Прокурорский надзор за законностью деятельности государственной администрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокурорский надзор за законностью деятельности государственной администрации



Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.[170] прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Вместе с тем органы прокуратуры, осуществляя надзор, не должны подменять иные государственные органы и должностных лиц, на которых возложен контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

• верховенство закона;

• единство и укрепление законности;

• защиту прав и свобод человека и гражданина;

• охраняемые законом интересы общества и государства.

Эти же задачи стоят перед прокуратурой и при осуществлении надзора за законностью деятельности государственной администрации (общего надзора). Для их выполнения Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры наделены необходимыми полномочиями.

В соответствии с требованиями Федерального закона о прокуратуре предметом ее надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за законностью деятельности государственной администрации — одно из направлений прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями — данные о каких-либо правонарушениях, требующих прокурорского реагирования.

Прокурор, а также его заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных и негосударственных организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам относительно деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При осуществлении надзора за соблюдением органами и должностными лицами государственной администрации прав и свобод человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует иные полномочия, предоставленные в связи с осуществлением надзора за исполнением законов.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, если: пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы; нарушены права и свободы значительного числа граждан; в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о проступке и материалы проверки в органы или должностным лицам, которые полномочны рассматривать такие дела.

Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования:

• протест,

• представление,

• постановление,

• заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным),

• предостережение.

Протест прокурора — это правовой документ, который приносится на незаконный правовой акт и содержит требование об его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством. Он приносится в орган либо должностному лицу, издавшему незаконный акт, или вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Представление — это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения. Как правило, оно вносится в орган или должностному лицу, компетентному обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений, при наличии системы, группы нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием конкретных мер по устранению допущенных правовых аномалий. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме в месячный срок.

Заявление о признании правового акта противоречащим закону — это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным. Заявление направляется в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В начале 1999 г. в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения. В частности, он был дополнен ст. 251 «Предостережение о недопустимости нарушения закона» следующего содержания:

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке...[171]

При наличии признаков преступления прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

КоАП РСФСР устанавливает ответственность за неявку должностного лица без уважительных причин по вызову для дачи объяснений по поводу нарушений закона (ст. 16511) и за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий (ст. 16510).

В заключение следует подчеркнуть, что в настоящее время деятельность российской прокуратуры является важной составляющей борьбы за законность в защите прав и интересов граждан.


[1] Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 4.

[2] Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 22. См. также: Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 17.

[3] «Власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих». Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право. М., 1997. С. 6

[4] Большой интерес представляют и другие признаки власти: ее социальная обусловленность, содержание и др. В ней можно выделить политический, психологический, юридический и Другие аспекты.

[5] Там, где возникают крупные постоянно действующие социальные организации, появляется администрация, административная власть. В этом параграфе рассматривается государственная административная власть, рядом с которой существуют муниципальная, частная администрации и их административная власть.

[6] Драго Р. Административная наука. M. 1982. С. 5, 6.

[7] «В состав исполнительной власти входит право издавать во исполнение закона распоряжения и предписания, прибегая в случае неповиновения или сопротивления к принуждению Таким образом, исполнительная власть распадается на распорядительную власть и принудительную». (Тарасов И. Т. Учебник науки полицейского права. Вып. 1. М., 1891. С. 81).

[8] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5877

[9] Покровский И~А. Основные проблемы гражданского права. Пг., 1917. С. 10

[10] Елистратов А. И. Должностное лицо и гражданин // Вопросы административного права. М., 1916. С. 80.

[11] О принципах административного права см.: Коренев А. П. Административное право России. М., 1996. С. 32—35.

[12] См.: Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С. 15—21.

[13] СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 679

[14] Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М., 1976; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

[15] Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. С. 119—120; Петров Г. И. Советское административное право. Часть общая. 1961. С. 85—86 и др.

[16] Вельский К. С. О предмете и системе науки административного права // Государство и право. 1998. № 10. С. 21, 23.

[17] Алексеев С, С. Общая теория права. Т. 2. М, 1982. С. 129.

[18] В Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ст. 7 гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения, с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства».

[19] СЗ РФ 1999. №22. Ст.2673

[20] Для граждан отдельных государств в порядке ответной меры в России могут устанавливаться и иные ограничения прав и обязанностей. В качестве примера можно назвать такую норму: «В случае введения иностранными государствами сбора за проезд по их автомобильным дорогам устанавливаются аналогичные сборы на территории Российской Федерации». (Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 15).

[21] Алехин А. П. и др. Административное право. М., 1997. С. 90

[22] Ведель Ж. Административное право Франции М., 1973 г С. 395. Параграф, из которого взята эта цитата, называется «Административная опека».

