Теоретические основы сурдопедагогики и ее связь с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы сурдопедагогики и ее связь с другими науками



Теоретические основы сурдопедагогики и ее связь с другими науками

Методологическую основу современной сурдопедагогики составляет марксизм-ленинизм. Важное место в теории марксизма-ленинизма' занимают идеи о роли социальной среды, общества в воспитании человека.

Длительное время считалось, что дефект слуха, ограничивая возможности развития ребенка, обрекает его на примитивное существование. Формирование личности человека определяется сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Опираясь на материалистическое понимание природы глухонемоты пароли социальной среды в развитии и воспитании человека, сурдопедагогика оптимистично оценивает возможности развития детей с недостатками слуха.

Основополагающим в сурдопедагогике является марксистско-ленинское учение о языке и мышлении. Язык — явление социальное. Он возник под влиянием потребности людей в общении в ходе совместной трудовой деятельности. Язык является средством общения и орудием мышления. Единство языка и мышления доказано исследованиями физиологов, психологов, философов. На основе материалистического понимания сущности языка строится современная система обучения глухих и слабослышащих языку. Совершенствование системы обучения речи детей с нарушением слуха осуществляется с учетом знания ими основ родного языка, закономерностей овладения речью слышащими детьми, патофизиологии глухоты и тугоухости.

Естественнонаучную основу сурдопедагогики составляют данные физиологии, материалистическое учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, об анализаторах и единстве организма со средой. Нормально функционирующие анализаторы способствуют установлению сложных взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Полное или частичное нарушение деятельности одного из анализаторов (в частности, слухового) приводит к изменениям в деятельности других анализаторов, что оказывает воздействие на процесс развития ребенка, расследование развития-детей с нарушениями слуха основывается на рассмотрении отдельных аномальных проявлений в их взаимосвязи, на основе системного подхода, предложенного Л. С. Выготским. Комплексное психолого-педагогическое и клиническое изучение структуры дефекта строится исходя из диалектического понимания первичных, вторичных и последующих отклонений в развитии детей с дефектами анализаторов.

При построении теории и практики формирования речи и развития слухового восприятия детей с нарушениями слуховой функции важную роль играют идеи И. М. Сеченова и И. П. Павлова о закономерностях образования условных рефлексов, о единстве первой и второй сигнальных систем, о высокой пластичности коры головного мозга человека.

Сурдопедагогика широко использует данные общей педагогики о принципах, методах, формах, средствах обучения и воспитания слышащих школьников. Эти данные творчески применяются в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, с учетом особенностей их развития, потенциальных возможностей и специфики обучения.

Сурдопедагогика – это раздел дефектологии комплексной науки о закономерностях развития, воспитания и обучения аномальных детей. Все разделы дефектологии (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия и др.) объединяет общая методологическая основа, общие главные теоретические и практические задачи. Сурдопедагогика развивается во взаимосвязи со смежными областями дефектологии.

. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ

Методы сурдопедагогики -

Советская сурдопедагогика опирается на марксистско-ленинское учение о диалектической взаимосвязи теории с практикой. На его основе ученые и практики-сурдопедагоги проводят педагогические исследования, определяют суть изучаемых явлений, объективные закономерности и ход их развития. Сурдопедагогика широко использует разнообразные методы исследования для изучения и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Изучение литературных источников. Изучение одной из проблем сурдопедагогики начинается с работы с литературными источниками и документами. К их числу относятся:

современная специальная литература по сурдопедагогике (монографии, учебные и методические пособия, сборники статей, учебники и др.);

периодическая печать (статьи в научных журналах);

научная литература по смежным областям знаний (педагогике, психологии, сурдопсихологии и другим отраслям дефектологии, аудиологии и т. п.);

справочная литература («Дефектологический словарь», «Педагогическая энциклопедия» и др.);

труды выдающихся сурдопедагогов;

труды сурдопедагогических учреждений (отчеты, доклады, материалы съездов и др.).

Работа с литературой позволяет изучить опыт обучения и воспитания детей с недостатками слуха в разные периоды развития сурдопедагогики, проследить методические поиски сурдопедагогов, выявить сущность и пути формирования различных систем воспитания и обучения глухих. Работа над литературными источниками необходима при определении научной4 проблемы, задач и объекта исследования, при анализе собранного материала. % Изучение литературных источников предусматривает применение таких видов работы с литературой, как конспектирование, реферирование, составление аннотаций, библиографии и т. д. При составлении библиографии (список литературных источников) необходимо четкое оформление сведений: фамилия, инициалы автора, название работы, издательства, место, год издания; для статьи— название, номер журнала, год публикации.

