Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение слуха для нормально слышащего и глухогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый человек в течение всей жизни должен непрерывно ориентироваться в окружающем его мире. Возможность ориентироваться создается нашими органами чувств — анализаторами, среди которых первостепенную роль играет зрительный анализатор. Важное значение имеют также обоняние, осязание, слух., Окружающая нас действительность наполнена звуками. Человек обладает свойством по звуку распознавать объекты: по слуху можно определить, что кто-то вошел в дом, можно узнать, какой предмет упал в соседней комнате. Посредством звука познаются отдельные свойства предметов, например величина предмета или материал, из которого он сделан (картон, дерево, металл, стекло и др.). В звуке проявляются некоторые признаки внутреннего строения (наличие полостей в непрозрачном предмете, толщина стенок). Посредством звука можно определить дефекты предмета (трещина в посуде). ГС помощью слухового анализатора человек может определить настолько звучащий предмет, но и расстояние до него, распознавать направление источника звука, т. е. локализовать объект и пространстве. С помощью слуха познаются различного рода процессы, явления, события (работа машин, гром, шум дождя, звуки оркестра. В психологии принято говорить о звуковой ситуации, звуковом пейзаже (звучание леса, моря, стройки). Немаловажное значение принадлежит слуху в регуляции поведения. Особенно это заметно на операциях, выполняемых машинально, не глядя. Если исключить слух, то простые и привычные действия утрачивают точность, быстроту, уверенность. Слух освобождает нас от необходимости постоянно обозревать окружение, позволяет определить изменения, которые происходят вне поля зрения. Но звуковые воздействия не являются изолированными/ Слуховой анализатор выполняет свою роль во взаимодействии с другими анализаторами и прежде всего со зрительным. Слуху принадлежит главная роль в формировании языка. Нормальный слух является условием беспрепятственного общения посредством устной речи, важнейшим фактором ее формирования. Физиологическую основу полного овладения устной речи составляет сложная система второсигнальных условных связей в области "слухового и речедвигательного анализаторов. В коре головного мозга ребенка образуются прочные слуховые и двигательно-кинестетические образы слов и словосочетаний. В процессе речи эти образы актуализируются и ложатся в основу контрольного коркового аппарата — акцептора действия (П. К. Анохин, 1968). Это служит необходимой предпосылкой того, чтобы в процессе речи ребенок мог управлять работой своих речевых органов, контролировать ее. Устная речь становится для ребенка средством общения, познания и мышления, ведущая роль в ее формировании принадлежит слуховому анализатору. В ходе дальнейшего формирования речи большое значение имеет развитие слухового и речедвигательного анализаторов. Постепенно, благодаря постоянному общению ребенка с окружающими в связи с различными видами его деятельности, происходит овладение устной речью. При этом следует отметить, что и сама слуховая функция находится в определенной зависимости от степени развития речи. Известно, что в период становления речи ребенок лучше различает на слух те звуки, которые он произносит, чем те, которых у него еще нет в произношении, хотя последние могут быть более звучными и болеe глубоко акустически противопоставленными. Таким образом, полноценная функция слухового анализатора имеет большое значение для человека: слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли они бытовыми навыками, профессиональным трудом, умением ориентироваться в природе или на улицах города.} Вследствие отсутствия звуковых раздражении отражаемое окружение для глухого оказывается обедненным, нередко ограниченным только видимыми предметами. Выпадение функции слухового анализатора резко затрудняет общение с окружающим. Нарушение деятельности слухового анализатора или влечет ли собой задержку речевого развития, или ведет к распаду еще не вполне сформировавшейся речи. Однако наблюдаются факты обратной взаимосвязи, свидетельствующие о развитии слухового восприятия звуков речи под влиянием специального обучения языку. Для глухого практическая значимость слуховой функции зависит от степени и характера ее нарушения. Чем значительнее нарушен слух, тем меньшую роль он играет в жизни человека, тем меньше возможность восприятия как речевых, так и неречевых звуков. Оценивая значение сохранившейся у глухих слуховой функции, необходимо прежде всего отметить ту роль, которую она способна играть в восприятии речи. Доказано, что более или менее существенное значение для восприятия речи сохраняют и те подчас незначительные остатки слуха, которые имеются у глухих. При восприятии устной речи они могут служить в качестве дополнения зрительному восприятию речи — чтению с губ. Значительные остатки слуха важны для детей даже в том случае, когда не ведется специальная работа по развитию слуха. Сурдопедагоги отмечают, что у таких детей наблюдаются более четкое произношение гласных, большая плавность и беглость, слитность произношения. У таких детей слуховое восприятие может быть с успехом использовано при устранении дефектов голоса, при формировании коррекции гласных и целого ряда согласных звуков, при овладении словесным ударением. Таким образом, наличие остаточной функции слухового анализатора приобретает важное значение для глухого, когда у него появляется возможность опираться на слух в процессе выработки произносительных навыков. Роль сохранившейся слуховой функции в формировании произношения глухих детей определяется также тем, что восприятие разнообразных звуков окружающего мира имеет огромное познавательное значение, дает возможность полнее и конкретнее постичь смысл многих слов, приобрести определенные представления и понятия. В школьных учебниках очень часто встречаются слова, обозначающие звуки окружающей действительности: различного рода звуковые сигналы (загудел мотор, услышал свисток, зазвенел колокол), голоса животных (залаяла собака, замяукала кошка, завыл волк и др.). Слова, обозначающие те или иные звуки, будут содержательнее и полнее осознаны учащимися, если они услышат эти звуки. Сохранившаяся в той или иной мере возможность восприятия звуков окружающего мира облегчает глухим ориентировку в условиях обыденной жизни. Достаточно указать на ту роль, которую играют в жизни различного рода звуковые сигналы (окрик, сигналы транспорта, звуки пионерского горна и др.), чтобы понять, какую ценность имеет слуховое восприятие для глухого, обладающего даже небольшими остатками слуха. Следует также иметь в виду, что глухими детьми в той или иной степени может быть достигнуто восприятие музыки. И глухие получают удовольствие, слушая музыку, пение, хотя воспринимают они главным образом разницу в громкости звучания, ритм и лишь отчасти изменения высоты и тембра звуков. L Нарушение функции слухового анализатора приводит к тому, что у глухих устная речь самостоятельно, без педагогического воздействия не формируется. В результате создаются неблагоприятные условия общения глухих со слышащими, затрудняется социальная адаптация глухих.' Отсутствие полноценного слуха сказывается и на отражении окружающей действительности, Дети с нарушенной функцией слухового анализатора лишены возможности освоить предметно-познавательное значение звука. Это влечет несовершенство в понимании смысла слов, обозначающих мир звуков, возникают неверные связи, неверное движение мысли, ошибочное обобщение, затрудняется усвоение основ наук В то же время остаточная слуховая функция имеет существенное значение для общего психического развития глухих детей, в частности речевого развития, выступает как фактор, способствующий успеху учебно-воспитательной работы с глухими детьми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.01 с.) |