Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) обычно включают пространство с Пакистаном на западе и островными государствами Океании на востоке. На севере регион охватывает российский Дальний Восток, а на юге он простирается до Новой Зеландии. Как и все другие регионы мира, АТР все активнее вовлекается в общемировые глобальные процессы, которые не только распространяются на него, но и во все большей степени генерируются в этой части мира. В регионе проживает половина населения земного шара. Совокупный валовой продукт, производящийся здесь, соразмерен объему производства в североатлантическом п европейском регионах. Хотя по степени наукоемкое™ производства АТР отстает от этих регионов, по динамике экономического развития он опережает их. Торговые и инвестиционные потоки, пересекающие Тихий океан, сравнялись с аналогичными трансатлантическими потоками. Перед странами АТР возникают глобальные угрозы, характерные и для других регионов мира. Терроризм особенно опасен для стран Южной и Юго-Восточной Азии, где проживает значительная доля мусульманского населения. Проблема распространения ядерного оружия и средств его доставки крайне актуальна для Южной Азии, Корейского полуострова и прилегающих районов. Внутренние вооруженные конфликты и сепаратистские движения являются реальной или потенциальной опасностью для большинства стран региона. Вместе с тем процессы в сфере безопасности в АТР имеют свою специфику, отличающую его от других регионов. В своем большинстве страны региона, будучи наследницами древних цивилизаций, только после Второй мировой войны обрели государственность в современном виде. Лишь Китай, Япония и Таиланд не были колониями западных держав, остальные переживают сейчас период активного национального самоутверждения. Конструктивные и негативные процессы, сопутствующие Начальному этапу формирования национальной государственности, играют в регионе повышенную роль. Регион весьма разнороден в различных измерениях. Страны отличаются по уровню экономического развития — от постиндустриальной Японии, «экономических тигров» Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, отстающих, но быстро развивающихся Индии и Китая до архаичных хозяйств стран Индокитая. Весьма широк и диапазон внутриполитических моделей — от коммунистических и султанистских диктатур до либерально-демократических режимов. При общей на внешний взгляд цивилизационной «азиатскости» большинства стран региона они разнятся по религиозным и культурным признакам. Большое число государств в регионе разделены морскими просторами, что до недавней поры ограничивало интенсивность их взаимодействия, в том числе и конфронтационного. АТР был «вторым фронтом» холодной войны. Но модель сдерживания, создавшая патовую ситуацию противостояния в Европе, не смогла предотвратить открытые вооруженные конфликты в этом регионе. Хотя большинство стран региона стремились дистанцироваться от холодной войны, активно участвуя в движении неприсоединения, на памяти нынешних поколений несколько крупномасштабных войн (корейская, вьетнамская, между Индией и Пакистаном), внутренних переворотов и конфликтов (например, в Индонезии, Камбодже). Поэтому для стран региона война — это недавний опыт и вполне возможная перспектива. Ряд исследователей отмечает, что все эти факторы являются причиной того, что в мышлении политических, военных элит и ученых-международников стран региона, в отличие от аналогичных элит на Западе, особенно заметны те закономерности, которые подчеркивает школа «ре- алполитики»: акцент на силу, индивидуальную защиту национальных интересов, планирование военного строительства исходя из вероятности «худшего случая» и т.д. А то или иное восприятие ситуации оказывает определенное влияние на реальное поведение. Именно этими моментами часто объясняют трудное становление в АТР структур коллективной региональной безопасности, неприятие европейского опыта в этой области. Попытки США и СССР создать в годы холодной войны структуры, напоминавшие европейскую архитектуру блокового противостояния, в АТР результатов тоже не дали. В конечном счете, и США, и СССР строили свои отношения в сфере безопасности с каждой из стран региона преимущественно на двусторонней основе. Окончание холодной войны, сокращение активной вовлеченности в дела региона США и СССР (затем России) — первой державы частично, второй существенно — несколько изменили ход процессов в сфере военно-политической безопасности, но не кардинально. Процессы формирования предпосылок коллективной региональной безопасности развиваются медленно и своеобразно — инициаторами их являются средние и малые страны, входящие в АСЕАН, к которым осторожно подтягиваются более крупные государства. Регион традиционно был разделен на четыре субрегиона — Северо- Восточную, Юго-Восточную, Южную Азию и южную часть Тихого океана. В последние годы наблюдается усиление взаимодействия и взаимозависимости этих субрегионов, в первую очередь Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Что касается Южной Азии, то все большая вовлеченность этого субрегиона в дела АТР объясняется главным образом тем, что Индия все больше позиционирует себя как паназиатская держава с глобальными интересами. Страны «неазиатской» южной части Тихого океана все активнее включаются в экономические и военно-политические процессы в азиатской части АТР уже не как внешние действующие лица, а как непосредственные участники этих процессов. При том что все четыре субрегиона демонстрируют определенную общность подходов к глобальным процессам и ситуации во всем АТР, а заглавные процессы в каждом из них оказывают все более интенсивное влияние друг на друга, каждый из них, разумеется, имеет свою специфику. Северо-Восточная Азия свободу рук и традиционную позицию невступления в формально закрепленные военные союзы. Сегодня российско-китайские отношения в сфере безопасности имеют комплексные глобальные и межрегиональные измерения. Но их развитие особенно важно для ситуации в СБА. Особое значение в этих отношениях имеют следующие области: решение пограничной проблемы, военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в рамках ШОС и укрепление общеполитического стратегического сотрудничества по основным вопросам международной безопасности. Как уже отмечалось, России и Китаю удалось снять один из главных раздражителей в двусторонних отношениях — споры по пограничным вопросам. Во время визита в Пекин президента СССР М. С. Горбачева в 1989 г. стороны парафировали, а в 1991 г. в ходе ответного визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву подписали соглашение о демилитаризации основной части границы. На базе этого соглашения к 1998 г. были согласованы позиции по демаркации восточного сектора российско-китайской границы протяженностью около 4200 км и западного сектора длиной 54 км. В 2004 г. в ходе визита в Пекин президента РФ В. В. Путина был согласован последний остававшийся нерешенным вопрос о границе близ Хабаровска. Россия передала китайской стороне полтора острова на реке Амур. Критика этого решения со стороны части российской оппозиции выглядит не очень убедительно, поскольку линия границы определяется основным фарватером пограничной реки. Со временем река может изменять свое основное течение. Соответственно решаются и вопросы принадлежности островов, которые оказываются по ту или иную сторону от основного фарватера. В конструктивном плане был также решен вопрос о демаркации границы Китая с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Киргизия передала при этом Китаю часть спорного района. Подчеркивая исключительную важность проблемы демаркации российско-китайской границы в ближайшей и среднесрочной перспективе, некоторые специалисты призывают не забывать, что китайская политическая элита по-прежнему считает, что часть китайских территорий была в прошлом насильственно отторгнута Российской империей. При этом указывают на то, что на огромных территориях восточнее Байкала, богатых ископаемыми и запасами пресной воды, проживает около 6 млн россиян, а в сопредельных районах Китая — несколько сот миллионов человек. По мнению этих специалистов, такая диспропорция может в будущем снова обострить территориальную проблему. Военно-техническое сотрудничество России с Китаем имеет существенное экономическое и стратегическое значение. Общий объем поставленной в Китай российской военной техники составляет в денеЖном выражении около 10 млрд долл. В условиях изоляции Китая от других основных поставщиков современных вооружений (США и ЕС) оно несет и значительную политическую нагрузку. Качественно новым шагом в сфере военно-политического сотрудничества между двумя странами стали первые крупномасштабные российско-китайские учения «Мирная миссия-2005», проведенные