Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О судебной практике применения законодательства об административном надзоре↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 68 из 68 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативное постановлениеВерховного Суда Республики Казахстан № 3 от 20 июня 2005 года
В целях правильного и единообразного применения в судебной практике законодательства об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и при квалификации преступлений, связанных со злостным нарушением правил административного надзора, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет: 1. Законодательство об административном надзоре основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее - УИК), Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП), Закона Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) и других нормативных правовых актов Республики Казахстан. Административный надзор, как форма предупреждения рецидивной преступности, реализуется на основе соблюдения принципов законности, гарантии прав и свобод человека и гражданина. 2. Следует строго соблюдать срок, на который может быть установлен административный надзор. В соответствии со статьей 6 Закона административный надзор первоначально устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года, который может быть продлен каждый раз сроком на 6 месяцев, но не более чем до 2 лет. Срок действия административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу постановления суда. Срок административного надзора может быть продлен не позднее последнего дня срока его действия. При наступлении условий прекращения административного надзора, сотрудники органов внутренних дел, обязаны немедленно вынести постановление о прекращении административного надзора, которое утверждается начальником органа внутренних дел. Невынесение или несвоевременное вынесение постановления о прекращении административного надзора не влечет его продление. Поэтому нарушение правил административного надзора после истечения его срока не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 366 КоАП. Лицо не может быть также привлечено к уголовной ответственности по части третьей статьи 362 УК, если в отношении него не были соблюдены требования Закона о сроках установления административного надзора и его продления. 3. Действие Закона распространяется только на лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы на территории Республики Казахстан. Установленный статьей 2 Закона перечень лиц, за которыми может быть установлен административный надзор, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Административный надзор, в частности, не может быть установлен за лицами, имеющими судимость за преступления: - совершенные по неосторожности или в несовершеннолетнем возрасте; - декриминализированные в связи с изменениями уголовного закона; - относящиеся к категории тяжких или особо тяжких, за совершение которых они не отбывали наказание в местах лишения свободы. Лица, судимые два раза к лишению свободы за умышленные преступления и не отбывавшие наказание в местах лишения свободы, а также имеющие снятые или погашенные в установленном уголовным законом порядке судимости, не могут подвергаться административному надзору. В соответствии с требованиями статьи 5 УК об обратной силе уголовного закона, смягчающего наказуемость деяния, административный надзор не может быть также установлен в отношении лица, судимого и отбывшего наказание за тяжкое преступление, которое измененным законом отнесено к преступлению средней тяжести. Если деяние, за которое был установлен административный надзор, декриминализировано, то суд по ходатайству самого поднадзорного или его защитника, представлению органов внутренних дел или прокурора отменяет постановление об установлении административного надзора. 4. Следует иметь в виду, что недопустимо установление административного надзора в отношении лиц, условно-досрочно освобождаемых из мест лишения свободы. Внесение представления органом внутренних дел об установлении административного надзора в отношении лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, возможно лишь в случае систематического нарушения этим лицом общественного порядка после истечения неотбытой части наказания, то есть условно-досрочного срока, и до истечения трех лет с момента освобождения лица из мест лишения свободы. 5. При рассмотрении административных дел о нарушении правил административного надзора судам необходимо проверять не только наличие в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного статьей 366 КоАП, но и законность установления и продления административного надзора. По уголовным делам о злостном нарушении правил административного надзора судам, наряду с другими обстоятельствами, следует проверять правильность установления в отношении подсудимого административного надзора и его продления, законность и обоснованность наложения на него административного взыскания за предшествующие факты нарушений правил административного надзора, имея в виду, что вопрос о злостном нарушении правил административного надзора, влекущих уголовную ответственность лица, решается с учетом указанных обстоятельств. 6. Судам по месту нахождения исправительных учреждений, при установлении административного надзора за лицами, указанными в подпункте «б» статьи 2 Закона, следует иметь в виду, что лицо признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему следующих взысканий: помещение в штрафной изолятор, перевод осужденных мужчин в помещение камерного типа или в одиночные камеры, перевод осужденных женщин в помещения камерного типа. Снятые или погашенные взыскания не могут являться основанием для признания лица злостным нарушителем. Если в течение шести месяцев со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. 7. Под упорным нежеланием встать на путь исправления следует понимать устойчивое отрицательное поведение лица в исправительном учреждении, выражающееся в систематическом нарушении установленного порядка отбывания наказания и игнорировании им мер воспитательного воздействия. Свидетельством устойчивой отрицательной направленности поведения является наличие двух и более непогашенных или неснятых взысканий к моменту освобождения из мест лишения свободы за допущенные нарушения, перечисленные в пункте 1 статьи 112 УИК. 8. Суд по представлению исправительного учреждения об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, выносит постановление лишь об установлении административного надзора. Конкретные ограничения в отношении поднадзорного лица устанавливаются судом по представлению органа внутренних дел по месту жительства при прибытии его после отбытия наказания. 9. При установлении административного надзора судам необходимо проверять наличие судимости за тяжкие и особо тяжкие умышленные преступления или факты осуждения лица два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, систематического нарушения общественного порядка и прав других граждан или совершения иных правонарушений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Указанные выше нарушения признаются систематическими, если лицо привлекалось за их совершение к административной ответственности более двух раз в течение года. 10. При установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, в связи с систематическим нарушением им общественного порядка и прав других граждан или совершения иных правонарушений, продлении данного надзора, рассмотрении административных и уголовных дел о нарушении правил административного надзора органы внутренних дел и суды в принимаемых актах (протоколе, постановлении, приговоре) должны мотивировать, в чем выразилось нарушение общественного порядка и прав граждан. Следует иметь в виду, что факт появления лица в общественном месте в пьяном виде, если это не оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, не образует состав административного правонарушения. 