Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

по профессиональной ориентации школьников

Поиск

Вопрос выбора профессии — дело большой государственной |Ц|' важности. В соответствии с правом на выбор профессии, предоставленным советским гражданам Конституцией СССР, советская школа глухих призвана помочь своим выпускникам правильно и Ш сознательно избрать свой дальнейший жизненный путь. В решении -§Й этой задачи неоценимую роль играет профориентационная работа.; ? Профессиональная ориентация предполагает целый комплекс психолого-педагогических, медицинских и организационных мер:(&для профессионального самоопределения учащихся. Она предусматривает подготовку выпускников школы к сознательному выбору профессии, который отвечает интересам общества, социально-экономическим потребностям народного хозяйства и обеспечивает максимальное развитие индивидуальных способностей каж-С":; дого. Готовность учащихся сознательно выбрать профессию обус-' ловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространенных видах труда и их народнохозяйственном значении; знанием требований, которые предъявляются к личности с /точки зрения физических и психических возможностей; знанием путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества для овладения избранной специальностью. В соответствии с задачами профессионального самоопределения профессиональная ориентация включает профессиональную информацию (профессиональное просвещение), профессиональную

консультацию, профессиональную диагностику, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. Каждый из этих компонентов имеет свои задачи, содержание и методику.

Первым этапом профориентационной работы в школе глухих является профинформация.

Профинформация предусматривает вооружение глухих школьников знаниями о различных профессиях, о содержании трудовой деятельности в области каждой из них, о тех требованиях, которые эти профессии предъявляют к человеку, и о том, где этой профессией можно овладеть. Проводится профессиональная информация в различных организационных формах: в процессе изучения основ наук, на уроках трудового обучения, путем бесед с учащимися, экскурсий, просмотра кинофильмов, организации читательских конференций, встреч и др.

Проведенные в последние десятилетия экспериментальные исследования показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной профессии. Это приводит к тому, что в профессиональных стремлениях учащихся наблюдается большое однообразие, профессиональные интересы их характеризуются недостаточной устойчивостью. Кроме того, часть учащихся планирует избрать профессию, недоступную для них из-за потери слуха.

В связи с этим первоочередной задачей является ознакомление глухих учащихся со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны. Наличие в школе профессиограмм массовых профессий в различных отраслях народного хозяйства, доступных для глухих, позволяет широко знакомить школьников с разными профессиями. На основе имеющихся профессиограмм целесообразно разрабатывать профессиограммы, доступные для восприятия глухим учащимся по своему содержанию и речевому оформлению. В практике школ широко используются материалы, освещаемые на страницах журнала «В едином строю», газет республиканских обществ глухих, а также примеры выпускников данной школы. Большое значение в профориентационной работе уделяется использованию конкретного материала, иллюстрирующего успехи глухих в овладении новыми специальностями в различных отраслях народного хозяйства. Профессиональное просвещение глухих проводится с учетом потребностей данного города, области в кадрах той или иной профессии.

Вторым структурным элементом профориентации является консультация. Цель ее проведения состоит в оказании учащемуся помощи при выявлении им своих индивидуальных склонностей, психофизиологических возможностей для соотнесения их с требованиями той профессии, к которой у него есть интерес и склонность. Этот раздел работы представляет определенные трудности. Речь идет не только о выявлении и изучении интересов школьников, вакантных рабочих мест на предприятиях и консультировании учащихся относительно возможностей их трудоустройства. Задача состоит прежде всего в глубоком изучении личности каждого глухого школьника, его склонностей, своеобразия психических и физиологических процессов, физического развития, особенностей и результатов педагогического воздействия на него (успешность учебной деятельности, уровень его воспитанности и др.), особенностей влияния социальной среды на становление личности (взаимоотношения с товарищами, семьей, большими и малыми коллективами).

Профконсультация своей задачей ставит сопоставление особенностей психического развития данной личности с тем комплексом требований, которые предъявляет избранная профессия к человеку.

И наконец третьей задачей профконсультации является определение путей дальнейшего развития личности, целенаправленного ее совершенствования, прогнозирование возможных направлений и уровней развития.

В проведении профконсультации ведущая роль принадлежит сурдопедагогам, которые должны глубоко и всесторонне изучать личность глухого школьника путем использования разнообразных методов.

Большую помощь оказывает школьный врач, в обязанности которого входят глубокое изучение развития психофизиологических механизмов личности, контроль за созданием необходимых условий для укрепления физического развития глухого школьника, оказание консультативной помощи ученику в выборе профессии с учетом его индивидуальных особенностей, а также сурдопедагогам по вопросам выбора профессии каждым учащимся класса или воспитательной группы.

В проведении профконсультационной работы важна роль юридических консультаций и советов по вопросам трудового законодательства, а также консультаций наставников с производства и рекомендаций родителей.

На основании глубокого и всестороннего изучения глухого школьника осуществляется профдиагностика, учитывающая все стороны подготовки учащегося к той или иной профессии: биологические (прирожденные свойства), психологические (мотивация, интересы, коммуникативные и организаторские склонности, особенности всех психических процессов, сенсомоторики, двигательной сферы и др.), социальные (образ жизни, ценностные ориентации, социальные установки).

Составной частью профориентации является профессиональный отбор, которым занимаются специалисты учебных заведений, предъявляющие определенные требования к поступающим учиться, а также представители предприятий, принимающих выпускников школы к себе на работу.

Завершающим этапом профориентационной работы является профадаптация, т. е. успешное приспособление молодых рабочих к условиям производства. Производственные коллективы должны создавать необходимые условия для преодоления трудностей у начинающих рабочих и достижения ими высоких показателей труда. Сурдопедагоги школы внимательно следят за трудоустройством своих выпускников и изучают особенности их адаптации на производстве.

Главную роль в проведении профориентации выполняет специальная общеобразовательная школа-интернат, однако важные функции возлагаются и на другие организации (трудовые коллективы, общества глухих).

Родители принимают активное участие в определении профессиональных и общих жизненных планов своих детей. Однако проведенные исследования показали, что советы родителей в отношении выбора их детьми будущей профессии далеко не всегда совпадают с мнениями сурдопедагогов и желаниями и реальными •возможностями самих учащихся. Следовательно, родители глухих детей слабо представляют себе их интересы, наклонности и способности. Осуществление педагогического просвещения родителей по вопросам профориентации помогает активизировать родительскую общественность, выработать единые требования к учащимся и рекомендации по выбору будущей профессии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.007 с.)