Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития процессов региональной безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из важнейших факторов, определивших формирование отношений стран региона друг к другу и к внешнему миру, явилось развитие событий в районе Леванта, прежде всего арабо-израильское противостояние. Первоначальная задача уничтожения Израиля брала верх над межарабскими противоречиями и явилась мобилизующей и объединяющей для региона силой. Хотя основное бремя открытой конфронтации несли Египет, Сирия, Иордания и ряд других государств, тяготеющих к этому району, она неизбежно втягивала в свою орбиту более отдаленные в географическом плане страны Магриба и Персидского залива. Шесть арабо-израильских крупномасштабных войн (1948,1956, 1967, 1969, 1973, 1982 гг.), подготовка к ним, восстановление понесенного ущерба определяли основную военно-политическую парадигму существования региона. Эта длительная конфронтация в значительной степени формировала и устойчивый антизападный вектор внешней политики стран региона. Само укоренение иудаизма, сионистское движение переселенцев из Европы и Америки, наконец, образование государства Израиль на Ближнем Востоке рассматривались как агрессия западной цивилизации в зону традиционно исламской и арабской цивилизации. Это воспринималось как продолжение западного колониализма, только в новом формате. Ситуация усугублялась тем, что на стороне Израиля в меньшей или большей степени были западные общества и государства. Холодная война неизбежно вовлекла этот конфликт в свою орбиту. Прифронтовые арабские страны были вынуждены искать спонсора на другой от Запада стороне противостояния в холодной войне. Советский Союз, в свою очередь, рассматривал арабские страны как не самого близкого классово, но полезного стратегически союзника в борьбе с Западом. Неизбежно противник противника становился союзником. Соединенные Штаты первоначально пытались сохранить равноудаленность в отношениях с Израилем и арабскими странами. Но постепенно та же логика глобальной конфронтации в холодной войне вынудила их сместиться ближе к Израилю. Правда, даже в годы самой напряженной конкуренции в Регионе между СССР и США Вашингтону удалось не скатиться на окончательную конфронтацию с арабами, сохранить при всех противоречиях рабочие отношения с рядом стран региона, в первую очередь с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Можно утверждать, что холодная война оказала существенное влияние на развитие процессов в сфере безопасности на Ближнем Востоке. Но этот фактор не следовало бы преувеличивать, поскольку противостояние между Израилем и арабскими странами имело собственные движущие силу и логику, а поэтому надолго пережило окончание холодной войны. Уже во второй половине 1970-х годов наблюдалась смена парадигмы в этом противостоянии. Стало очевидным, что арабским государствам не удается решить поставленные задачи путем открытой и масштабной военной конфронтации с Израилем. Начало разрушаться единство межарабской антиизраильской коалиции. В 1977 г. египетский президент Анвар Садат посетил Израиль и достиг принципиальной договоренности с премьер-министром Менахемом Бегином о двустороннем мирном урегулировании. Все попытки сохранить антиизраильский фронт в прежнем формате после выхода из него Египта результатов не дали. Противостояние сохранилось, но оно перешло в фазу финансовой, политической, дипломатической и иной поддержки борьбы палестинцев, сначала с той же долгосрочной целью ликвидации Израиля, которая затем была ограничена задачами изгнания израильтян с оккупированных территорий и создания палестинского государства. Эпоха межгосударственных войн с Израилем уступила место длительному процессу борьбы с ним руками палестинцев. Палестинцы осознали, что армии арабских государств не могут решить их судьбу. В конце 1960-х годов Организация освобождения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом принимает стратегию интенсификации диверсионно-террористпческой борьбы. Это был период первой «интифады». Поскольку в ходе войны 1967 г. Израиль оккупировал территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа, занятые арабским населением, палестинцам приходилось вести борьбу с территорий соседних стран — Иордании и Ливана. Но в 1970 г. Иордания изгнала отряды ООП, которые инициировали попытку переворота против короля Хусейна. Существенное влияние на развитие событий