11. Судам следует строго соблюдать трехлетний срок, в течение которого за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, может быть установлен административный надзор. Лицо, в отношении которого административный надзор прекращен досрочно либо по истечении срока, может быть повторно взято под административный надзор в соответствии с подпунктом в) статьи 2 Закона, если с момента освобождения его из мест лишения свободы не истек трехгодичный срок. При истечении трехлетнего срока с момента освобождения лица из мест лишения свободы, представление об установлении в отношении его административного надзора, хотя и было внесено в срок, удовлетворению не подлежит. 12. При установлении административного надзора суд в постановлении должен указать, по каким предусмотренным статьей 3 Закона основаниям лицо подлежит административному надзору. 13. При рассмотрении дел об установлении административного надзора суды обязаны оглашать участникам процесса представленные материалы, опрашивать лицо, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, а также представителя органов внутренних дел или исправительного учреждения по внесенному представлению. Суд, с учетом положений статьи 19 Закона, извещает прокурора о месте и времени рассмотрения дела об установлении административного надзора. 14. Определенный статьей 7 Закона перечень ограничений, применяемых в отношении поднадзорных, расширительному толкованию не подлежит. При установлении ограничений суды должны учитывать, что запрет покидать жилище может быть установлен поднадзорному только в пределах ночного времени, определяемого процессуальным законодательством в промежутке с 22 часов до 6 часов по местному времени, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей. Орган, исполняющий постановление, не должен выходить за пределы ограничений, установленных судом, и допускать иные ограничения прав граждан (трудовых, избирательных, общественных и др.). Лица, находящиеся под административным надзором, при временном выезде в другой населенный пункт обязаны получить письменное разрешение органа внутренних дел. 15. При рассмотрении административного дела, связанного с нарушением законодательства об административном надзоре, по статье 366 КоАП суды должны тщательно проверять доводы привлекаемого о причинах и мотивах того или иного нарушения (внезапное тяжкое заболевание поднадзорного, смерть или болезнь его близкого родственника и другие причины), не позволивших соблюсти установленные ограничения. 16. К ответственности по статье 366 КоАП может быть привлечено лишь то лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление суда об установлении административного надзора и допустившее нарушение установленных судом ограничений. Совершение иных нарушений, не относящихся к установленным ограничениям, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 366 КоАП. 17. К представлению начальника исправительного учреждения прилагаются копии приговора, постановления о наложении взысканий на осужденного за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания. Орган, вносящий представление об установлении административного надзора, обязан представить суду копию приговора, справку об имеющихся судимостях, материалы дел об административных правонарушениях, послуживших основанием для установления административного надзора, и заявление лица о необходимости услуг защитника (или об отказе от таких услуг). 18. Административный надзор прекращается в следующих случаях: - истечения срока, на который установлен административный надзор; - в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного; - в связи с направлением поднадзорного на принудительное лечение в специализированные лечебно-профилактические учреждения; - в связи с осуждением поднадзорного к лишению свободы; - в связи со смертью поднадзорного. Административный надзор может быть досрочно прекращен, если поднадзорный твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется по месту жительства или трудовой деятельности постановлением суда на основании мотивированного представления начальника органа внутренних дел, либо по ходатайству поднадзорного лица. Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, вправе заявлять суду ходатайство об отмене установленных в отношении него ограничений. Если лицо, находящееся под административным надзором, осуждено к наказанию, не связанному с лишением свободы, но с установлением контроля за его поведением, административный надзор прекращает свое действие. В случае осуждения поднадзорного к наказанию, не связанному с лишением свободы и без контроля за его поведением (например, к штрафу), действие административного надзора не прекращается. 19. Ответственность по части третьей статьи 362 УК наступает только за умышленное злостное нарушение правил административного надзора, установленного судом за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в том числе, за самовольное оставление местожительство или неприбытие поднадзорного в установленный срок к избранному месту жительства с целью уклонения от административного надзора. Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора, если оно в течение установленного срока надзора было подвергнуто административному взысканию по частям первой и второй статьи 366 КоАП и вновь нарушило законодательство об административном надзоре. Предыдущие нарушения правил административного надзора, послужившие основанием для его продления, не могут повторно учитываться при определении злостности нарушения правил и привлечении поднадзорного к уголовной ответственности. Лицо, первый раз после продления срока совершившее нарушение установленных ограничений, подлежит привлечению к ответственности по части первой статьи 366 КоАП. 20. Судом при рассмотрении материалов об установлении административного надзора, также как и при рассмотрении уголовных дел, должно быть обеспечено право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, и разъяснено его право и порядок обжалования постановления суда. Суд обязан в пятидневный срок под расписку вручить лицу, в отношении которого установлен административный надзор, копию постановления суда. 21. При рассмотрении представления об установлении административного надзора ведется протокол судебного заседания, в котором указываются объяснения представителя исправительного учреждения либо органа внутренних дел и лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, а также все действия суда, в том числе, о разъяснении права лица на защиту и обжалование судебного постановления. 22. При назначении наказания за злостное нарушение правил административного надзора судам следует учитывать наличие у подсудимого работы, состояние его здоровья, семейное положение, другие обстоятельства, характеризующие его личность и позволяющие применить к нему иные, помимо лишения свободы, меры уголовного наказания, предусмотренные санкцией Уголовного закона. 23. Разъяснение лицам, находящимся под административным надзором, их прав и обязанностей по соблюдению установленных ограничений, а также предупреждение об уголовной ответственности за их нарушение возлагается на органы внутренних дел и исправительные учреждения. 24. В соответствии со статьей 20 Закона постановление об административном надзоре может быть отменено или изменено по жалобе лица, в отношении которого установлен административный надзор, его защитника, а также по протесту прокурора. 25. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, а также является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.008 с.) |