Учебные программы школы глухих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные программы школы глухих



В соответствии с учебным планом составляются учебные программы, в которых определяются содержание и объем знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету, а также последовательность его изучения по годам обучения. Начальные и средние классы школы глухих работают по специальным программам, старшие классы — по программам общеобразовательной неполной средней школы.

Программы для школы глухих составляются с учетом общих педагогических требований. При этом учитываются особенности усвоения глухими школьниками знаний и формирования практических умений и навыков по каждому учебному предмету. В программах определены объем и характер речевого материала, подлежащего усвоению глухими учащимися в процессе изучения того или иного раздела.

Российскими сурдопедагогами проведена большая работа по созданию и переработке учебных программ для школы глухих. Они неоднократно подвергались существенным изменениям.

В 1988 г. утверждены новые программы для специальных общеобразовательных школ для глухих детей по русскому языку (подготовительный, I—VII классы), математике (подготовительный, I—VIII классы), природоведению (III—VI классы), физической культуре (подготовительный, I—VIII классы), предметно-практическому обучению (подготовительный, I—IV классы), трудовому обучению (V—VIII классы), развитию слухового восприятия и.обучению произношению (подготовительный, I—XII классы), изобразительному искусству (I—VI классы). Эти программы рассчитаны на повышение развивающей роли обучения и обеспечение более высокого уровня знаний глухих учащихся. Они соотносятся с усовершенствованными программами для массовой школы, отражают обобщенный опыт работы школы глухих за предыдущие годы, а также результаты исследований в области специальной педагогики и психологии. В новых программах уточнено содержание учебного материала, усилена его гуманистическая, воспитательная и практическая направленность. Характерной особенностью их является уточнение объема изучаемых в школе предметов, отражение в них современных достижений науки, техники и практики; усиление мировоззренческой, воспитательной и политехнической направленности; определение оптимального круга умений и навыков, которыми обязательно должны овладеть ученики того или иного класса; установление более тесной связи обучения с жизнью. В значительной степени устранен второстепенный материал. Новым в структуре программ для школы глухих является то, что кроме объяснительной записки и тематического содержания учебного материала с ориентировочным распределением часов по темам в них даются основные требования к знаниям и умениям учащихся каждого класса к концу учебного года по всем предметам, рекомендации к оценке знаний, умений и навыков учащихся (по математике, природоведению, предметно-практическому обучению), списки литературы и средств обучения (по языку, изобразительному искусству).

Все это значительно повышает качество учебных программ и их ценность для практического использования сурдопедагогами.

Расположение учебного материала в программах осуществляется линейно и концентрически.

При линейном построении программ каждая последующая часть учебного курса является продолжением предыдущих. В каждом классе вводятся новые темы и разделы, что позволяет значительно экономить учебное время и быстрыми темпами продвигаться вперед. Учебный материал при этом излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами изучения данной темы, без возвращения к нему на следующих этапах обучения. Материал, подлежащий изучению, располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Примером линейного расположения материала являются программы по математике, природоведению, литературе и др.

При концентрическом построении учебных программ материал данного предмета повторяется в усложненном виде на следующей ступени обучения. Некоторые разделы, темы или весь курс повторяются в последующих классах. Новизна при этом заключается в более глубокой научной характеристике изучаемых явлений, понятий, законов.

Примером может служить программа по изобразительному искусству, где с I по VI класс выделены одинаковые разделы: «Композиция»; «Цвет и краски», «Форма, пропорция, конструкция», «Пространство», «Восприятие произведений искусства». При этом задачи того или иного раздела усложняются на каждом последующем году обучения.

Учебники для школы глухих

На основе учебного плана и в соответствии с учебными программами по каждому предмету составляются учебники, в которых в определенной системе излагается содержание учебного предмета.

Главное назначение учебника — помочь глухим школьникам углубить и закрепить знания, полученные на уроке. Большая роль принадлежит учебнику в формировании -у учащихся навыков самостоятельной работы. Умение работать с книгой является важным условием дальнейшего образования и самообразования глухого.

В начальных и средних классах школы глухих используются специальные учебники, что обусловлено необходимостью учета общего и речевого развития учащихся. Старшие классы работают по учебникам общеобразовательной неполной средней школы.

При составлении учебников для специальной школы глухих является обязательным учет общих педагогических и специфических требований. Содержание школьных учебников должно соответствовать целям обучения, задачам школы, учебной программе, современному уровню развития данной области науки и техники, задачам коммунистического воспитания учащихся и представлять целостную систему знаний с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. В нем должна быть раскрыта сущность основных научных идей, теорий, законов, понятий, отражена связь с жизнью. Содержание учебника также определяется задачами развития словесной речи глухих в процессе изучения каждого учебного предмета.

Большое внимание уделяется доступности содержания учебника для глухих школьников в соответствии с их возрастными и познавательными возможностями, уровнем общего развития, способностями и интересами, а также предшествующей общеобразовательной подготовкой. Общий объем излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведенному на изучение данного курса, а распределение материала по разделам, темам и параграфам должно быть по возможности равномерным и по объему соответствовать содержанию учебного материала, изучаемого на уроке.

Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника для глухих школьников: учебный материал излагается ясным, точным, лаконичным и понятным для учащихся литературным языком с учетом уровня речевого развития глухих и необходимости его обогащения. В учебнике следует соблюдать дозировку нового речевого материала и грамматических форм.

Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу, их творческой активности, теоретических и практических навыков, на формирование основных приемов умственной деятельности и умений применять полученные знания на практике. В методическом аппарате представлена работа над новыми словами, входящими в основной текст.

Иллюстрации учебника способствуют пониманию глухими учащимися значения отдельных слов и выражений, последовательности событий, раскрытию содержания, его дополнению и конкретизации, выделению в учебном материале основных моментов, а также дают самостоятельную информацию, усиливают эмоциональное воздействие материала.

Аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, сигналы-символы для обозначения структурных элементов книги, указатели, сноски, ссылки и др.) направляет глухих школьников на изучение главного, сущности основных понятий, содействует развитию умений самостоятельно работать с учебником, обеспечивает подготовку к самостоятельному приобретению знаний.

Важное значение имеют художественное оформление и полиграфическое исполнение. Учебники для школы глухих должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам.

Начала осуществляться подготовка к изданию учебно-методических комплексов, состоящих из учебника, учебных пособий, методических разработок, разнообразных дидактических средств, технических средств обучения (ТСО) и компьютерной техники, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса в соответствии с действующими программами и учебниками. Учебно-методические комплексы призваны облегчить труд учителя, его подготовку к проведению каждого урока и донести до него современные идеи в области психолого-педагогических наук.

Учебники издаются полным тиражом один раз в 4 года с последующей допечаткой по мере необходимости.

Для школы глухих по всем учебным предметам учебники издаются издательством «Просвещение». В союзных республиках они переводятся на родной язык и издаются республиканскими педагогическими издательствами. Оригинальными являются только учебники для школы глухих по родному языку и литературе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.90.167.73 (0.009 с.)