Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словесные методы обучения основам наукСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассказ — живое, образное, эмоциональное изложение фактического материала, которое способствует усвоению глухими школьниками знаний в определенной системе. Слово сурдопедагога является важным источником знаний глухих учащихся. Ценность рассказа заключается в том, что за короткое время учитель может сообщить довольно большой объем сведений. Рассказ как метод обучения используется в том случае, если необходимо пополнить знания учащихся новым фактическим материалом. Этот метод применяется во всех классах при изучении всех учебных предметов. Весь речевой материал учащиеся воспринимают слухо-зрительно. На всех уроках обязательным является использование звукоусиливающей аппаратуры, которая обеспечивает глухим детям бисенсорное восприятие речи учителя. Но если сурдопедагог видит, что тот или иной ученик не воспринял сказанного, то после двукратного устного повторения привлекает в помощь дактилирование. К рассказу сурдопедагога предъявляется ряд общепедагогических требований. Прежде всего, это касается его содержательной стороны. Содержание рассказа должно включать достоверные и научно проверенные факты, иметь идейную направленность, учитывать степень новизны излагаемого материала, его соответствие программным требованиям, отражать тесную связь с жизнью, окружающей действительностью, личным опытом глухих детей. Рассказ должен быть доступным по содержанию. При рассказывании необходимо избегать двух крайностей: не говорить о том, чего дети не смогут понять (это почти всегда учитывается сурдопедагогами), и не заострять внимание на том, что уже известно учащимся. Следует избегать упрощенности в процессе рассказа, что нередко наблюдается в педагогической практике. Слишком простой по содержанию рассказ мало способствует обогащению глухих детей знаниями и их продвижению в умственном развитии. Рассказ учителя не может быть точной копией изложения в учебнике, хотя и не должен быть совершенно оторванным от текста. Передавая основной смысл, сурдопедагог обеспечивает первичное понимание наиболее существенного в материале, дает ориентиры для дальнейшей учебной деятельности. Рассказ оказывается более доступным для глухих детей, если учитель знакомит их с планом рассказа. План записывается последовательно по мере перехода в рассказе от одного вопроса к другому. Большую роль играет соблюдение логики, последовательности в рассказе, выделение этапов или звеньев, создание возможности для учащихся отделить главное от второстепенного. Значительно помогает восприятию содержания рассказа глухими учащимися использование иллюстративного материала, привлечение ярких и интересных примеров, собственных наблюдений учителя и др. Непременным качеством рассказа является его эмоциональность, которая помогает глухим учащимся лучше понять смысл рассказа, увидеть отношение учителя к излагаемому материалу. Чрезвычайно важными являются требования к речи учителя: он не должен допускать утрированной артикуляции, лицо должно быть хорошо освещено, речь четкая, выразительная, плавная, с соблюдением всех орфоэпических норм. Темп речи учителя зависит от характера речевого материала и ступени обучения. При использовании рассказа в младших классах речь сурдопедагога умеренно замедленная, с отчетливой, но естественной артикуляцией. По мере развития у учащихся навыков слухо-зрительного восприятия речь учителя приобретает нормальный разговорный темп. Сурдопедагог учитывает восприятие рассказа всеми учащимися класса, их подготовленность и возникающие затруднения, а также индивидуальные особенности восприятия учащихся, обусловленные уровнем общего и речевого развития, сформированностью навыков зрительного и слухового восприятия речи. Рассказ может использоваться на различных этапах обучения: вводный — с целью подготовки к изучению нового материала; непосредственно в процессе изучения; на этапе закрепления воспринятого материала. Проводится рассказ индуктивным и дедуктивным путем (сурдопедагог приводит отдельные факты, а затем делает вывод или выдвигает определенные обобщенные положения, а потом иллюстрирует их конкретными примерами). Ценным является использование на уроках рассказов самих учащихся. При этом они не должны носить репродуктивного характера, т. е. воспроизводить выученный текст или рассказ учителя. Сурдопедагог стремится обеспечить понимание.сущности рассказа (рассказывать другим о том, чего они не знают) и помогает глухим учащимся правильно использовать в рассказе личные наблюдения и собственный опыт. В целом ряде случаев сурдопедагог вначале готовит рассказ с тем или иным учеником, постепенно увеличивая степень самостоятельности каждого из них. Это в значительной мере способствует активизации деятельности глухих детей и развитию их словесной речи. Кроме того, таким путем создается широкая практика речевого общения детей не только с сурдопедагогом, но и между собой. В процессе своего рассказа сурдопедагог внимательно следит за учащимися класса и каждым учеником в отдельности. В любую минуту он должен быть уверен в том, что все сказанное им воспринято и понято детьми. Чтобы удостовериться в этом, сурдопедагог может в ходе рассказа задать вопрос по содержанию, предложить повторить сказанное им предложение или слово, объяснить его значение. Ведь неправильно воспринятое или понятое слово, предложение может служить причиной непонимания всего рассказа. На различных ступенях обучения изменяется продолжительность рассказа сурдопедагога. Однако необходимо избегать переутомления зрительного и слухового анализатора глухих школьников. Объяснение — словесный метод, в ходе которого раскрываются закономерности явлений, устанавливаются причинно-следственные зависимости. В объяснении учителя всегда много суждений, доказательств, умозаключений. Оно направлено на раскрытие сущности изучаемых явлений, законов, правил. Объяснение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся (привлечение к