в районе Леванта оказал конфликт в Ливане. Этой стране со смешанным мусульманско-хрис- тианским населением удавалось до середины 1970-х годов в определенной мере дистанцироваться от арабско-израильского конфликта, процессов радикализации в регионе под знаменем арабского национализма, сохранять внутреннюю стабильность, поддерживать конструктивные связи со странами Западной Европы, прежде всего с Францией и Соединенными Штатами. Однако внутренний политический баланс был нарушен потоками палестинских переселенцев и передислокацией из Иордании на территорию Ливана основных сил ООП во главе с Арафатом. Вспыхнувший в 1975 г. кровавый конфликт между христианами и мусульманами на долгие годы превратил Лнван в одну из самых горячих точек в регионе. В той или иной мере в него оказались втянутыми большинство арабских стран. При этом их подходы к ливанской проблеме часто отражали соперничество друг с другом, в частности между Сирией, Ираком, Ливией, Саудовской Аравией, по другим вопросам. Со временем в этот процесс оказался втянутым и Иран, поддерживавший шиитскую часть мусульманского населения, в частности военизированную организацию «Хезболла». Ситуацию осложняла вовлеченность в этот конфликт Израиля, поскольку юг Ливана оказался главным на тот момент фронтом противоборства с базировавшимися там палестинскими отрядами, которые наносили удары по израильской территории. В 1982 г. Ливан стал полем боя последней крупной межгосударственной арабо-израильской войны. Израиль вторгся на территорию Ливана, ведя крупномасштабные бои с находившимися там сирийскими войсками, разгромил отряды ООП, вынудив их покинуть Ливан. Арафат перебазировался в Тунис. Однако внутренний конфликт в стране продолжался еще несколько лет. Безрезультатными оказались попытки США и Франции положить конец гражданской войне путем направления в Ливан в качестве миротворцев своих вооруженных сил. После крупной террористической атаки, в ходе которой в октябре 1983 г. в Бейруте было убито 239 американских и 58 французских солдат, Вашингтон и Париж отказались от попыток принуждения воюющих сторон к миру. С течением лет остроту внутреннего конфликта удалось притушить с помощью хрупкой формулы разделения государственных постов между христианами, суннитами и шиитами, окончательного вывода израильских войск из «зоны безопасности» на юге страны. Объективно стабилизирующую роль на том этапе сыграло присутствие в Ливане контингента сирийских войск, выступавших в качестве миротворцев. Хотя Советскому Союзу удалось сохранить позиции в Сирии и Ираке, потеря Египта в качестве союзника, а также смена формата антиизраильской борьбы существенно ослабили его влияние на новую ситуацию в регионе. Это усугублялось разрывом Москвой дипломатических отношений с Израилем. Соединенным Штатам, напротив, удалось несколько упрочить свои позиции посредника и балансира между конфликтующими сторонами на новом этапе конфликта. Правда, эти возможности были ограничены, как показали малоуспешные попытки Вашингтона продолжить процесс мирного урегулирования, на этот раз между израильтянами и палестинцами. Предпринимавшееся время от времени дозированное давление на Израиль, с тем чтобы тот занял более компромиссную позицию в достижении договоренностей с палестинцами, не давало результата. Окончание холодной войны не сняло более глубоких и самостоятельных причин развития процессов в сфере безопасности на Ближнем 11 Среднем Востоке, но открыло некоторые пути возможного урегули- рования конфликтов, а также явилось рубежом, ознаменовавшим становление нового формата и качества развития этих процессов. Значительными факторами стали вывод советских войск из Афганистана, процесс сокращения материальной поддержки Советским Союзом Ирака, Сирии, Ливана, Южного Йемена, восстановление дипломатических отношений между Россией и Израилем, поворот линии поведения Москвы от поддержки противостояния к поиску компромиссных решений проблем региона. Попытки комплексного урегулирования проблемы противостояния арабских государств и палестинцев с Израилем, предпринятые в конце 1990 г. на мирной конференции в Мадриде под председательством СССР и США, не привели к немедленным результатам, но задали общее направление на поиск компромиссных, а не конфронтационных решений. Принципиально новым было соглашение сторон о формуле «земля в обмен на мир», по которой израильская сторона соглашалась на возвращение оккупированных