Особенности учебного процесса в школе глухих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности учебного процесса в школе глухих



Результаты научных исследований и анализ сурдопедагогической практики дают возможность определить наиболее существенные особенности процесса обучения глухих и его отличие от процесса обучения слышащих учащихся.

Первой особенностью является то, что на начальном этапе обучения глухих детей в школе существенное значение имеет характер их дошкольной подготовки. Наиболее результативной является подготовка глухого дошкольника в специальных дошкольных учреждениях, где проводится целенаправленная педагогическая работа с целью обеспечения общего разностороннего развития детей.

Однако значительная часть детей не посещает дошкольные учреждения. Социальная среда, окружение глухого ребенка, характер проводимой с ним работы в семье оказывают огромное влияние на весь ход его развития, в том числе и на формирование средств общения.

"Различные условия воспитания глухого ребенка дошкольного возраста создают чрезвычайно большое разнообразие в уровне общего и речевого развития глухих детей, что непосредственно осложняет процесс обучения в школе.

Второй не менее важной особенностью процесса обучения глухих учащихся является наличие и взаимодействие двух систем общения: языка жестов и языка слов.

Исследования показывают, что, вступив в детский коллектив школы-интерната с различным уровнем развития средств общения, глухие дети довольно быстро включаются в общение. При этом взаимодействуют два фактора: жизненная потребность ребенка в общении и стремление детского коллектива включить его в свой круг.

Язык жестов — это своеобразная система, имеющая свой словарный состав и грамматический строй. Он возникает и развивается в связи с потребностями коммуникации (при отсутствии словесной речи).

В процессе обучения глухих детей язык жестов обогащается и развивается. Глухие в жестовой речи стремятся выразить то, что ими приобретено в языке слов. В связи с этим в языке жестов выделяют две разновидности: разговорная жестовая речь и калькирующая жестовая речь (Г. Л. Зайцева).

Разговорная жестовая речь усваивается глухим ребенком непосредственно в процессе общения с глухими. Система обозначений в этой речи отличается от языка слов. Объем словаря жестов значительно уступает и количественно и качественно языку слов (Р. М. Боскис, С. А. Зыков, Г. Л. Зайцева).

Калькирующая жестовая речь складывается и развивается под влиянием языка слов и подчиняется тем же грамматическим закономерностям. Чрезвычайно важным при этом является то, что именно язык слов становится орудием мышления глухого ребенка.

Учитывая своеобразие разговорной жестовой речи, советские сурдопедагоги приходят к выводу, что обучение языку слов невозможно осуществить путем перевода жестовой речи. Более того, жестовая речь осложняет формирование значений слов и препятствует овладению синтаксической структурой языка слов.

В ходе обучения на основе словесной речи происходит сложная перестройка в развитии глухого. При этом, чем длиннее было воспитание глухого вне овладения языком слов, тем труднее обучить его словесной речи и переключить с конкретно-образного мышления на базе языка жестов на словесно-логическое мышление на базе языка слов.

Важной особенностью процесса обучения глухих является использование различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной. Каждая из них формируется по специфическим закономерностям, в тесной взаимосвязи и в определенной последовательности, причем на различных годах обучения отношения между ними изменяются. Наиболее целесообразным является использование сурдопедагогом на ранних этапах обучения глухих устно-дактильной речи с применением письменной, поскольку все формы речи воспринимаются глухими детьми вначале зрительно. На последующих этапах преимущественно используется устная речь, дактильная же выступает в качестве вспомогательного средства при затруднениях в словесном контакте. Дети пользуются устно-дактильной формой речи, а по мере развития слухового восприятия и формирования произносительных навыков — устной.

Одной из особенностей процесса обучения глухих является осуществление работы по пользованию и развитию слуха у детей. В 70—80-х годах в Научно-исследовательском институте дефектологии широко изучается проблема выявления и развития остаточной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слуховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). На протяжении длительного времени существовало мнение о весьма ограниченных возможностях глухих в восприятии и различении речевых элементов на слух. Проведенное же исследование позволяет принципиально изменить подход к развитию возможностей восприятия речи на слух глухими дошкольниками, школьниками и взрослыми.

