному слу­чаю, лицу.

К примеру, к таким актам относится выдача разрешений (лицензий) гражданам и организациям, которая влечет возникновение новых прав и обязанностей. Так, полиция в соответствии с законодательством выдает лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. С этими актами управления полиции связывается также осуществление надзора (контроля) за соблюдением установленных правил обращения и функционирования указанных предметов и объектов.

Важное значение среди индивидуальных актов управления полиции имеет регистрация юридически значимых фактов. Регистрация - это офи­циальное констатирование в соответствующих записях (отметках) поли­ции определенных фактов, имеющих непосредственное отношение к обеспечению установленного порядка управления, общественного поряд­ка и общественной безопасности, в целях их учета, документального оформления и последующего контроля. Подразделения полиции по охране общественного порядка в соответствии с действующим законода­тельством регистрируют автомототранспорт индивидуальных владельцев, а также предприятий, учреждений и организаций, огнестрельное оружие. С фактом регистрации нормы права связывают определенные юридиче­ские последствия (право на управление конкретным транспортным сред­ством (его эксплуатацию), право на хранение, ношение и использование огнестрельного оружия, реализацию других субъективных прав).

В качестве самостоятельной правовой формы административной дея­тельности рассматривают также заключение административных договоров. К числу таких административных договоров можно отнести: контракт о по­лиции службе в органах внутренних дел, договор на охрану объекта силами подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения конкретных управленческих дел, реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере управления внутренними делами.

Правоохранительная форма деятельности нацелена на охрану урегу­лированных юридическими нормами общественных отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность.

Неправовые формы - это деятельность, совершаемая любым из властных субъектов административного права без юридического оформления, в рамках ежедневной деятельности, носящий внутриорганизационный, вспомогательный характер по отношению к внешней исполнительно-распорядительной деятельности (инструктаж, построение, совещание, круглые столы и т.д.)

К неправовым формам административной дея­тельности органов внутренних дел (полиции) относятся:

- организационные действия;

- материально-технические действия.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимо­действия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместных меропри­ятий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимо­действие субъекта и объекта управления. В частности, сущность внешне организационных действий состоит в привлечении граждан и обществен­ных объединений к охране общественного порядка и обеспечению обще­ственной безопасности путем разъяснения сущности и значения правовых актов, проведения отчетов сотрудников перед населением, участия-в со­браниях трудовых коллективов.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых, несмотря на их неюридический характер, является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческо­го решения при осуществлении правоприменительной и правоустанови- тельной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизвод­ства, адресно-справочная работа и т. п.).

Эти действия играют важную роль в получении, передаче и хране­нии информации, ведении статистического и оперативного учета. Посред­ством их производится подготовка всевозможных справок, обзоров, ори­ентировок, размножение различных материалов, хранение и оформление документов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осу­ществляется хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуж­дения и специальных технических средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.011 с.)