Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференцированное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наибольшие успехи в коррекции и компенсации нарушений развития у детей с недостатком слуха могут быть достигнуты в процессе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Дифференцированная сеть специальных учебных заведений включает фактически разные типы школ — для глухих, два отделения школы для слабослышащих и позднооглохших и классы для детей с двойным дефектом во всех типах школ. Обучение в разных типах школ проводится с учетом степени нарушения слуховой функции и уровня развития речи. Разработка вопросов дифференциации обучения детей с нарушениями слуха продолжается, так как в процессе их изучения и в педагогической практике обнаруживаются новые группы детей с недостатками слуха и другими дефектами. Особое внимание уделяется проблеме дифференцированного обучения детей внутри каждого типа специальной школы. Сурдопедагоги ведут поиск наиболее эффективных методов осуществления индивидуального и дифференцированного подхода Мучащимся в процессе обучения, воспитания и трудовой подготовки на основе глубокого знания особенностей их развития и потенциальных возможностей каждого ребенка. Учет возрастных особенностей при построении системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и взрослых с дефектами слуха. Система специальных учреждений для лиц с недостатками слуха в СССР организована по возрастному принципу. Для детей раннего и дошкольного возраста организуются специальные детские ясли и сады, в том числе интернатного типа, дошкольные отделения при специальных школах с двухлетним сроком обучения и др. Для детей школьного возраста созданы разные типы специальных школ. Для взрослых имеется широкая сеть учреждений для получения образования и профессиональной подготовки (вечерние и заочные средние школы, профессионально-технические училища, специальные группы в средних специальных и высших учебных заведениях, учебно-производственные предприятия ВОГ). Система специальных учреждений строится с учетом особенностей развития лиц с дефектами слуха в разные периоды их жизни. Характеристика учебно-воспитательных учреждений для лиц с недостатками слуха На протяжении истории развития сурдопедагогики оформилась система учебно-воспитательных учреждений для лиц с нарушениями слуха. В нашей стране сначала выделились учреждения, обеспечивающие начальное образование глухих; позднее— учереждения, ведущие дошкольную подготовку детей. В 50—60-х годах начали создаваться специальные школы, дающие неполное среднее и среднее образование глухим и слабослышащим детям. Сурдопедагогика 80—90-х годов рассматривает возможности создания дифференцированных специальных учреждений, предоставляющих благоприятные условия для развития способностей каждого ученика. Дошкольное воспитание Общественное воспитание детей с недостатками слуха в СССР начинается с раннего возраста. Вся деятельность дошкольных учреждений построена на основе «Типового положения о дошкольных учреждениях и специальных группах для детей с нарушениями слуха» и руководствуется программно-методическими документами, разработанными НИИ дефектологии АПН СССР. Система дошкольного воспитания носит государственный, общественный характер и решает важные социальные задачи: разностороннее, гармоничное развитие и воспитание детей; предупреждение, коррекция аномального развития глухих и слабослышащих, охрана и укрепление их здоровья; подготовка к обучению в школе; оказание помощи семье в воспитании и специальном обучении дошкольников с дефектами слуха. Дошкольные учреждения организуются исполкомами местных Советов народных депутатов и органами народного образования, если имеется необходимый контингент детей с нарушениями слуха: не менее четырех, но не более десяти групп. С учетом состояния слуха и речи детей создаются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих. Позднооглохшие дети, сохранившие речь, воспитываются и обучаются в детских садах для слабослышащих. Группы комплектуются по возрастному принципу. Наполняемость всех возрастных групп дошкольных учреждений для глухих и для слабослышащих 10—12 человек, для детей со сложными дефектами — 8 человек. На основе «Типового положения...» для детей с нарушениями самоорганизуются следующие дошкольные учреждения: 1. Ясли-сады и детские сады для глухих, для слабослышащих и позднооглохших детей с круглосуточным пребыванием. В ясли-сады дети принимаются с полутора лет, в детские сады — с трех. Содержание воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в детских садах раскрыто в программах для каждого типа дошкольных учреждений. 2. Дошкольные детские сады интернатного типа для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Предназначены для детей, дошкольного возраста из сельской местности и городов, где отсутствуют специальные детские сады для детей с дефектами слуха. Глухие и слабослышащие дети, имеющие негрубое нарушение опорно-двигательного аппарата или олигофрению в степени дебильности, направляются в группы для детей со сложными дефектами в детских садах. 3. Специальные группы для детей с нарушениями слуха при массовых детских садах и дошкольных детских домах. Комплектуются детьми одного или смежного возраста в зависимости от состояния слуха и речи (группа для слабослышащих или группа для глухих детей). 4. Дошкольные отделения при школах-интернатах для глухих или для слабослышащих детей 4—6 летнего возраста с двухгодичным сроком пребывания в них. Организуются при школах интернатах при отсутствии в республике, области, городе специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха. Неполное среднее образование Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляют коммунистическое воспитание, общеобразовательное и трудовое обучение учащихся, а также коррекцию их аномального развития. Их деятельность осуществляется на основе «Устава средней общеобразовательной школы» и Положений о специальных общеобразовательных школах-интернатах для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей. Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов определяется советами министров союзных республик при наличии контингента учащихся и необходимой материальной базы. В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей с нарушениями слуха и несложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, а также для умственно отсталых (олигофрения в степени дебильности) с дефектами слуха. Обучение в специальных общеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе утвержденных учебных планов и программ. Предельная наполняемость классов и воспитательных групп—12 человек, для детей со сложными дефектами — 5—7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекциенных задач. Обучение и воспитание строится на основе разнообразной трудовой деятельности учащихся. Специальная общеобразовательная школа решает те же, что и общеобразовательная школа, задачи и является единой трудовой, политехнической школой. В соответствии с Положениями о специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей с нарушениями слуха организуются следующие школы: делением 10-летним сроком обучения (I—X классы)—для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение — с 12-летним сроком обучения (I—XII классы) —для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку. Среднее общее и профессиональное образование Средняя общеобразовательная и профессиональная школа, которая включает XIII—XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха, работающих в народном хозяйстве; специальные группы в профессионально-технических училищах массового типа и группы для молодежи с дефектами слуха в средних специальных учебных заведениях — система этих учебных учреждений обеспечивает неслышащим среднее образование и профессиональную подготовку. Вечерняя и заочная школа для неслышащих руководствуется в своей деятельности Уставом и Положением о средней общеобразовательной вечерней (сменной) школе и Положением о специальной средней общеобразовательной вечерней и заочной школе для глухих и слабослышащих. В состав этой школы входит VIII—XV классы. При наличии контингента с более мягким общеобразовательным уровнем могут открываться и I—VII классы,. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В составе школы имеются учебно-консультационные пункты, открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучающиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при одном или нескольких близлежащих предприятиях, если имеется достаточный контингент учащихся. В XIII—XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование. После окончания специальных школ молодежь с дефектами слуха может получить профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (ПТУ). В некоторых профессионально-технических училищах массового типа открываются специальные группы подготовки молодежи с дефектами слуха по различным специальностям: слесари-инструментальщики, слесари-механосборщики, токари-универсалы, полиграфисты, радиомонтажники и др. В ПТУ принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 15 — 20 лет, имеющие образование в объеме VIII — XII классов специальной школы; первые обучаются в ПТУ два года, другие один год. Среднее специальное образование молодежи с дефектами слуха осуществляется в специальных группах в техникумах. Пребывание в массовых учебных заведениях совместно со слышащими способствует общему и речевому развитию, формированию личности неслышащего. В настоящее время лица с нарушениями слуха обучаются во многих техникумах, например во Владимирском авиационно-механическом (обработка металла резанием), Куйбышевском техникуме (швейное производство), Московском техникуме механизации учета Госкомстата РСФСР (эксплуатация и ремонт вычислительной техники), Московском и Пятигорском медицинских училищах (зубной техник, протезист) и др. В большинстве техникумов при обучении молодежи с недостатками слуха в специальных группах время прохождения учебной программы увеличивается по сравнению с обучением слышащих на 6 — 8 месяцев. При этом учебный план и содержание обучения соответствуют тем, по которым занимаются слышащие. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью переводчиков, использующих жестовую, дактильную, письменную и устную формы речи. Обучение молодежи с недостатками слуха в средних специальных учебных заведениях в отдельных группах существует в ряде союзных республик: РСФСР, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Высшее образование Молодежь с дефектами слуха имеет право поступления в высшие учебные заведения, как и все граждане СССР, получившие полное среднее образование. Глухие и слабослышащие имеют возможность выбирать различные профессии, кроме тех где для выполнения их обязанностей требуется слуховой контроль. В вузах комплектуются специальные группы неслышащих студентов или организуются совместные со слышащими занятия в общей группе. В вузах сроки обучения специальных групп не изменяются. Лица с дефектами слуха обучаются в Московском высшем техническом училище (МВТУ) им. Н. Э. Баумана, во Всесоюзном заочном политехническом институте в Москве, в Ленинградском Северо-Западном заочном политехническом институте, в Киевском педагогическом институте и Специальные профессиональные учебные заведения Всероссийского общества глухих В СССР создано специализированное учебное заведение для лиц с недостатками слуха — Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) Всероссийского общества глухих. В политехникуме. ЛВЦ глухие и слабослышащие обучаются по следующим специальностям: художник-оформитель широкого профиля, бухгалтер, работник системы социального обеспечения, культурно-просветительный работник Домов культуры и красных уголков Общества I глухих. Профессиональное обучение молодежи с дефектами слуха, рассчитанное на подготовку рабочего достаточно высокой квалификации, проводится в учебно-производственных предприятиях (УПП) Общества глухих. Наряду со специальными дисциплинами изучаются и общеобразовательные предметы в объеме, необходимом для успешного овладения профессией. В учебно-производственные предприятия Общества глухих принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 16—25 лет с образованием VIII—XII классов специальной школы. В УПП осуществляется групповое и индивидуальное обучение глухих и слабослышащих по следующим специальностям: металлообработка, деревообработка, швейное дело, радиомонтажное дело и др. Профили профессий постоянно модернизируются. Обучение в УПП бесплатное, все учащиеся находятся на полном обеспечении Общества-глухих, получают стипендию. Система образования лиц с нарушениями слуха постоянно развивается и совершенствуется.
ДИДАКТИКА ШКОЛЫ ГЛУХИХ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.013 с.) |