Моделирование как средство обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование как средство обучения



Для решения различных учебных задач эффективно использование такого средства, как моделирование. Под моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), «элементы которой находятся в отношении подобия к элементам другой системы» (А. Н. Леонтьев) и фиксируют ее внутренние, существенные характеристики.

Как известно, одной из особенностей развития глухих детей является замедленное и искаженное формирование у них понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий, расширения материальной, основы обучения, применения алгоритмизации и схематизации, Особо важное значение использование наглядности в школе глухих имеет потому, что у детей с нарушениями слуха, как правило, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления. Полноценное формирование этой сферы является предпосылкой успешного развития логического мышления. Обеспечить такое полноценное формирование можно только применением разнообразных наглядных средств, включая' и такие, которые содержат значительный элемент абстракции,— различного вида модели.

В школе для глухих детей модели могут быть использованы в следующих Целях: создания представлений об объекте, выявления его существенных характеристик, исследования объекта посредством изучения адекватной ему модели, моделирования различных отношений объектов, явлений, процессов; фиксации и наглядного представления ориентировочной основы действия, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся; как средство наглядности наконец. Основное значение использования моделей в школе глухих состоит в том, что оно помогает глухому ребенку увидеть существенные стороны изучаемого объекта, явления и сделать их содержанием познавательной деятельности. Обучая моделированию, мы учим глухих детей мыслить, потому что модель, по мнению психологов, выполняет функцию своеобразного рентгена: предмет воспринимается как структура.

Применение моделей в обучении глухих детей служит своеобразным мостиком между наглядно-образным и логическим мышлением.

Кроме целевого назначения, модели различаются по характеру средств, из которых они построены. С этой точки зрения все модели делятся на материальные (реальные, вещественные), которые в свою очередь, делятся на статические и динамические, и идеальные. ': Идеальные модели бывают трех видов: образные (рисунки, карты, схемы, макеты), знаковые или знаково-символические (математические уравнения, химические формулы и др.) и мысленные (воображаемые представления о каких-либо явлениях, процессах, предметах). Реальные модели становятся источником построения внутренних, мыслительных моделей, при помощи которых глухие школьники познают окружающий мир.

Процесс овладения глухими детьми моделированием предусматривает определенную последовательность:

1. Расширение диапазона моделируемых отношений. Наиболее доступно для глухих детей наглядное моделирование пространственных отношений. В дальнейшем вводится наглядное моделирование временных, а затем и других типов отношений, в том числе и логических.

2. Расширение степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого типа. Вначале дети овладевают моделированием конкретных ситуаций. В дальнейшем они учатся строить также модели, имеющие обобщенный смысл и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.

3. Изменение самих моделей: от моделей, имеющих известное
внешнее сходство с моделируемыми объектами, к моделям, представляющим собой условно-символическое изображение отношений (круги Эйлера, графики и т. п.).

4. Изменение типа выполняемых детьми действий моделирования. Вначале целесообразно формировать у детей действия по применению моделей, а затем по их построению для решения поставленных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.003 с.)