палестинских территорий, а арабы признавали право Израиля на безопасное существование. Более конкретные решения по претворению этой формулы в отношениях между израильтянами и палестинцами были выработаны в ходе двусторонних переговоров между ними, которые проходили в Осло в начале 1990-х годов. В начале сентября 1993 г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании, а затем на встрече в Вашингтоне между премьер-министром Ицхаком Рабином и Ясиром Арафатом была подписана декларация о принципах организации временного палестинского самоуправления в секторе Газа и города Иерихон (на Западном берегу Иордана). По существу Израиль соглашался на постепенную передачу под контроль палестинской администрации части территории исторической Палестины. Осенью 1994 г. Израиль и Палестина заключили соглашение, предусматривавшее вывод израильских войск из ряда городов с преимущественно палестинским населением, создание палестинской администрации и полицейских сил. В октябре 1994 г. был подписан мирный договор и установлены дипломатические отношения между Израилем и Иорданией, которая не возражала против передачи под контроль Палестинской автономии территории Западного берега, который до оккупации его Израилем в ходе войны 1967 г. входил в состав Иордании. Этот компромисс вызвал резкую критику со стороны радикальных сил как в Израиле, так и на палестинских территориях. В 1995 г. ИцхаК Рабин был убит еврейским религиозным фанатиком. Экстремистские палестинские организации ответили на это частичное урегулирование усилением диверсионно-террорнстической активности против Израиля. После нескольких лет застоя и регресса в израильско-палестинских отношениях в 1999 г. новый премьер-министр Израиля Эхуд Барак предпринял попытку продвинуть урегулирование с палестинцами. В значительной степени под давлением президента США Клинтона он пошел на подписание с Ясиром Арафатом новых соглашений, которые предполагали вывод израильских войск, ликвидацию ряда израильских поселений, создание коридора между Западным берегом и сектором Газа. Многообещающими выглядели проекты компромиссных решений о статусе Иерусалима и возвращении палестинских беженцев. В то же время Израиль отказался от оккупации «зоны безопасности» на юге Ливана. Но осенью 2000 г. палестинская сторона объявила о начале второго этапа «интифады». Вооруженное противоборство перешло в русло активизации палестинцами диверсионных и террористических акций не только на оккупированных территориях, но и в израильских городах и действий израильской армии, направленных на уничтожение террористических организаций, их лидеров, боевиков и ужесточение в связи с этим оккупационного режима на палестинских территориях. В ходе операции «Оборонительный щит» Израиль вновь ввел войска во все крупные города Западного берега, усилил карательные операции против палестинских боевиков. Переговорный процесс между правительством Израиля и руководством Палестинской автономии по существу был прерван. В конечном итоге израильская сторона обвинила Арафата в прямой поддержке террористов, отказалась иметь какие-либо контакты с ним, изолировала его резиденцию в Рамаллахе и грозила принудительной высылкой за границу. Объяснение неожиданного и нелогичного на первый взгляд взрыва открытой вооруженной борьбы в тот момент, когда уже почти были достигнуты существенные компромиссные соглашения о значительном расширении прав Палестинской автономии, надо искать во внутренних процессах, развивавшихся как в израильском, так и в палестинском обществе. Правые партии Израиля, в первую очередь «Ликуд» во главе с Ариэлем Шароном, видели в этих договоренностях не только расширение автономии, но и опасное, по их мнению, продвижение к созданию палестинской государственности. Это означало бы окончательный отказ от идеи «Большого Израиля», т.