Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи сурдопедагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха. Советская сурдопедагогика входит в систему педагогических наук и развивается на основе марксистско-ленинской философии, материалистической диалектики. Советская сурдопедагогическая наука развивается в органической связи с практикой воспитания и обучения глухих и слабослышащих, на основе ее всестороннего изучения и обобщения. Она разрабатывает научно обоснованные пути и средства предупреждения и компенсации дефекта, определяет условия развития личности и оказывает преобразующее влияние на практику воспитания и обучения, учащихся с нарушением слуха. Задачи сурдопедагогики: всестороннее педагогическое изучение детей с дефектом слуха; изучение объективных закономерностей воспитания и обучения детей с дефектом слуха, определение сущности специально организованного воспитания и обучения; теоретическое обоснование и разработка системы обучения основам наук; совершенствование систем развития слухового восприятия, обучения родному языку, устной речи (произношения) и др; разработка научных основ содержания обучения (учебных планов, программ, учебников), а также принципов, методов и организационных форм обучения и воспитания в специальных учреждениях; совершенствование трудового обучения, системы общественно полезного производительного труда, профессиональной ориентации школьников; создание и совершенствование технических средств коррекции и компенсации дефекта слуха; усиление сотрудничества дошкольных учреждений, школы-интерната, семьи в деле воспитания подрастающего поколения; пропаганда специальных педагогических знаний и достижений советской сурдопедагогики. Возникнув как наука о воспитании глухонемых детей, сурдопедагогика по мере расширения границ воспитания и обучения в жизни общества, развития путей и средств компенсации дефекта становится наукой о закономерностях специального педагогического воздействия на детей с нарушенным слухом. Сурдопедагогика тесно связана с сурдопсихологией, раскрывающей закономерности психического развития детей с нарушением слуха, формирования их личности. Совершенствование обучения и воспитания, глухих и слабослышащих требует знания теоретических положений сурдопсихологии о своеобразном развитии таких детей, о путях коррекции недостатков их развития и компенсации дефекта. Естественнонаучное понимание процесса компенсации дает возможность предусмотреть такую систему обучения, которая учитывала бы особенности развития детей с недостатками слуха и обеспечивала бы их всестороннее развитие. Повышению качества обучения и воспитания в специальных школах способствуют сурдопсихологические исследования познавательной деятельности и умственного развития глухих и слабослышащих. Результаты исследований в области физиологии, анатомии, оториноларингологии, аудиологии используются сурдопедагогикой при решении проблем дифференцированного обучения детей с недостатками слуха, развития и использования слухового восприятия, формирования устной речи. В специальных школах широко применяются звукоусиливающая аппаратура, визуальные и тактильно-вибрационные приборы. Сурдопедагогика разрабатывает вопросы развития и использования остаточного слуха, обучения глухих и слабослышащих произношению на основе широкого применения сурдотехнических средств. Этим обусловлена ее тесная связь с сурдотехникой. Методы сурдопедагогики - Советская сурдопедагогика опирается на марксистско-ленинское учение о диалектической взаимосвязи теории с практикой. На его основе ученые и практики-сурдопедагоги проводят педагогические исследования, определяют суть изучаемых явлений, объективные закономерности и ход их развития. Сурдопедагогика широко использует разнообразные методы исследования для изучения и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Изучение литературных источников. Изучение одной из проблем сурдопедагогики начинается с работы с литературными источниками и документами. К их числу относятся: современная специальная литература по сурдопедагогике (монографии, учебные и методические пособия, сборники статей, учебники и др.); периодическая печать (статьи в научных журналах); научная литература по смежным областям знаний (педагогике, психологии, сурдопсихологии и другим отраслям дефектологии, аудиологии и т. п.); справочная литература («Дефектологический словарь», «Педагогическая энциклопедия» и др.); труды выдающихся сурдопедагогов; труды сурдопедагогических учреждений (отчеты, доклады, материалы съездов и др.). Работа с литературой позволяет изучить опыт обучения и воспитания детей с недостатками слуха в разные периоды развития сурдопедагогики, проследить методические поиски сурдопедагогов, выявить сущность и пути формирования различных систем воспитания и обучения глухих. Работа над литературными источниками необходима при определении научной4 проблемы, задач и объекта исследования, при анализе собранного материала. % Изучение литературных источников предусматривает применение таких видов работы с литературой, как конспектирование, реферирование, составление аннотаций, библиографии и т. д. При составлении библиографии (список литературных источников) необходимо четкое оформление сведений: фамилия, инициалы