Виды административного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды административного процесса.



Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п. Исполнительная власть как государственно-управленческая деятельность осуществляется в различной процессуальной форме. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного поведения. Административно-процессуальная деятельность имеет двоякий характер: правоприменительный и правоохранительный. В рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Основу понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность двух видов: а) административно-процедурная - распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией (реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий); б) административно-юрисдикционная - осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании. Действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом издание ненормативных, т.е. индивидуальных правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального административного права. Поэтому основанием административно-процессуальной деятельности являются индивидуальные дела. Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц). Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, не относятся к административному процессу. Часть процессуальных действий исполнительных органов (должностных лиц) может осуществляться без издания индивидуальных актов в порядке применения регламентированных правом процессуальных мер: административное задержание физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п. На основе изложенного административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти. Административный (административно-юрисдикционный) процесс - совокупность административно-процессуальных норм, основанная на них деятельность исполнительных органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них задач по применению санкций при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления. Административный процесс характеризуется следующими особенностями:» Вид юридического процесса.» Форма властной деятельности субъектов исполнительной власти.» Цель достижения определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел.» Регламентируется административно-процессуальными нормами.» Оформляется специальными документами - промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах. Структура административного процесса - его внутреннее строение, состоящее из системы административных производств. В зависимости от содержания административный процесс можно разделить на три части: 1) процесс административного правотворчества. Производство административного правотворчества - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разработке и принятию нормативно-правовых актов. 2) оперативно-распорядительный (правонаделительный) процесс. Административно-распорядительное производство - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность исполнительных органов и должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел. В структуре оперативно-распорядительного процесса выделяют: ♦ поощрительное производство; ♦ распоряделительное производство; ♦ лицензионно-разрешительное производство; ♦ производство по комплектованию личного состава и др.; 3) административно-юрисдикционный процесс. В административно-юрисдикционном процессе объединены производства: по жалобам и заявлениям граждан; по делам об административных правонарушениях; по применению мер административного пресечения; дисциплинарное производство. Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются между собой: * непосредственными задачами и целями; * особым кругом участников и спецификой их правового статуса; * юридическими фактами; * сроками совершения; * процессуальным оформлением; Общими для административного процесса, а, следовательно, и для любого входящего в него производства, являются следующие стадии: а) анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.); б) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает; прекращает); в) исполнение решения. В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими, и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения). Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета. Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. — все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств. Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам: а) юрисдикционное производство; б) процедурное производство. Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты: ≈ преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; ≈ юридически властное начало; ≈ урегулированность административно-процессуальными нормами; ≈ административно-процессуальные отношения и принципы и т.п. Административно-процессуальные нормы регулируют правоприменительную деятельность, прежде всего, исполнительных органов (должностных лиц), т.е. практическую реализацию принадлежащих им юридически властных полномочий распорядительного характера. Одновременно этими нормами регламентируется такого же рода деятельность судебных органов. Существенное значение для содержания административно-процессуальных норм имеет устанавливаемый ими механизм процессуальных гарантий для граждан как участников юрисдикционного производства. Процессуальное положение гражданина выражается в том, что он обладает установленными процессуальными правами и обязанностями и имеет фактическую возможность реализовать их в ходе рассмотрения и разрешения индивидуальных административных дел (например, подачей жалобы. Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений — административно-процессуальных отношений. В них всегда представлена официальная сторона — субъект административно-юрисдикционной деятельности, правомочный решать индивидуальные административные дела в одностороннем юридически властном порядке. Главной их особенностью является то, что в их рамках обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников, т.е. они относятся к административно-правовым отношениям горизонтального типа. Во всех случаях осуществления административно-юрисдикционной деятельности необходимо обеспечение определенных процессуальных принципов. Законность - реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком. Объективная истина - принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела. Процессуальное равенство граждан перед законом и органом, разрешающим дело - участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, др. обстоятельств. Гласность - публичность и доступность гражданам; исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса. Национальный язык - процесс ведется на русском языке или языке субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Оперативность - максимально короткие сроки. Экономичность - минимум материальных затрат и сжатые сроки действий. Ответственность за ненадлежащее ведение процесса - должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность. Компетентность означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-юрисдикционного характера. Охрана интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами административно-юрисдикционного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства. Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела и др. В административном процессе принимают участие различные лица, перечень которых соответствует в основном участникам административного права. Участники административного процесса - лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью, которая включает правоспособность и дееспособность. Правоспособность - способность лица иметь в силу административно- процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность - установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе. Виды участников административного процесса: 1) Физические лица: ~ Граждане РФ, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства. ~ Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований 2) Юридические лица:» Государственные органы, предприятия и учреждения.» Государственные служащие.» Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.005 с.)