е. инкорпорирования оккупированных палестинских территорий путем создания на них еврейских поселений. Именно этим объясняется намеренно провокационное посещение в октябре 2000 г. Шароном Храмовой горы в Иерусалиме, где находится одна из главных святынь ислама — мечеть Аль-Акса. Это было демонстрацией решимости части израильского общества не допустить создания палестинской государственности. В свою очередь палестинцы, главным образом младшее, более радикально настроенное поколение, расценили эти соглашения как полуме- ру, хотя и расширяющую права автономии, но уводящую от главной цели — создания независимого палестинского государства. В рядах движения сопротивления наметился раскол между старшим поколением руководства ООП во главе с Арафатом, молодыми лидерами националистического толка и набиравшими силу исламистскими организациями. Верх взяли противники переговоров об автономии и сторонники воору-; женного давления на Израиль с целью обретения полной независимости/ Во время второй «интифады» существенно возросло влияние радикальных исламских организаций. Наиболее активными из них являлись «Хамас», «Исламский Джихад». Израильтяне обвиняли в террористической деятельности и часть полицейских сил Палестинской автономии, а также военное ответвление правящей партии автономии «Фатх» — «Бригады мучеников Аль-Акса». Большая часть мусульманских стран и общественных организаций поддерживала вооруженную борьбу палестинцев, в том числе и акты терроризма. Отношение арабских государств к Израилю на этом этапе определялось зигзагами во взаимоотношениях между израильтянами и палестинцами, но в целом оно было менее конфронтационным, чем в предшествующие периоды. Правда, снижение конфронтационности по межгосударственным линиям было «восполнено» резким подъемом антиизраильских настроений и действий на субгосударственном уровне, прежде всего под флагом исламистского экстремизма и транснационального терроризма. В 1970-е годы зарождались новые процессы и в районе Персидского залива. В 1971 г. в рамках новой стратегии «к востоку от Суэца» Великобритания вывела свои вооруженные силы из района залива. За этим последовал процесс усиления противоречий в треугольнике между Ираком, Ираном и малыми арабскими странами этого района во главе с Саудовской Аравией. Это противоборство дополнялось соперничеством между Саудовской Аравией и Йеменом, а также противостоянием между севером и югом в самом Йемене. Существенным фактором, оказав--; шим долгосрочное влияние на логику развития событий в этом районе, явилось падение режима шаха и исламская революция 1979 г. в Иране, имевшая мощный антизападный, прежде всего антиамериканский, заряд. Обострилась идеологическая борьба между Ираном и Саудовской Аравией, которые претендовали на роль лидера в деле толкования, защиты и продвижения ислама. Другим фактором становится активизация борьбы Ирака во главе с Хусейном за лидерство в регионе в целом и особенно в районе Персидского залива, которая, в конечном счете, привела к затяжной и кровопролитной ирако-иранской войне 1980-1988 гг. Багдад не скрывал и патерналистского подхода к Саудовской Аравии, малым странам Персидского залива. Район Персидского залива выдвИ* нулся на одно из первых мест повестки дня международных отношений, в том числе и в сфере безопасности, в связи с эмбарго на поставки нефти ряду западных стран, а затем с резким повышением странами ОПЕК цены на нефть в 1971-1973 гг. Наконец, существенное влияние на развитие военно-политической ситуации в субрегионе оказал ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. Наряду с другими последствиями, он с течением времени привел к мобилизации части населения региона на поддержку борьбы афганских единоверцев. Все это повлияло на существенное повышение военной вовлеченности США в дела района Персидского залива. Для гарантирования беспрепятственного поступления нефти на мировые, в том числе и американский, рынки Соединенные Штаты начинают строительство военно-политической союзнической структуры с Саудовской Аравией и другими арабскими странами региона. Угроза советского военного присутствия в Афганистане и опасения относительно возможного выхода СССР к побережью Персидского залива привели к решению создать в этом районе Центральное военное командование США с постоянно действующей инфраструктурой базирования в прилегающих районах, в частности на острове Диего-Гарсия в Индийском океане. Задачу нейтрализации революционного Ирана американцы попытались решить путем поддержки Ирака в его войне с Тегераном. Вместе с тем Вашингтон стремился ограничить влияние ирано-иракской войны, грозившей блокировать Персидский залив в районе Ормузского пролива, на поставки нефти из региона. Значительную военную помощь Ираку оказывала Франция. Надо сказать, что и Советский Союз стал одним из основных поставщиков вооружений Ираку, хотя скорее по мотивам сохранения влияния в регионе после утраты позиции в Египте. В районе Персидского залива формировался сложный и напряженный узел борьбы в сфере безопасности, который