в августе 2005 г. на территории КНР (на побережье полуострова Шандунь и в прилегающей акватории Желтого моря). В учениях приняли участие 1800 российских и более 8 тыс. китайских военнослужащих, надводные и подводные корабли, сухопутные войска, подразделения ВДВ и авиация. В ходе учений применялись российские стратегические бомбардировщики Ту-22МЗ и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2, отрабатывались амфибийные операции. Некоторые обозреватели считают, что эти учения призваны продемонстрировать китайской стороне новые образцы российской военной техники для последующей ее поставки в КНР. Несмотря на заявления Москвы и Пекина о том, что учения «не направлены против третьих стран», они вызвали повышенную обеспокоенность на Тайване и озабоченность в США и Японии. Вместе с тем некоторые критики такого сотрудничества обращают внимание на то, что, продавая самое современное оборудование Китаю и способствуя повышению боеготовности его вооруженных сил, Россия существенно укрепляет армию, которая при определенных обстоятельствах в более отдаленном будущем может стать вероятным оппонентом. Но при этом упускают из виду, что эти поставки оружия Китаю позволили обеспечить заказами существенную часть российского ВПК в самый сложный период его реорганизации. В последнее время усиливается активность политики Китая в постсоветской Центральной Азии, прежде всего в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). И в этом случае критики российско- китайского взаимодействия в Центральной Азии ставят под вопрос целесообразность открытия Пекину «дверей» в этот субрегион. При этом высказываются опасения, что подобное «гостеприимство» может обернуться усилением там китайского влияния и, в конечном счете, вытеснением России. Сторонники противоположной точки зрения указывают на то, что судьба Центральной Азии будет определяться в основном самими странами этого субрегиона, что время сфер исключительного, одностороннего влияния в эпоху глобализации проходит, что международное взаимодействие перестает быть «игрой с нулевым результатом», когда выигрыш одной стороны обязательно является проигрышем другой. Значимым является и политико-стратегический уровень российско- китайских отношений. 16 июля 2001 г. в Москве был подписан сроком
на 20 лет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Наряду с прочими обязательствами, стороны заявили о взаимном отказе от использования силы, применения ядерного ору- жия первыми и нацеливания стратегических ядерных ракет друг на друга. Было также заявлено об отказе от вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб другой стороне, осуждено «вмешательство под каким-либо предлогом во внутренние дела суверенных государств». Некоторые обозреватели истолковали заключение этого Договора как создание антиамериканского союза. На самом деле Договор не содержит обязательств о взаимной помощи, в его тексте не употребляется слово «союз». Скорее он свидетельствовал о существенном политическом сближении с некоторыми элементами сотрудничества в сфере безопасности. Очевидно, что Договор, наряду с прочим, был призван обеспечить «тылы» Китая при проведении более активной стратегической линии на южном направлении. Важнейшей проблемой здесь является проблема Тайваня. Пекин стремится, в конечном счете, добиться воссоединения с мятежным островом, остро реагируя на наметившуюся в Тайбэйе линию на провозглашение суверенитета. Делая основную ставку на политические инструменты, Пекин подчеркивает, что не исключает и применение вооруженной силы для решения этой задачи. В 2005 г. на этот счет был даже принят соответствующий законодательный акт. Неоднократно при обострении диалога о воссоединении КНР прибегала к демонстрации военной мощи. В 1996 и 2000 гг., во время президентских выборов на Тайване, КНР проводила крупномасштабные военные учения в зоне Тайваньского пролива и устраивала учебные пуски боевых ракет по целям в сопредельных с островом акваториях. Военные аналитики расходятся в оценках возможности вооруженных сил КНР в их нынешнем состоянии совершить успешную операцию по вторжению на Тайвань. Но Пекину приходится учитывать не только довольно мощный оборонительный потенциал Тайваня, но и возможную военную помощь ему со стороны Соединенных Штатов. В 1972 г. США разорвали дипломатические отношения с Тайбэйем, установили их с Пекином, согласились на представительство последнего в ООН. Тем не менее, на основании закона об отношениях с Тайванем, принятом Конгрессом США в 1979 г.. Вашингтон продолжает оказывать острову военную помощь. Соединенные Штаты не возражают против объединении Китайской республики на Тайване с КНР, но настаивает на том, чтобы оно было достигнуто мирным путем. До сих пор не ясно, как поведут себя США в случае вооруженного конфликта в Тайваньском проливе, но в ходе предыдущих обострений отношений Вашингтон направлял свои корабли к этой зоне и довольно убедительно демонстрировал готовность встать на защиту Тайваня.