Педагогическое наблюдение — целенаправленное, систематическое исследование учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха. При организации наблюдения определяются цели, задачи педагогического процесса, план его проведения, точно и объективно фиксируются наблюдаемые явления. Задачей наблюдения является накопление фактов, их систематизация и научно-педагогический анализ. Исследователь наблюдает за деятельностью учителя и учащихся на уроке, внеклассных занятиях, за воспитательным процессом в интернате. Возможно наблюдение за работой значительного числа учителей или воспитателей. При изучении состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов педагогическое наблюдение дает возможность собрать как положительные, t?i; неотрицательные факты. Для научного анализа необходимо иметь достоверные факты, поэтому наряду со стенографированием уроков и внеклассных занятий широко используются современные приемы регистрации наблюдений: магнитофонная запись на пленку, фото- и киносъемка, наблюдение с помощью телевидения в специально оборудованных классах.

Изучение передового педагогического опыта. Большинство сурдопедагогических исследований, включает углубленное изучение опыта передовых учителей и воспитателей специальных школ. Исследователь, изучая опыт работы передового учителя, сравнивает его с работой других учителей, обнаруживает объективные закономерные связи между деятельностью учителя и учеников и педагогическими результатами. Изучение передового педагогического опыта должно раскрывать взаимосвязь всех его сторон: средства, методы, приемы педагогического воздействия, знания, умения и навыки, приобретенные учениками, изменения в их развитии и воспитании. Углубленное изучение передового педагогического опыта проводится планомерно в течение длительного времени по тщательно продуманной программе. Оно должно показать, как происходит сложный диалектический процесс развития школьника

с нарушением слуха, обеспечивающий его переход с одной качественной ступени на другую, более высокую. Изучение педагогического опыта способствует его обобщению и разработке возможных путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в процессе учебной или воспитательной работы. Исследователь создает или изменяет условия педагогического процесса в соответствии с намеченной целью. Главная цель эксперимента - практическая проверка научных предположений, более глубокое (по сравнению, например, с наблюдением), целенаправленное исследование учебно-воспитательной работы. Постановка эксперимента требует знания и учета условий его проведения, объективной фиксации хода эксперимента и его результатов. На основе эксперимента получают подтверждение выдвинутой исследователем научной гипотезы или основание для внесения изменений в постановку вопроса либо в методику. При анализе полученных данных для обработки массового материала часто применяют математические методы, что позволяет более точно определить педагогическую эффективность эксперимента.

Опрос. Широкое распространение в исследованиях получил метод опроса в виде анкетирования (письменный опрос) и интервью (устный опрос). При проведении опросов большое значение имеет четкость формулировки вопросов, соответствие их задаче исследования. Метод опроса позволяет проследить за интересами, взглядами, склонностями учащихся, учителей или родителей, глубже вникнуть в суть изучаемых явлений.

Беседа проводится с глухими и слабослышащими учащимися, с родителями, с сурдопедагогами для получения необходимых исследователю сведений. Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обстановки, от умения исследователя установить непринужденный контакт с собеседником. Педагог заранее должен подготовить целенаправленные вопросы. Содержание беседы фиксируется в протоколе.

Изучение детских работ. Метод изучения продуктов деятельности детей важен для определения уровня их знаний и умений. Проводится анализ рисунков, различных изделий учащихся — из пластилина, бумаги и др. Анализируется не только конечный результат деятельности, но и этапы ее выполнения, учитываются ошибки, поиски способов преодоления трудностей. При изучении тетрадей школьников может быть получен материал о системе работы учителя. Для оценки знаний учащихся исследователь может провести контрольные работы, сочинения и др.

Изучение школьной документации. Изучение педагогической документации (конспекты уроков и внеклассных занятий, планы учебно-воспитательного процесса, протоколы и отчеты педагогических советов, методических объединений учителей и т. д.) позволяет узнать об организации учебно-воспитательного процесса в школе и достигнутых педагогическим коллективом результатах.

Изучение личных дел учащихся, их психолого-педагогических характеристик, дневников индивидуальных занятий помогает выявлять особенности каждого учащегося и вооружает исследователя необходимыми объективными данными. Результаты знакомства с документацией специальных учебно-воспитательных учреждений могут быть использованы для постановки научной проблемы и ее исследования или материалом для научных обобщений.

