Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Урок в школе для глухих детей, его задачиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Урок является основной формой учебного процесса. Классно-урочная система в практику обучения была впервые введена Я. А. Коменским в XVII в. В дореволюционной России училища для глухих детей не включались в государственную систему просвещения и не подчинялись единым организационным требованиям. Занятия в школах не носили характера строгой урочной системы. Время учебных занятий колебалось от 30 минут до 2 часов. Теория урока практически не развивалась. И лишь после Великой Октябрьской социалистической революции все специальные школы вошли в единую государственную систему народного образования, была создана система учебных заведений с единым режимом учебно-воспитательной работы. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе в соответствии со статьей 18 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании является урок с присущими ему чертами, обеспечивающими комплексное решение образовательно-воспитательных задач. Уроки проводятся учителем по твердому расписанию одновременно со всем классом, с применением разнообразных методов обучения и выполнением учащимися общеклассных, групповых и индивидуальных работ. Урок — это такая единица учебного процесса, в которой воплощаются задачи, содержание, принципы и методы обучения. Задачи урока определяются целями обучения глухих учащихся. Образовательные задачи урока состоят в вооружении учащихся теоретическими знаниями основ наук и практическими умениями в объеме школьной программы; они формулируются педагогом на основе программного содержания изучаемого школьного предмета. Творчество педагога проявляется в том, чтобы выделить тот пли иной объем знаний и умений для конкретного урока, установить преемственность с предыдущим и последующим материалом, продумать постепенный переход от наглядно-эмпирического уровня усвоения материала к понятийному. Например, в программе по математике в III классе выделена тема «Деление двузначного числа на однозначное». Образовательная задача урока по этой теме: «Уметь выполнять деление в пределах 100. Решать задачи в одно действие». В программе по литературе в VIII классе выделяется тема «Устное народное творчество. Былины». Образовательная задача серии уроков по данной теме формулируется так: «Восприятие былины, овладение ее идейно-тематическим содержанием и художественным своеобразием». Иными словами, задача может быть определена на одич урок или на несколько уроков, объединенных одной темой. Внутри выделенной темы каждый конкретный урок может иметь более узкую образовательную задачу. Например, работая со сказкой «Царевна-лягушка» в VII классе, на первых двух уроках учитель ставит задачу — осмысление содержания сказки, на следующих двух — определение идейного и художественного богатства сказки, на последнем — овладение литературоведческими сведениями об особенностях сказки. Образовательные задачи урока всегда обращены к учащимся. Они должны знать, что предстоит усвоить на уроке, каков должен быть результат их учебной работы. Воспитательные задачи урока предусматривают формирование у школьников основ материалистического мировоззрения, воспитание нравственных качеств личности, развитие познавательных интересов, способностей, самостоятельности и творчества. Богатейшие возможности для воспитания учащихся заложены в самих учебных предметах. Задача учителя — использовать эти возможности. Так, изучая на уроках природоведения тему «Зимние явления в природе» или «Весенние явления в природе» (III класс), учитель использует наблюдения учеников за растениями, животными, трудом людей в то или иное время года. У школьников формируются основы материалистического мировоззрения, любовь к родной природе, желание ее охранять, приумножать богатства своей страны. Изучение географического или исторического материала дает возможность познакомить школьников с героическим прошлым нашей Родины, учеными-первооткрывателями новых земель, общественно-политическими деятелями. У учащихся формируется чувство гордости за свою страну, ее славную историю. Воспитательные возможности урока кроются и в самом учебном процессе, его организации. Четкость целевой установки на уроке, продуманное чередование различных видов деятельности, их завершенность,, оценка деятельности учащихся учителем вызывают у них удовлетворение от организации урока, формируют дисциплинированность, культуру умственного труда. Коллективный, или групповой, бригадный, способ организации учебной работы па уроке способствует воспитанию взаимопонимания и взаимопомощи, ответственности не только за себя, но и за других, за общее дело. Воспитательные задачи урока определяются учителем самостоятельно, исходя из возможностей учебного материала и организации конкретного урока. Коррекционно-развивающие задачи урока предполагают проведение специальной работы, направленной на преодоление последствий глухоты, т. е. на всемерное развитие речи школьников, активизацию их мыслительной деятельности, формирование слухового восприятия и навыков чтения с губ. Реализация этих задач требует от педагога предварительного определения объема фраз, которые будут на уроке предлагаться детям за экраном, новой лексики, которая будет введена в речь учеников, формы актуализации изученной лексики, способов организации речевого общения. Коррекционно-развивающие задачи формулируются учителем с учетом особенностей развития глухих учащихся и на основе их постоянного изучения. Образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи реализуются на уроке взаимосвязано. 