Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы учебной работы на уроке

Поиск

Учебная работа учеников на уроке проходит в различных формах: традиционно выделяют фронтальную, групповую и индивидуальную. Фронтальная форма предполагает работу учителя со всем классом, общее участие всего классного коллектива в решении образовательно-воспитательных и коррекционных задач. Данная форма учебной работы благоприятно влияет на установление близких товарищеских отношений между учениками. Создаются отношения сотрудничества и доверия между учениками и педагогом.

Фронтальная работа предполагает работу всего класса над единой задачей. Учитель руководит этой работой, регулируя ее темп и ритм. Сурдопедагоги отмечают, что фронтальная работа способствует включению школьников в работу класса, помогает учителю выявить знания учеников, определить наиболее слабые места в их знаниях, внести уточнения. С помощью этой формы работы учитель включает в общую деятельность тех школьников, которые по тем или иным причинам отключились от общей работы класса. Особое значение имеет фронтальная работа для реализации задач речевого общения, так как вопросо-ответная форма ведения этой работы создает благоприятные условия для закрепления навыков разговорно-обиходной речи.

Однако фронтальная работа имеет и свои недостатки, о которых следует помнить, чтобы не превращать ее в универсальную. _С,_А. Зыков отмечает, что в ходе фронтальной работы весь класс работает как бы «в один котел», внося в общее дело свой маленький вклад. Неравномерность вклада каждого ученика при такой работе очевидна. Подготовленный школьник принимает более активное участие, а тот, кто имеет слабые знания и требует повышенного внимания со стороны учителя, работает на уроке без должной отдачи своих сил. Индивидуальные особенности школьников при фронтальной форме работы учесть не удается.

Недостатком такой формы урока является и то, что учитель не может проверить качество знаний всех учеников в полном объеме. Используя фронтальную беседу, учитель вызывает учащихся по очереди, каждый отвечает на тот вопрос, который лучше знает. Сам же учитель понимает, что не каждый ученик может раскрыть всю тему, весь материал в полном объеме.

Серьезным недостатком фронтальной работы является слабая речевая активность учеников. В практике работы специальных школ фронтальная работа стала ведущей формой именно в связи с реализацией принципа формирования речи как средства общения. Но увлечение этой организационной формой привело к использованию на уроке только разговорно-обиходной речи, и ничтожно малое место стала занимать монологическая речь школьников. Кроме того, во фронтальной работе проходит общение по типу «учитель — ученик», в то время как наиболее эффективно общение «ученик — ученик».

Таким образом, фронтальная форма учебной деятельности школьников на уроке при всей своей значимости не должна быть универсальной.

Индивидуальная работа школьников на уроке представляет самостоятельную работу каждого по единому для всех заданию. В ходе индивидуальной деятельности каждый работает в том темпе и ритме, который соответствует его возможностям. Роль учителя в этом случае состоит в организации индивидуальной работы и оказания помощи тем, кто в ней нуждается.

В том случае, когда школьники выполняют самостоятельно разные задания учителя, принято говорить об индивидуализированной форме работы. Она предлагается педагогом сугубо индивидуально каждому, причем различаться могут и объем задания, и содержание, и характер познавательной деятельности при его выполнении (репродуктивный или эвристический, а может быть, даже творческий).

В конце 60-х годов в сурдопедагогике были апробированы и предложены для школьной практики новые формы учебной работы школьников на уроке: работа с «маленьким учителем», работа парами, бригадами. Эти формы учебной работы впервые были введены на уроках предметно-практического обучения, а затем распространены на все уроки школьного цикла. Данные формы учебной работы укрепляют коллективные начала познавательной деятельности школьников.

При групповых формах организации учебного процесса каждый ученик может выполнять определенную роль: учителя, бригадира, ведущего в паре, контролера, консультанта по какому-либо предмету, помощника учителя по подготовке наглядных материалов и ТСО и др., что дает учащимся возможность почувствовать себя не просто объектом обучения и воспитания, но и субъектом учебно-воспитательного процесса. Такая форма организации учебного процесса, которую в психологии называют личностно-ролевой, важна для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности.

Разнообразные организационные формы работы создают условия для активизации речевого развития глухих учащихся благодаря увеличению вариации ролей и функций, выполняемых учениками в процессе совместно-распределенной деятельности. Наибольшую активность в общении проявляют «маленький учитель», бригадир, контролер или ведущий в паре, так как они должны организовать работу других учащихся, проявлять настойчивость, используя побудительные формы речи. Когда ученик выступает рядовым членом коллектива, он должен быть внимательным к речи товарищей, понимать и выполнять данные ему поручения и задания, умело задавать встречные вопросы в затруднительных случаях, отчитываться о выполненной работе. В процессе обучения дети постоянно меняются ролями, что не только расширяет практику речевого общения, но и в значительной степени меняет сам характер общения.

В 80-х годах советские дидакты (X. И. Лийметс, И. М. Чередов) и педагоги-новаторы предложили ввести в практику обучения новые формы учебной работы, развивающие коллективные начала познавательной деятельности. Так возникли и стали практиковаться в общеобразовательной школе групповые формы обучения: звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые.

Как отмечает И. М. Чередов, звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности с помощью постоянных групп учащихся (звеньев). Задание дается для всего звена. Сотрудничество членов звена при выполнении задания стимулирует коллективное творчество, взаимопомощь. Бригадная форма работы предусматривает выполнение работы бригадой, состав которой может меняться на протяжении одного или нескольких уроков. И в этом случае возникает ситуация сотрудничества, обеспечивающая коллективное начало обучения. При кооперированно-групповой форме учебной работы общее задание педагога распределяется между группами, которые выполняют какую-то его часть. Ученики выполняют группой свою часть задания, сотрудничая друг с другом, а потом обмениваются полученным с другими группами класса. Так возникает сотрудничество детей всего классного коллектива. Дифференцированно-групповая работа предполагает деятельность групп учащихся, имеющих разные учебные возможности: сильным ученикам предлагается одно задание, средним — другое, слабым — третье.

Все формы учебной работы школьников на уроке взаимосвязаны и требуют руководства со стороны педагога. Использование каждой формы требует учета специфики общения школьников между собой и между учениками и педагогом.

ПУТИ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ

Основной задачей, стоящей перед современной школой для глухих детей, является разностороннее развитие личности учащихся, создание условий для приобщения их к жизни общества, включения в производительный труд. Решение этой задачи требует дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, реализации потенциальных компенсаторных возможностей развития глухих детей. Для этого необходимы совершенствование содержания, методов обучения, активизация самостоятельной учебной деятельности учащихся, внесение рациональных организационных изменений в структуру учебного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 3409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.008 с.)