Разработанная система основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприятии глухими учащимися звучащей речи и использовании слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

На протяжении всех лет обучения, глухих школьников проводится специальная работа с целью слуховой тренировки в восприятии ими осмысленного речевого материала (фраз, словосочетаний и слов).

Исследования показывают, что слуховое восприятие в процессе обучения развивается и приобретает все большее значение. При этом осуществляется неразрывная связь развивающегося слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, произносительных навыков что, в свою очередь, вносит существенные положительные изменения в развитие всей познавательной деятельности глухих.

Особенностью обучениях глухих является и то, что процесс вооружения учащихся системой знаний основ наук и процесс формирования у них словесной речи как средства общения, познания и мышления могут вступать в различные взаимосвязи.

В зависимости от решения этого вопроса в истории сурдопедагогики известны различные педагогические системы — «чистый устный метод» и «мимический метод обучения». Эти дидактические системы страдают односторонностью, в них нарушается единство сложного процесса вооружения глухих учащихся знаниями основ наук и преобразования их познавательной деятельности.

Советская дидактика обосновывает новое понимание процесса обучения, при котором вооружение глухих учащихся знаниями основ наук и формирование у них словесной речи как средства мышления и познания осуществляются в неразрывном единстве.

.Обучение языку, которому придается особо важное значение, строится в тесном взаимодействии с изучением всех учебных предметов в школе глухих.

Самая отличительная и самая существенная черта процесса обучения глухих состоит в его направленности на преодоление, коррекцию и компенсацию последствий глухоты. Советская дидактика обосновывает единство процесса обучения основам наук и формирования личности глухого ребенка. В процессе обучения осуществляется преобразование его познавательной деятельности. При этом ведущая роль принадлежит формированию словесной речи как средства общения, мышления и познания.

Структура процесса обучения

Процесс обучения имеет сложную структуру. Его составными компонентами являются: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

Целевой компонент состоит, прежде всего, в осознании каждым сурдопедагогом общей цели обучения глухих детей - обеспечить всестороннее развитие личности и подготовить к самостоятельной трудовой и общественно-политической деятельности. Достичь эту социально детерминированную цель можно лишь тогда, когда каждый учитель на основании глубокого понимания цели и задач изучения конкретного учебного предмета, раздела и темы вносит определенный вклад в ее достижение.

Перед каждым сурдопедагогом стоит конкретная цель в единстве четырех ее составных элементов: обучающего, воспитывающего, развивающего и коррекционного.

Содержательный компонент процесса обучения определяется государственными документами (учебным планом, программой и учебниками) и реализуется сурдопедагогом с учетом особенностей контингента глухих учащихся.

Стимулирующе-мотивационный компонент отражает необходимость в процессе обучения глухих формировать у них познавательные интересы и положительные мотивы учения.

Операционно-деятельностный компонент предполагает рациональное использование сурдопедагогом общих, специальных и специфических методов обучения глухих, эффективных средств и форм организации учебного процесса, обеспечивающих активную деятельность глухих учащихся и их всестороннее развитие.

Контрольно-регулировочный компонент реализуется путем проведения сурдопедагогом системы различных видов контроля за ходом учебного процесса, характером деятельности учащихся и особенностями усвоения ими знаний, умений и навыков.

Анализ трудностей, с которыми встречаются глухие учащиеся в процессе обучения, помогает сурдопедагогу определить более совершенные пути обучения.

Важным является оценочно-результативный компонент процесса обучения, предполагающий критический анализ и объективную оценку сурдопедагогом результатов обучения. Довольно сложным, но необходимым является формирование у глухих учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки и неточности, замечать способы их устранения, осуществлять самооценку. J,. Основные этапы процесса обучения отражают структуру процесса усвоения. К ним относятся: подготовка учащихся к восприятию; восприятие ими нового учебного материала в различных формах и из разнообразных источников; осмысливание воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий- закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков; применение/полученных знаний, умений и навыков на практике; анализ результатов обучения, проверка достижений учащихся. Все эти звенья выделены условно. В процессе обучения — они находятся в тесной взаимосвязи, являются неотъемлемыми его частями, способствуют достижению конечной цели, хотя каждое из них выполняет свои специфические задачи.