20 вопрос. Педагогические требования к уроку в школе для глухих детей Урок в школе для глухих отвечает педагогическим требованиям, которые обусловлены общедидактическими и специфическими принципами обучения. Общедидактические принципы обучения определяют соответствующие требования к уроку: определение задач урока и построение учебного процесса в соответствии с поставленными задачами; предварительное планирование содержания урока в соответствии с требованиями школьной программы и с возможностями учащихся; использование оптимального сочетания методов и приемов обучения, обеспечивающих активную познавательную деятельность учащихся и управление учебным процессом со стороны учителя; определение объема и степени сложности учебных заданий, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; выбор наглядных средств обучения, обеспечивающих познавательный интерес учащихся; решение на уроке воспитательных задач, способствующих формированию материалистического мировоззрения и разностороннему развитию личности; обеспечение возможности проводить фронтальную, групповую it индивидуальную работу с учащимися. Специфические принципы обучения глухих определяют специфические требования к уроку в школе глухих: использование на уроках разных форм речи: устной, письменной дактнльной. Выбор и сочетание форм речи зависят от возраста, уровня слухового и речевого развития учащихся, от цели и содержания урока. На первоначальном этапе обучения допускается сочетание устной и дактильной речи. По мере развития у учащихся словесной речи дактильная речь применяется в исключительных случаях как вспомогательное средство (для уточнения произношения, ударения в слове). При формировании новых знаний учитель использует устную и письменную речь. В младших классах учащимся трудно воспринимать материал, высказываемый учителем в устной форме, на протяжении даже 10—15 минут. Они быстро утомляются, перестают следить за речью учителя и теряют логическую связь между излагаемыми фактами. Поэтому устное объяснение учителя сочетается с записями на доске, с практичёскими заданиями, к выполнению которых привлекаются ученики. Так предупреждается перегрузка учащихся и контролируется степень понимания ими нового материала; обогащение речи учеников новыми словами, словосочетаниями, фразами; включение научной терминологии в речь учеников сочетается на уроке с коррекционной работой по предупреждению и преодолению аграмматизма, дефектов произношения; организация на уроке речевого общения школьников: использование естественных и создание искусственных ситуаций, стимулирующих потребность в общении; включение в урок заданий, тренирующих школьников в чтении с губ и восприятии словесного материала на слухо-зрительной основе; применение на уроке таких заданий, которые бы развивали мыслительные операции глухих, приучали их к творческой самостоятельной деятельности, корригировали бы недостатки познавательной деятельности; использование звукоусиливающей аппаратуры, определение ее места на уроке, объема заданий, предъявляемых на слух. Психологические требования к уроку в школе для глухих детей Результативность урока во многом зависит от знания учителем особенностей развития своих учеников. Важно учитывать особенности восприятия, внимания,' памяти глухих школьников, их мышления, воображения, воли и эмоций. Знание психики учеников позволяет сурдопедагогу выбрать наиболее продуктивные формы и методы работы на уроке. При этом расширяется возможность индивидуализации заданий на уроке, видов помощи учащимся и форм поощрения. Известно, что глухие дети испытывают значительные трудности при усвоении теоретических знаний. Выдержка учителя, его доброжелательное отношение, умелая поддержка помогают глухим детям в преодолении трудностей, усиливают их веру в свои возможности. Практика показывает, что взаимоотношения, возникающие между педагогом и школьниками, являются важным стимулом положительного отношения учащихся к учебе и условием формирования познавательных интересов, потребности в знаниях. Гигиенические требования к уроку От соблюдения гигиенических требований зависит сохранение работоспособности учеников в течение всего урока (45 минут). К этим требованиям относятся: соблюдение нормативов освещения классной комнаты; сохранение определенного температурного режима в классе; чередование разнообразных видов деятельности, снимающих утомление детей; проведение физкультминуток в предварительно проветренном помещении; обязательное соблюдение перемен между уроками. Организационные (рабочие) требования к уроку Наличие учебных классов и кабинетов, в которых проводятся уроки; оборудование классов мебелью, звукоусиливающей аппаратурой и техническими средствами; наличие наглядного и дидактического материала. Типы и структура уроков В педагогике условно выделены следующие элементы урока. Организация