Наглядные методы обучения основам наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наглядные методы обучения основам наук



Наблюдения — активная форма чувственного познания окружающего мира, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений о предметах и явлениях объективной действительности, важный источник умственного развития глухих детей.

Глухой ребенок до специального обучения в силу ограниченных возможностей контакта с окружающими черпает знания о внешнем мире в основном из наблюдений. Это приводит к развитию очень важного познавательного качества — наблюдательности как черты личности. Однако, как показали исследования советских ученых (И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф), наблюдательность глухих детей имеет свои особенности. Иногда, обращая внимание на несущественное и второстепенное, они не замечают важнейших качеств в предметах и явлениях. Задачей сурдопедагога является широкое 4 использование наблюдения как метода, обеспечивающего развитие чувственного восприятия, мышления и речи глухого ребенка.

Особое внимание уделяется этой работе на начальном этапе обучения глухих детей. Большие возможности для использования метода наблюдения открываются, прежде всего, при изучении окружающей действительности. Ныне действующими программами предусмотрен уже в работе с глухими дошкольниками самостоятельный раздел «Ознакомление с окружающим». В младших классах значительный удельный вес имеет раздел «Ознакомление с окружающей природой», который предусматривает ознакомление детей с явлениями неживой природы, жизнью растений и животных, трудовой деятельностью взрослых и деятельностью детей в разные времена года. Основной материал этих разделов может быть успешно усвоен лишь в процессе непосредственных наблюдений. Согласно программным требованиям от класса к классу увеличивается количество наблюдаемых объектов, усложняется характер наблюдений.

Наблюдения проводятся и при изучении нового предмета или явления, и тогда, когда объект знаком, но глухие дети имеют о нем не совсем правильное представление, и при необходимости уточнить, расширить и углубить знания. Чем шире и последовательнее используются наблюдения на начальном этапе обучения, тем более четкими и правильными будут представления детей об окружающем мире, тем в большей степени они овладеют умением наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Наблюдения широко используются не только при изучении материала природоведческого характера. Содержание многих рассказов, помещенных в книгах для чтения, глухие дети могут осознанно усвоить лишь после проведения соответствующих наблюдений. В ряде случаев наблюдения необходимы при изучении материала по всем учебным предметам.

Наблюдения бывают кратковременными и длительными. Кратковременные проводятся систематически во время уроков под непосредственным руководством сурдопедагога. В тех случаях, когда необходимо провести наблюдения на протяжении длительного времени (развитие, рост), сурдопедагог организует начало наблюдений, а затем лишь периодически обращает внимание детей на происшедшие изменения.

Наблюдения могут быть организованы в естественных или искусственных условиях, каждое из которых имеет свои преимущества и недостатки. Поскольку конечной целью является понимание глухими детьми реальной действительности, то значительную ценность представляют непосредственные наблюдения, за предметами и явлениями окружающей природы, что, однако, требует большой затраты времени. Организация наблюдений в специально созданных условиях экономит время, дает возможность сурдопедагогу изменять условия, влияющие на результат наблюдаемого. Однако знания, полученные в процессе наблюдений в искусственных условиях, глухие учащиеся должны суметь перенести на понимание окружающей действительности. Как показали специальные исследования (С. А. Зыков), глухие школьники не всегда с этим успешно справляются. Поэтому важными являются вопросы и задания практического характера, помогающие глухим детям осмысленно усваивать изучаемый материал, связывая те или иные теоретические положения с практикой.

Значимым является вопрос о характере самостоятельной познавательной деятельности учащихся во время наблюдений. Как показывает изучение опыта работы сурдопедагогов, в большинстве случаев наблюдения, которые проводятся при изучении нового материала, носят информационно-рецептивный или репродуктивный характер. Целесообразны же наблюдения эвристического или исследовательского характера. При этом велика роль предварительных наблюдений перед изучением темы или раздела. В задачу сурдопедагога входит четкое определение цели наблюдения, плана его проведения. Возможны задания не только коллективного характера (для всех учащихся класса), но и индивидуально-групповые. Выполнение каждого задания (соответственно вопросам учителя, плану или самостоятельно по теме) может сопровождаться различными видами практических работ (зарисовки, аппликации, сбор природного материала и др.). Изучение нового материала в таких случаях начинается с использования результатов предварительных наблюдений, их анализа, уточнения, дополнения и систематизации. Каждый ученик должен получить доступное и посильное для него задание, а выполнив его — возможность изложить самостоятельно полученный объем сведений, найденный ответ на вопрос, обоснование причинно-следственной зависимости и т. д. Это в значительной степени активизирует деятельность глухого ученика, вызывает потребность сообщить о результатах наблюдения и выразить свое отношение к наблюдаемому.