Дошкольное воспитание

Общественное воспитание детей с недостатками слуха в СССР начинается с раннего возраста. Вся деятельность дошкольных учреждений построена на основе «Типового положения о дошкольных учреждениях и специальных группах для детей с нарушениями слуха» и руководствуется программно-методическими документами, разработанными НИИ дефектологии АПН СССР. Система дошкольного воспитания носит государственный, общественный характер и решает важные социальные задачи: разностороннее, гармоничное развитие и воспитание детей; предупреждение, коррекция аномального развития глухих и слабослышащих, охрана и укрепление их здоровья; подготовка к обучению в школе; оказание помощи семье в воспитании и специальном обучении дошкольников с дефектами слуха.

Дошкольные учреждения организуются исполкомами местных Советов народных депутатов и органами народного образования, если имеется необходимый контингент детей с нарушениями слуха: не менее четырех, но не более десяти групп. С учетом состояния слуха и речи детей создаются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих. Позднооглохшие дети, сохранившие речь, воспитываются и обучаются в детских садах для слабослышащих. Группы комплектуются по возрастному принципу. Наполняемость всех возрастных групп дошкольных учреждений для глухих и для слабослышащих 10—12 человек, для детей со сложными дефектами — 8 человек.

На основе «Типового положения...» для детей с нарушениями самоорганизуются следующие дошкольные учреждения: 1. Ясли-сады и детские сады для глухих, для слабослышащих и позднооглохших детей с круглосуточным пребыванием. В ясли-сады дети принимаются с полутора лет, в детские сады — с трех.

Содержание воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в детских садах раскрыто в программах для каждого типа дошкольных учреждений.

2. Дошкольные детские сады интернатного типа для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Предназначены для детей, дошкольного возраста из сельской местности и городов, где отсутствуют специальные детские сады для детей с дефектами слуха.

Глухие и слабослышащие дети, имеющие негрубое нарушение опорно-двигательного аппарата или олигофрению в степени дебильности, направляются в группы для детей со сложными дефектами в детских садах.

3. Специальные группы для детей с нарушениями слуха при массовых детских садах и дошкольных детских домах. Комплектуются детьми одного или смежного возраста в зависимости от состояния слуха и речи (группа для слабослышащих или группа для глухих детей).

4. Дошкольные отделения при школах-интернатах для глухих или для слабослышащих детей 4—6 летнего возраста с двухгодичным сроком пребывания в них. Организуются при школах интернатах при отсутствии в республике, области, городе специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха.

Неполное среднее образование

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляют коммунистическое воспитание, общеобразовательное и трудовое обучение учащихся, а также коррекцию их аномального развития. Их деятельность осуществляется на основе «Устава средней общеобразовательной школы» и Положений о специальных общеобразовательных школах-интернатах для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей.

Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов определяется советами министров союзных республик при наличии контингента учащихся и необходимой материальной базы. В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей с нарушениями слуха и несложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, а также для умственно отсталых (олигофрения в степени дебильности) с дефектами слуха. Обучение в специальных общеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе утвержденных учебных планов и программ. Предельная наполняемость классов и воспитательных групп—12 человек, для детей со сложными дефектами — 5—7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекциенных задач. Обучение и воспитание строится на основе разнообразной трудовой деятельности учащихся. Специальная общеобразовательная школа решает те же, что и общеобразовательная школа, задачи и является единой трудовой, политехнической школой. В соответствии с Положениями о специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей с нарушениями слуха организуются следующие школы: делением 10-летним сроком обучения (I—X классы)—для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение — с 12-летним сроком обучения (I—XII классы) —для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки.

Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.

Среднее общее и профессиональное образование

Средняя общеобразовательная и профессиональная школа, которая включает XIII—XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха, работающих в народном хозяйстве; специальные группы в профессионально-технических училищах массового типа и группы для молодежи с дефектами слуха в средних специальных учебных заведениях — система этих учебных учреждений обеспечивает неслышащим среднее образование и профессиональную подготовку.

Вечерняя и заочная школа для неслышащих руководствуется в своей деятельности Уставом и Положением о средней общеобразовательной вечерней (сменной) школе и Положением о специальной средней общеобразовательной вечерней и заочной школе для глухих и слабослышащих. В состав этой школы входит VIII—XV классы. При наличии контингента с более мягким общеобразовательным уровнем могут открываться и I—VII классы,. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В составе школы имеются учебно-консультационные пункты, открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучающиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при одном или нескольких близлежащих предприятиях, если имеется достаточный контингент учащихся. В XIII—XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.