начала урока ставит своей целью психологически подготовить школьников к работе, создать в классе рабочую атмосферу. Проверка знаний и умений учащихся по ранее изученной теме решает задачу актуализации знаний, выявления степени их понимания, выяснения пробелов в знаниях учеников, оказания им помощи. Важно не простое воспроизведение усвоенного, а умение оперировать знаниями, группировать их, систематизировать, сопоставлять с ранее изученным. Введение нового материала предполагает совместную деятельность учащихся и учителя по овладению новыми знаниями и умениями. Рекомендуется постепенное увеличение степени самостоятельности школьников в овладении новым материалом. Закрепление нового материала проводится на уроке с целью проверки понимания учениками нового материала. Попутно вносятся коррекции, добавления, уточнения, устанавливаются первичные связи с ранее изученным. Репродуктивная деятельность школьников по воспроизведению нового материала должна сочетаться с элементами эвристической деятельности. Окончание урока ставит своей целью подвести итог всей учебной работе учеников на уроке, определить объем и характер домашнего задания. В школе для глухих детей проводятся уроки по общеобразовательным предметам (русскому языку и литературе, математике, географии, истории и др.), специальные уроки (трудового обучения, физкультуры, ритмики, изобразительного искусства), специфические уроки (предметно-практического обучения, обучения дактильной речи). Каждая группа уроков имеет свои особенности в структуре и организации учебной деятельности школьников. Общеобразовательные и специальные уроки строятся в соответствии с типологией урока, которая определяет его структуру. Наиболее употребительной является типология уроков по решаемым дидактическим целям. Уроки овладения новыми знаниями, умениями и навыками, уроки применения знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки проверки, контроля и коррекции знаний решают какую-то одну дидактическую задачу. Урок овладения, новыми знаниями, умениями и навыками предполагает, что его основная часть отводится осмыслению новых знаний или овладению новыми умениями. Структура этого урока: 1) организация начала урока; 2) введение нового материала; 3) сопутствующее закрепление; 4) задание на дом; 5) окончание урока. Такой тип урока в школе для глухих детей применим в старших классах. Например, уроки ознакомления школьников с биографиями поэтов и писателей (XI—XII классы) ближе всего к урокам овладения новыми знаниями. Но и на этих уроках учитель сначала выявляет знания школьников по изучаемой теме, а потом их расширяет, добавляя новые сведения. Ведущим методом на таких уроках является рассказ, лекция. Уроки овладения новыми умениями навыками (уроки математики, развития речи, на которых ученики овладевают новыми умениями вычисления, измерения или устного описания) применимы во всех классах школы глухих. Ведущими методами на этих уроках выступают объяснение, упражнения, практическая деятельность. Урок прим£неш1я_зланий, умений и навыков (параллельно употребляется термин — урок закрепления) должен научить школьников применять свои знания и умения при решении практических задач (традиционных и нестандартных). Структура урока этого типа: 1) организация начала урока; 2) повторение ранее изученного; 3) анализ предлагаемого ученикам задания; 4) самостоятельное выполнение задания; 5) обобщение и систематизация полученных знаний и умений; 6) контроль и взаимоконтроль, отчет учащихся; 7) окончание урока. Ведущими методами на этом уроке являются упражнения, различные виды практической деятельности. В школе для глухих такие уроки проводятся по всем учебным дисциплинам; степень самостоятельности выполнения заданий может варьироваться. Урок обобщения и систематизации знаний, актуализации ранее приобретенных знаний, внесения в них уточнений, добавлений, обобщений и приведения их в систему. Эти уроки проводятся в конце изучения темы. Структура урока данного типа: 1) организация начала урока; 2) воспроизведение отдельных фактов, явлений, событий; 3) повторение и анализ всей системы знаний, понятий; 4) окончание урока. Основным методом урока обобщения и систематизации знаний является обобщающая беседа, сопровождающаяся различными видами деятельности (составление таблицы, графика, схемы, выполнение лабораторных работ, подводящих к обобщению). Уроки проверки и _контроля знаний и умений ставят своей задачей выявить уровень усвоения школьниками учебного материала. Уроки подобного типа могут проводиться во всех классах школы для глухих, по всем учебным предметам. Структура этого урока: 1) организация начала урока; 2) объяснение задания; 3) выполнение задания устно или письменно, фронтально или индивидуально; 4) проверка и оценка выполненного задания; 5) окончание урока. Основные методы — самостоятельные упражнения или другие виды самостоятельной практической деятельности. Более эффективным в обучении глухих является комбинированный урок, решающий не одну, а несколько дидактйческих задач. Это урок общего, или смешанного, типа (Т. А. Ильина). Такой урок предполагает закрепление ранее пройденного, проверку качества усвоения, подготовку учеников к усвоению новых фактов и закономерностей, осмысление