оказывал влияние на события, происходившие в районе Леванта и во всем регионе Ближнего и Среднего Востока. С течением времени иракский фактор приобретал все большую значимость для развития военно-политических процессов в регионе. Так и не добившись победы над Ираном, на рубеже 1980-1990-х годов Багдад предпринял стратегический разворот, нацелив экспансию на малые арабские страны района Персидского зашва и на Саудовскую Аравию. Первым шагом в этом направлении стала оккупация Кувейта в августе 1990 г. Это привело к изоляции Ирака со стороны арабских государств и означало неизбежное столкновение с Соединенными Штатами. Ценность I1рака как союзника в сдерживании влияния иранской революции к тому времени существенно снизилась, поскольку Ирану пришлось сосредоточиться на внутренних задачах вск-становления после многолетней войны с Ираком и преодоления растущей оппозиции экстремизму теократического режима в стране. Вывод советских войск из Афганистана и снижение готовности перестроечного Советского Союза активно вмешиваться в события за рубежом развязывали руки Вашингтону для более решительных действий в регионе. Соединенные Штаты оказались в роли единственного гаранта бесперебойного доступа нефти из Персидского залива на мировые рынки, угроза чему резко возрастала в результате новой стратегии Багдада. Антииракская позиция большинства араб-, ских государств, опасавшихся возможной гегемонии Саддама Хусейна в регионе, создавала возможность налаживания более тесного взаимодействия с ними, в том числе и для продвижения к арабо-израильскому урегулированию. Наконец, акт открытой и неспровоцированной агрессии ставил под сомнение всю систему нового мирового порядка, который только начинал формироваться после окончания холодной войны. До той поры, не считая кратковременной миротворческой операции в Ливане и воздушного удара по Ливии, США пытались влиять на процессы безопасности в регионе, что называется, с расстояния, оказывая помощь Израилю и ряду сотрудничавших с Вашингтоном арабских государств вооружениями, используя присутствие военно-морского флота в Средиземном море и Персидском заливе, активно применяя финансовые, торговые и дипломатические рычаги влияния. С 1990 г. Вашингтон переходит к прямой и долгосрочной вовлеченности в вооруженное противоборство уже непосредственно в самом регионе. При этом следует учитывать постепенное развитие этой тенденции — от ограниченной по целям операции «Буря в пустыне», последующего ухода из Ирака с сохранением базирования своих вооруженных сил в Саудовской Аравии и других арабских странах Персидского залива, периодических ударов по Ираку в период между двумя вмешательствами и, наконец, к смене режима там военным путем. Важна также и эволюция позиций арабских стран от почти единодушной поддержки первого американского вмешательства в Ираке до сдержанного, а иногда и враждебного отношения ко второму вторжению в Ирак. Более существенным новым фактором, связанным с непосредственным присутствием американских вооруженных сил на территории арабских государств, является формирование и распространение по региону движения сопротивления этому присутствию на субгосударственном, «общественном» уровне, крайней формой которого стало движение транснационального терроризма. Характерно, что появление первых американских баз на территории Саудовской Аравии в 1990 г. явилось причиной или предлогом для развертывания Бен Ладеном антиамериканской борьбы против «оккупации» иноверцами, помимо мечети Аль-Акса в Иерусалиме, святынь исламского мира в Мекке. Постоянное вооруженное присутствие США в самом центре региона, а также священная террористическая война против «крестоносцев и евреев» приводят к дополнительному объединению его относительно автономных доселе районов и специфических для отдельных из них проблем в единое региональное целое. Процессы безопасности в районе Магриба были связаны с процессами во всем регионе Ближнего и Среднего Востока, хотя в силу географической отдаленности от основных конфликтных узлов они имели определенную автономность. Одним из наиболее энергичных активистов антиизраильской и антизападной панарабской солидарности в регионе была Ливия. Такая политика, в том числе активная поддержка террористических организаций и прямое участие в террористической деятельности, приводила к открытым конфликтам в этом районе. Самое серьезное обострение возникло после организации ливийскими агентами