Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона



Преобразова­ния в СССР и России в конце 1980 — начале 1990-х годов делали политику страны в АТР более динамичной. 1989 г. был поворотным для нормализации отношений с Китаем: в мае этого года состоялся официальный визит в Пекин М. С. Горбачева, во время которого нор­мализованы межгосударственные отношения СССР и КНР. Взятый тогда курс закреплен после распада СССР. В 1992 г. в период визита в Пекин уже Президента РФ Б. Н. Ельцина подписана Пекинская декла­рация, подтверждающая волю сторон к активному сотрудничеству.

В 90-е годы отношения между двумя странами развивались доста­точно стабильно. Всего с 1991 по 1999 г. состоялось 6 российско-ки­тайских встреч на высшем уровне, которые происходили поочередно в Москве и Пекине. КНР стал вторым по значению торговым партне­ром России и одним из основных покупателей российской промыш­ленной продукции, в том числе военной техники и технологий. Рос­сийские специалисты участвовали в реализации китайских проектов по развитию атомной энергетики.

России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в обла­сти урегулирования пограничных вопросов, длительное время осложняв­ших отношения между государствами. В 1991 г. подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в 1994-м — о западном. Оба договора ратифицированы парламентом. К 1997 г. рос­сийско-китайская граница была согласована на 97% ее протяженно­сти. В апреле 1996-го подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы, к которому в 1997 г. присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан (возникла так называемая «шан­хайская пятерка»). Стороны согласились о взаимном сокращении воо­руженных сил в районе границы, в результате чего на протяжении 7,5 тыс. км создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны ее линии. «Шанхайский форум» — встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопро­сов пограничного сотрудничества — регулярно проводился в 90-е годы.

Важное место в развитии российско-китайского политического сотрудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Москве в апреле 1997 г. Стороны заявляли о стремлении к установ­лению «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке». В документе констати­ровалось окончание эпохи биполярности и выражалась готовность содействовать формированию иной, многополярной структуры меж­дународных отношений. Россия и Китай осудили гегемонизм как яв­ление международной жизни.

Достаточно устойчиво развивались отношения России с Японией. Их значение обусловлено тем, что эта страна занимает второе место в мире по экономической мощи, а также тем, что сотрудничество с ней в регионе (как и с США) является особенно важным для России в связи с ростом экономической мощи и повышением самооценки Китая. В то же время российско-японские связи были отягощены спо­ром о принадлежности южной части Курильской гряды. Признав в 1956 г. возможность обсуждения «территориального вопроса», совет­ская сторона под влиянием изменения международной ситуации с начала 60-х годов и до конца 80-х отказывалась это делать. Положение изменилось в период «перестройки», когда во время апрельского 1991 г. визита М. С. Горбачева вЯпонию текст советско-японского коммюни­ке зафиксировал стремление сторон к мирному урегулированию (в виде подготовки мирного договора), определил территориальные его аспекты в форме демаркации. Аппетит японцев был подогрет как ос­лаблением СССР, так и готовностью некоторых отечественных поли­тиков быстро и решительно — в духе «нового мышления» — решить территориальный вопрос.

После распада СССР и до 1993 г. Япония настаивала на категорич­ной формуле только все и только сразу», т.е. на одновременной пере­даче всех четырех островов, отойдя даже от компромисса, зафиксиро­ванного в декларации 1956 г., которая предполагала передачу лишь двух островов при условии заключения мирного договора. В 1992 г., под влиянием критики общественности и возражений властей Саха­линской области, российское руководство в полуофициальных выс­туплениях своих представителей говорило о несвоевременности и не­приемлемости требований японской стороны. Однако жесткая пози­ция Японии привела к тому, что в 1992 г. визит Ельцина в Токио дважды откладывался.

Позже Япония, убедившись в невозможности разрешения про­блемы в условиях неустойчивой политической ситуации в России и сильной общественной оппозиции передаче островов, смягчила свои позиции. В ноябре 1993 г. во время визита в Японию российский прези­дент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в со­ветских лагерях до 50~х годов. Тогда же была подписана Токийская дек­ларация, в которой стороны выразили готовность продолжить поиск решения проблемы мирного договора и в этом контексте — обсуждение проблемы спорных островов. Новым шагом в этой дискуссии стала со­стоявшаяся в 1997 г. в Красноярске «встреча без галстуков» Б. Н. Ельцина и премьер-министра Р. Хасимого, на которой подписано соглашение о намерениях добиваться разрешения спора об островах до 2000 г. Одна­ко в дальнейшем эта инициатива развития не получила.

