Характеристика системы развития речевого слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика системы развития речевого слуха



Проблема развития и использования слухового восприятия у глухих детей в нашей стране и за рубежом имеет свою историю.

В подходе к данному вопросу имели место две крайности. В одних случаях возможности развития и использования остаточного слуха недооценивались, в других имела место явная переоценка. Игнорирование слуховой работы мотивировалось порой тем, что слуховые упражнения могут неблагоприятно отразиться на формировании у детей навыка чтения с губ. Недооценка развития остаточного слуха отражалась на качестве обучения, в частности на состоянии произношения у глухих детей.

Другая точка зрения на возможности развития и использование остаточного слуха у глухих, когда эти возможности преувеличивались, приводила к тому, что слуховая работа превращалась в самоцель, перед ней ставилась задача «выведения из состояния практической глухонемоты» (30-е годы), т. е. превращения глухих детей в слышащих. Разумеется, этого достичь не удавалось, что на практике приводило к спаду интереса к слуховой работе. В 70—80-е годы сотрудники НИИД АПН СССР (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева и др.) поставили задачу не только найти наиболее эффективные пути для использования остаточного слуха у глухих детей, но и разработать новый подход к развитию у них остаточной слуховой функции. Внимание ученых было направлено прежде всего на аудиологическое изучение остаточной функции слухового анализатора у детей с недостатками слуха.

Тонально-аппаратная аудиометрия с использованием разных аппаратов позволила выявить максимальный резерв тонального слуха, который обеспечивает звукоусиливающая аппаратура и который является основанием для прогнозирования эффективности слуховой работы с детьми. Полученные данные позволили определить естественнонаучную основу системы работы по развитию и использованию остаточного слуха у глухих школьников.

Существующая в настоящее время педагогическая система отошла от традиционных позиций исследования остаточного слуха путем восприятия отдельных звуков и слогов. Она строится на восприятии на слух специально подобранных слов с определенной акустической характеристикой (темпом), а также отдельных.обиходных фраз.

В своей основе система опирается на некоторые общие положения о своеобразии ребенка с нарушением любого из анализаторов. Это прежде всего положение о том, что дефект того или иного анализатора у ребенка должен рассматриваться с учетом его принципиального отличия от аналогичного недостатка у взрослого. Учитывается и то, что нарушение функции того или иного анализатора имеет своим последствием возникновение отклонений и недостатков (вторичный дефект). У глухого ребенка этим вторичным дефектом является немота. Развитие такого ребенка всегда носит аномальный характер.

В качестве исходного момента в системе работы по развитию слухового анализатора у глухих учитывается тот факт, что аномальное развитие ребенка будет проходить по-разному в зависимости от того, имеет место частичное или тотальное (полное) нарушение анализатора. При этом учитывается, что только определенная степень первичной недостаточности влечет за собой вторичные отклонения.

Педагогическая система рассматривает развитие и использование слухового восприятия как один из компонентов формирования словесной речи у глухого. Развитие слухового восприятия должно служить базой для создания слухо-зрительной основы формирования у глухих детей устной речи, прежде всего в ее коммуникативной функции. Оно должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому вся работа по развитию и использованию слухового восприятия у глухих школьников строится в рамках системы обучения языку в его коммуникативной функции. Процесс развития слухового восприятия направлен на формирование у глухих детей активной речи с целью использования ее в общении. В этой связи особое внимание придается разговорной речи, выполняющей функцию коммуникации.

Система работы по развитию слухового восприятия глухих школьников основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприятии глухим школьником звучащей речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры разных типов, активном привлечении развивающегося слухового восприятия в помощь восприятию устной речи (Е. П. Кузьмичева). Система работы построена таким образом, что в ней находит свое отражение естественный процесс формирования устной речи как единой функциональной системы речевосприятия и речевоспроизведения. Поэтому система работы по развитию слухового восприятия глухих базируется на одновременном использовании слуховых, зрительных, кинестетических и тактильно-вибрационных ощущений. Таким образом создаются условия формирования устной речи глухого, в определенной мере приближающиеся к формированию этого процесса у детей с нормальным слухом. прежде всего на основе взаимодействия слуховых, зрительных и двигательных механизмов (А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдовпч, 1956; А. А. Леонтьев, 1956; М. М. Кольцова, 1973; II. И. Жинкин, 1982).

