Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференцированное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха.

Поиск

Наибольшие успехи в коррекции и компенсации нарушений развития у детей с недостатком слуха могут быть достигнуты в процессе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Дифференцированная сеть специальных учебных заведений включает фактически разные типы школ — для глухих, два отделения школы для слабослышащих и позднооглохших и классы для детей с двойным дефектом во всех типах школ. Обучение в разных типах школ проводится с учетом степени нарушения слуховой функции и уровня развития речи.

Разработка вопросов дифференциации обучения детей с нарушениями слуха продолжается, так как в процессе их изучения и в педагогической практике обнаруживаются новые группы детей с недостатками слуха и другими дефектами.

Особое внимание уделяется проблеме дифференцированного обучения детей внутри каждого типа специальной школы. Сурдопедагоги ведут поиск наиболее эффективных методов осуществления индивидуального и дифференцированного подхода Мучащимся в процессе обучения, воспитания и трудовой подготовки на основе глубокого знания особенностей их развития и потенциальных возможностей каждого ребенка.

Учет возрастных особенностей при построении системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и взрослых с дефектами слуха.

Система специальных учреждений для лиц с недостатками слуха в СССР организована по возрастному принципу. Для детей раннего и дошкольного возраста организуются специальные детские ясли и сады, в том числе интернатного типа, дошкольные отделения при специальных школах с двухлетним сроком обучения и др. Для детей школьного возраста созданы разные типы специальных школ. Для взрослых имеется широкая сеть учреждений для получения образования и профессиональной подготовки (вечерние и заочные средние школы, профессионально-технические училища, специальные группы в средних специальных и высших учебных заведениях, учебно-производственные предприятия ВОГ). Система специальных учреждений строится с учетом особенностей развития лиц с дефектами слуха в разные периоды их жизни.

Характеристика учебно-воспитательных учреждений для лиц с недостатками слуха

На протяжении истории развития сурдопедагогики оформилась система учебно-воспитательных учреждений для лиц с нарушениями слуха.

В нашей стране сначала выделились учреждения, обеспечивающие начальное образование глухих; позднее— учереждения, ведущие дошкольную подготовку детей. В 50—60-х годах начали создаваться специальные школы, дающие неполное среднее и среднее образование глухим и слабослышащим детям.

Сурдопедагогика 80—90-х годов рассматривает возможности создания дифференцированных специальных учреждений, предоставляющих благоприятные условия для развития способностей каждого ученика.

Дошкольное воспитание

Общественное воспитание детей с недостатками слуха в СССР начинается с раннего возраста. Вся деятельность дошкольных учреждений построена на основе «Типового положения о дошкольных учреждениях и специальных группах для детей с нарушениями слуха» и руководствуется программно-методическими документами, разработанными НИИ дефектологии АПН СССР. Система дошкольного воспитания носит государственный, общественный характер и решает важные социальные задачи: разностороннее, гармоничное развитие и воспитание детей; предупреждение, коррекция аномального развития глухих и слабослышащих, охрана и укрепление их здоровья; подготовка к обучению в школе; оказание помощи семье в воспитании и специальном обучении дошкольников с дефектами слуха.

Дошкольные учреждения организуются исполкомами местных Советов народных депутатов и органами народного образования, если имеется необходимый контингент детей с нарушениями слуха: не менее четырех, но не более десяти групп. С учетом состояния слуха и речи детей создаются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих. Позднооглохшие дети, сохранившие речь, воспитываются и обучаются в детских садах для слабослышащих. Группы комплектуются по возрастному принципу. Наполняемость всех возрастных групп дошкольных учреждений для глухих и для слабослышащих 10—12 человек, для детей со сложными дефектами — 8 человек.

На основе «Типового положения...» для детей с нарушениями самоорганизуются следующие дошкольные учреждения: 1. Ясли-сады и детские сады для глухих, для слабослышащих и позднооглохших детей с круглосуточным пребыванием. В ясли-сады дети принимаются с полутора лет, в детские сады — с трех.

Содержание воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в детских садах раскрыто в программах для каждого типа дошкольных учреждений.

2. Дошкольные детские сады интернатного типа для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Предназначены для детей, дошкольного возраста из сельской местности и городов, где отсутствуют специальные детские сады для детей с дефектами слуха.

Глухие и слабослышащие дети, имеющие негрубое нарушение опорно-двигательного аппарата или олигофрению в степени дебильности, направляются в группы для детей со сложными дефектами в детских садах.

3. Специальные группы для детей с нарушениями слуха при массовых детских садах и дошкольных детских домах. Комплектуются детьми одного или смежного возраста в зависимости от состояния слуха и речи (группа для слабослышащих или группа для глухих детей).

4. Дошкольные отделения при школах-интернатах для глухих или для слабослышащих детей 4—6 летнего возраста с двухгодичным сроком пребывания в них. Организуются при школах интернатах при отсутствии в республике, области, городе специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха.

Неполное среднее образование

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляют коммунистическое воспитание, общеобразовательное и трудовое обучение учащихся, а также коррекцию их аномального развития. Их деятельность осуществляется на основе «Устава средней общеобразовательной школы» и Положений о специальных общеобразовательных школах-интернатах для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей.

Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов определяется советами министров союзных республик при наличии контингента учащихся и необходимой материальной базы. В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей с нарушениями слуха и несложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, а также для умственно отсталых (олигофрения в степени дебильности) с дефектами слуха. Обучение в специальных общеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе утвержденных учебных планов и программ. Предельная наполняемость классов и воспитательных групп—12 человек, для детей со сложными дефектами — 5—7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекциенных задач. Обучение и воспитание строится на основе разнообразной трудовой деятельности учащихся. Специальная общеобразовательная школа решает те же, что и общеобразовательная школа, задачи и является единой трудовой, политехнической школой. В соответствии с Положениями о специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей с нарушениями слуха организуются следующие школы: делением 10-летним сроком обучения (I—X классы)—для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение — с 12-летним сроком обучения (I—XII классы) —для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки.

Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.

Среднее общее и профессиональное образование

Средняя общеобразовательная и профессиональная школа, которая включает XIII—XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха, работающих в народном хозяйстве; специальные группы в профессионально-технических училищах массового типа и группы для молодежи с дефектами слуха в средних специальных учебных заведениях — система этих учебных учреждений обеспечивает неслышащим среднее образование и профессиональную подготовку.

Вечерняя и заочная школа для неслышащих руководствуется в своей деятельности Уставом и Положением о средней общеобразовательной вечерней (сменной) школе и Положением о специальной средней общеобразовательной вечерней и заочной школе для глухих и слабослышащих. В состав этой школы входит VIII—XV классы. При наличии контингента с более мягким общеобразовательным уровнем могут открываться и I—VII классы,. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В составе школы имеются учебно-консультационные пункты, открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучающиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при одном или нескольких близлежащих предприятиях, если имеется достаточный контингент учащихся. В XIII—XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.

После окончания специальных школ молодежь с дефектами слуха может получить профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (ПТУ). В некоторых профессионально-технических училищах массового типа открываются специальные группы подготовки молодежи с дефектами слуха по различным специальностям: слесари-инструментальщики, слесари-механосборщики, токари-универсалы, полиграфисты, радиомонтажники и др. В ПТУ принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 15 — 20 лет, имеющие образование в объеме VIII — XII классов специальной школы; первые обучаются в ПТУ два года, другие один год.

Среднее специальное образование молодежи с дефектами слуха осуществляется в специальных группах в техникумах. Пребывание в массовых учебных заведениях совместно со слышащими способствует общему и речевому развитию, формированию личности неслышащего. В настоящее время лица с нарушениями слуха обучаются во многих техникумах, например во Владимирском авиационно-механическом (обработка металла резанием), Куйбышевском техникуме (швейное производство), Московском техникуме механизации учета Госкомстата РСФСР (эксплуатация и ремонт вычислительной техники), Московском и Пятигорском медицинских училищах (зубной техник, протезист) и др.

В большинстве техникумов при обучении молодежи с недостатками слуха в специальных группах время прохождения учебной программы увеличивается по сравнению с обучением слышащих на 6 — 8 месяцев. При этом учебный план и содержание обучения соответствуют тем, по которым занимаются слышащие. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью переводчиков, использующих жестовую, дактильную, письменную и устную формы речи. Обучение молодежи с недостатками слуха в средних специальных учебных заведениях в отдельных группах существует в ряде союзных республик: РСФСР, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии.

Высшее образование

Молодежь с дефектами слуха имеет право поступления в высшие учебные заведения, как и все граждане СССР, получившие полное среднее образование. Глухие и слабослышащие имеют возможность выбирать различные профессии, кроме тех где для выполнения их обязанностей требуется слуховой контроль. В вузах комплектуются специальные группы неслышащих студентов или организуются совместные со слышащими занятия в общей группе. В вузах сроки обучения специальных групп не изменяются. Лица с дефектами слуха обучаются в Московском высшем техническом училище (МВТУ) им. Н. Э. Баумана, во Всесоюзном заочном политехническом институте в Москве, в Ленинградском Северо-Западном заочном политехническом институте, в Киевском педагогическом институте и

Специальные профессиональные учебные заведения

Всероссийского общества глухих

В СССР создано специализированное учебное заведение для лиц с недостатками слуха — Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) Всероссийского общества глухих. В политехникуме. ЛВЦ глухие и слабослышащие обучаются по следующим специальностям: художник-оформитель широкого профиля, бухгалтер, работник системы социального обеспечения, культурно-просветительный работник Домов культуры и красных уголков Общества

I глухих.

Профессиональное обучение молодежи с дефектами слуха, рассчитанное на подготовку рабочего достаточно высокой квалификации, проводится в учебно-производственных предприятиях (УПП) Общества глухих. Наряду со специальными дисциплинами изучаются и общеобразовательные предметы в объеме, необходимом для успешного овладения профессией.

В учебно-производственные предприятия Общества глухих принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 16—25 лет с образованием VIII—XII классов специальной школы. В УПП осуществляется групповое и индивидуальное обучение глухих и слабослышащих по следующим специальностям: металлообработка, деревообработка, швейное дело, радиомонтажное дело и др. Профили профессий постоянно модернизируются. Обучение в УПП бесплатное, все учащиеся находятся на полном обеспечении Общества-глухих, получают стипендию. Система образования лиц с нарушениями слуха постоянно развивается и совершенствуется.

 

ДИДАКТИКА ШКОЛЫ ГЛУХИХ

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.013 с.)