ответам на вопросы, выполнение отдельных действий, участие в рассуждениях, в формулировании выводов). При этом важна самостоятельность школьников, их умение работать с книгой, наглядным и дидактическим материалом. Задача педагога - умело руководить практической и мыслительной деятельностью глухих, оказывая необходимую помощь. Объяснение как метод обучения основам наук сочетается в школьной практике с рассказом, беседой, наглядными и практическими методами. Беседа. В отличие от монологического изложения (рассказ, объяснение) беседа представляет собой диалог. Ценность ее состоит, прежде всего, в том, что она дает возможность сурдопедагогу значительно активизировать деятельность учащихся. Вопросо-ответная форма общения способствует формированию у глухих учащихся диалогической речи. Как показали проведенные исследования (С. А. Зыков), зачастую беседа превращается в универсальный метод изучения различного по характеру учебного материала, что свидетельствует о существенных недостатках в сурдопедагогической практике. Высокое качество и эффективность учебного процесса можно обеспечить лишь путем использования различных по характеру методов обучения, выполняющих определенные задачи и обеспечивающих разностороннюю познавательную деятельность учащихся. Беседа может проводиться с различной педагогической целью. В зависимости от этого изменяется ее характер и методика проведения. Так, в частности, в сурдопедагогической практике широко применяется вводная беседа, в процессе которой сурдопедагог выясняет имеющийся у глухих детей уровень, объем и характер знаний. Это становится отправной точкой для дальнейшей работы и определения методов изучения материала. Вводная беседа помогает актуализировать ранее усвоенные знания глухих школьников и подготовить их к восприятию нового материала. Другой характер носит беседа, которая проводится в процессе изучения нового материала. Путем постановки вопросов сурдопедагог направляет учащихся на активное восприятие и осмысление того или иного материала и подводит к правильным выводам и обобщениям. Своеобразно строится беседа, проводимая с целью проверки усвоения материала. Она помогает выяснить правильность, объем и глубину приобретенных глухими школьниками знаний. На этапе закрепления знаний проводится беседа, обеспечивающая прочность их усвоения, систематизацию и обобщение. Наиболее сложным при проведении беседы является подбор и формулировка сурдопедагогом вопросов. Вопросы должны быть направлены не только на выяснение фактических знаний глухих учащихся, но и на понимание причинной связи, взаимосвязи явлений, проникновение в их сущность, что стимулирует учащихся к эвристическому поиску. С какой бы целью ни проводилась беседа с глухими учащимися, к ней предъявляется ряд общепедагогических требований: вопросы педагога должны быть содержательными, четко сформулированными, краткими по форме. Они задаются в логической последовательности, требуется произвести анализ, сравнение, сопоставление и другие мыслительные операции. При проверке знаний учащихся меняется как формулировка вопросов, так и их порядок. Проведенные исследования показывают, что у глухих учащихся часто вырабатывается привычка отвечать на вопросы лишь в определенной последовательности. Нецелесообразной является постановка альтернативных вопросов, провоцирующих угадывание. Вопросы учителя должны быть доступными как по содержанию, так и по речевому оформлению. В вопрос не должен входить новый, непонятный для глухого ученика речевой материал. Вопросы сурдопедагога воспринимаются учащимися слухо-зрительно. Вместе с тем отдельные вопросы, словесные формулировки которых достаточно хорошо усвоены учащимися, могут предъявляться только на слух. Целесообразно использование дополнительных средств (письменных записей, дактилологии) для осознанного усвоения содержания всей беседы. При этом учитываются индивидуальные возможности детей. Разнообразные требования предъявляются к ответам школьников. Они должны быть точными, ясными, литературно правильно оформленными, осознанными. Относительно речевого оформления ответов глухих учащихся следует подчеркнуть, что опытные педагоги учат давать на один и тот же вопрос как краткие, так и полные ответы. На вопросы, требующие изложения знаний, в ряде случаев требуется ответ в виде не только полносоставного предложения, но и связного высказывания. Беседа неразрывно связана с другими методами: рассказом, который может включаться в беседу, демонстрацией, сопровождающей беседу, и др. В зависимости от характера беседа может относиться к информативно-рецептивному, репродуктивному или поисковому методам. Различным может быть и логический путь ее проведения. В преобладающем большинстве случаев в процессе обучения глухих при проведении беседы вопросы ставит учитель, а учащиеся отвечают. Чрезвычайно важной является другая форма — когда спрашивают глухие дети. Изучение работы сурдопедагогов показало, что эта форма беседы занимает явно недостаточное место. В то же время имеется большой опыт в использовании разнообразных видов и приемов работы, создающих потребность и необходимость для глухих учащихся спрашивать. К ним относятся работа с закрытой картинкой, беседа о просмотренных отдельными учащимися кинофильмах, не всеми прочитанных книгах, интересных событиях выходных или праздничных дней, новых и необычных предметах, а также преднамеренное создание ситуаций, проведение игр и др. Во всех этих случаях невозможно заранее предусмотреть вопросы и выучить ответы. При систематическом проведении таких бесед сурдопедагог учит глухих школьников пользоваться вопросом как средством приобретения новых знаний, удовлетворения своих потребностей и познавательных интересов. При использовании метода беседы наряду с активизацией мыслительной деятельности глухих детей создаются благоприятные условия для формирования у них навыков зрительного восприятия речи, развития слухового восприятия, а также для работы над произносительной стороной речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.012 с.) |