Другим предметом стратегической озабоченности Китая является Япония. Очевидно, что в экономическом измерении она останется основным соперником КНР в борьбе за лидерство в СБА и АТР в целом. Пристальное внимание Пекина привлекает военно-политическое сотрудничество между США и Японией. Направленное в годы холодной войны против СССР, сегодня оно объективно имеет потенциал сдерживания Китая. Беспокоит Пекин и активизация политической деятельности Токио в мировых и региональных делах. Китайское руководство крайне настороженно относится к перспективе приобретения Японией места постоянного представителя в Совете Безопасности ООН. Непростыми остаются отношения Китая с Вьетнамом. Окончание вьетнамской войны в 1975 г. резко обострило традиционное соперничество между Пекином и Ханоем в Индокитае. Борьба шла за влияние на Лаос и Камбоджу. Кроме того, Пекин установил контроль над частью островов архипелага Спрагли, который Ханой считал принадлежащим Вьетнаму. В 1979 г. противоречия достигли высшей точки. Китайские войска вторглись во Вьетнам. Пекин объяснил этот шаг стремлением «наказать» Вьетнам за оккупацию Камбоджи. Хотя война длилась всего месяц, после чего КНР вывела свои войска, столкновение было кровопролитным и оставило глубокий след в китайско-вьетнамских отношениях. Вступление Вьетнама в АСЕАН, нормализация отношений между Ханоем и Вашингтоном придали сохраняющейся напряженности между Пекином и Ханоем новые измерения. Существенный конфликтный потенциал сохраняется в отношениях между КНР и рядом стран АТР из^за взаимных претензий по вопросам принадлежности ряда островов и разграничения водных пространств в Южно-Китайском море. На Парасельские острова претендуют Китай и Вьетнам, на острова Спратли и прилегающие воды — КНР, Тайвань. Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Не решен и вопрос о разграничении водных пространств между Китаем и Вьетнамом в Тонкинском заливе. Значимой для КНР остается проблема конфликта на Корейском полуостровев первую очередь его ядерный аспект. Став главным экономическим и военным спонсором Пхеньяна, Пекин оказался в непростой ситуации, поскольку не может полностью контролировать зигзаги северокорейского внешнеполитического курса и в то же самое время не хочет солидаризироваться со странами, осуждающими политику КНДР. Потенциааьная конфликтность сохраняется между Китаем и Индией. Она объясняется не только сохранением пограничного спора, замороженного после вооруженных столкновении между этими странами в 1959 п 1962 гг., но и общим стратегическим соперничеством между Пекином и Дели за лидерство в азиатской части мира. В значительной степени производной этой конфликтности явилась активная поддержка, оказываемая Китаем Пакистану. Ощутимой потенциальной угрозой для Китая являются американские планы по созданию противоракетной обороны территории США в увязке с развертыванием совместно с японцами системы ПРО ТВД для обороны территории Японии. Понимая обоснованность стремления Японии обзавестись системой обороны от северокорейских ракет, в Пекине не могут не учитывать того, что она одновременно будет обладать и потенциалом перехвата части китайских ракет. Все это объясняет особый акцент КНР на военные инструменты своей внешней политики, повышенное внимание к проблемам военно-политической безопасности, настороженность относительно поведения других стран, стремление сохранить свободу рук и полагаться на собственные силы в обеспечении национальной безопасности. Активно реализуется курс на модернизацию вооружений. Осуществленный Китаем самостоятельно запуск пилотируемого космического аппарата в 2004 г. свидетельствует о стремлении и готовности развивать космический эшелон. Вместе с тем в последние годы наблюдается стремление Пекина активизировать и