взрыва на борту американского пассажирского самолета в небе над Великобританией и нанесения в 1986 г. воздушных ударов возмездия ВВС США по Ливии, а также после введения жестких международных санкций в отношении режима Муамара Каддафи. Другие страны Магриба в целом поддерживали панарабскую и антиизраильскую линию, но делали это более умеренно, нередко противодействуя попыткам Ливии внести чрезмерный экстремизм в политическую жизнь района и выступать в качестве его лидера. Ливия в большей степени тяготела к арабским революционным режимам и весьма прохладно относилась к монархиям, в первую очередь к Саудовской Аравии. Королевский дом Марокко естественно придерживался противоположных взглядов. Существенным разъединяющим фактором стали проблемы взаимодействия с прилегающими районами Африки. Аннексия Марокко территории Западной Сахары в 1975 г. привела к серьезным трениям с Алжиром и Ливией, которые поддерживали сражавшиеся против марокканцев отряды фронта Полисарио. В свою очередь, Марокко поддерживала Чад в его противостоянии с Ливией. После победы в войне за независимость от Франции Алжир был вынужден концентрировать внимание на разрешении внутренних конфликтов, которые неуклонно развивались в направлении ужесточения противоборства между правительством и нараставшим оппозиционным исламистским движением в стране. Иракский фактор Многие специалисты считают, что развитие внутренних процессов в Ираке после второго американо-британского вторжения в 2003 г., наравне с перспективами израильско-палестинского урегулирования, бу- Лст одним из центральных системообразующих факторов развития си- туации в сфере военно-политической безопасности на Ближнем и Сред- нем Востоке в обозримом будущем. Деструктивное и конструктивное направление развития этих процессов окажет существенное влияние на внутренние политические процессы в других странах региона, на их отношения друг с другом и на региональную безопасность в целом. Предпосылки для деструктивного развития ситуации в Ираке очевидны. Это, прежде всего, серьезное внутреннее вооруженное сопротивление, которое действует в союзе с интернациональными отрядами добровольцев из многих мусульманских стран. В этом движении объединились ушедшие в подполье сторонники режима Хусейна, те силы, которые выступают против американской оккупации страны, а также борющиеся с формирующимся светским режимом сторонники исламистского радикализма. С этим движением объективно сливаются уголовные банды, преследующие цели элементарной наживы. Опасность этой вооруженной угрозы усугубляется тем, что с течением времени она все больше переходит от открытого военного противоборства к методам террора с использованием смертников и захвата заложников. За два года после падения режима Хусейна коалиционные силы потеряли более 2000 военнослужащих. Жертвы среди мирного населения оцениваются цифрой примерно 20 тыс. человек. В качестве заложников было захвачено более 150 иностранцев, десятки из них казнены. Регулярно совершаются диверсионные акты на нефтепроводах и на других объектах хозяйственной инфраструктуры. Численность отрядов сопротивления и иностранных террористов-добровольцев в Ираке, по оценкам, составляет около 30 тыс. человек. Формирующиеся вооруженные силы, полиция и другие структуры безопасности, которые подчиняются новой иракской власти в Багдаде, в первые два года после свержения режима Хусейна оказались не готовыми взять на себя задачи по нейтрализации вооруженного повстанческого и террористического движения. Это продемонстрировали попытки привлечь новую иракскую армию к подавлению крупных вооруженных выступлений суннитов в Фаллудже, а также части шиитов под руководством Мухтада аль-Садра. Основное бремя противодействия силам сопротивления и террористам лежит на войсках коалиции, насчитывавших в конце 2005 г. около 150 тыс. человек. Существенную угрозу представляет перспектива обострения межэтнических и межконфессиональных противоречий и раскол страны по этим линиям разлома. Население страны состоит из примерно 60% шиитов, проживающих в юго-восточных районах, 20% суннитов — в центральной части и 20% курдов — на северо-востоке страны. На протяжении десятилетий диктатуры Хусейна основной опорой его режима были сунниты. Жестоко подавлялись любые требования об автономии как со, стороны курдов, так и шиитов. Формирование новой системы государ' ственного управления по принципам пропорционального представительства