После окончания специальных школ молодежь с дефектами слуха может получить профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (ПТУ). В некоторых профессионально-технических училищах массового типа открываются специальные группы подготовки молодежи с дефектами слуха по различным специальностям: слесари-инструментальщики, слесари-механосборщики, токари-универсалы, полиграфисты, радиомонтажники и др. В ПТУ принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 15 — 20 лет, имеющие образование в объеме VIII — XII классов специальной школы; первые обучаются в ПТУ два года, другие один год.

Среднее специальное образование молодежи с дефектами слуха осуществляется в специальных группах в техникумах. Пребывание в массовых учебных заведениях совместно со слышащими способствует общему и речевому развитию, формированию личности неслышащего. В настоящее время лица с нарушениями слуха обучаются во многих техникумах, например во Владимирском авиационно-механическом (обработка металла резанием), Куйбышевском техникуме (швейное производство), Московском техникуме механизации учета Госкомстата РСФСР (эксплуатация и ремонт вычислительной техники), Московском и Пятигорском медицинских училищах (зубной техник, протезист) и др.

В большинстве техникумов при обучении молодежи с недостатками слуха в специальных группах время прохождения учебной программы увеличивается по сравнению с обучением слышащих на 6 — 8 месяцев. При этом учебный план и содержание обучения соответствуют тем, по которым занимаются слышащие. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью переводчиков, использующих жестовую, дактильную, письменную и устную формы речи. Обучение молодежи с недостатками слуха в средних специальных учебных заведениях в отдельных группах существует в ряде союзных республик: РСФСР, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии.

Высшее образование

Молодежь с дефектами слуха имеет право поступления в высшие учебные заведения, как и все граждане СССР, получившие полное среднее образование. Глухие и слабослышащие имеют возможность выбирать различные профессии, кроме тех где для выполнения их обязанностей требуется слуховой контроль. В вузах комплектуются специальные группы неслышащих студентов или организуются совместные со слышащими занятия в общей группе. В вузах сроки обучения специальных групп не изменяются. Лица с дефектами слуха обучаются в Московском высшем техническом училище (МВТУ) им. Н. Э. Баумана, во Всесоюзном заочном политехническом институте в Москве, в Ленинградском Северо-Западном заочном политехническом институте, в Киевском педагогическом институте и

Специальные профессиональные учебные заведения

Всероссийского общества глухих

В СССР создано специализированное учебное заведение для лиц с недостатками слуха — Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) Всероссийского общества глухих. В политехникуме. ЛВЦ глухие и слабослышащие обучаются по следующим специальностям: художник-оформитель широкого профиля, бухгалтер, работник системы социального обеспечения, культурно-просветительный работник Домов культуры и красных уголков Общества

I глухих.

Профессиональное обучение молодежи с дефектами слуха, рассчитанное на подготовку рабочего достаточно высокой квалификации, проводится в учебно-производственных предприятиях (УПП) Общества глухих. Наряду со специальными дисциплинами изучаются и общеобразовательные предметы в объеме, необходимом для успешного овладения профессией.

В учебно-производственные предприятия Общества глухих принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 16—25 лет с образованием VIII—XII классов специальной школы. В УПП осуществляется групповое и индивидуальное обучение глухих и слабослышащих по следующим специальностям: металлообработка, деревообработка, швейное дело, радиомонтажное дело и др. Профили профессий постоянно модернизируются. Обучение в УПП бесплатное, все учащиеся находятся на полном обеспечении Общества-глухих, получают стипендию. Система образования лиц с нарушениями слуха постоянно развивается и совершенствуется.

 

ДИДАКТИКА ШКОЛЫ ГЛУХИХ

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

Функции процесса обучения

Процесс обучения в школе глухих выполняет образовательную воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую — коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. Образовательная функция состоит в вооружении глухих учащихся необходимыми знаниями, в формировании у них общеучебных, специальных и специфических умений и навыков, а также способности добывать и приобретать их. Основой для реализации этой функции является содержание образования, определенное в учебных планах, программах и учебниках. Глухие школьники за время обучения в специальной школе полностью усваивают содержание образования в объеме неполной средней школы.