Подготовка к восприятию обеспечивается, прежде всего, правильной постановкой познавательной задачи, которая носит как практический, так и теоретический характер. Знание об окружающем мире дети получают, прежде всего, через ощущения и восприятия в процессе непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств. Глухота нарушает целостность анализаторной системы, обедняет возможность чувственного восприятия. У глухих учащихся восприятие осуществляется на основе активного и разностороннего использования всех сохранных анализаторов. Обогащение чувственного опыта создает предпосылки для более успешного овладения изучаемым материалом. Вначале процесс познания осуществляется в рамках наглядно-образного мышления. По мере овладения словесной речью и основами научных знаний наглядно-образное мышление постепенно преобразуется в словесно-логическое.

Организуя восприятие глухими учащимися подлежащего изучению материала, сурдопедагог на основе учета их жизненного опыта и уровня подготовки целенаправленно руководит этим процессом, привлекая внимание детей к наиболее существенным сторонам и свойствам изучаемого объекта. Уже на этапе восприятия необходима активная деятельность ученика. В сурдопедагогической теории и практике разработаны пути активизации восприятия глухими учащимися учебного материала. Среди них большая роль отводится различным видам наглядно-практической деятельности учащихся.

Осмысливание учебного материала заключается в выделении главной мысли, дифференциации главного и второстепенного. Воспринятый материал должен быть осмыслен и приведен в общую систему знаний. Осмысливание — центральное звено в процессе усвоения. Оно ведет к раскрытию сущности изучаемых предметов и явлений. Процесс осмысления связан со всесторонним анализом и синтезом учебного материала. Советскими сурдопедагогами на основании проведенных исследований выявлены особенности и трудности глухих учащихся в осмыслении учебного материала, в частности, обнаружено, что младшие школьники склонны объединять в одну группу предметы и явления, которые имеют лишь внешнее сходство, т. е. объединять на основе несущественных признаков. Учащиеся младших классов испытывают затруднения при необходимости сравнить те или иные предметы и явления. Глухие с большим трудом отвлекаются от конкретных представлений, что мешает им делать необходимые обобщения. Это обусловлено отсутствием у них достаточно развитой словесной речи. Недостаточное же владение словесной речью и слабое развитие словесно-логического мышления часто приводят к формальному усвоению понятий, к механическому запоминанию правил, законов, выводов. В связи с этим сурдопедагог, в совершенстве владея методикой, руководит процессом осмысления, установления причинно-следственных зависимостей, подводит школьников к формулированию выводов. На этом этапе обучения важен подбор фактического материала, иллюстрирующего изучаемое правило, выбор методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность глухих.

Воспринятый и осмысленный учебный материал должен быть прочно усвоен. Закрепление его в известной степени происходит уже в процессе восприятия и осмысления. Хорошему запоминанию материала способствует доступность изложения, четкость и логическая последовательность, эффективное применение системы разнообразных методов обучения. Наряду с этим необходима специальная работа по закреплению знаний и запоминанию учащимися усвоенного материала.

В психологии различаются осмысленное и механическое запоминание. Среди сурдопедагогов-практиков встречается мнение, что глухие учащиеся способны только к механическому запоминанию, а в связи с этим усвоение ими учебного материала требует заучивания и постоянных тренировочных упражнений. Результаты экспериментальных исследований советских сурдопсихологов опровергают это мнение (И. М. Соловьев, Т. В. Розанова). Ученые отмечают, что в запоминании у глухих учащихся имеется много трудностей, связанных с особенностями овладения словесной речью, однако оно осуществляется не как изолированный механический акт запечатления, а как мыслительный процесс. Исследования показывают, что процесс запоминания неразрывно связан с уровнем понимания изучаемого материала и обусловлен недостаточно свободным владением словесной речью. В процессе обучения развивается смысловая, память глухими становится доступным осмысленное запоминание. Его эффективность в значительной мере зависит от методики, проведения закрепления изученного материала. Продуктивность закрепления зависит и от четко поставленной цели, заинтересованности учащихся,, соотнесения заученного материала с уже усвоенным. Весьма важны разнообразные методы и приемы работы, способствующие не только закреплению, но и углублению и расширению знаний, а также формированию умений и навыков. Особое значение имеют упражнения поискового, творческого характера, обеспечивающие одновременное овладение материалом и развитие познавательных способностей учащихся. Благотворное влияние на прочность закрепления оказывает активное участие глухих школьников в различных видах деятельности, f