неизбежно повышает роль шиитов и снижает роль суннитов в управлении страной. Нарастание межэтнических и межконфессиональных трений может усилить историческое стремление курдов к сепаратизму и созданию самостоятельного государства. Но вышеуказанные проблемы имеют и конструктивный потенциал. Жертвами движения вооруженного сопротивления, особенно при усилении им террористической стратегии, все в большей степени становятся не военнослужащие оккупировавших Ирак государств, а гражданское население и новые силы безопасности страны. Это неизбежно сокращает поддержку сопротивления со стороны населения, особенно шиитов и курдов. Об этой тенденции свидетельствует высокий процент иракцев, желающих служить в новых вооруженных силах, полиции и других силах безопасности. Американцы и англичане прилагают серьезные усилия и вкладывают крупные средства в проект создания новых силовых структур Ирака. В последнее время в подготовке новой иракской армии все больше участвуют европейские союзники США по НАТО, в том числе и те, которые решительно выступали против вторжения в Ирак. В конце 2005 г. численность новых вооруженных сил Ирака составляла 60 тыс. человек. Постепенно повышается их способность вести военные действия. При всей опасной остроте межэтнических и межрелигиозных противоречий их не следует утрировать, ибо нельзя сбрасывать со счетов общие для всех групп населения настроения общеиракского национализма и патриотизма. Даже во времена ирано-иракской войны иракские шииты вели себя вполне лояльно по отношению к Багдаду, а сколько-нибудь массовых переходов военнослужащих-шиитов на сторону Тегерана не было. В свою очередь, курды осознают, что при попытках выхода из состава Ирака они окажутся под военным давлением как центральных властей Багдада, так и северных соседей Ирака, в первую очередь Турции. При продолжении бойкота новой центральной власти со стороны суннитов последние могут еще больше ослабить свои позиции в управлении страной, особенно учитывая тот факт, что основные месторождения нефти в Ираке расположены в северных курдских и южных шиитских районах. Кроме того, многие наблюдатели отмечают стремление иракского населения, независимо от этнической и религиозно]! принадлежности, к стабилизации мирной жизни после 25 лет непрерывных войн и длительного периода действия международных экономических санкций. Учитывая то, что Ирак обладает вторыми в мире После Саудовской Аравии запасами нефти, внутренняя стабилизация открывает хорошие шансы для экономического развития страны. На эти внутренние противоречия накладывается влияние внешних Факторов. В религиозном и культурном плане иракские шииты близки к шиитскому Ирану со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иракские курды по существу являются частью разделенного курдского народа, проживающего в сопредельных районах Турции, Сирии и Ирана. Эти государства, прежде всего Турция, опасаются, что автономный Иракский Курдистан может стать точкой притяжения для проживающих на их территории курдских меньшинств. Иракские сунниты, в свою очередь, могут рассчитывать на симпатии и помощь со стороны соседних преимущественно суннитских Саудовской Аравии, Сирии и Иордании. Не отказываясь от влияния на те или иные религиозные и этнические группы в Ираке, соседние государства не заинтересованы в разделе страны, поскольку такой вариант привел бы к резкому нарушению установившегося в регионе баланса сил с неизбежным обострением вооруженного противоборства за «Багдадское наследство». Кроме того, почти все страны региона заинтересованы в скорейшем выводе американских вооруженных сил и контингентов государств коалиции из Ирака, даже если те в какой-либо форме останутся гарантами единства и стабильности в Ираке в будущем. Стабилизация ситуации в Ираке позволит Саудовской Аравии окончательно отказаться от базирования американских вооруженных сил на ее территории, на что Эр-Рияд вынужден был пойти в начале 1990-х годов для защиты от агрессивных намерений Хусейна. Это, в свою очередь, может частично снять обвинения со стороны исламистских экстремистов и террористов в адрес королевского дома относительно допуска «американских крестоносцев» на землю, где находятся святыни ислама. Уход американцев из Ирака или существенное сокращение масштабов их присутствия по мере стабилизации в этой стране приведет к снижению непосредственного американского давления на соседние Иран и Сирию. Наконец, многие