дипломатические средства подключения к некоторым процессам коллективного обеспечения региональной и глобальной безопасности. Китай является одним из основателей широкого регионального экономического форума — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Прежняя настороженность в отношении АСЕАН и создаваемой вокруг этой организации системы взаимодействия стран АТР в экономической и военно-политической деятельности сменяется постепенным подключением к этим структурам — «АСЕАН + три» и «Региональному форуму АСЕАН». В последнее время Пекин дает по-' нять, что предпочитает решение спорных проблем в Южно-Китайском море мирным путем. Стремление к многосторонности проявляется и в активном участии КНР в Шанхайской организации сотрудничества. Пекин играет ключевую роль в поддержании на плаву переговорного процесса относительно северокорейской ядерной программы в формате «шестерки». Постоянно оговариваясь о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств, Пекин в большинстве случаев не блокирует решения Совета Безопасности ООН о международном вооруженном вмешательстве, предпочитая воздерживаться при голосовании. В последнее время КНР направляет небольшие группы своих офицеров и специалистов в состав ряда миротворческих контин- гентов, действующих по мандату ООН. Более сдержанной становится деятельность Пекина в вопросах поставок ракетных технологий другим странам, в первую очередь Пакистану. При всей настороженности по отношению к США и Японии Пекин вынужден учитывать, что именно эти две страны являются основным11 источниками иностранных инвестиций в китайскую экономику и главными иностранными рынками сбыта ее продукции. Более того, КНР нередко прибегает к негласной помощи США для оказания Вашингтоном влияния на Тайбэй с тем, чтобы последний не предпринимал резких шагов в сторону окончательного провозглашения своей независимости от материкового Китая. С учетом этих разновекторных тенденций ключевым положением в большинстве аналитических исследований перспектив военно-полити- ческого поведения Китая в будущем остается вывод о непредсказуемости такого курса. Роль Японии в военно-политических процессах в СВА, АТР и мире в целом определяется сохранением в основном, при определенных изменениях, формулы «экономический гигант, но военный карлик». Сегодня страна занимает второе после США место по уровню развития национальной экономики. Но темпы ее роста в последнее десятилетие существенно замедлились. Важным фактором политики в сфере безопасности остается «пацифистский синдром», который Япония приобрела вследствие поражения во Второй мировой войне. Значительной остается поддержка населением закрепленных в конституции государства положений о неядерном статусе страны, о том, что силы самообороны могут быть использованы лишь для отражения прямого военного вторжения на территорию страны и не должны применяться за рубежом. Традиционным стало ограничение бюджета сил самообороны потолком в один процент от ВВП. Начиная с 1951 г., когда был заключен первый, затем периодически продлевавшийся американо-японский договор о безопасности, Япония делегировала большую часть обязанности по ее защите Соединенным Штатам. Необычность этих договоров состоит в том, что в отличие от США, которые приняли на себя обязательства по защите Японии, последняя таких обязательств по военной помощи американцам за пределами своей территории не брала. В качестве компенсации Вашингтон получил право размещения своих баз в Японии. Эта модель в несколько видоизмененном формате продолжает функционировать до настоящего времени. Вместе с тем даже один процент от ВВП Японии представляет собой внушительную сумму, которая стоит в одном ряду с военными расходами таких стран, как Великобритания, Франция. Силы самообороны Японии оснащены многими видами современных вооружений. Мирная программа освоения космоса в последнее время используется Для запуска военных спутников слежения за северокорейской территорией. В стратегии обороны Японии акцент постепенно переносится с задачи отражения вторжения, что представляется все менее вероятным сценарием, на противодействие «новым» угрозам, в частности ракетно-