Еще в январе 1990 г. восстановлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея. В 90-е годы контакты между Россией и Южной Кореей развивались достаточно стабильно. Они опира­лись на заключенный в 1992 г. Договор о дружбе и сотрудничестве. Эго пока единственный случай подписания такого рода документа с нос точно-азиатским государством—союзником США. Особенно динамично развивались торгово-экономические отношения между двумя страна­ми. Вместе с тем установление Москвой дипломатических отношений с Сеулом привело к охлаждению ее отношений с КНДР, которые на протяжении 90-х годов оставались достаточно натянутыми.

Россия стремилась включиться в региональные экономические процессы, используя для этого участие в многосторонних институтах региональной интеграции, которые в 90-е годы приобрели важное значение в АТР (их насчитывалось более 15). С 1996 г. Российская Фе­дерация в качестве гостя и наблюдателя участвовала в работе структур наиболее важной региональной организации — АСЕАН, охватываю­щей зону Юго-Восточной Азии. В 1998 г. наша страна принята во вто­рую по важности региональную структуру — Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС).

Россия и страны СНГ

Второй важнейшей сферой внешней политики России стали отношения со странами СНГ.

В отношении стран Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. пыталась определить круг как своих, так и общих интересов. К 1999 г. она подписала в рамках СНГ более 800 документов, регулировавших взаимоотношения с государствами Содружества. Вначале они касались создания еди­ного рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о кол­лективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали толь­ко 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Тад­жикистан, Туркменистан). Позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия.

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Арме­нии, прибалтийских государств. Вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройство их в России обошлись бюджету в 594,2 млн. долларов и 725 млрд. руб. (в ценах ноября 1992 г.). Однако военные конфликты, разгоревшиеся в ряде рес­публик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), выну­дили руководство России направить на территории этих стран часть своих войск в качестве миротворческих сил.

В сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ в 1990-х гг. были далеки от создания единого пространства. Во многом это было вызвано финансовой и экспортной политикой республик. Борьба за доллар обрекала СНГ на распад. Крупным шагом к нему стала ликвидация единой рублевой зоны в 1993 г.

Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тенденциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. В разных направ­лениях развивались политические и правовые системы. Новые госу­дарства активно устанавливали самостоятельные экономические, по­литические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование наци­ональных Вооруженных сил.

Российская политика в отношении стран СНГ в 90-е годы опреде­лялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали не­обходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Сохранение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассмат­ривалось в качестве главного направления российской политики. Дру­гой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обус­ловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приори­тетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономичес­кие процессы. В середине 90-х доминировала первая линия, которая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ «Стратегический курс России с государствами — уча­стниками Содружества Независимых Государств».

В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел. Советом мини­стров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секре­тариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 90-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реали­зована.

Попытка скрепить Содружеством уставом, проект которого обсуждался на Минской встрече глав государств и прави­тельств в январе 1993 г, ожидаемого успеха не имела. Устав подписали 7 государств. В конце 1993 г. о присоединении к Содружеству заявили Азербайджан и Грузия. В 1994 г. они вошли в состав СНГ.

Характер и судьбу СНГ в 1990-е годы во многом определяли российско-украинские отношения. В 1993-1997 г. они были на­пряженными из-за проблемы ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя и др.

Начало практического раздела «советского военного наследства» привело к острому кризису в российско-украинских отношениях ле­том 1992 г. В центре внимания оказались вопросы о статусе Севастопо­ля и судьбе Черноморского флота (ЧФ). Уже в январе того же года Украина, игнорируя статус ЧФ как составной ОВС СНГ, стала требо­вать от личного состава принятия присяги на верность этой республи­ке. В ответ последовал визит Ельцина в Севастополь и его заявление о неправомерности претензий Украины. В конце марта Кравчук издал указ о переводе всех дислоцированных на Украине формирований под ее юрисдикцию, на что Президент РФ отреагировал 7 апреля указом о переводе ЧФ под юрисдикцию России. 9 апреля оба указа были приос­тановлены, однако решение о поднятии на кораблях ЧФ русского Анд­реевского флага едва не привело к вооруженному столкновению в Крыму. Конфликт подтолкнул президентов двух стран к личной встрече, ко­торая состоялась 3 августа 1992 г в Ялте. Решение проблемы Севасто­поля и флота было отложено до 1995 г., а на «переходный период» ЧФ переходил в совместное подчинение президентов России и Украины.

