Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение слуха для нормально слышащего и глухого

Поиск

Каждый человек в течение всей жизни должен непрерывно ориентироваться в окружающем его мире. Возможность ориентироваться создается нашими органами чувств — анализаторами, среди которых первостепенную роль играет зрительный анализатор. Важное значение имеют также обоняние, осязание, слух., Окружающая нас действительность наполнена звуками. Человек обладает свойством по звуку распознавать объекты: по слуху можно определить, что кто-то вошел в дом, можно узнать, какой предмет упал в соседней комнате. Посредством звука познаются отдельные свойства предметов, например величина предмета или материал, из которого он сделан (картон, дерево, металл, стекло и др.). В звуке проявляются некоторые признаки внутреннего строения (наличие полостей в непрозрачном предмете, толщина стенок). Посредством звука можно определить дефекты предмета (трещина в посуде).

ГС помощью слухового анализатора человек может определить настолько звучащий предмет, но и расстояние до него, распознавать направление источника звука, т. е. локализовать объект и пространстве. С помощью слуха познаются различного рода процессы, явления, события (работа машин, гром, шум дождя, звуки оркестра. В психологии принято говорить о звуковой ситуации, звуковом пейзаже (звучание леса, моря, стройки).

Немаловажное значение принадлежит слуху в регуляции поведения. Особенно это заметно на операциях, выполняемых машинально, не глядя. Если исключить слух, то простые и привычные действия утрачивают точность, быстроту, уверенность.

Слух освобождает нас от необходимости постоянно обозревать окружение, позволяет определить изменения, которые происходят вне поля зрения. Но звуковые воздействия не являются изолированными/ Слуховой анализатор выполняет свою роль во взаимодействии с другими анализаторами и прежде всего со зрительным.

Слуху принадлежит главная роль в формировании языка. Нормальный слух является условием беспрепятственного общения посредством устной речи, важнейшим фактором ее формирования. Физиологическую основу полного овладения устной речи составляет сложная система второсигнальных условных связей в области "слухового и речедвигательного анализаторов. В коре головного мозга ребенка образуются прочные слуховые и двигательно-кинестетические образы слов и словосочетаний. В процессе речи эти образы актуализируются и ложатся в основу контрольного коркового аппарата — акцептора действия (П. К. Анохин, 1968). Это служит необходимой предпосылкой того, чтобы в процессе речи ребенок мог управлять работой своих речевых органов, контролировать ее. Устная речь становится для ребенка средством общения, познания и мышления, ведущая роль в ее формировании принадлежит слуховому анализатору. В ходе дальнейшего формирования речи большое значение имеет развитие слухового и речедвигательного анализаторов. Постепенно, благодаря постоянному общению ребенка с окружающими в связи с различными видами его деятельности, происходит овладение устной речью. При этом следует отметить, что и сама слуховая функция находится в определенной зависимости от степени развития речи. Известно, что в период становления речи ребенок лучше различает на слух те звуки, которые он произносит, чем те, которых у него еще нет в произношении, хотя последние могут быть более звучными и болеe глубоко акустически противопоставленными.

Таким образом, полноценная функция слухового анализатора имеет большое значение для человека: слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли они бытовыми навыками, профессиональным трудом, умением ориентироваться в природе или на улицах города.}

Вследствие отсутствия звуковых раздражении отражаемое окружение для глухого оказывается обедненным, нередко ограниченным только видимыми предметами. Выпадение функции слухового анализатора резко затрудняет общение с окружающим. Нарушение деятельности слухового анализатора или влечет ли собой задержку речевого развития, или ведет к распаду еще не вполне сформировавшейся речи.

Однако наблюдаются факты обратной взаимосвязи, свидетельствующие о развитии слухового восприятия звуков речи под влиянием специального обучения языку.

Для глухого практическая значимость слуховой функции зависит от степени и характера ее нарушения. Чем значительнее нарушен слух, тем меньшую роль он играет в жизни человека, тем меньше возможность восприятия как речевых, так и неречевых звуков.

Оценивая значение сохранившейся у глухих слуховой функции, необходимо прежде всего отметить ту роль, которую она способна играть в восприятии речи. Доказано, что более или менее существенное значение для восприятия речи сохраняют и те подчас незначительные остатки слуха, которые имеются у глухих. При восприятии устной речи они могут служить в качестве дополнения зрительному восприятию речи — чтению с губ.

Значительные остатки слуха важны для детей даже в том случае, когда не ведется специальная работа по развитию слуха. Сурдопедагоги отмечают, что у таких детей наблюдаются более четкое произношение гласных, большая плавность и беглость, слитность произношения. У таких детей слуховое восприятие может быть с успехом использовано при устранении дефектов голоса, при формировании коррекции гласных и целого ряда согласных звуков, при овладении словесным ударением. Таким образом, наличие остаточной функции слухового анализатора приобретает важное значение для глухого, когда у него появляется возможность опираться на слух в процессе выработки произносительных навыков.

Роль сохранившейся слуховой функции в формировании произношения глухих детей определяется также тем, что восприятие разнообразных звуков окружающего мира имеет огромное познавательное значение, дает возможность полнее и конкретнее постичь смысл многих слов, приобрести определенные представления и понятия.

В школьных учебниках очень часто встречаются слова, обозначающие звуки окружающей действительности: различного рода звуковые сигналы (загудел мотор, услышал свисток, зазвенел колокол), голоса животных (залаяла собака, замяукала кошка, завыл волк и др.). Слова, обозначающие те или иные звуки, будут содержательнее и полнее осознаны учащимися, если они услышат эти звуки.

Сохранившаяся в той или иной мере возможность восприятия звуков окружающего мира облегчает глухим ориентировку в условиях обыденной жизни. Достаточно указать на ту роль, которую играют в жизни различного рода звуковые сигналы (окрик, сигналы транспорта, звуки пионерского горна и др.), чтобы понять, какую ценность имеет слуховое восприятие для глухого, обладающего даже небольшими остатками слуха. Следует также иметь в виду, что глухими детьми в той или иной степени может быть достигнуто восприятие музыки. И глухие получают удовольствие, слушая музыку, пение, хотя воспринимают они главным образом разницу в громкости звучания, ритм и лишь отчасти изменения высоты и тембра звуков.

L Нарушение функции слухового анализатора приводит к тому, что у глухих устная речь самостоятельно, без педагогического воздействия не формируется. В результате создаются неблагоприятные условия общения глухих со слышащими, затрудняется социальная адаптация глухих.' Отсутствие полноценного слуха сказывается и на отражении окружающей действительности, Дети с нарушенной функцией слухового анализатора лишены возможности освоить предметно-познавательное значение звука. Это влечет несовершенство в понимании смысла слов, обозначающих мир звуков, возникают неверные связи, неверное движение мысли, ошибочное обобщение, затрудняется усвоение основ наук В то же время остаточная слуховая функция имеет существенное значение для общего психического развития глухих детей, в частности речевого развития, выступает как фактор, способствующий успеху учебно-воспитательной работы с глухими детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.01 с.)