Демонстрация — наглядно-чувственное ознакомление с изучаемыми предметами, явлениями, в процессе которого у учащихся формируются образные представления, создаются условия для активного и сознательного усвоения знаний. В школе глухих используются различные виды демонстрации: демонстрация натуральных предметов, их изображений, показ кинофильмов и диафильмов, схем, таблиц, карт и др. Особенно широкое распространение получила демонстрация картин. Картины являются ценным видом наглядных пособий и оказывают значительную помощь глухому ребенку в восприятии и понимании учебного материала. Однако зачастую картина используется вместо натурального объекта. Этот недостаток оказался очень живучим в школе глухих (С.А.Зыков). Демонстрация натуральных предметов необходима при формировании понятий у глухих детей. Преимущества натурального предмета перед его изображением очевидны: изображение далеко не всегда передает реальные размеры объекта и не отражает его существенные признаки. Это приводит к тому, что у глухих учащихся не всегда формируется правильное представление о величине, форме и размерах изучаемого объекта, что осложняет узнавание ими изученных объектов в окружающей природе. На картине изображение объектов статично. Картина воспринимается лишь зрительно, в то время как натуральный объект может восприниматься при помощи всех сохранных у глухого ребенка анализаторов.

К демонстрации натуральных объектов предъявляются определенные требования: предмет должен восприниматься при помощи всех органов чувств; демонстрируя, необходимо выделять наиболее значимые стороны объекта; демонстрировать предмет в изменении, развитии, различных видах и состояниях; показывать предмет в необходимый момент с учетом цели и задач, реализуемых на уроках; учитывать особенности восприятия глухих учащихся.

Если предмет или явление выступает в роли иллюстрации к сообщению или информации сурдопедагога, то такая демонстрация относится к информационно-рецептивному методу. Роль демонстрации объекта существенно меняется, если учитель обеспечивает действенное его изучение учащимися. Этому способствуют предварительные вопросы и задания практического характера, требующие активной мыслительной деятельности учащихся (проанализировать, сравнить, обобщить и др.). В таких случаях демонстрацию можно отнести к частично-поисковому методу, а в целом ряде случаев и к исследовательскому.

В процессе обучения глухих широко используется демонстрация объемной, изобразительной, символической и графической наглядности различных видов. Общим требованием к такой демонстрации является в первую очередь тщательный отбор в соответствии с темой и задачами урока. Наряду с этим чрезвычайно важно учитывать особенности восприятия глухими учащимися различных по характеру видов иллюстративного материала. В частности, обнаружено, что глухие дети проявляют различный подход к анализу объекта в зависимости от eго характера: натуральный предмет, чучело, игрушка, картина и др. В связи с этим сурдопедагогу необходимо в каждом конкретном случае демонстрации предусмотреть два момента: что именно должны воспринять и осознать глухие учащиеся и что может отвлекать их, т. е. мешать достижению намеченной цели.

Важным и ценным видом демонстрации является показ кинофильмов и диафильмов, которые повышают внимание и активность детей, создают эмоциональный эффект, сближают обучение с жизнью, расширяют возможности для сообщения школьникам различных видов информации. Учащиеся наблюдают предметы и явления в определенной естественной сфере, в движении и развитии, Однако до настоящего времени еще не созданы учебные диафильмы, диапозитивы и кинофильмы, специально предназначенные для работы с глухими детьми. Поэтому учителю школы глухих приходится использовать те виды экранных пособий, которые изготовлены для слышащих детей.

Учебный кинофильм может быть использован сурдопедагогами с различными педагогическими целями: для подготовки учащихся к изучению темы; в виде основного источника информации при изучении нового материала; для освещения отдельных (сложных) вопросов в теме; для повторения и закрепления учебного материала. От намеченной цели зависит методика демонстрации кинофильма. В одних случаях сурдопедагог до просмотра фильма разъясняет глухим учащимся его содержание, нацеливает их на восприятие наиболее существенных моментов, комментирует фильм в ходе просмотра, проводит итоговую работу по выяснению понимания детьми его содержания. В других — демонстрируются лишь отдельные фрагменты фильма, причем их демонстрация взаимодействует, как составная часть, с другими методами обучения.

Как и другие виды наглядности, демонстрация кинофильмов может предусматривать различные уровни самостоятельной познавательной деятельности учащихся и в зависимости от этого относится к репродуктивным или поисковым методам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.006 с.)