Современная система работы рассматривает использование остаточного слуха глухих школьников не как один из разделов работы над устной речью, а как основу всей учебно-воспитательной работы в школе глухих. Такой подход предполагает создание слухо-речевой среды, т. е. таких условий обучения, при которых у глухого школьника возникает потребность активного привлечения слухового восприятия в процессе обучения и речевого общения.

Известно, что в развитии различных анализаторов, в том числе и слухового, большое значение имеет тренировка. В этой сняли в системе работы по развитию слуха у глухих немаловажную роль играют специальные тренировочные упражнения по развитию слухового восприятия, обязательно предусматривается принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Тренировочные упражнения осуществляются на специально подобранном речевом материале, который, во-первых, входит органически в процесс обучения глухих детей, а во-вторых, является средством развития их слуховой функции.

Содержание и формы организации работы по развитию слухового восприятия

Общее содержание и организация слуховой работы отражены в программе специальных общеобразовательных школ для глухих детей. Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия глухих является обучение их восприятию на слух устной речи. Это обучение осуществляется в условиях широкого использования звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Материалом, предлагаемым глухим для восприятия на слух, являются фразы и слова. И только при достаточном развитии слухового восприятия учащимися предлагаются для различения на слух и слоги и звуки. Восприятие на слух отдельных слогов и звуков осуществляется в связи с коррекцией произносительных навыков и грамматической структуры словесной речи. В ходе работы дети учатся выполнять поручения, воспринятые только на слух, отвечать на вопросы, пересказывать услышанное, писать слуховые диктанты. Речевой материал, представленный в программе по развитию слухового восприятия глухих, может быть усвоен только благодаря активной тренировке слухового восприятия глухих как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Работа по' развитию восприятия речи на слух является составной частью всей работы по развитию слухового восприятия учащихся. В ее содержание включается' также обучение восприятию на слух музыки, разных шумов и других неречевых звуков;'

Специальная работа предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и воспринимать речевой материал только на слух, исключая зрение. В содержание работы входит обучение детей вслушиваться в речевой образец говорящего, узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы. Учащиеся обучаются умению воспринимать с помощью остаточного слуха слова, которые впервые предлагаются им на слух, учатся узнавать отдельные элементы, по которым потом слова воспроизводятся приближенно или точно. Развитие речевого слуха начинается с обучения распознавать слова при выборе из двух слов. Пара слов воспринимается школьником слухо-зрительным путем: слова записаны па табличках и одновременно воспринимаются на слух. Наконец наступает момент, когда после такой тренировки учащиеся научились воспринимать на слух ряд слов (не менее 6—10). На этом этапе обучения предусматривается включение в содержание работы фразового материала. Обучение различению на слух фраз, так же как и слов, начинается с различения при выборе из двух. Постепенно количество фраз увеличивается и школьники учатся не только различать, но и опознавать фразы на слух. Уже с I класса дети учатся различать, опознавать и воспринимать на слух фразы, словосочетания, слова. На первый план выдвигается фраза как коммуникативная единица. В дальнейшем (во втором полугодии I класса) дети обучаются восприятию на слух текстов. Сначала (I—III классы) тексты состоят в основном из слов, которые детям уже знакомы по звучанию. Затем постепенно количество знакомых слов в тексте сокращается. При этом школьники обучаются прежде всего пониманию основного содержания текста. Последовательно учащиеся подводятся к умению воспринимать на слух тексты, состоящие в основном из слов, незнакомых по звучанию (IV—V классы). Дети учатся прежде всего пониманию основного содержания текста, после чего идет опознавание на слух всех фраз, словосочетаний и слов, входящих в текст.

Начиная с IV класса большое значение придается обучению детей свободно вести диалог. Сначала учащиеся учатся вести диалог по предложенной теме, а затем — на любую тему, которая имеется в школьной программе по развитию слухового восприятия. В дальнейшем значение такого рода работы над диалогом сохраняется и, кроме того, школьники учатся вести диалог по воспринятому тексту (VI—XII классы). Материал программы считается усвоенным, если учащиеся правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется во время фронтальных уроков в классе и слуховом кабинете, на индивидуальных и внеклассных занятиях.

В подготовительном классе в течение первой четверти все время индивидуальных занятий отводится на формирование произносительных навыков. Дети приучаются к использованию звукоусиливающей аппаратуры. Работа по развитию слухового восприятия начинается только со второй четверти.