[23] ВКС РФ. 1995. № 2—3.

[24] ВКС РФ. 1995. № 4.

[25] СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

[26] На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

[27] МРОТ — минимальный размер оплаты труда

[28] ВВС РФ. 1998. № 4. С. 7

[29] Статьей 38 Жилищного кодекса норма закреплена в размере 12 м2

[30] СЗ РФ 1996. № 34. Ст. 4029

[31] БВС РФ. 1999. № 2. С. 5

[32] Российская газета. 1998. 3 февр

[33] В литературе по уголовному и гражданскому процессу в понятие «судебный надзор» вкладывается иной смысл. Во избежание путаницы следует уточнить, что речь идет о судебном надзоре за административной деятельностью. Существует мнение, что именно его ст. 118 Конституции РФ называет административным судопроизводством.

[34] В ряде стран, например, во Франции, Германии, Египте, административная юстиция осуществляется специальными административными судами в порядке, установленном нормами административного права. И нередко ученые считают, что административная юстиция существует только в тех странах, где созданы специальные административные суды.

[35] Конституционные суды созданы в России, а также в ряде ее республик. Уставами некоторых субъектов Федерации предусмотрено образование уставных судов.

[36] В научной литературе предлагается судебные жалобы называть административными чеками

[37] ВВС РФ. 1998. № 9. С. 9—10

[38] БВС СССР. 1968. № 4. С. 25

[39] Эта функция включает в себя создание организаций, их структурных подразделений, реорганизацию системы, распределение, перераспределение полномочий и т. д.

[40] На транспорте этим занимаются диспетчерские службы, в вузах — учебные отделы, в воинских частях — штабы. Они составляют графики, расписания, производят замены и т. д.

[41] В Вооруженных Силах, органах внутренних дел линейный руководитель называется прямым начальником (непосредственным или вышестоящим).

[42] Философский словарь. М., 1975. С. 395.

[43] «Ведомство — учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь область государственного управления». (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1972. С. 67); «Ведомство — отрасль государственного управления и система обслуживающих ее учреждений». (Словарь русского языка. Т. 1. М., 1957. С. 180).

[44] Исключение составляют президенты, губернаторы. Есть мнение, что они представляют особый вид органов — должностных лиц. Представляется, что должностные лица возглавляют единоначальные органы (президентуры, например).

[45] Существуют три вида администрации: государственная, муниципальная, частная. Поэтому существуют три вида исполнительных органов: государственные, муниципальные, частные

[46] Речь прежде всего идет о праве на изменение своей структуры, на объединение с другими организациями

[47] Не во всех субъектах Федерации создан такой орган, как правительство

[48] Некоторые из них непосредственно подчинены Президенту. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами

[49] Ряд положений (о «силовых» министерствах, госнадзорах и др.) утверждены указами Президента

[50] Мы используем условное название, так как в литературе еще не закрепилось определение этого понятия

[51] Областная газета / 1998. 9 сентября

[52] СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708

[53] См: Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. М., 1982.

[54] СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506

[55] СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990

[56] См.: Бребан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 325—327

[57] За имущественный вред, причиненный служебными действиями, ответственность несет организация. Меры уголовной, административной, дисциплинарной ответственности налагаются государственными органами

[58] ВВС РФ. 1997. № 1

[59] В этой связи нельзя не высказать сожаления по поводу противоречащего этой норме положения, содержащегося в статье 575 ГК РФ: «Не допускается дарение за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных минимальных размеров оплаты труда... государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей»

[60] СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2239

[61] СЗ РФ 1998. № 23. Ст. 2501

[62] Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. М., 1997. С. 29.

[63] СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2393

[64] См. Демин А. А. «Система добычи» и «Система заслуг» как способы комплектования кадров государственной службы // Вестник РУДН. Юридические науки. 1998. № 2. С. 41—46.

[65] САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5073

[66] Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1990. С. 150 (автор главы А/. И. Пискотин).

[67] Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1985. С. 174 (автор главы; Ю. М. Козлов).

[68] Болгарские ученые называют их административными актами. См.: Стайное П., Ангелов А. Административное право Народной Республики Болгарии. М., 1960. В науке советского административного права их принято было называть правовыми актами управления, но более точное название — акты государственной администрации

[69] Суды рассмотрели уже ряд дел о признании недействительными актов, изданных руководителями (а вернее, подписанных ими) дома в период болезни, в местах отдыха, во время отпуска и т. д.

