Диалектико-материалистическая концепция развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектико-материалистическая концепция развития



Проблема воспитания детей с недостатками слуха решается советской сурдопедагогикой на основе диалектической концепции развития, заложенной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

Выделяя две концепции развития, метафизическую и диалектическую, В. И. Ленин определяет сущность каждой. Метафизическая концепция рассматривает развитие человека как постепенное количественное накопление свойств, качеств, заложенных в природе человека. Идеалистический характер этой концепции проявляется в игнорировании влияния среды, системы воспитания. Они, по мнению психологов и педагогов идеалистической ориентации, являются лишь условиями для саморазвития, проявления природных способностей человека.

Диалектическая концепция рассматривает процесс развития человека не только как количественные, но, прежде всего, и как качественные изменения в психике человека, возникающие под влиянием среды. Марксистско-ленинская философия определяет, что сущность развития есть борьба противоположностей, внутренних, противоречий, разрешение которых дает толчок к развитию. В процессе воспитания возникают противоречия между возрастающими социальными задачами, которые выдвигаются перед учащимися, и теми возможностями, которые ограничивают их поступки и действия; между потребностями человека, появляющимися в той или иной деятельности, и возможностями их удовлетворения; между внешними влияниями, направленными на школьников, и их внутренними устремлениями и др. (Противоречия процесса обучения и воспитания рассматриваются в соответствующих главах.) Понятия «развитие», «формирование», «воспитание» взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Развитие — это процесс количественных и качественных прогрессивных изменений, переход от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних факторов.

Формирование — это и результат развития личности, и процесс ее становления под воздействием воспитательных влияний, в ходе которых вырабатываются те или иные качества..

Воспитание личности — целенаправленный процесс формирования определенных качеств личности на основе знания закономерностей развития человека и общества.

Знание закономерностей развития и формирования личности дает возможность управлять процессом воспитания.

Биологические факторы в развитии детей с недостатками слуха

К. Маркс, разрабатывая теорию развития человека, писал: «Человек является непосредственно природным существом»1. Человек— наивысший результат эволюции живой природы. Природные, биологические закономерности существенно влияют на его развитие. Важнейшим биологическим фактором, воздействующим на человека, является наследственность. Ребенок наследует от своих родителей телосложение, внешний облик, цвет волос, кожи, глаз, тип обмена веществ в организме, тип нервной системы. Существуют наследственные заболевания (гемофилия, шизофрения, некоторые эндокринные расстройства) и дефекты (врожденное заращение слухового прохода — атрезия, недоразвитие или отсутствии барабанной перепонки, слуховых косточек и пр.).

Для сурдопедагогики важно знать, какое влияние оказывает наследственность на состояние слуха. Успехи современной медицины и медицинской генетики позволили установить, что наследственные формы глухоты и тугоухости имеют место в 30—50% случаев (М. Г. Блюмина, А. Г. Московкина, Д. И. Тарасов). Выявлено, что наследственная глухота и тугоухость в 80% семей передается по рецессивному типу, т. е. от родных братьев и сестер здоровых родителей; 19%—по данному типу, т. е. от старшего поколения к младшему, от одного из родителей к детям; 1 % — по смешанному типу. Установлено, что генетическая нейросенсорная глухота и тугоухость- возникает вследствие генетически •обусловленных дефектов формирования структур внутреннего уха (в основном спирального органа) или вследствие дегенеративных ^изменений нормально сформированных структур внутреннего уха. 'Существует мнение, что определенную роль играют сосудистые нарушения и гидродинамические расстройства во внутреннем ухе.

Однако природные задатки, заложенные в структуре мозга, речедвигательных органах, органах чувств, лишь предопределяют ^возможность той или иной деятельности. Успех этой деятельности зависит от воспитания и обучения человека, в процессе которых.задатки развиваются и превращаются в способности.

К биологическим факторам развития человека относят различные воздействия, влияющие на развитие плода в пренатальный, перинатальный и постнатальный периоды. Физиологи выделяют несколько причин нарушения слуха в период внутриутробного развития: инфекционные болезни матери (краснуха, грипп, скарлатина, корь), интоксикация матери под влиянием антибиотиков, алкоголя и пр., несовместимость крови плода и матери по резус-фактору, что порождает гемолитическую болезнь новорожденных. В момент рождения на состояние слуха может оказать влияние.родовая травма. А в послеродовой период развития стойкое нарушение слуха может возникнуть под влиянием инфекционных заболеваний ребенка. Большую опасность представляют энцефалит, менингит, корь, скарлатина, грипп, заболевания носа и носоглотки, воздействия ототоксических препаратов и др. По данным Д. И. Тарасова, одной из причин снижения слуха, которую часто недооценивают, является попадание в наружный слуховой проход.инородного тела, которое приводит к воспалительному процессу в ухе.

Вследствие биологического дефекта (глухоты или тугоухости) ^нарушается жизнедеятельность слухового анализатора. Звуковые раздражения не поступают в кору головного мозга, что оказывает •отрицательное влияние на познание материального мира. Немота— вторичный биологический дефект, обусловленный первичным дефектом, лишает ребенка возможности устанавливать нормальные контакты с социальной средой. А. И. Дьячков, теоретик советской сурдопедагогики, считает, что глухонемота представляет собой сложное патологическое состояние.

Исследованиями Р. М. Боскис, И. М. Соловьева, Т. В. Розановой, Л. И. Тиграновой, Ж. И. Шиф доказано, что речевое недоразвитие обусловливает ряд особенностей в восприятии объектов, в запоминании наглядного и словесного материала, в овладении 32 мыслительными операциями.. Само овладение языком проходит своеобразно: возникают специфические трудности в освоении лексического запаса языка и грамматических закономерностей в построении связных устных и письменных высказываний.

Согласно материалистической диалектике биологические факторы, влияющие на развитие человека, не являются самодовлеющими, они должны рассматриваться во взаимодействии с окружающей средой. Под влиянием воспитания природные задатки развиваются и совершенствуются, претерпевают существенные изменения.

Знание биологических факторов развития детей с недостатками слуха дает возможность научно обоснованно строить систему обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.007 с.)