арабские правительства заинтересованы в стабилизации ситуации в Ираке в надежде понизить градус исламистского радикализма в регионе в целом и в своих странах. Можно предположить, что Соединенные Штаты и другие основные союзники по коалиции могут пойти на сокращение или окончание своего присутствия в Ираке лишь в случае появления определенных гарантий того, что процессы стабилизации в стране достигли точки, после которой ситуация не повернется вспять. Для администрации президента Буша-младшего будущее Ирака стало индикатором, подтверждающим правильность или ошибочность всей внешней политики США после 11 сентября 2001 г., в частности, доктрины постепенной демократизации и модернизации всего региона Ближнего и Среднего Востока, в которой Ираку отводится роль пилотного проекта. В стабилизации Ирака заинтересованы и другие ведущие страны мира, независимо от их первоначального отношения к вторжению в Ирак коалиции во главе с США. Мирное развитие Ирака и в целом стабилизация ситуации в районе Персидского залива гарантируют бесперебойный доступ нефти в Индию, Китай, Японию, Западную Европу, которые более чем на 50% зависят от поставок энергоносителей именно из этого района. Восстановление и развитие экономики Ирака открывают возможности для выгодных инвестиций в эту страну для иностранных компаний. Многие наблюдатели весьма скептически относятся к идеям администрации Буша-младшего относительно насаждения демократии извне, построения демократии в мусульманских, в том числе и в арабских обществах. В самих Соединенных Штатах аккумулируется усталость от войны, длящейся почти три года. Все большая часть американцев высказывается за вывод войск США из Ирака. Американской дипломатии все труднее убеждать своих союзников по коалиции оставаться в Ираке. Все большее число обозревателей приходит к выводу, что в 2006 г. Вашингтону и его союзникам придется начать вывод своих вооруженных сил из страны. Другие аналитики видят ситуацию в более радужном свете. Они указывают на примеры демократизации Западной Германии и Японии после Второй мировой войны, процессы постепенной демократизации Турции, успешное функционирование демократических институтов в Ливане до середины 1970-х годов. Особый оптимизм им внушают проведенные в январе 2005 г. первые в истории общеиракские соревновательные выборы в законодательный орган страны. Несмотря на то что в выборах побоялось или отказалось принять участие большинство суннитов, высокая явка на выборах шиитов и курдов (около 60% от общего числа избирателей) свидетельствует, по их мнению, о позитивной динамике развития событий в этом направлении. Довольно успешными, по мнению оптимистов, были и результаты референдума, утвердившего проект новой конституции Ирака 15 октября 2005 г. На избирательные участки пришло более 60% избирателей. Все это и повышение боеготовности новой иракской армии, эффективности полиции и других сил безопасности, по мнению оптимистов, позволит постепенно вывести войска коалиции без серьезного ущерба для стабильности в стране и регионе. И.З. Палестинская проблема Сегодня проблема израильско-палестинского противостояния вступает в новый этап, как открывающий возможности мирного урегулирования, так и грозящий перевести это противоборство в новое качество. Это обусловлено рядом факторов. Именно в рамках израильско-палестинского конфликта в последние годы сформировалось новое качество терроризма с использованием смертников, главным образом против гражданского населения. За время второй «интифады» погибло около 3500 палестинцев и более 1000 израильтян. Этот вооруженный конфликт стал одной из главных причин активизации радикализма в мусульманском мире, а зародившиеся здесь стратегия и тактика терроризма получили широкое распространение в регионе и далеко за его пределами. Учитывая это, можно утверждать, что израильско-палестинский конфликт на рубеже веков приобрел новое региональное и глобальное измерение уже в координатах транснационального терроризма и борьбы с ним. По мнению многих специалистов, израильско-палестинский конфликт является одним из самых долговременных и мощных генераторов радикализации мусульманского населения на Ближнем и Среднем Востоке, в других регионах мира. Хотя новое обострение внутреннего конфликта не привело к возобновлению открытого вооруженного противостояния между Израилем и с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.45.88 (0.015 с.) |