[70] Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 138

[71] В связи с этим удивляет постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 316/97 от 9 сентября 1997 г. В нем сказано: «...прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции исходил из того, что оспариваемые акты закону не противоречат, носят нормативный характер, поэтому спор неподведомственен арбитражному суду. Между тем кассационной инстанцией не учтено, что оспариваемые акты касаются организации торговли непродовольственными товарами на конкретном рынке, и, следовательно, данные акты не являются нормативными». Вот уж действительно — ошибаются и великие

[72] В таких случаях решение может быть принято, хотя его поддержали менее половины членов коллегиального органа. Например, из 15 на заседании присутствовало 9 человек, а «за» проголосовало 5

[73] СЗ РФ 1997. № 33. Ст. 3895; СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 1026.

[74] Так, на государственную регистрацию в Министерство юстиции было подано совместное письмо Госналогслужбы России, Минфина России и Центрального банка Российской Федерации от 3 марта 1998 г. См.: Экономика и жизнь. 1998. № 12

[75] См ВВС РФ 1998. № И. С. 2—3

[76] Морис У. Наука об управлении. М, 1971. С. 15

[77] См.: Лазарев К. Некоторые случаи несоответствия административных актов целям закона // Государство и право. 1992. № 3.

[78] Еще в артикулах Петра I указывались три условия необязательности приказа начальника: если требуемое деяние: а) «не касается службы»; б) «непристойно ей»; в) «не соединено с пользой его Величеству или государству». Указом 1724 г. «О бытии подчиненных в послушании у своих командиров» Петр I установил: «Всем подчиненным быть в послушании у своих командиров во всем, что не противно Указу. А ежели что противно, того отнюдь не делать... Но должен командиру своему... объявить, что то противно указам, и ежели не слушает, то протестовать и доносить вышестоящим над ним командирам, а ежели в том тоже увидит противность, то генерал-прокурору, или в небытность его — обер-прокурору, а ежели в них усмотри противность, то доносить его Величеству, чтобы была сама истина».

[79] К хрестоматийному примеру, когда смысл команды «казнить нельзя помиловать» становится противоположным в зависимости от того, до или после слова «нельзя» поставлена запятая, можно добавить массу современных примеров. Так, в команде «выделить две машины: «Жигули» и «Запорожец» при оформлении «потеряли» двоеточие, и организация получила три машины по бумаге, в которой значилось: «выделить две машины «Жигули» и «Запорожец».

[80] См.: Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

[81] См.: В. Д. Сорокин. Проблемы административного процесса. М., 1968. С. 70—72.

[82] Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 395.

[83] С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 616. См. также: Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 499

[84] В юридической литературе уже давно говорилось о существовании законодательного процесса в СССР. Но сравнение процедуры принятия законов Советами с нынешней позволяет лучше понять, что такое квазипроцесс и подлинный юридический процесс.

[85] См.: Делин А. А. Понятие административного процесса и Административно-процессуального кодекса РФ // Вестник Московского университета. Серия «право». 1998. № 4. С. 18—33

[86] К сожалению, слово «производство» означает не только особый порядок разрешения специфических дел. Нередко оно употребляется для обозначения стадии (исполнительное производство, кассационное производство и т. д.) процесса.

[87] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591. Исполнение уголовных наказаний, осуществляемое государственной администрацией, регулируется уголовно-исполнительным правом.

[88] См.: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С. 52—77.

[89] Названные примеры выбраны не случайно. Сторонникам единого процессуального регулирования предлагается попробовать создать единые правила, хотя бы для названных видов деятельности

[90] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 776.

[91] СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127

[92] Например, Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», постановления Правительства от 14 октября 1994 г. «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне»; от 4 сентября 1995 г. «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

[93] Их можно рассматривать и как стадии производства по обеспечению секретности

[94] Такой перечень был утвержден распоряжением Президента от 30 мая 1997 г. В нем названы руководители ряда федеральных ведомств (МВД, МИД, МПС, ГТК, Банка России и др.), а также руководитель Администрации Президента, начальник Главного управления специальных программ Президента. Распоряжением от 23 января 1999 г. в этот список внесены также министры торговли, юстиции и еще ряд руководителей госкомитетов.

[95] СЗ РФ. 1994. № 25. Ст. 2718

[96] СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. Первый в истории России закон об ОРД был принят в 1992 г. Через три года его решили привести в соответствие с Конституцией 1993 г. и переработать

[97] В СССР ОРД занимались только МВД, КГБ и ГРУ Министерства обороны. В связи с созданием на базе КГБ ряда ведомств, передачей ГУИНа в Минюст России число ведомств, в которых имеются оперативные подразделения (спецслужбы), значительно увеличилось. Но справедливости ради нужно отметить, что вновь спецслужбы созданы только в двух новых ведомствах: таможенном и налоговой полиции

[98] СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269

[99] Например, сотрудники милиции, службы безопасности вправе беспрепятственно входить в жилые помещения, если имеются достаточные данные полагать, что совершается или совершено преступление, а также при преследовании лиц, подозреваемых в преступлении

[100] ВВС РФ. 1996. № 1.