Одним из наиболее эффективных путей совершенствования знаний глухих учащихся является применение их на практике. Оно организуется с постепенным и последовательным усилением самостоятельности школьников. Применение полученных знаний, умений и навыков осуществляется на уроке, на специальных практических занятиях, в процессе трудового обучения, в разнообразной практической деятельности учащихся в условиях школы-интерната.

На завершающем этапе процесса обучения осуществляется самоконтроль учащихся и контроль сурдопедагогом качества их знаний, умений и навыков. Слабое развитие речи зачастую затрудняет выявление подлинных знаний глухих детей: иногда-глухой ученик знает больше, чем может выразить при помощи словесной речи. Вместе с тем нередко допускается без достаточной осознанности механическое запоминание обобщенных понятий — выводов, правил, законов. Для проверки понимания теоретических положений включаются разнообразные виды работы, требующие знания фактического материала, а также умения применять их в разнообразных условиях, практической деятельности. Степень овладения речью как средством выражения знаний оказывает влияние на оценку всех сторон знаний, а также умений и навыков глухих школьников. Значительную помощь сурдопедагогу оказывают разработанные критерии оценок по каждому учебному предмету, опубликованные в программах.

Оценка знаний, умений и навыков имеет большое значение не только для определения уровня усвоения учебного материала, но и для развития интереса и мотивов учения глухих детей.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ

Общая характеристика содержания образования

Под содержанием образования в школе глухих понимается определенный объем и система знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Содержание образования составляет основу для всестороннего развития глухих учащихся, формирования у них коммунистических взглядов и материалистических убеждений, развития познавательных интересов.

Знания — основной элемент содержания обучения, который является результатом познания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, законов развития природы и общества. В знаниях отражается обобщенный опыт человечества, накопленный в процессе общественно-исторической практики. Знания глухих учащихся, полученные в4процессе обучения, должны обладать различными качествами: полнотой, глубиной, систематичностью и системностью, гибкостью, конкретностью и обобщенностью, осознанностью и прочностью.

Умения представляют собой сложную систему осознанных действий, выполняемых глухими учащимися на основе приобретенных знаний" в соответствии с поставленными задачами. Совокупность умений, которыми владеет ученик, характеризует его познавательную активность.

Навыки вырабатываются путем многократных повторений одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях. Это автоматизированные действия, которые под контролем сознания выполняются точно, быстро, без особого напряжения умственных и физических сил.

Содержание образования в школе глухих носит исторический характер. На определенных этапах оно пересматривается и приводится в соответствие с политикой государства, уровнем развития общества, его культуры, науки и техники, с новыми задачами, стоящими перед специальной школой. В современных условиях, когда наука становится непосредственной производительной силой, приведение содержания образования в соответствие с требованиями научно-технического прогресса является важнейшей задачей сурдопедагогической теории и практики.

Совершенствование содержания образования осуществляется путем уточнения перечня изучаемых дисциплин, объема материала по каждому учебному предмету, устранения из учебных программ и учебников второстепенного материала, четкого изложения основных понятий и идей, определения оптимального объема умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.

На основании многочисленных педагогических исследований в советской дидактике определен системно-структурный подход к обучению. Он предполагает установление ведущих, фундаментальных идей, связывающих в единую систему структурные элементы каждой науки, и их преобразование в курсах школьных предметов с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся.