этого материала и включение его в систему прежних знаний. Структура урока: 1) организация начала урока; 2) проверка домашнего задания и подготовка школьников к восприятию нового материала; 3) повторение ранее изученного; 4) введение нового материала; 5) закрепление нового; 6) окончание урока. На таком уроке используется все многообразие методов и приемов. Каждый структурный компонент урока может быть организован по-разному. Так, проверка домашнего задания может Проходить или в виде фронтальной беседы, или в виде небольшой самостоятельной работы, или в виде индивидуального отчета, рассказа. Повторение ранее изученного может вестись в ходе беседы или путем выполнения различных заданий по учебнику или дидактическому материалу. Введение нового материала проводится методом рассказа педагога, беседы с элементами рассказа, методом самостоятельной работы с учебной книгой или в ходе выполнения практической деятельности. Закрепление нового можно проводить и в виде беседы, и в виде выполнения практических заданий. Каждый тип урока имеет свою структуру. Структура урока — совокупность элементов, составляющих его целостность. В 50— 60-е годы за каждым типом урока закреплялась жесткая структура. Так, комбинированный урок в школе глухих состоял из воспроизведения ранее усвоенных знаний (устный или письменный опрос), сообщения ученикам новой порции знаний и закрепления нового материала, проверки качества его осмысления. С. А. Зыков (1968) подверг критике формализм и отсутствие гибкости в комбинированном уроке. На основании анализа школьной практики им были выявлены недостатки комбинированных Исследования Г. Д. Кирилловой, М. И. Махмутова, В. А. Они- (щука, работы С. А. Зыкова показали, что структура урока должна отражать не только внешние черты организации совместной деятельности педагога и учеников, но и внутренние процессы познавательной деятельности. Современная структура урока в школе глухих подвижна и гибка (С. А. Зыков) и предполагает органичную связь усвоения знаний и умений, практического их применения, обобщения и систематизации знаний. Значительное место в ней отводится самостоятельной деятельности учащихся, использованию эвристических методов обучения, развивающих поисковую познавательную деятельность учащихся. В качестве основных компонентов урока выделяются: цель изучаемого материала, методы и способы организации деятельности учителя и учащихся. Каждый тип урока не имеет жесткой, стабильной структуры, возможны различные варианты его построения, достигаемые за счет разнообразия методов и способов деятельности педагога и школьников. Например, если урок природоведения имеет своей целью познакомить учеников III класса с разными свойствами воды и тремя ее состояниями, то структура урока может быть следующей: 1) организация начала урока; 1) то же; 2) беседа, актуализирующая 2) выполнение практической 3) наблюдения; 3) анализ выполненного с привлечением ранее известного; 4) анализ наблюдения в виде 4) обобщение, и обобщение материала, выводы. Таким образом, структура урока зависит от целевой установки В учебном плане школы глухих есть уроки, которые невозможно подвести под принятую в педагогике классификацию (Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, В. А. Онищук). Это уроки чтения, литературы, развития речи, изобразительного искусства. Тип урока можно определить только исходя из его целевой установки, применяемых методов и способов организации учебной работы. Так, среди уроков чтения выделяются вводные уроки к изучаемой теме, уроки первоначального изучения текста, уроки анализа прочитанного, обобщающие уроки. Каждый тип урока имеет свою структуру, различные сочетания методов и приемов. Среди уроков развития речи выделяются следующие типы: описание предмета, работа с деформированным текстом, описание картины, составление рассказа по данному началу или концу, по картине, по серии картин и др. Специфические уроки имеют свои структурные особенности. Например, урок предметно-практического обучения включает такие компоненты, как ознакомление с темой урока (поделка), составление плана работы над поделкой, подготовка (заявка) необходимых для работы материалов и инструментов, изготовление поделки (по образцу, по инструкции, представлению) и отчет о выполненной работе. Урок обучения дактильной речи строится на основе ознакомления учащихся с объектами изучаемой темы, выполнения инструкций и поручений педагога, деятельности с объектами. На уроке широко используются игровые ситуации. Все уроки в школе глухих имеют специфические структурные компоненты: речевая зарядка на первом по расписанию уроке, упражнения на слуховое восприятие речи за экраном, физкультурные минутки в начальных классах. Речевые зарядки в классе проводятся с целью развития голоса, дыхания детей, подготовки артикуляционного аппарата учеников к речевой деятельности на уроке. Упражнения на развитие слухового восприятия предусматривают включение в разные этапы урока ряда фраз, тренирующих детей в различении речевого материала на слух. Физкультурные минутки на уроках снимают утомление детей, восстанавливают их работоспособность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 2082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.012 с.) |