Принцип коррекционной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип коррекционной направленности



Принцип коррекционной направленности предполагает равнение на здоровые силы ребенка (С. А. Зыков, А. И. Дьячков), обеспечение компенсаторного пути развития глухого. Обладая полноценным мозгом, глухой ребенок способен к осознанию окружающего мира, отражая его на доступном наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. Овладевая системой выразительных движений — имитаций, знаков (жестовой речью), он удовлетворяет потребность в общении. Утраченную, нарушенную слуховую функцию у глухого частично замещает деятельность зрительного, кинестетического и других анализаторов.

Опора на сохранное зрительное восприятие обеспечивает формирование у глухих специфического способа восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов — чтения с губ, качество которого зависит от встречной активности слушающего. Эта встречная активность проявляется прежде всего в прогнозировании ожидаемого сообщения, в отраженном проговаривании слов, в переработке всей поступающей информации.

На сохранную функцию зрительного, кожного и двигательного анализаторов сурдопедагог опирается при формировании произношения у глухих детей, выработке навыков самоконтроля за речью.

Сохранные двигательный и зрительный анализаторы позволяют глухим детям овладеть дактилологией (ручной азбукой). Дактильная речь служит средством для передачи мыслей в тот период, когда устная речь детей находится в стадии формирования и не может служить надежным средством общения. В мышечных кинестезиях рук, развивающихся в процессе дактилирования, находится мощный фактор компенсации. Овладевая дактильным словом, глухой воспроизводит и воспринимает единую динамическую структуру (образуется своеобразная двигательная цепь), что создает основу быстрого и прочного овладения словом. Компенсаторное значение дактильной речи состоит в том, что она облегчает процесс речевого общения и содействует развитию мышления учащихся.

Сохранный двигательный анализатор играет компенсаторную роль при организации предметно-практической деятельности детей, которая способствует повышению интенсивности учебного процесса, воспитанию самостоятельности и активности учащихся.

С учетом принципа коррекционной направленности составлен учебный план школы глухих, включающий такие предметы, как формирование произношения и развитие слухового восприятия, ознакомление с окружающим миром, предметно-практическое обучение, а в предмете «Русский язык» в подготовительном классе выделены разделы «Обучение дактильной речи», «Обучение устной речи», в I—IV классах — раздел «Развитие разговорной речи».

Принцип коррекционной направленности реализуется в каждом уроке. Сурдопедагог проявляет заботу о формировании словесной речи детей, развитии познавательной деятельности. Формируя новые понятия, учитель активизирует деятельность всех сохранных анализаторов, систематически привлекает житейский опыт учащихся. Особое внимание обращается на использование сохранного остаточного слуха глухих и развитие их речевого слуха.

Принцип коррекционной направленности обусловливает и широкое использование наряду со словесными наглядных и практических методов, которые преобладают лишь на начальном этапе обучения и направлены не только на вооружение определенной суммой знаний, но и на развитие природной любознательности глухих учащихся как основы познавательного интереса.

Коррекционная направленность обучения ^проявляется и в формах его организации (это не только урок, но и самоподготовка, факультатив, предметный кружок, экскурсия, практическая работа на участке). В самом уроке используется не только фронтальная и индивидуальная работа, но и групповая, позволяющая развивать самостоятельность детей, формировать организаторские способности.

Принцип единства процесса обучения основам наук и словесной речи

Если учащиеся массовой школы овладевают основами наук с помощью речи, сформировавшейся у них в дошкольном возрасте в общении со взрослыми и сверстниками на основе сохранного слуха, то у глухих учащихся процессы овладения основами наук и словесной речью сосуществуют, взаимодействуют. Обогащение словаря и грамматических структур облегчает глухому процесс овладения основами наук, и наоборот, обучение основам наук обеспечивает дальнейшее обогащение словаря учащихся основной терминологией, расширяет базу совершенствования словесной речи в целом.

В советской сурдопедагогике вооружение глухих учащихся знаниями, умениями, навыками на основе словесной речи связывается с формированием словесно-логического мышления и личности глухого. Принцип единства процесса обучения основам наук и словесной речи предполагает, что полноценное усвоение основ наук возможно лишь на базе словесной речи, что формирование словесной речи является задачей не только специальных уроков русского языка (развития речи, чтения, письма в младших классах; развития речи, грамматики, литературы — в старших классах), но и всех уроков по предметам общеобразовательного цикла. В программах для школ глухих специально указывается на необходимость параллельной работы по усвоению содержания программ по учебному предмету и работы над речью (обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, коррекции ее произносительной стороны). Работа по языку не подменяет собой обучение другим предметам, а строится в неразрывном единстве с ним. Принцип единства процесса обучения основам наук и словесной речи требует от учителя начальных классов и учителя-предметника коррекции всех сторон (фонетической, грамматической, лексической, стилистической) речи глухих учащихся. Это обязывает учителя хорошо знать речевой профиль класса и каждого ученика, выдвигать требования к речи ученика с учетом содержания индивидуальной работы, проводимой с ним на занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия, знать и эффективно использовать приемы беглой коррекции произношения. Руководствуясь данным принципом, учитель-предметник не только добивается усвоения терминологии по своему предмету, но я способствует активизации словаря, накопленного при изучении других предметов. Важно активно упражнять учащихся в использовании синонимов, антонимов, слов разной меры обобщенности. В особой заботе учителя нуждается развитие связной речи учащихся в устной и письменной форме, построение высказываний различной степени развернутости, формирование навыков диалогической и монологической речи.

Успеху в реализации данного принципа способствуют:

а) разнообразие словарной работы, упражнений в развитии грамматического строя речи, обогащение синтаксических структур на уроках по общеобразовательным предметам;

б) интенсификация активного пользования словарем на внутрипредметной и межпредметной основе;

в) развитие словесно-логического мышления в процессе поисковой деятельности, решения познавательных задач.

Развивая речь учащихся, учитель создает, необходимую базу для совершенствования познавательной деятельности глухого и особенно развития его словесно-логического мышления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.005 с.)