Достижения российской сурдопедагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достижения российской сурдопедагогики



После Великой Октябрьской социалистической революции начинается новый этап в развитии сурдопедагогики. Советское правительство коренным образом перестраивает систему народного образования, и в частности обучение и воспитание аномальных детей. В 1919 г. В. И. Ленин подписывает Постановление Совнаркома «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей», на основании которого все учреждения для глухих включаются в систему народного образования, что определяет задачи, содержание и условия для развития специальных школ. Советская сурдопедагогика на всех последующих этапах развития решает общие с педагогикой задачи коммунистического воспитания и образования, указывает пути осуществления связи школы с жизнью и трудом. Советское государство берет на себя заботу о воспитании и обучении глухих. В специальных школах для глухих ликвидируются сословные, национальные и другие ограничения, учащиеся получают гражданские права наравне со всеми членами общества.

На VIII съезде РКП (б) в 1919 г. были поставлены задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Руководствуясь Программой партии, принятой на этом съезде, сурдопедагогика решает сложные проблемы перестройки и создания учебно-воспитательных учреждений, содержания, методов, организационных форм обучения и воспитания детей с нарушениями слуха на основе принципов единой трудовой школы.

Большое влияние на развитие советской сурдопедагогики оказывает Н. К. Крупская. В Народном комиссариате просвещения ею поставлен вопрос о создании общегосударственной системы обучения и воспитания аномальных детей. Она призывала к поискам путей приближения обучения таких детей к условиям обучения и воспитания в общеобразовательной школе, но предупреждала о недопустимости механического перенесения программы массовой школы в специальную.

Первый Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью (1920 г.) наметил принципы построения советской системы обучения и воспитания аномальных детей. На развитие теории и практики сурдопедагогики оказали влияние решения II съезда по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН) (1924 г.). С основным докладом на съезде выступил виднейший советский дефектолог Л. С. Выготский, который определил своеобразие развития аномальных детей и предложил новый подход к анализу структуры их дефекта и пути его коррекции и компенсации. •

Постановлениями советского правительства «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926 г.) и «О мероприятиях по улучшению воспитания и обучения умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (1927 г.) были определены типы учебных учреждений для детей с недостатками слуха и установлен девятилетний срок обучения в специальной школе для глухих детей с образованием в объеме начальной массовой школы. Создаются единые государственные программы для специальной школы глухих.

Важную роль в совершенствовании образования глухих сыграло постановление ЦК ВКПБ от 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении». В развитие этого постановления на основании приказа Наркомпроса предусмотрено введение всеобщего начального образования детей с нарушениями слуха. Была расширена сеть специальных школ. Углубилась разработка научных основ системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих.

В 1929 г. в Москве организован Экспериментально-дефектологический институт, где под научным руководством Л. С. Выготского проводились исследования проблем дефектологии. Создание института способствовало развертыванию комплексного изучения аномальных детей, разработке научных основ системы дифференцированного коррекционно-направленного воспитания и обучения этих детей в специальных школах. В трудах Л. С. Выготского обосновывается идея сложной структуры аномального развития детей с дефектом анализатора.

В решении вопроса о всеобщем начальном обучении детей с нарушением слуха важную роль сыграли исследования Р. М. Боскис, Л. В. Занкова, И. М. Соловьева, Ф. A. Pay, Ж. И. Шиф и др. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха позволило раскрыть особенности их развития и обосновать систему специального обучения.

На Всероссийском совещании по вопросам обучения и воспитания глухих детей (1938 г.) было выдвинуто требование разработать новую систему обучения глухих, показана научная несостоятельность «чистого устного метода», под значительным влиянием которого находилась некоторое время советская специальная школа для глухих. На совещании была утверждена новая программа школы глухих, направленная на расширение общеобразовательных знаний. Было рекомендовано широкое использование письменной речи и применение в качестве вспомогательного средства дактильной речи. Коренному изменению подвергся первоначальный период обучения глухих словесной речи. На основе решений совещания начиналось осуществление коренной перестройки содержания и методов обучения в школе глухих.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на трудности военных лет, советское правительство продолжало уделять внимание исследованиям в области дефектологии. Г1П943 г. в систему институтов Академии педагогических наук РСФСР входит Научно-исследовательский институт дефектологии, который становится: Всесоюзным научным центром.