В 1992 г. возникли проблемы и с ядерным оружием бывшего СССР. Первоначально предусматривалось сохранение объединенных страте­гических сил сдерживания и нерасчлененность ядерного оружия. Уп­равление им находилось лишь в руках Президента России и Главноко­мандующего ОВС СНГ. Далее, однако, в отличие от Белоруссии и Казахстана, Украина не стала отказываться от статуса ядерной держа­вы. Более того, 2 июля 1992 г. она объявила своей собственностью 2 тыс. ядерных боеголовок, находящихся на ее территории (одна пятая стратегического потенциала бывшего СССР), что вызывало дополни­тельную тревогу, и не только у России. Начались «торги»: отказ от статуса ядерной державы Украина обусловливала требованиями мате­риального и политического порядка, которые адресовались как Рос­сии, так и мировому сообществу в целом.

В мае 1997 г. были, на­конец, урегулированы спорные вопросы между Россией и Украи­ной путем подписания полномасштабного (Большого) Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Договор стал результатом осознания руководством обеих республик того факта, что даль­нейшее промедление в урегулировании споров России с Украи­ной, возникших в результате распада СССР, разрушат не только двусторонние отношения, но и всю систему Содружества.

В конце 1995 г. вместо А.Козырева к руководству МИД РФ пришел Е.Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики России. «Но­вый курс» МИДа 29 марта 1996 г. был подтвержден подписанием договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной об­ластях.

Обретение независимости почти повсеместно сопровождалось ро­стом национализма титульных наций, что сказалось на «некоренном» населении. В новых государствах оказалось и 25 млн. русских. Трудности получения гражданства, сокращение сферы применения русского языка и возможности получения на нем образования, официальные и не­формальные препятствия для занятий определенными видами дея­тельности — все эти проблемы ставили новую для правительства Рос­сии задачу — защиту прав этнических россиян в новом зарубежье.

2 апреля 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового простран­ства. В апреле 1997 г. взятый курс был развит в новом договоре, по которому Сообщество было переименовано в Союз. В декабре 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Бело­руссии и России, а через год, 8 декабря 1999 г. — Договор о соз­дании союзного государства. Однако реальное сближение двух республик идет медленно.

Распад СССР и раздел его вооружений привели к новым вспыш­кам межэтнических конфликтов в молодых государствах. Молдова уси­лила политический и военный нажим на Приднестровье, апогеем ко­торого стал вооруженный штурм Бендер в июне 1992 г. Почти одно­временно Грузия предприняла попытку с помощью оружия «усмирить» Южную Осетию. В августе начались грузинские войсковые операции против «абхазских сепаратистов». В войне в Абхазии дала о себе знать Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК) — организация со­лидарности, созданная четырнадцатью народами Северного Кавказа. КГНК объявила Грузии тотальную партизанскую войну и направила в зону конфликта до 5 тыс. добровольцев. В их числе находился чечен­ский батальон под командованием Ш. Басаева.

В октябре 1992 г. начались столкновения между ингушами и осети­нами — первый вооруженный межнациональный конфликт на терри­тории собственно Российской Федерации. Неблагоприятно для нее складывалась ситуация и в других регионах бывшего СССР. К моменту свержения в Афганистане дружественного нашей стране режима Наджибуллы и занятия войсками моджахедов Кабула в Таджикистане уже началась гражданская война. Россия, заинтересованная в сохранении порядка на границе с Афганистаном, была вынуждена вмешаться и в межтаджикские столкновения.

Все конфликты на постсоветском пространстве сопровождались многочисленными человеческими жертвами, в том числе среди мир­ного населения. Россия по историческим и политическим мотивам не могла оставаться в стороне от конфликтов. Это дестабилизировало обстановку внутри страны, осложняло ее отношения как с «ближ­ним», так и с «дальним» зарубежьем.

К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ не удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Рос­сией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-полити­ческой области: сокращалось российское воен­ное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализован­ной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе». Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.

Во второй половине 90-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интегра­ции в военно-политической сфере, происходила «экономизация» свя­зей. С 1999-го Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большин­ство государств-участников. Постепенно акцент переносился на эф­фективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рам­ках Союза Белоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углубле­нии интеграции в экономической и гуманитарной областях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.021 с.)