автора, название работы, издательства, место, год издания; для статьи— название, номер журнала, год публикации. Педагогическое наблюдение — целенаправленное, систематическое исследование учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха. При организации наблюдения определяются цели, задачи педагогического процесса, план его проведения, точно и объективно фиксируются наблюдаемые явления. Задачей наблюдения является накопление фактов, их систематизация и научно-педагогический анализ. Исследователь наблюдает за деятельностью учителя и учащихся на уроке, внеклассных занятиях, за воспитательным процессом в интернате. Возможно наблюдение за работой значительного числа учителей или воспитателей. При изучении состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов педагогическое наблюдение дает возможность собрать как положительные, t?i; неотрицательные факты. Для научного анализа необходимо иметь достоверные факты, поэтому наряду со стенографированием уроков и внеклассных занятий широко используются современные приемы регистрации наблюдений: магнитофонная запись на пленку, фото- и киносъемка, наблюдение с помощью телевидения в специально оборудованных классах. Изучение передового педагогического опыта. Большинство сурдопедагогических исследований, включает углубленное изучение опыта передовых учителей и воспитателей специальных школ. Исследователь, изучая опыт работы передового учителя, сравнивает его с работой других учителей, обнаруживает объективные закономерные связи между деятельностью учителя и учеников и педагогическими результатами. Изучение передового педагогического опыта должно раскрывать взаимосвязь всех его сторон: средства, методы, приемы педагогического воздействия, знания, умения и навыки, приобретенные учениками, изменения в их развитии и воспитании. Углубленное изучение передового педагогического опыта проводится планомерно в течение длительного времени по тщательно продуманной программе. Оно должно показать, как происходит сложный диалектический процесс развития школьника с нарушением слуха, обеспечивающий его переход с одной качественной ступени на другую, более высокую. Изучение педагогического опыта способствует его обобщению и разработке возможных путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в процессе учебной или воспитательной работы. Исследователь создает или изменяет условия педагогического процесса в соответствии с намеченной целью. Главная цель эксперимента - практическая проверка научных предположений, более глубокое (по сравнению, например, с наблюдением), целенаправленное исследование учебно-воспитательной работы. Постановка эксперимента требует знания и учета условий его проведения, объективной фиксации хода эксперимента и его результатов. На основе эксперимента получают подтверждение выдвинутой исследователем научной гипотезы или основание для внесения изменений в постановку вопроса либо в методику. При анализе полученных данных для обработки массового материала часто применяют математические методы, что позволяет более точно определить педагогическую эффективность эксперимента. Опрос. Широкое распространение в исследованиях получил метод опроса в виде анкетирования (письменный опрос) и интервью (устный опрос). При проведении опросов большое значение имеет четкость формулировки вопросов, соответствие их задаче исследования. Метод опроса позволяет проследить за интересами, взглядами, склонностями учащихся, учителей или родителей, глубже вникнуть в суть изучаемых явлений. Беседа проводится с глухими и слабослышащими учащимися, с родителями, с сурдопедагогами для получения необходимых исследователю сведений. Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обстановки, от умения исследователя установить непринужденный контакт с собеседником. Педагог заранее должен подготовить целенаправленные вопросы. Содержание беседы фиксируется в протоколе. Изучение детских работ. Метод изучения продуктов деятельности детей важен для определения уровня их знаний и умений. Проводится анализ рисунков, различных изделий учащихся — из пластилина, бумаги и др. Анализируется не только конечный результат деятельности, но и этапы ее выполнения, учитываются ошибки, поиски способов преодоления трудностей. При изучении тетрадей школьников может быть получен материал о системе работы учителя. Для оценки знаний учащихся исследователь может провести контрольные работы, сочинения и др. Изучение школьной документации. Изучение педагогической документации (конспекты уроков и внеклассных занятий, планы учебно-воспитательного процесса, протоколы и отчеты педагогических советов, методических объединений учителей и т. д.) позволяет узнать об организации учебно-воспитательного процесса в школе и достигнутых педагогическим коллективом результатах. Изучение личных дел учащихся, их психолого-педагогических характеристик, дневников индивидуальных занятий помогает выявлять особенности каждого учащегося и вооружает исследователя необходимыми объективными данными. Результаты знакомства с документацией специальных учебно-воспитательных учреждений могут быть использованы для постановки научной проблемы и ее исследования или материалом для научных обобщений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.011 с.) |