Роль воспитания в развитии детей с недостатками слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль воспитания в развитии детей с недостатками слуха



Советское общество заботится о том, чтобы глухие дети наравне со слышащими воспитывались в духе коммунистической морали, развивались бы умственно, нравственно и физически, готовились бы вступить в самостоятельную трудовую жизнь граждански зрелыми и профессионально подготовленными. Исходя из этого в нашей стране создаются условия для полноценного развития детей с недостатками слуха. Специальные дошкольные и школьные учреждения ведут учебно-воспитательную и коррекционную работу с неслышащими детьми, общество оказывает медицинскую, материальную и педагогическую помощь их семьям. Республиканские общества глухих проводят работу со взрослыми неслышащими по их трудоустройству, материальному обеспечению и приобщению к политической, культурной жизни страны.

Воспитание как процесс освоения детьми социального опыта, накопленного поколениями, является длительным и сложным. В нем органично переплетаются социальные, педагогические и психологические связи и зависимости. Так, социальный аспект воспитания состоит в овладении материальными и духовными общественными ценностями.

Глухие и слабослышащие дети осваивают духовные ценности догразному, в чем проявляются особенности их психического развития, личностные устремления. {Уровень овладения общественными ценностями зависит и от семейного окружения школьников, культуры и быта £емьи, от житейского опыта ученика, от системы педагогической работы, проводимой в школе-интернате. Иными словами, педагогические факторы в единстве с психологическими и социальными' влияют на качество и результативность воспитания глухих и слабослышащих учеников.

Марксистско-ленинское учение об общественной сущности человека и его развитии в условиях социальной среды выделяет как главное условие развития человека деятельность, преобразующую окружающую действительность и самого человека. В деятельности человек осваивает предметный мир, постегает закономерности его развития, приобретает опыт прошлого, совершенствует и обогащает его.

Советская педагогика, опираясь на марксистско-ленинское учение о роли деятельности в развитии человека, рассматривает деятельность в качестве методологического принципа всестороннего развития подрастающего поколения. Сурдопедагогика также использует этот принцип для определения условий и путей развития детей, с недостатками слуха.

Вслед за общей психологией и педагогикой, сурдопедагогика рассматривает роль предметной, трудовой, учебно-познавательной, игровой деятельности в развитии детей с нарушенным слухом.

Предметная деятельность (воздействие на предметы внешнего мира, преобразование их, создание новых предметов) позволяет глухим уточнить свои представления о предметах окружающего мира и их свойствах, обогатить житейский опыт, овладеть элементарными ручными умениями. Используя материалы исследований А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и Д. Б. Эльконина, С. А. Зыков предложил внедрить в учебный процесс предметно-практическую деятельность, справедливо считая, что «процесс обучения, построенный без опоры на наглядно-практическую деятельность, лишает глухих школьников основных условий развития самостоятельности и активности».

Исследованиями С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, Е. Н. Марциновской показано развивающее влияние предметно-практической деятельности на глухих детей. Вовлечение в моделирование, изобразительную деятельность, изготовление предметов из бумаги, пластилина, мозаики, строительных кубиков и пр. формирует активность учеников, их самостоятельность, инициативу, повышает сознательность овладения знаниями. Под влиянием предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для развития глухих школьников, так как меняется характер учебного процесса, который становится творческим, поисковым.

В работе с глухими детьми дошкольного и младшего школьного возраста особенно значима игровая деятельность. По словам Д. Б. Эльконина, «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми»1. Игровая деятельность (А. И. Дьячков, Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова) важна для развития психики и личности ребенка. Дети с недостатками слуха в игровой деятельности знакомятся с формами общественной, жизни и общественными отношениями. Проигрывая различные > жизненные ситуации, ученики в игре приобретают знания о предметах, явлениях и людях, у них формируются навыки коллективной деятельности, общения с окружающими и друг с другом.