В 50-е годы развернулись научные поиски новых эффективных: путей общего и речевого развития детей с разной степенью слуховой недостаточности. Эти поиски проводились под руководством, ведущих ученых Научно-исследовательского института дефектологии — Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова, С. А. Зыкова, Ф. Ф. Pay.

Исследования Р. М. Боскис обусловили возможность решить проблему дифференцированного обучения на основе педагогической классификации детей с нарушениями слуха. Решению этой: проблемы способствовало также изучение Л. В. Нейманом слуховой функции у глухих и слабослышащих, создание классификации нарушений слуха в детском возрасте. Под руководством С. А. Зыкова разработана новая система обучения глухих детей языку на основе принципа формирования речевого общения. Для расширения потребности в речи и ее регулирования обучение языку связывается с организованной деятельностью детей. При первоначальном обучении глухих речи в качестве исходного вида речи: используется дактилология, служащая важным средством компенсации. В связи с созданием новой системы обучения языку перестраиваются программы и учебники, разрабатываются методические руководства для учителей школы глухих.

В этот же период Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезина создают концентрический метод обучения произношению, связанный с постепенным; переходом от приближенного произношения слов к точному и позволяющий дать глухим детям любой необходимый для общения: словарь как в дактильной, так и в устной речи. Концентрический метод осуществляется с помощью временного использования сокращенной системы фонем, в основе которой лежит замена одних: звуков другими, сходными по артикуляции.

В связи с проблемой формирования устной речи Ф. Ф. Pay,, В. И. Бельтюков уделяют внимание вопросам обучения чтению с губ, проводят исследования зрительного и слухового восприятия фонем русского языка.

Постановление Совета Министров РСФСР 1960 г. «О сроках обучения в общеобразовательных школах для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей» определило основные положения специальных школ. Для школ глухих и слабослышащих установлен 12-летний срок обучения, в течение которого глухие и учащиеся 2 отделения школы для слабослышащих и позднооглохших получают знания в объеме 8-летней общеобразовательной школы. Учащиеся I отделения школы для слабослышащих получают за 10 лет обучения неполное среднее образование. В некоторых школах для слабослышащих и позднооглохших детей начинают организовываться XI и XII классы I отделения, где учащиеся получают среднее образование. Для всех типов школ обязательной становится производственно-трудовая подготовка.

Крупнейшим событием в сурдопедагогике, в развитии теории обучения слабослышащих детей является разработка под руководством Р. М. Боскис оригинальной системы дифференцированного„f обучения слабослышащих в специальной школе с двумя отделениями. Благодаря трудам Р. М. Боскис, А. Г. Зикеева, К. Г. Коровина и др. выявляются закономерности развития слабослышащих, своеобразие их познавательной деятельности. Впервые разрабаты-вается система обучения слабослышащих языку, отвечающая особенностям их речевого развития.

В 60-е годы под руководством С. А. Зыкова проводится внедрение в практику школ для глухих предметно-практического обучения. Создается новая дидактическая система обучения глухих в начальных классах, связанная с широким использованием предметно-практической деятельности учащихся в качестве основы для формирования у них понятий, развития речи как средства общения, трудовых умений и навыков. Эта система способствует интенсификации процесса обучения глухих и созданию оптимальных условий для их развития.

В эти годы пристальное внимание ученых привлекают вопросы развития и использования слухового восприятия глухих и слабослышащих в процессе обучения (Р. М. Боскис, В. И. Бельтюков,Т. А. Власова, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Pay и др.).

С целью повышения развивающего значения труда А. П. Гозовой, А. И. Дьячковым, Л. А. Новоселовым и др. вносятся существенные изменения в постановку трудового обучения в специальных школах. Устанавливается тесная связь между трудовым обучением и усвоением учащимися общеобразовательных знаний, расширяется круг специальностей, осваиваемых глухими и слабослышащими.