Особое значение в процессе обучения глухих приобретает задача вооружения учащихся осознанными знаниями. Формализм в знаниях глухих школьников — один из серьезных недостатков работы школы.

Наряду со знаниями, в неразрывном единстве с ними глухие учащиеся овладевают умениями и навыками, многие из которых необходимы в течение всей жизни. Кроме общеучебных умений и навыков (работа с книгой, навыки письма, чтения и др.), специальных, которые определяются спецификой учебного предмета (решение задач, работа с картой, демонстрация опытов и т. п.), глухие учащиеся овладевают специфическими умениями и навыками (зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи, пользования дактильной формой словесной речи, произносительными навыками, навыками использования слухового восприятия и др.). Продвижению в умственном развитии учащихся способствуют не только приобретение знаний, но и способы их усвоения,. При анализе уровня и качества усвоения знаний сурдопедагог учитывает сами знания (их объем, системность, умение учащегося применять их на практике), мыслительные операции (умения, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы, обобщения, умозаключения и др.), а также определенные качества мыслительной деятельности (внимательность, наблюдательность, быстроту и глубину понимания, любознательность и интерес, самостоятельность, логичность мышления и т. п.). Способы и приемы мыслительной деятельности, интеллектуальные умения, которыми пользуются учащиеся при усвоении знаний, И являются одним из объективных показателей уровня и качества ' знаний; стабильность же этих умений — показатель умственного развития ученика.

Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, важны как средство воспитания целеустремленного, активного, трудолюбивого 'и высоконравственного человека. Этим обусловлена воспитывающая функция обучения, направленная на формирование совокупности качеств личности, необходимых для жизни и трудовой деятельности в обществе. Содержание воспитательной функции заключается в формировании у глухих в процессе обучения коммунистических взглядов и убеждений, диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-политических, нравственных, трудовых, волевых, эмоциональных, эстетических и физических качеств личности. Характер учебного материала, выбор методов, рациональное сочетание форм организации обучения играют важную роль в реализации воспитательной функции.

Особенности глухих учащихся данного класса, уровень общего и речевого развития, индивидуальные особенности каждого из них, отношение к учебе и труду, организованность и дисциплина, нравственный климат коллектива, степень сформированное общественного мнения и многие другие факторы помогают сурдопедагогам определять воспитательные задачи, а также пути и способы их выполнения в процессе изучения каждого учебного предмета в каждом классе.

Сурдопедагоги обеспечивают реализацию комплексного подхода к воспитанию глухих учащихся в учебном процессе.

Между обучением и воспитанием существует двусторонняя связь, так как обучение влияет на воспитанность учащихся, а уровень воспитанности — на эффективность обучения. Знания, умения и навыки, усвоенные учеником, имеют ценность не сами по себе, а как факторы формирования всесторонне развитой личности. Вот почему образовательная и воспитательная функции процесса обучения осуществляются в неразрывном единстве. При их реализации учитываются особенности всех психических процессов у глухих школьников.

Развивающая функция обучения направлена на обеспечение общего развития учащихся. Обучение и воспитание способствуют развитию личности. Однако, как показали исследования, не всякое обучение знаниям, умениям и навыкам в одинаковой мере приводит к высокому уровню развития.

Советские сурдопедагоги рассматривают обучение глухих детей и их развитие как единый, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Обучение ведет за собой развитие, определяет его уровень и само зависит от уровня развития глухих учащихся.

Содержание развивающей функции обучения представляет развитие и формирование психических процессов и свойств личности глухого ученика, его познавательной активности, логических приемов и операций, интереса и способностей, творческих возможностей.

Особое внимание в процессе обучения уделяется формированию и развитию словесной речи. Эта задача в школе глухих выступает как специальная и решается своеобразными путями. За период обучения в школе глухой ученик должен овладеть речью как средством общения, познания и мышления. Он усваивает словарный состав, грамматические формы речи, овладевает произносительными навыками устной речи и навыками зрительного восприятия ее. Уровень речевого развития глухого ребенка является важным показателем его общего и интеллектуального развития.

Руководствуясь идеей о единстве в развитии мышления и речи, советские сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления.

Общим условием развития всех психических процессов является обеспечение активности и самостоятельности глухих детей в ходе обучения. Большая роль при этом принадлежит личностным, эмоционально-волевым факторам — заинтересованности и мотивации, -волевых усилий, радости учения.