Аномальные дети почти не умеют играть, хотя игры очень любят. В работах Г. Л. Выгодской замечено, что для игр глухих характерен педантизм предметных действий, сведение к ним всей игры, излишняя детализация действий, неумение отделить существенное от второстепенного. Заметно стремление глухих к механическому подражанию действиям других, к передаче внешних особенностей предметов или поведения людей.

Знание отличительных свойств игровой деятельности глухих и слабослышащих предполагает обучение детей посредством совместной с сурдопедагогом деятельности, постепенного перехода к самостоятельной игре.

Труд является первичным видом человеческой деятельности, основой для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В марксистско-ленинской философии труд понимается как сознательная, целенаправленная деятельность человека, которая совершается в соответствии с заранее поставленной целью и направлена на преобразование природы. Воздействуя на нее, человек меняется и..лам.4?

Советские сурдопедагоги (А. И. Дьячков, А. П. Гозова, Л. А. Новоселов) раскрывают развивающее влияние трудовой деятельности на детей с недостатками,слуха и определяют ее коррек-ционную направленность. Учеными доказано, что труд совершенствует психическую деятельность детей с недостатками слуха: обеспечивает точность восприятия предметов и способствует конкретизации и исправлению нечетких представлений об окружающем мире; оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы личности; совершенствует мыслительную деятельность глухих.

Трудовая' деятельность создает реальные условия для овладения языком в его основной коммуникативной функции, так как в процессе выполнения различных трудовых заданий у школьников возникает желание что-то узнать, спросить, выяснить, что способствует развитию естественной потребности в общении.

 

20.

Огромную роль играет трудовая деятельность для развития познавательных сил личности. Интеллектуальное начало любого трудового процесса способствует глубине и прочности в овладении системой научных понятий, совершенствует способы познавательной деятельности. Систематическая трудовая деятельность способствует формированию важнейших качеств личности глухого школьника: трудолюбия, коллективизма, самостоятельности, ответственности и т. п.

Учебно-познавательная деятельность также имеет большие разбивающие возможности. Она формирует у глухих и слабослышащих детей социальные мотивы учения, познавательные интересы, 'развивает интеллектуальные способности. Приобретаемые научные знания, общие учебные и-специальные умения расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для их всестороннего развития.

 

При исследовании проблем учебной деятельности сурдопедаго гика использует положение Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития. Ученый выделяет две зоны развития: зону актуального развития (т. е. развития ребенка в данный момент) и зону ближайшего развития (т. е. развития, которого ребенок может достичь в будущем, под влиянием целенаправленной работы школы, семьи). Вывод Л. С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, должно вести развитие ребенка за собой, важен для принципиального решения вопроса о содержании, принципах и методах обучения глухих.

С. А. Зыков подчеркивает, что обучение неслышащих должно не подстраиваться под дефект, а направляться на создание благоприятных условий, позволяющих преодолеть или ослабить дефект. Обучение должно носить развивающий характер.

Особое место в обучении детей с недостатками слуха занимает процесс формирования речи. Психологами и педагогами показано, что речевое недоразвитие оказывает отрицательное влияние на развитие всех психических процессов детей, что обусловливает своеобразие их познавательной деятельности. Усвоение лексического запаса языка, его грамматических закономерностей, овладение языком как средством общения позволяет решать широкие социальные проблемы жизни" глухих и слабослышащих в мире слышащих людей.

Сформированная речь способствует совершенствованию образовательного уровня глухих и слабослышащих, обеспечивает всем неслышащим получение неполного среднего образования.

Под влиянием развивающейся речи у детей с нарушением слуха совершенствуются психические процессы, восприятие становится более полным и дифференцированным, обогащается наглядно- образная память и вырабатывается словесно-смысловая память. Меняется характер мышления: оно начинает развиваться на речевой основе, что, в свою очередь, стимулирует развитие логического, понятийного мышления.