Одной из важных предпосылок повышения качества учебно-воспитательной работы в школе является совершенствование дошкольного воспитания, установление преемственности дошкольного и школьного обучения. В результате длительных исследований сотрудников сектора дошкольного воспитания НИИД АПН СССР под руководством Б. Д. Корсунской разработана система и программа (1963 г.) воспитания и обучения глухих дошкольников. Внедрение этой программы и реализация новой системы учебно-воспитательной работы в практику детских садов способствовали развитию глухих и слабослышащих дошкольников и улучшению их подготовки к обучению в школе.

Повышению уровня учебно-воспитательной работы в специальных школах содействовали многоплановые исследования НИИ дефектологии АПН СССР в области сурдопсихологии. Исследования советских дефектологов Р. М. Боскис, Т. А. Власовой, Т. В. Розановой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф и др. по изучению закономерностей и особенностей развития детей с недостатками слуха продолжали развивать идеи Л. С. Выготского о сложной и путях компенсации дефекта аномальных детей. К важным достижениям советской сурдопедагогики в 70-е годы относится создание программ обучения для школ глухих (1972 г.) и для школ слабослышащих (1974 г.). Эти программы учитывали особенности развития и возможности глухих и слабослышащих и вместе с тем соответствовали по объему и содержанию программам массовых школ. Школа для глухих переходит на новую систему обучения, в которой предметно-практическая деятельность в начальных классах составляет специальный раздел. Обучение языку характеризуется практической направленностью, укрепляется связь формирования общеобразовательных знаний с развитием речи как средства общения и развитием слухового восприятия.

Программа школы для слабослышащих нацелена на усовершенствование обучения языку и всем другим предметам учебного плана. Наиболее эффективным является систематическое практическое овладение основными закономерностями родного языка в сочетании с формированием навыков произношения, зрительного и слухового восприятия устной речи.

Условием повышения уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки глухих и слабослышащих является научно обоснованная перестройка системы обучения и воспитания в целях интенсификации педагогического процесса. Одной из важных предпосылок такой перестройки является совершенствование дошкольного воспитания детей с недостатками слуха, расширение сети специальных детских садов, установление последовательной преемственности программ дошкольного и школьного обучения (Э. И. Леонгард, Л. П. Носкова).

^ Важную роль в совершенствовании образования детей с нарушениями слуха играет разработка современной системы развития и использования слухового восприятия у глухих, что является новым этапом формирования личности глухого. На основании экспериментального изучения слуховых возможностей глухих и слабо слышащих в НИИ дефектологии АПН СССР разрабатывается и внедряется в специальные школы новая методика максимального развития и использования сохранившейся, у детей слуховой функции.

Использование звукоусиливающей аппаратуры, развитие слухового восприятия вносит принципиальные изменения в пути усвоения устной речи (произношения) глухими школьниками на основе подражания речи учителя, воспринимаемой учащимися слухо-зрительно.

Исследования по проблеме совершенствования литературного образования слабослышащих и дидактических основ обучения и воспитания глухих средствами предметно-практической деятельности являются существенным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики в 80-е годы.

Научные исследования в области сурдопедагогики в нашей стране ведутся сотрудниками Института дефектологии АПН СССР, институтов педагогики ряда союзных республик, преподавателями кафедр сурдопедагогики дефектологических факультетов педагогических вузов, передовыми учителями школ для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Большим достижением советской сурдопедагогики является ориентация содержания обучения в специальных школах на массовые общеобразовательные школы, что обеспечивает преемственность в системе обучения детей с дефектами слуха и возможность продолжения их образования в общей системе народного образования.

Продолжаются исследования по интенсификации учебного процесса в школах для детей с недостатками слуха, разрабатываются и внедряются в практику школ специальные учебники. Создаются новые методические пособия для учителей, специальные наглядные пособия и технические средства для обучения детей с недостатками слуха. Усиливаются научные исследования в области трудового воспитания, обучения и профессиональной подготовки учащихся. Значительное внимание уделяется' совершенствованию дошкольного воспитания и обучения глухих и слабослышащих.

Сурдопедагоги продолжают поиск дополнительных внутренних ресурсов учебного процесса, внедряют достижения науки в практику школ для эффективной перестройки и повышения качества учебно-воспитательной работы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.015 с.)