Коррекционная функция процесса обучения состоит в преодолении последствий глухоты в психическом и физическом развитии глухих детей. В процессе специального обучения осуществляется преобразование всей познавательной деятельности глухого ребенка и формирование его личности в целом.

Особая роль отводится вооружению глухих детей словесной речью как средством общения. Проводится работа над устной речью, исключая все ее составные компоненты (дыхание, голос, звуки и их сочетания, словесное и фразовое ударение, членение речи, ритм, темп, орфоэпические нормы и др.). На протяжении всех лет обучения глухих осуществляется коррекция их словесной речи.

Большое место в процессе обучения глухих занимает работа по развитию слухового восприятия.

Коррекционная функция обучения выполняется с учетом общих закономерностей развития глухих детей, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы советских ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, ее лексико-грамматической и фонетической сторон, но и на формирование личности в целом.

Структура процесса обучения

Процесс обучения имеет сложную структуру. Его составными компонентами являются: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

Целевой компонент состоит, прежде всего, в осознании каждым сурдопедагогом общей цели обучения глухих детей - обеспечить всестороннее развитие личности и подготовить к самостоятельной трудовой и общественно-политической деятельности. Достичь эту социально детерминированную цель можно лишь тогда, когда каждый учитель на основании глубокого понимания цели и задач изучения конкретного учебного предмета, раздела и темы вносит определенный вклад в ее достижение.

Перед каждым сурдопедагогом стоит конкретная цель в единстве четырех ее составных элементов: обучающего, воспитывающего, развивающего и коррекционного.

Содержательный компонент процесса обучения определяется государственными документами (учебным планом, программой и учебниками) и реализуется сурдопедагогом с учетом особенностей контингента глухих учащихся.

Стимулирующе-мотивационный компонент отражает необходимость в процессе обучения глухих формировать у них познавательные интересы и положительные мотивы учения.

Операционно-деятельностный компонент предполагает рациональное использование сурдопедагогом общих, специальных и специфических методов обучения глухих, эффективных средств и форм организации учебного процесса, обеспечивающих активную деятельность глухих учащихся и их всестороннее развитие.

Контрольно-регулировочный компонент реализуется путем проведения сурдопедагогом системы различных видов контроля за ходом учебного процесса, характером деятельности учащихся и особенностями усвоения ими знаний, умений и навыков.

Анализ трудностей, с которыми встречаются глухие учащиеся в процессе обучения, помогает сурдопедагогу определить более совершенные пути обучения.

Важным является оценочно-результативный компонент процесса обучения, предполагающий критический анализ и объективную оценку сурдопедагогом результатов обучения. Довольно сложным, но необходимым является формирование у глухих учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки и неточности, замечать способы их устранения, осуществлять самооценку. J,. Основные этапы процесса обучения отражают структуру процесса усвоения. К ним относятся: подготовка учащихся к восприятию; восприятие ими нового учебного материала в различных формах и из разнообразных источников; осмысливание воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий- закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков; применение/полученных знаний, умений и навыков на практике; анализ результатов обучения, проверка достижений учащихся. Все эти звенья выделены условно. В процессе обучения — они находятся в тесной взаимосвязи, являются неотъемлемыми его частями, способствуют достижению конечной цели, хотя каждое из них выполняет свои специфические задачи.

Подготовка к восприятию обеспечивается, прежде всего, правильной постановкой познавательной задачи, которая носит как практический, так и теоретический характер. Знание об окружающем мире дети получают, прежде всего, через ощущения и восприятия в процессе непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств. Глухота нарушает целостность анализаторной системы, обедняет возможность чувственного восприятия. У глухих учащихся восприятие осуществляется на основе активного и разностороннего использования всех сохранных анализаторов. Обогащение чувственного опыта создает предпосылки для более успешного овладения изучаемым материалом. Вначале процесс познания осуществляется в рамках наглядно-образного мышления. По мере овладения словесной речью и основами научных знаний наглядно-образное мышление постепенно преобразуется в словесно-логическое.

Организуя восприятие глухими учащимися подлежащего изучению материала, сурдопедагог на основе учета их жизненного опыта и уровня подготовки целенаправленно руководит этим процессом, привлекая внимание детей к наиболее существенным сторонам и свойствам изучаемого объекта. Уже на этапе восприятия необходима активная деятельность ученика. В сурдопедагогической теории и практике разработаны пути активизации восприятия глухими учащимися учебного материала. Среди них большая роль отводится различным видам наглядно-практической деятельности учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.053 с.)