Особое внимание уделяется развитию способности глухих к самостоятельному овладению знаниями, творческому мышлению и умению разобраться в сущности тех проблем, которые будут возникать во всех видах их будущей деятельности.

В специальной общеобразовательной 12-летней школе для глухих осуществляется неполное среднее общее политехническое и профессиональное образование.

Особенности общего и речевого развития глухих учащихся оказывают существенное влияние на содержание образования.

Социально-экономический и научно-технический прогресс, достижения педагогической науки, сурдопедагогической теории и практики будут и в дальнейшем требовать постоянного совершенствования содержания образования.

Содержание образования отражено в учебном плане, учебных программах и учебниках.

Учебный план школы глухих

Учебный план — государственный документ, в котором определены учебные предметы, порядок и последовательность их изучения по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет.

Специальная общеобразовательная школа для глухих работает по специальному учебному плану, составленному на базе типового учебного плана неполной средней массовой школы.

В основе построения учебного плана лежит принцип предметного обучения, обеспечивающего основу для гармонического, всестороннего развития личности глухого ученика. План составляется с учетом реализации межпредметных связей и логики изложения материала по циклам учебных предметов.

При построении учебного плана учитываются возрастные особенности глухих учащихся, уровень их общего и речевого развития и предшествующей подготовки. Учебный план общеобразовательной специальной школы-интерната для глухих составляется на основе принципа преемственности, с одной стороны, с содержанием обучения в специальных дошкольных учреждениях, с другой — с обучением в различных типах учебных заведений, обеспечивающих глухим среднее образование.

В учебном плане предусматривается взаимосвязь общего и профессионально-трудового обучения глухих.

В процессе реализации руководящих документов о школе проведена большая работа по совершенствованию содержания образования. Разработаны новые типовые учебные планы для всех типов специальных школ. В учебном плане отражено содержание образования глухих учащихся начиная с подготовительного по XII класс. В этом плане по сравнению с ранее действовавшими более рационально распределено время на учебные предметы, что позволяет несколько сократить общую учебную нагрузку и ввести новые разделы работы. Так, в частности, впервые в учебный план школы глухих введены музыкально-ритмические занятия в подготовительном — V классах (20 учебных часов в неделю) и ознакомление с окружающим миром в подготовительном — II классах (8 часов в неделю). Выделен в самостоятельный раздел общественно полезный производительный труд во II—XII классах (27 часов в неделю). Увеличено время для факультативных занятий и трудовой практики.

Перечень учебных предметов в основном такой же, как в массовой школе, за исключением музыки и иностранного языка, которые не изучаются глухими школьниками. Специфическим является такой учебный предмет, как предметно-практическое обучение в начальных классах школы глухих.

По сравнению с учебным планом массовой школы имеются отличия в общем количестве часов и распределении их между учебными предметами. При распределении времени, отводимого на, изучение каждого учебного предмета, учитывается его значение и место в системе общего и профессионального образования глухих, объем теоретических сведений и практических работ в данном курсе, а также особенности их усвоения глухими школьниками. Так, в частности, на изучение языка и литературы отводится почти вдвое, больше учебного времени, значительно больше часов отведено на изучение математики, географии, биологии, химии, физики, природоведения, истории. В 4 раза больше отводится времени на трудовое обучение.

На отдельные учебные предметы в школе глухих отводится такое же, как и в массовой школе, количество учебных часов (основы Советского государства и права, черчение, этика и психология семейной жизни, изобразительное искусство).

Учебный план школы глухих характеризуется также выделением такого специфического раздела как индивидуальная работа по формированию произношения. Специальные коррекционные занятия в подготовительном — V классах проводятся индивидуально с каждым учеником, а в VI—XII классах и по группам (по 2—3 человека).

Учебный план школы глухих состоит из объяснительной записки (или примечаний) и непосредственного распределения учебной нагрузки. В объяснительной записке определяется структура учебного года (его продолжительность, чередование и сроки учебных четвертей и каникул), а также даются рекомендации по организационным вопросам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 1723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.029 с.)