В истории обучения глухих была практика, когда все обучение подчинялось формированию речи,, что приводило к задержке развития глухих детей. Принципиально новым является вывод о развивающей роли обучения, в ходе которого у детей формируется словесная речь, появляется запас знаний, умений и навыков, возникают трудовые навыки, позволяющие приобщить ребенка к труду. Таким образом, говоря о роли обучения в развитии детей с недостатками слуха, следует иметь в виду широкую педагогическую работу, предусматривающую всестороннее развитие детей, оказывающую коррекционное воздействие на слух, речь, познавательную деятельность.

В педагогике 80-х годов особое внимание обраща1гхея на формирование личности в процессе обучения, на сотрудничество учащихся и педагогов в ходе познавательной деятельности, что позволяет школьникам освоить моральные ценности общества, приобрести опыт общественных отношений.

Психологами Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалевым, В. Н. Мясищевым выделяется особый вид человеческой деятельности — общение. По их мнению, в общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.

Проблема общения неслышащих, влияния этого специфического общения на учебный процесс и все воспитание в целом, к сожалению, изучена недостаточнее. Отдельные исследования сурдопсихологов дают возможность говорить о том, что в ходе общения внутри класса, группы, между группами и между коллективами у глухих и слабослышащих учащихся вырабатываются умения оценивать себя, свое поведение, формируются нравственные отношения с окружающими. Можно с уверенностью сказать, что глубокое научное исследование проблемы общения в сурдопедагогике позволит по-новому решать задачи обучения детей с недостатками слуха.

Особенно значима проблема общения учеников с нарушенным слухом с педагогами. Сотрудничество учащихся с педагогами в процессе учебно-познавательной деятельности, взаимопонимание, взаимоуважение помогут создать условия, способствующие всестороннему развитию каждого ученика.

Все виды деятельности, используемые сурдопедагогами в учебной работе, взаимосвязаны и, реализуются в различных сочетаниях. Основой же такой взаимосвязи является единство трудовой, познавательной деятельности и общения. Другие виды деятельности (игровая, предметно-практическая, продуктивная или художественная), включаясь в единый учебно-воспитательный процесс, дополняют его и содействуют формированию личности.

Л. С. Выготский среди видов человеческой деятельности выделяет речевую, считая ее фундаментальной, ибо она пронизывает всю жизнедеятельность человека.

Психологическая наука (А. А. Леонтьев) определяет, что речевая деятельность, будучи самостоятельной, является принадлежностью других видов деятельности. Она воздействует на поведение человека, его настроение, повышает или понижает жизненный тонус, оказывает влияние на взаимоотношения между людьми.

С. А. Зыков, исследовавший возможности разных видов деятельности для активизации обучения глухих, показал, что при широком использовании предметно-практической деятельности у глухих повышается возможность овладения языковыми средствами. Сочетание практической и речевой деятельности повышает продуктивность учебного процесса. Деятельность формирует потребность глухих в общении, а речь, в свою очередь, является средством организации деятельности.

Таким образом, сурдопедагогика признает, что воспитание, использование различных видов деятельности играет решающую роль в развитии и формировании личности глухого и слабослышащего.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА В СССР

Принципы построения системы учреждений для обучения лиц с дефектами слуха

В понятие системы образования включается совокупность учебно-воспитательных учреждений, осуществляющих в нашей стране образование, воспитание, подготовку к трудовой деятельности лиц с недостатками слуха.

Фундаментальные принципы, на основе которых строится система народного образования, включая систему специальных учебных заведений для лиц с дефектами слуха, сформулированы в

«Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973, новая редакция в 1985 г.).

Равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения.

Это значит, что в нашей стране неслышащие пользуются всеми гражданскими правами наравне со слышащими, в том числе и правом на образование. Возможность получения образования, приобщения к полноценной трудовой и общественной жизни служит основой их социальной реабилитации в обществе.

Обязательность образования для всех детей и подростков.