'8-7451 му нападению со стороны Северной Кореи. Значительные средства переключены на закупку американских противоракет «Патриот» и ракет «поверхность—воздух» для оснащения эсминцев, которые предполагается инкорпорировать в систему ПРО. В японской военно-политической доктрине в качестве вероятных противников определены КНДР и КНР. После окончания холодной войны у Японии существенно нормализовались отношения с СССР, а затем и с Россией. Япония перестала рассматриваться в первую очередь в качестве «непотопляемого американского авианосца» сдерживания советской или российской мощи. Тем не менее России и Японии не удается урегулировать спорную проблему принадлежности островов Малой Курильской гряды (Итуруп, Ку- нашир, Шикотан и островов группы Хабомаи), которая теоретически сохраняет потенциал вооруженной конфликтности. Во всяком случае, нерешенность этой проблемы препятствует заключению мирного договора, который должен формально подвести итоги советско-японского вооруженного конфликта на завершающей стадии Второй мировой войны. Состояние войны было прекращено и дипломатические отношения установлены в результате подписания Совместной декларации 1956 г. СССР согласился на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан после заключения мирного договора между двумя государствами. Но в 1960 г. после продления американо-японского договора о безопасности советское правительство уведомило Токио о своем отказе от обещания передать эти два острова. Попытки найти удовлетворяющее обе стороны решение этой проблемы до сих пор результата не дали. Японская сторона настаивает на возвращении всех четырех островов, хотя российское руководство дает понять, что готово при определенных условиях выполнить обещания 1956 г. Следует отметить, что в последние годы политическая элита Японии пытается преодолеть существовавшее на протяжении десятилетий определенное самоограничение на активное участие в международных делах, в первую очередь в сфере военно-политической безопасности. Токио активно добивается получения места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Руководство страны несколько раз пыталось создать прецедент направления небольших контингентов полицейских, военнослужащих для участия в различного рода миротворческих операциях. Но каждый раз это встречало жесткую оппозицию в стране. Недавно Япония заявила о планах строительства вертолетоносца. Хотя представители официальных властей подчеркивают, что речь идет об «эсминце с вертолетами на борту», военные обозреватели указывают на то, что с завершением этого проекта Токио приобретет дополнительный потенциал проецирования военной силы далеко за пределами территориальных вод. Будущее политики в сфере военно-политической безопасности Японии в значительной степени зависит от поведения Китая и позиции Соединенных Штатов. Отказ США от односторонней защиты Японии может привести к пересмотру самоограничений и решению об обеспечении безопасности собственными силами. Специалисты не исключают, что в такой ситуации Токио мог бы принять решение об обзаведении собственным ракетно-ядерным потенциалом сдерживания. Имеющиеся наработки в мирном использовании космоса и ядерной энергетике позволили бы это сделать в кратчайшее время. Ситуация на Корейском полуострове оказывает серьезное влияние на развитие процессов в сфере безопасности в СБА. КНДР располагает многочисленной армией, недостатки в качестве обычных вооружений которой восполняются их количеством и, по оценкам большинства специалистов, высокой политической мотивацией. Руководство страны никогда не снимало задачу воссоединения корейской нации, в том числе с применением военной силы. Существенные достижения в области ракетостроения и ядерных технологий значительно приумножают военный потенциал страны. Высокая военная готовность сочетается с катастрофически низким уровнем развития мирной экономики и жесткой политической диктатурой. Некоторые наблюдатели говорят об иррациональности поведения режима. Другие утверждают, что речь скорее идет о намеренном и прагматичном шантаже соседей, в котором нарочитая иррациональность является одним из элементов сдерживания и сохранения режима. В последнее время руководство КНДР чередует воинственные шаги и заявления с некоторыми жестами умеренности. Это касается и диалога по ядерной проблеме, и в некоторых других областях. Например, не отказываясь от осуществления периодических вылазок диверсионно- разведывательных групп на территорию Республики Корея и в территориальные воды Японии, Пхеньян признал, что похищал в свое время и насильно удерживал японских