[101] См.. СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303

[102] СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2081

[103] Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 50

[104] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 346. 746

[105] Коренев А П. Административное право России. Ч. 1 М., 1996. С. 161.

[106] См.: Горшенев В. М. Способы и формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972; Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978; Петров Г. М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль. 1993

[107] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. С. 103

[108] Радищев А. Н. О законоположении // Избранные философские сочинения. М., 1949. С. 405.

[109] Коренев А. П. Административное право России. М., 1966. С. 182

[110] СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 269.

[111] Например, областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области награждает организации и граждан Почетными грамотами законодательного Собрания Свердловской области

[112] В 80-х гг. XX в., когда каждая организация старалась иметь и регулярно обновлять свою Доску Почета, один инспектор по кадрам написал в личном деле служащего: «награжден Доской Почета».

[113] В быту его называют «красным дипломом». Поэтому среди студентов ходит такая шутка: «Лучше красные щеки и синий диплом, чем синие щеки и красный диплом».

[114] СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857

[115] Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст

[116] СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 194

[117] СЗ РФ 1998. № 5. Ст. 6307

[118] СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

[119] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650. Ранее действовал аналогичный Закон от 19 апреля 1991 г.

[120] СЗ РФ. 1998. N° 38. Ст. 4736.

[121] Представляется, что понятия «правовой режим» и «право в объективном смысле» очень близки

[122] Предусмотренный Конституцией РФ федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении внесен Президентом в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.

[123] Ведомости РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773.

[124] САПП РФ 1993. № 40. Ст. 3751.

[125] Ведомости РФ. 1992. № 46. Ст. 1117

[126] Проект федерального конституционного закона Президент Российской Федерации внес на рассмотрение Государственной Думы.

[127] Ведомое™ РФ. 1992. № 10. Ст. 457

[128] Ведомости РСФСР 1991. № 20. Ст. 641.

[129] СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503

[130] СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4563

[131] Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1915

[132] Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180

[133] ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861

[134] См.: СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1971

[135] См.: СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 485

[136] Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966 С. 158.

[137] Принудительное лечение психобольных, учитывая состояние сознания и воли подобных лиц, назвать принудительным можно лишь условно. И поэтому закон называет его «недобровольным лечением».

[138] Аргументы и факты. 1999. № 21

[139] Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

[140] Известия. 1995. 29 апр.

[141] А. И. Елистратов. О личном задержании по советскому праву // Рабоче-крестьянская милиция. 1923. № 2—3. С 31

[142] СЗ РФ. 1998. Л» 9. Ст. 1142

[143] СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4602

[144] См.: Федеральный закон «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст 5681

[145] СЗ РФ. 1995. Л° 17 Ст. 1462

[146] СЗ РФ. 1996. № 29. Ст 3480

[147] В ст. 243 ГК РФ сказано: «В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке». Но Конституционный Суд Российской Федерации считает, что конфискация в административном порядке противоречит ст. 35 Конституции, в которой сказано: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

[148] См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РШ. 1995. Л° 22. Ст. 1977

[149] Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970

[150] СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458

[151] Действующим правом предусмотрены и иные случаи временного лишения специального права в административном порядке. Например, широко используется лишение права пользования библиотекой. Но все иные случаи лишения прав не признаются административными взысканиями

[152] В условиях режима ЧП виновные могут подвергаться аресту на срок до 30 суток

[153] Пьянство и хулиганство, налоговые и таможенные деликты связаны попарно, но прямых связей между этими парами нет, как нет их между санитарными и пограничными нарушениями

[154] В ст. 100 НК. РФ сказано: «В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки».

[155] В 1997 г. гражданами в суды было подано около 19 тыс. жалоб на постановления о наложении штрафов. Удовлетворено было 73% из них. В 1998 г было подано уже около 23 тыс. жалоб, судами удовлетворено 68,7%

[156] СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2890

[157] СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270

[158] СП СССР. 1990. № 25. Ст. 119

[159] СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331

[160] СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742

[161] ВВС РФ. 1998. № 4. С. 23

[162] СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682

[163] Юридический энциклопедический словарь М., 1984 С 101

[164] Алексеев С. С. Правозаконность // Российские вести. 1995. 31 окт.

[165] Бребан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 171

[166] Ст. 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167

[167] Суд проверяет только законность актов, а значит, осуществляет надзор

[168] ВВС РФ. 1998. № 4. С. 10

[169] Российские вести. 1995. 12 окт.

[170] СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

[171] СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 878



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.15 (0.096 с.)