Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип интенсификации речевого общенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Овладение языком, речевое общение выступают для глухих в качестве важнейшего средства коррекции и компенсации дефекта. Принцип интенсификации речевого общения обусловливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у глухих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения во всех звеньях учебно-воспитательного процесса широкой речевой практики учащихся, стимулирующей накопление словарного запаса, овладение фонетическими и грамматическими нормами языка. Принцип интенсификации речевого общения предполагает формирование словесной речи в дактильной, устной и письменной форме. Дактильная речь как начальная форма обеспечивает глухому ребенку возможность воспроизводить слова с помощью дактильных знаков по подражанию в условиях, когда устное и письменное изображение слова еще не усвоено. Она позволяет руководствоваться при отборе языкового материала не доступностью его произношения, а актуальностью для общения, развития познавательной деятельности, общего развития глухих учащихся. Дактильная речь — средство, ускоряющее овладение речью в письменной и устной форме. Обучение письменной речи служит целям интенсификации речевого общения. При этом особое значение придается таким формам речевой коммуникации, как отчет, заявление, письмо и др. Устная речь формируется одновременно с дактильной. Овладев основными звуками (сокращенная система фонем), дети оказываются в состоянии использовать актуальный речевой материал, усвоенный в дактильной форме, для общения с окружающими. Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи, внятного произношения. Совершенствованию их качества содействует опора на развивающийся слух ребенка. Работа по развитию речевого слуха — обязательный компонент всех учебных и внеклассных занятий — выступает как важнейшее условие интенсификации речевого общения. Стимулятором потребности глухих в речевом общении выступает формирование речевых навыков и умений в деятельности, т. е. в наиболее естественных и мотивированных условиях. Потребность в словесном общении развивается по мере формирования определенного словесно-речевого фонда (словарного запаса, вариантов различных видов конструкций словосочетаний и предложений, структур диалогических единств и связных высказываний) и создания благоприятных условий для широкой речевой практики. Принцип интенсификации речевого общения предполагает развитие характерных для процесса общения речевых форм, преобладание в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию. Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у глухих учащихся комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех уроках по всем учебным предметам умения отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой, поручением к товарищу, учителю и др. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию — ответной реакцией является выполнение задания. Принципу интенсификации речевого общения подчиняется и работа по развитию речи во внеклассное время, осуществляемая в разнообразных коммуникативных условиях в педагогически организованной среде. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навык словесного общения неслышащих учащихся с окружающими людьми. Принцип интенсификации речевого общения отражается в программных требованиях к обучению разным предметам. Этому принципу подчинен подбор речевого материала в программах (представлен языковый материал, нужный для формирования речевого общения, расширения базы такого общения, порождения высказываний, вопросов, реплик и др.). Принцип интенсификации речевого общения обязывает учителя широко использовать на уроках стимулы овладения речью: различные виды деятельности, дидактические игры, ситуации (естественные и модели), разнообразные упражнения. На каждом уроке при подведении итогов поощряются те учащиеся, которые демонстрировали активную речевую деятельность. Принцип обязывает учителя в общении с учащимися говорить только то, что в состоянии в данный момент понять дети, использовать речевой материал, известный им в каждом нужном случае, побуждать их к речевым высказываниям по разным поводам. Принцип требует от учащихся удовлетворять возникающую потребность в общении словесными средствами, расширять диапазон речевых высказываний, не только воспринимать определенную речевую формулу, но и представлять ситуацию, которую она отражает. В речи учителя для ученика содержатся образцы речевых средств, которым можно подражать, овладевая речевыми конструкциями разной степени сложности. Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педколлектива, обеспечение условий содержательного общения учащихся (работа парами, бригадами, под руководством «маленького учителя) Результатом успешной реализации принципа интенсификации речевого общения является формирование у глухих учащихся положительной установки на речевое общение с окружающими. Учащиеся сами активно пользуются словесными средствами, особенно в обращениях к учителю. При этом многие испытывают радость от речевого общения, от возможности спросить и 'Понять ответ, выраженный словесными средствами. Словесная регуляция постепенно приобретает все большую роль не только в учебной, но и в других видах деятельности. Практика специальной школы для глухих детей подтверждает, что принципы дидактики взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом, если они одновременно реализуются в учебной работе как целостная система при сохранении относительной самостоятельности и статуса каждого из них. Без системного подхода к пониманию и использованию дидактических принципов нельзя высококачественно и эффективно осуществить комплекс требований развивающего обучения, решить образовательные и воспитательные задачи обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.01 с.) |