Этот принцип осуществлялся поэтапно по ходу экономического и политического развития страны. В 1931 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР издал приказ о введении всеобщего начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих недостатками речи детей и подростков. Накануне Великой Отечественной войны всеобщее обучение детей с дефектами слуха было полностью осуществлено в ряде крупных городов, во многих областных центрах оно было близко к завершению. Уже в 50-х годах начало осуществляться всеобщее семилет-. нее, а с 60-х годов введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование глухих и слабослышащих. В ходе реализации всеобщего обучения расширяется число специальных школ для глухих и создается новый тип специальной школы для слабослышащих с двумя отделениями.

Осуществление в нашей стране всеобщего среднего образования подрастающего поколения предполагает дальнейшее качественное совершенствование и специальных учебно-воспитательных учреждений всех типов для лиц с недостатками слуха.

Государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений.

В СССР все учреждения для глухих и слабослышащих открываются, содержатся и управляются государством. Специальные школы-интернаты для глухих, для слабослышащих и позднооглохших детей в своей деятельности руководствуются Уставом средней общеобразовательной школы и Положениями о специальных школах для детей с недостатками слуха. В Уставе школы указано, что порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей определяется Советами Министров союзных республик при наличии контингента учащихся, педагогического и медицинского персонала и необходимой учебно-материальной базы. Централизация не уменьшает роли местных органов власти в руководстве работой специальных школ. Советы, народных депутатов совместно с общественностью на местах осуществляют не только руководство, но и разностороннюю помощь и контроль за деятельностью специальных учебных учреждений.

Свобода выбора языка обучения; обучение на родном языке или на языке другого народа СССР.

Советское государство, утвердив свободу выбора языка обучения, создает условия для приобщения к образованию и культуре всех наций и народностей нашей многонациональной страны и обеспечивает им равное право на получение образования на родном языке или на языке любого другого народа СССР. В союзных республиках создаются специальные школы для глухих, для слабослышащих и позднооглохших с обучением на родном и на русском языке. Для этого проводится большая теоретическая и практическая работа по подготовке учителей, по созданию и переводу программ, учебников, учебных пособий.

Бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи.

В СССР все учебные учреждения для детей и взрослых с нарушением слуховой функции находятся на полном государственном обеспечении, обучение в них бесплатное. Все специальные школы для детей с недостатками слуха — интернатного типа, что создает оптимальные условия для обучения и воспитания. Дети в школах-интернатах обеспечиваются всем необходимым за счет государства, включая одежду, питание, учебники, различные учебные пособия, сурдотехническую аппаратуру и др. Советское государство не только бесплатно содержит неслышащих учащихся профессиональных учебных заведений, но и выплачивает государственные стипендии учащимся средних специальных и студентам высших учебных заведений.

Единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим.

Система учебно-воспитательных учреждений для детей и взрослых с дефектами слуха строится на основе единства и преемственности всех ее звеньев; каждая предыдущая ступень выполняет собственные задачи и в то же время связана с последующей. В основе работы всех учреждений лежит единая цель — предупреждение и коррекция отклонений развития у детей, разностороннее формирование личности и подготовка к жизни, труду. Эта общая цель направляет деятельность всей системы образования и каждого ее звена.

Дошкольные учреждения /для детей с нарушениями слуховой функции осуществляют всестороннее развитие ребенка, формирование его словесной речи и подготовку к обучению в школе. Семилетние дети, получившие дошкольную подготовку, направляются в I класс школы. Необученные глухие дети шести лет принимаются в подготовительный класс. Программа I класса строится с учетом знаний и навыков, полученных дошкольниками в детском саду. Знания и умения, полученные школьниками в начальных классах, подготавливают постепенный переход на следующую ступень в средние классы и далее в старшие, из специальной школы в учреждения профессиональной подготовки, техникумы и другие учебные заведения.

Во всех специальных учреждениях для детей и взрослых с нарушениями слуха действуют единые государственные программы. В стране создана единая система специальных школ, в то же время в школах для детей с дефектами слуха союзных республик учитываются национальные особенности.

Единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи.

