Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
по профессиональной ориентации школьников↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос выбора профессии — дело большой государственной |Ц|' важности. В соответствии с правом на выбор профессии, предоставленным советским гражданам Конституцией СССР, советская школа глухих призвана помочь своим выпускникам правильно и Ш сознательно избрать свой дальнейший жизненный путь. В решении -§Й этой задачи неоценимую роль играет профориентационная работа.; ? Профессиональная ориентация предполагает целый комплекс психолого-педагогических, медицинских и организационных мер:(&для профессионального самоопределения учащихся. Она предусматривает подготовку выпускников школы к сознательному выбору профессии, который отвечает интересам общества, социально-экономическим потребностям народного хозяйства и обеспечивает максимальное развитие индивидуальных способностей каж-С":; дого. Готовность учащихся сознательно выбрать профессию обус-' ловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространенных видах труда и их народнохозяйственном значении; знанием требований, которые предъявляются к личности с /точки зрения физических и психических возможностей; знанием путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества для овладения избранной специальностью. В соответствии с задачами профессионального самоопределения профессиональная ориентация включает профессиональную информацию (профессиональное просвещение), профессиональную консультацию, профессиональную диагностику, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. Каждый из этих компонентов имеет свои задачи, содержание и методику. Первым этапом профориентационной работы в школе глухих является профинформация. Профинформация предусматривает вооружение глухих школьников знаниями о различных профессиях, о содержании трудовой деятельности в области каждой из них, о тех требованиях, которые эти профессии предъявляют к человеку, и о том, где этой профессией можно овладеть. Проводится профессиональная информация в различных организационных формах: в процессе изучения основ наук, на уроках трудового обучения, путем бесед с учащимися, экскурсий, просмотра кинофильмов, организации читательских конференций, встреч и др. Проведенные в последние десятилетия экспериментальные исследования показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной профессии. Это приводит к тому, что в профессиональных стремлениях учащихся наблюдается большое однообразие, профессиональные интересы их характеризуются недостаточной устойчивостью. Кроме того, часть учащихся планирует избрать профессию, недоступную для них из-за потери слуха. В связи с этим первоочередной задачей является ознакомление глухих учащихся со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны. Наличие в школе профессиограмм массовых профессий в различных отраслях народного хозяйства, доступных для глухих, позволяет широко знакомить школьников с разными профессиями. На основе имеющихся профессиограмм целесообразно разрабатывать профессиограммы, доступные для восприятия глухим учащимся по своему содержанию и речевому оформлению. В практике школ широко используются материалы, освещаемые на страницах журнала «В едином строю», газет республиканских обществ глухих, а также примеры выпускников данной школы. Большое значение в профориентационной работе уделяется использованию конкретного материала, иллюстрирующего успехи глухих в овладении новыми специальностями в различных отраслях народного хозяйства. Профессиональное просвещение глухих проводится с учетом потребностей данного города, области в кадрах той или иной профессии. Вторым структурным элементом профориентации является консультация. Цель ее проведения состоит в оказании учащемуся помощи при выявлении им своих индивидуальных склонностей, психофизиологических возможностей для соотнесения их с требованиями той профессии, к которой у него есть интерес и склонность. Этот раздел работы представляет определенные трудности. Речь идет не только о выявлении и изучении интересов школьников, вакантных рабочих мест на предприятиях и консультировании учащихся относительно возможностей их трудоустройства. Задача состоит прежде всего в глубоком изучении личности каждого глухого школьника, его склонностей, своеобразия психических и физиологических процессов, физического развития, особенностей и результатов педагогического воздействия на него (успешность учебной деятельности, уровень его воспитанности и др.), особенностей влияния социальной среды на становление личности (взаимоотношения с товарищами, семьей, большими и малыми коллективами). Профконсультация своей задачей ставит сопоставление особенностей психического развития данной личности с тем комплексом требований, которые предъявляет избранная профессия к человеку. И наконец третьей задачей профконсультации является определение путей дальнейшего развития личности, целенаправленного ее совершенствования, прогнозирование возможных направлений и уровней развития. В проведении профконсультации ведущая роль принадлежит сурдопедагогам, которые должны глубоко и всесторонне изучать личность глухого школьника путем использования разнообразных методов. Большую помощь оказывает школьный врач, в обязанности которого входят глубокое изучение развития психофизиологических механизмов личности, контроль за созданием необходимых условий для укрепления физического развития глухого школьника, оказание консультативной помощи ученику в выборе профессии с учетом его индивидуальных особенностей, а также сурдопедагогам по вопросам выбора профессии каждым учащимся класса или воспитательной группы. В проведении профконсультационной работы важна роль юридических консультаций и советов по вопросам трудового законодательства, а также консультаций наставников с производства и рекомендаций родителей. На основании глубокого и всестороннего изучения глухого школьника осуществляется профдиагностика, учитывающая все стороны подготовки учащегося к той или иной профессии: биологические (прирожденные свойства), психологические (мотивация, интересы, коммуникативные и организаторские склонности, особенности всех психических процессов, сенсомоторики, двигательной сферы и др.), социальные (образ жизни, ценностные ориентации, социальные установки). Составной частью профориентации является профессиональный отбор, которым занимаются специалисты учебных заведений, предъявляющие определенные требования к поступающим учиться, а также представители предприятий, принимающих выпускников школы к себе на работу. Завершающим этапом профориентационной работы является профадаптация, т. е. успешное приспособление молодых рабочих к условиям производства. Производственные коллективы должны создавать необходимые условия для преодоления трудностей у начинающих рабочих и достижения ими высоких показателей труда. Сурдопедагоги школы внимательно следят за трудоустройством своих выпускников и изучают особенности их адаптации на производстве. Главную роль в проведении профориентации выполняет специальная общеобразовательная школа-интернат, однако важные функции возлагаются и на другие организации (трудовые коллективы, общества глухих). Родители принимают активное участие в определении профессиональных и общих жизненных планов своих детей. Однако проведенные исследования показали, что советы родителей в отношении выбора их детьми будущей профессии далеко не всегда совпадают с мнениями сурдопедагогов и желаниями и реальными •возможностями самих учащихся. Следовательно, родители глухих детей слабо представляют себе их интересы, наклонности и способности. Осуществление педагогического просвещения родителей по вопросам профориентации помогает активизировать родительскую общественность, выработать единые требования к учащимся и рекомендации по выбору будущей профессии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.007 с.) |