Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и предметы ведения местного самоуправления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постепенное движение России к правовому государству, переход к новым формам и методам управления обществом закономерно обусловливает развитие и совершенствование местного самоуправления. В качестве одной из основ конституционного строя РФ признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Кроме того, в Конституции РФ выделена самостоятельная гл. 8, посвященная местному самоуправлению (ст. ст. 130-133). Местное самоуправление имеет глубокие исторические корни в российском обществе. Оно не всегда было конституционно, не носило абсолютного характера, ограничивалось централизмом и абсолютизмом монархической власти, но его роль в управлении обществом, влияние на судьбу народа несомненны. В X-XI вв. территория русского государства делилась на части, именуемые «землями» и «волостями», которые имели значительный масштаб самоуправления. Реальное положение общины в обществе определялось политикой царского правительства. Наиболее четко оно зафиксировано в Манифесте от 19 февраля 1861 г., во втором разделе «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления» содержатся наиболее существенные элементы, присущие местному самоуправлению. По инициативе дворянских представителей 1 января 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В этом Положении содержалось: 1) всесловный характер земств, т. е. всем слоям местного населения предоставлялось право участвовать в управлении. Но существенным критерием избирательного права являлся имущественный ценз, а также избирать и быть избранными в земские органы могли только собственники определенных размеров собственности. Выборы проводились по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ — на трех уездных избирательных съездах; 2) функционирование земских учреждений вне системы государственных органов; 3) наделение земств значительными полномочиями в решении широкого круга местных проблем: заведование имуществом, капиталами и денежными сборами земства; социальная помощь; торговля, промышленность, почтовая служба, правопорядок и др; 4) введение земской системы только на двух административногосударственных уровнях: уездном и губернском. Земство не имело своих структур ни на низшем (волость, селение), ни на высшем общероссийском уровне. В волостях и селениях аналогичные функции осуществляли сельские общины, крестьянский мир;
5) четкая правовая регламентация земской системы и деятельности ее органов; 6) наличие у земств прочной финансово-экономической базы (местный налог, целевые дотации государства, прибыль от торгово-промышленной деятельности земств, частные пожертвования и др.). В 1917 г. их функционирование было прекращено Декретом СНК РСФСР, а в течение 1918 г. были упразднены земские учреждения всех уровней. Сегодня, когда в стране идет муниципальная революция, уже определены основные направления в решении проблемы становления городского самоуправления: — инициатива власти должна исходить непосредственно от населения по принципу «снизу — вверх»; — кардинально меняется характер влияния народных избранников на все стороны общественной жизни (перспектива — не руководить, а управлять и координировать); — создается экономическая основа местного самоуправления (природные ресурсы, коммунальная и иная собственность); — обеспечивается финансовая самостоятельность путем изменения бюджетной и налоговой политики с целью удовлетворения всех нужд города; — гарантируется прямое включение всех граждан в управлении городом посредством участия в референдумах. Однако следует согласиться с тем, что реальной практики, реального самоуправления пока еще нет. Оно как бы «вводится» сверху Конституцией РФ другими нормативными актами. В настоящее время понятие местного самоуправления можно рассматривать в следующих аспектах: 1) местное самоуправление — это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами (ст. 32, ч. 2 Конституции РФ — право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в конференциях; ст. 130, ч.1 — местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения); 2) местное самоуправление — это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; 3) местное самоуправление — форма народовластия, т. е. форма осуществления народом принадлежащей ему власти (ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ);
4) местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по вертикали) определяет систему управления (деление властей по горизонтали) — ст. 12 и ч. 1 ст. 16 Конституции РФ. Признаками (атрибутами) местного самоуправления являются территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты. Критерии местного самоуправления: 1) правовая оформленность (Конституция РФ, федеральные законы и другие правовые акты); 2) осуществление управления в интересах населения, для населения (фактически речь идет о совпадении источника власти и носителя власти); 3) разрешение местных дел, удовлетворение потребностей, которые преимущественно необходимы в повседневной жизни (предметы ведения); 4) баланс государственных и местных интересов на уровне местного самоуправления обеспечивается законом (компетенция, сочетание форм непосредственной и представительной демократии, особый порядок назначения и смещения главы исполнительной власти); 5) под собственные предметы ведения самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности; 6) реальные возможности принимать решающее участие в управлении делами государства (разные формы); 7) одна из целей местного самоуправления — развитие у граждан чувства принадлежности к одному сообществу (учет национальных, исторических и других особенностей); 8) сознательное участие граждан в управлении (по природе); 9) необходимый уровень правосознания граждан (разработка своих нормативных актов); 10) наличие способности к активной корректирующей деятельности (отзыв выборных лиц, способность нести ответственность); 11) преобладание методов убеждения над методами принуждения; 12) совпадение объекта и субъекта управления; 13) превращение местного сообщества из участников (объектов) управления в его первичных субъектов, т. е. субъектов самоуправления; 14) местное самоуправление — часть демократической организации цивилизованного общества и часть единой структуры организации власти и управления в стране. При разработке первого Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты Государственной думы ориентировались на положения Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. Ее цель — оказать содействие правительствам в выработке концепции независимости местных властей и децентрализации власти. В Хартии определены три основных принципа этой концепции: — конституционное признание местной автономии и признание ее в качестве неотъемлемой части самого понятия демократического государства; — определение местного самоуправления как право и способность муниципалитетов регулировать и решать в рамках своей ответственности значительную часть государственных, общественных вопросов в интересах населения своих территорий; — выборы представительных органов на основе всеобщего голосования. Прежде чем раскрыть понятие и содержание местного самоуправления, рассмотрим полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления.
Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти относятся: — определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; — правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; — правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации относятся: — правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Федерации в случаях и порядке, установленных федеральным законом; — правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; — правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц; — правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Поскольку в Федеральном законе используются понятия: сельское поселение, городское поселение, поселение, муниципальный район, городской округ и другие термины, рассмотрим, что относится к вопросам местного значения поселения в целом: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; 5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; 6) обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и организация строительства содержания муниципального жилищного фонда; 7) создание условий для предоставления транспортных услуг; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах; 10) создание условий для обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 11) организация библиотечного обслуживания; 12) создание условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры; 13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения; 14) обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта; 15) создание условий для массового отдыха жителей; 16) оказание содействия в установлении в соответствии с Федеральным законом опеки и попечительства; 17) формирование архивных фондов; 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 19) организация благоустройства и озеленения территории; 20) планирование застройки территории; 21) организация освещения улиц и установки указателей с их названиями и номерами домов; 22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.011 с.) |