граждан, пошел на ограниченные и кратковременные взаимные визиты членов семей, проживающих в двух Кореях. КНДР принимает южнокорейскую и японскую гуманитарную помощь. Одна из главных внешнеполитических целей Пхеньяна заключается в том, чтобы разорвать или ослабить военное сотрудничество между США и Республикой Корея. Именно это сотрудничество на протяжении многих лет определяет позиции Республики Корея в сфере безопасности. Договор о взаимной обороне между США и Республикой Корея был заключен в октябре 1953 г. Он предусматривает размещение американских военных баз в Южной Корее. После окончания холодной войны Вашингтон сократил свое военное присутствие в этой стране. Но речь шла не об уходе, а лишь об оптимизации американского военного присутствия. Американские вооруженные силы были отведены от линии перемирия, где они в случае конфликта попадали бы в зону первого огневого удара со стороны Северной Кореи, в глубь страны. Больший акцент был сделан на военно-морские и авианосные силы США в прилегающих акваториях. Но Вашингтон неоднократно заявлял о своей решимости дать сокрушительный отпор агрессии со стороны Северной Кореи, в том числе и в случае применения той ядерного оружия. Специалисты высоко оценивают оснащение и боевую готовность вооруженных сил Республики Корея, которые по численности уступают армии Севера. Этому способствует довольно высокий уровень экономики, которая выходит на постиндустриальный уровень. Существенным фактором стала стабилизация внутриполитической обстановки, укоренение демократической модели, которая пришла на смену авторитарным режимам. С окончанием холодной войны активизируется межкорейский диалог. В 1991 г. Пхеньян и Сеул подписали Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом, а также Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова. В результате обе Кореи были приняты в ООН. Но сразу же после этого Пхеньян резко ужесточил свой внешнеполитический курс, межкорейский диалог затормозился. Это было в основном связано с первой «ядерной тревогой» и угрозами Пхеньяна выйти из ДНЯО. Тем не менее с 1994 г. Республика Корея пытается реанимировать процесс сближения с КНДР. В 1998 г. президент Ким Дэ Чжун провозглашает политику «солнечного света» в отношении КНДР, направленную на развитие хозяйственных и гуманитарных контактов. Южная Корея оказывает Пхеньяну существенную экономическую помощь. В июне 2001 г. в Пхеньяне состоялась первая межкорейская встреча на высшем уровне. Однако ответный визит руководителя КНДР Ким Чен Ира в Южную Корею не состоялся. Нынешняя «ядерная тревога» блокирует диалог. В последнее время в позициях США и Южной Кореи в отношении Северной Кореи наметились определенные расхождения. В то время как Вашингтон выступает с весьма жестких позиций в отношении Пхеньяна, Сеул пытается проводить более терпеливую и компромиссную линию в отношении проживающих на Севере соотечественников. Эти расхождения находят выражение в нарастающих антиамериканских настроениях части южнокорейского общества. В свою очередь, и в американских политических кругах появляется недовольство по поводу «неблагодарности» Сеула, безопасность которого в годы Корейской войны и на протяжении последующих десятилетий гарантировалась Соединенными Штатами. Вероятность дальнейшего обострения ситуации на Корейском полуострове опасна не только для двух Корей. Она непосредственным образом затрагивает интересы США, Японии, Китая и России. Как в КНДР, так и в РК, хотя в последней в меньшей степени, весьма сильны антияпонские настроения, питающиеся памятью об истории длительной и жесткой оккупации японцами Корейского полуострова. Китай является главным донором КНДР и связан с нею взаимными обязательствами в области безопасности. Российская Федерация весьма чувствительна к событиям на Корейском полуострове, в том числе и по причине географической близости этого взрывоопасного района. Конфликт там, особенно в случае применения ядерного оружия, может серьезно затронуть российский Дальний Восток. Кроме того, Россия имеет существенные интересы и укрепляющиеся связи в этом районе. В 1990 г. РФ признала Республику Корея и сделала акцент на развитие экономических связей, в том числе и в области военно-технического сотрудничества. Связи с КНДР были в основном заморожены. Договор 1961 г. между СССР и КНДР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, по условиям