Начиная с III класса индивидуальные занятия можно проводить одновременно с двумя учащимися, что создает условия для восприятия ими не только речи учителя, но и друг друга. В VI— XII классах, как правило, на индивидуальных занятиях учащиеся занимаются небольшими группами, по 2—3 человека. Время занятия с группой учащихся увеличивается.

Для повышения эффективности индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, для более прочного усвоения речевого материала при восприятии его на слух необходимо использование различных видов работ. На первом году обучения широко используются различные варианты работы с табличками. Распространены также игровые виды работ. При восприятии глухими на слух текстов могут быть использованы такие виды работ, как составление макета по рассказу, аппликация, работа по картинке и др. На индивидуальных занятиях используется также работа с разрезными фигурками, рассыпанным текстом и др., способствующая уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях включает несколько этапов: повторение знакомых по звучанию слов и фраз, дифференциация на слух и слухо-зрительно знакомого и незнакомого речевого материала, восприятие на слух незнакомых по звучанию фраз и слов.

На индивидуальных занятиях учитель и ученик находятся в роли собеседников. Налицо условия для развития диалогической речи, и педагог должен использовать эти условия.

Содержанием слуховой тренировки на уроке по любому общеобразовательному предмету является весь речевой материал,, тематически связанный с содержанием данного урока. Данный речевой материал воспринимается учащимися слухо-зрителыю. В то же время подбирается и такой речевой материал, который в ходе уроков учащиеся воспринимают только на слух. По объему он очень ограничен. Например, в младших классах это в основном словарь, связанный с организацией той или иной деятельности детей на уроке. Восприятие речевого материала только на слух в ходе уроков носит непродолжительный характер. Если после двух повторений учащиеся не воспринимают материал только на слух, то он предъявляется слухо-зрительно.

Тренировка слухового восприятия глухих школьников главным образом осуществляется на специальных индивидуальных занятиях как с помощью различных звукоусиливающих аппаратов (коллективного и индивидуального пользования), так и без них — при восприятии речевого материала у ушной раковины (без экрана).

Вся работа по развитию речевого слуха у глухих, наряду с другими сторонами учебно-воспитательного процесса, находится под постоянным контролем заместителя директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.' На эту должность назначается педагог из числа лучших учителей, имеющий высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы не менее трех лет. В обязанности заместителя директора по учебной работе входит контроль над осуществлением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с учетом состояния их слуха и особенностей речевого и умственного развития. Завуч школы контролирует также организацию и состояние работы по формированию и коррекции речи и по развитию слухо-зрительного восприятия речи учащимися, а также оформление соответствующей документации.

Согласно Положению о специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих детей в школе для глухих детей предусматривается должность учителя-дефектолога слухового кабинета. Этот учитель проводит фронтальные занятия по развитию слуха и формированию произношения с учащимися подготовительного, I, II, III классов, а также осуществляет методическое руководство учителями, ведущими индивидуальные занятия с детьми по развитию их остаточного слуха и формированию произношения.

В практике работы школ для глухих детей предусмотрено ежегодное обследование детей с целью выявления состояния их слуха и качества произношения. В ежегодных обследованиях наряду с учителями, ведущими слуховую работу, участвует учитель-дефектолог. Качественное состояние слуховой аппаратуры играет большую роль в эффективности слуховой работы. Если эта аппаратура выбывает из строя, то учащиеся лишаются возможности широкой опоры на остаточный слух при восприятии речи. Это влечет за собой и ухудшение натренированного слуха, и снижение качества произношения, осложняет использование речи в ее коммуникативной функции. В связи с этим в школах для глухих имеется техник по эксплуатации звукоусиливающей аппаратуры, который должен следить за ее состоянием и в кратчайшие сроки производить необходимый ремонт, своевременно ставить вопрос о необходимости замены устаревшего оборудования. Он также должен следить за правильностью оснащения классов и слуховых кабинетов звукоусиливающей, измерительной, звукозаписывающей и другой аппаратурой. При получении школой новой слуховой аппаратуры техник?е устанавливает и производит наладку. Техник производит по мере необходимости монтаж дополнительных приспособлений к слуховой аппаратуре, следит за регулярной заменой батарей и подзарядкой аккумуляторов индивидуальных слуховых аппаратов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.013 с.)