Этот принцип отражает идейно-политическую направленность работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и молодежи с дефектами слуха. Осуществление коммунистического воспитания в процессе обучения обеспечивается всей системой учебно-воспитательной работы в специальных детских садах и школах.

Каждая советская семья, в которой есть ребенок с нарушением слуха, получает всестороннюю лечебно-коррекционную и педагогическую помощь. Школы-интернаты и специальные дошкольные учреждения осуществляют сотрудничество с семьей и общественностью в воспитании неслышащих. Родители активно привлекаются к коррекционной работе с детьми, к воспитанию и обучению в специальных учреждениях и обеспечиваются всеми видами помощи по воспитанию детей в семье. Проводятся медико-педагогические консультации по разнообразным вопросам, даются методические рекомендации в сочетании с наглядным показом коррекционной работы с детьми.

Связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой социалистического строительства.

Все специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и взрослых с дефектами слуха проводят обучение и воспитание на основе тесной связи с жизнью, трудом, практикой социалистического строительства. Осуществление этого принципа предусматривает необходимость раннего включения детей с нарушениями слуха в жизнь коллектива, в совместную деятельность, создание условий для проявления их общественной активности. С этой целью у детей формируются средства общения, развивается интерес к событиям общественной жизни страны, к труду советских людей.

В центре воспитательной работы специальной школы находится формирование положительного отношения к труду у всех школьников с дефектами слуха. Осуществляемая в стране реформа школы предусматривает приобщение учащихся к общественно полезному, производительному труду с первых лет обучения. Усиление профессиональной ориентации способствует выработке у учащихся потребности в труде, что подготовит неслышащую молодежь к активной жизни в обществе.

Научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры.

Советская школа для детей с нарушениями слуха наряду с предупреждением и преодолением последствий дефекта слуха призвана решать задачи разностороннего развития учащихся. Школа вооружает подрастающее поколение знанием законов развития природы и общества, формирует их материалистическое мировоззрение, знакомит с достижениями культуры. Система образования глухих и слабослышащих построена на основе современных научных знаний. При определении содержания образования учитываются особенности общего и речевого развития детей с дефектом слуха. Овладение основами научных знаний осуществляется в определенной системе, в единстве с формированием словесной речи как средства мышления и общения. Учебные планы и программы специальных школ постоянно совершенствуются в соответствии с современным уровнем развития науки, с требованиями жизни.

Гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания.

Гуманистический характер образования и воспитания детей с недостатками слуха выражается в том, что создаются все условия для проявления и развития их способностей наравне со слышащими. Процесс воспитания и развития детей осуществляется на основе мобилизации их компенсаторных возможностей. Гуманизм образования глухих и слабослышащих раскрывается и в содержании обучения, где отражаются самые прогрессивные идеи и достижения современной советской науки.

Работа всех специальных учебно-воспитательных учреждений направлена на благо человека, лишенного слуха, на формирование личности с такими высокими нравственными качествами, как любовь к социалистической Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм, товарищеская взаимопомощь и др.

Совместное обучение лиц обоего пола.

В Конституции СССР закреплено равное право мужчин и женщин на получение образования. В советской школе для детей с нарушениями слуха осуществляется совместное обучение лиц обоего пола по единым программам. Неслышащие юноши и девушки наравне могут получать среднее специальное и высшее образование.

Светский характер образования, исключающий влияние религии.

В школах для глухих в царской России воспитание осуществлялось представителями церкви в духе православия. В число учебных предметов входил закон божий, отнимавший до 20% учебного времени. После Великой Октябрьской социалистической революции произошло отделение церкви от государства и школы от церкви, утвержден светский характер образования в специальных школах для детей с нарушениями слуха. Образование и воспитание подрастающего поколения осуществляется на научно-материалистической основе.

Наряду с общепедагогическими принципами советской системы народного образования специальные учебно-воспитательные учреждения руководствуются специфическими принципами, учитывающими закономерности процесса воспитания и обучения глухих и слабослышащих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.029 с.)