которого Советский Союз обязывался защищать Северную Корею в случае вооруженного конфликта, по умолчанию как бы перестал действовать. На некоторое время Россия оказалась вне процесса коллективного обсуждения проблем безопасности на Корейском полуострове. Однако в феврале 2000 г. между Москвой и Пхеньяном был подписан новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который не предусматривая каких- либо взаимных военных обязательств сторон, но возобновлял процесс более активного взаимодействия в других областях. С 2003 г. Россия принимает активное участие в процессе переговоров по проблемам Корейского полуострова в шестистороннем формате, подчеркивая свое стремление содействовать установлению его безъядерного статуса, стабильной и равной безопасности всех государств СБА и условий для их нормального экономического и социального развития. После распада Советского Союза российские войска были выведены из Монголии. В 1993 г. был заключен Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией. Он был призван заменить прежний союзный военно-политический советско-монгольский договор. В 1994 г. аналогичный договор был подписан между Монголией и КНР. Улан-Батор провозгласил курс на «многовекторное» сотрудничество с РФ, КНР, США, Японией, странами АСЕАН, ШОС и другими государствами, но без участия в каких-либо блоках. Юго-Восточная Азия Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Мьянму. Он весьма неоднороден. Но его объединяет несколько общих характеристик. Здесь еще сохраняются воспоминания о Второй мировой войне и японской оккупации большой части этих стран. Поэтому послевоенные структуры безопасности первоначально создавались при участии США в качестве своеобразной гарантии против возрождения японского милитаризма, а затем использовались как инструменты в холодной войне. Большинство стран этого района приобрело национальную независимость от колониальных держав только в послевоенный период. Процесс становления государственности часто проходил в борьбе с внутренней оппозицией и внешними угрозами. В этих условиях формировавшиеся вооруженные силы стран субрегиона имели большой вес во внутриполитической жизни этих государств и нередко брали на себя общеполитическое руководство. Часто это сопровождалось кровопролитной внутренней борьбой между прокоммунистическими повстанцами и национально-буржуазными движениями. На процессы в субрегионе пытались активно влиять внешние силы, прежде всего США, СССР, Китай. Часть субрегиона стала непосредственным полем боя этих внешних сил в ходе вьетнамской войны. Окончание вьетнамской войны, а особенно завершение холодной войны существенно повлияли на военно-политические процессы в ЮВА. Еще в 1976 г. по инициативе Филиппин и Таиланда была распущена созданная в 1954 г. Организация договора о коллективной безопасности в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Филиппины поставили вопрос о выводе американских военных баз, располагавшихся на территории страны на основании Договора между США и Филиппинами о взаимной обороне от 1953 г. Американцы потеряли свои базы в Южном Вьетнаме. Переживая «послевьетнамский синдром», Соединенные Штаты производили в конце 1980-х — начале 1990-х годов некоторое сокращение своего присутствия в субрегионе и передислокацию остававшихся сил. Акцент был сделан не на формальные союзнические структуры, а на двусторонние соглашения менее обязывающего характера. Филиппины разрешили ВМС США на коммерческой основе использовать ремонтные доки бывшей американской базы в Субик-Бэй. Сингапур, Малайзия, Индонезия, Бруней согласились предоставить свои порты для захода и ремонта кораблей Соединенных Штатов. США не имеют формальных обязательств по защите Таиланда, но существующие договоренности между этими двумя странами предусматривают предоставление американской военной помощи Бангкоку. Восстановление дипломатических отношений с Вьетнамом открыло американцам возможность возвратиться по приглашению Ханоя на базы в Дананге и Камрани, оставленные РФ, но Вашингтон этим предложением не воспользовался. В последнее время отмечается повышение военно-политической активности в субрегионе со стороны Австралии, которая по мандату ООН возглавила международные силы по урегулированию конфликтов в Камбодже и на Восточном Тиморе. Такое взаимодействие в сфер
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.023 с.) |