Принципы обучения в школе для глухих детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы обучения в школе для глухих детей



Принципы обучения представляют собой систему обобщенных, устойчивых, существенных, наиболее универсальных требований, определяющих общую направленность компонентов (содержания, методов, форм организации) процесса обучения, характер совместной деятельности учителя и учащихся в учебно-познавательном процессе. Они обусловлены определенными закономерностями и законами процесса обучения, неизменно проявляющимися в педагогической практике, и призваны обеспечить эффективность обучения.

Современная общеобразовательная школа для глухих детей руководствуется системой дидактических принципов, обоснованных в общей педагогике: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода, последовательности и систематичности, связи теории и практики и др. При этом предполагается своеобразие их реализации в школе глухих, а также выделяются специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом: коррекционной направленности обучения, единства обучения основам наук и словесной речи, интенсивного развития слухового восприятия, опоры на предметно-практическую деятельность, интенсификации речевого общения.

 

Принцип научности

Принцип научности обусловлен целями советской школы, призванной вооружать подрастающее поколение подлинно научными знаниями. Он приобретает особое значение для современной школы в связи с тем, что значительно расширяется область применения научных знаний в сферах производства, управления, обслуживания и культуры, возрастает объем научной информации и растут требования к ее отбору. Принцип научности предполагает закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета, означает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Принцип научности определяет место научных знаний в учебной деятельности. Он обусловливает включение в содержание школьного образования учебного материала, точно установленного наукой и вооружающего учащегося доступными для его возраста научными понятиями и терминами. В содержании обучения отражаются объективные научные факты, понятия, законы всех основных разделов соответствующих отраслей науки. Знания, которыми вооружает детей специальная школа, могут быть упрощены, но не искажены.

Отбор программного содержания, научного, доступного, отвечающего возрастным и психологическим особенностям детей, выступает как предпосылка реализации принципа научности.

В преподавании учебных предметов находят отражение современные достижения науки, доступные пониманию учащихся, обеспечивается, постоянное привлечение новых фактов (из газет, журналов, телепередач), подтверждающих и конкретизирующих закономерности реального мира.

Принцип научности требует диалектико-материалистического раскрытия закономерностей развития объективного мира, на базе чего и вырабатывается цельное научное мировоззрение. В соответствии с ним в каждом учебном предмете, в каждой теме выделяются ведущие мировоззренческие идеи, а факты и явления объясняются с позиций марксистско-ленинской теории.

Глухой ребенок располагает определенным фондом житейских знаний, однако чаще всего отрывочных, мало связанных друг с другом. На основе собственных обобщений об окружающем мире и дополнительно формируемых в ходе учебной деятельности у ребенка возникают первоначальные научные знания по учебным предметам. Научность содержания — одна из основ, обеспечивающих положительное воспитательное влияние обучения.

Использование педагогически обоснованных путей формирования научных знаний, методов обучения, близких к методам науки (наблюдение, эксперимент, проблемная ситуация и др.), позволяет глухим-учащимся накапливать научные факты, понятия и обобщать их содержание. Система понятий у глухих детей формируется труднее и медленнее, чем у слышащих. Ранее усвоенные и вновь приобретаемые словесные обобщения разных уровней лишь постепенно выстраиваются в сложную систему. Особые трудности глухие испытывают в переосмысливании понятий, разноаспектном анализе одного и того же объекта, что обусловлено недостаточным развитием их речи. Преодолению такого своеобразия способствует широкое использование практической деятельности.

В процессе обучения создаются условия для формирования правильных представлений и научных понятий, для точного их выражения в определениях и терминах, принятых в науке. Сурдопедагог ведет учащихся от явления к сущности, от примеров к выводам, правилам, законам, связывает содержание обучения с жизнью.

Успех в реализации принципа научности зависит от организации мыслительной деятельности школьников в процессе усвоения знаний, от овладения приемами умственной деятельности. Необходимо ознакомление учащихся (особенно старших классов) со способами научной организации труда, формирование умений наблюдать, фиксировать и анализировать результаты, доказывать правильность высказанной мысли и т. д. Реализация принципа научности содействует преобразованию мышления глухого ребенка (переходу от чувственного познания к понятийному, словесно-логическому мышлению), особенно в условиях проблемного обучения, использования частично-поискового метода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.164 (0.004 с.)