Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структуры военно-политического взаимодействия

Поиск

Заявив 8 декабря 1991 г. в Вискулях (в Беловежской пуще) о пре­кращении существования СССР, руководители Белоруссии, РФ и Ук­раины заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате к СНГ присоеди­нились на правах учредителей другие ННГ, за исключением стран Бал­тии и Грузии. В1993 г. в СНГ вступила и Грузия.

На начальном этапе деятельности СНГ удалось создать относитель­но упорядоченный механизм раздела личного состава и вооружений Вооруженных Сил СССР. Полезную роль в этом сыграло действовав­шее временно объединенное командование СНГ. При сложении с себя полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР М. С. Горбачев передал «право на применение ядерного оружия» президенту РФ Б. Н. Ельцину. Белоруссия и Украина обязались вывез­ти тактическое ядерное оружие на центральные предзаводские базы в России для разукомплектования под совместным контролем. Впослед­ствии удалось договориться об отказе Белоруссии, Казахстана и Украи­ны и от стратегического ядерного оружия и их присоединении к ДНЯО и Договору СНВ-1 в качестве безъядерных государств. Параллельно с этим шел процесс формирования национальных вооруженных сил ННГ.

Важным, в том числе и в военно-политическом плане, стало заявле­ние стран СНГ на встрече в Алма-Ате о том, что они «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях».

По состоянию на середину 2005 г. в широких рамках СНГ продол­жат функционировать созданный в 1992 г. Совет министров обороны (СМО) и его постоянно действующий рабочий орган Штаб по коорди­нации военного сотрудничества (ШКВС). Однако, по мнению специа­листов, эти две структуры все в большей степени выполняли консульта­тивные функции. Казахстан предложил упразднить ШКВС как «неэффективную организацию». С начала 2006 г. функции ШКВС пе­реходят к Секретариату СМО.

Относительно более эффективной оказалась созданная в 1995 г. Объединенная система противовоздушной обороны СНГ (ОС ПВО СНГ). Основным элементом функционирования этой системы являются регу­лярные учения сил ПВО (стрельбы зенитно-ракетных комплексов и истребителей-перехватчиков) па полигоне в Ашулуке (Астраханская область). Наиболее активное участие в ежегодных коллективных уче­ниях «Боевое содружество» принимают Армения, Белоруссия, Казах­стан, Киргизия, Таджикистан и Россия. Азербайджан и Украина пред­почитают проводить стрельбы на этом полигоне в двустороннем с Рос­сией формате. В 2005 г. Казахстан предложил проводить учения ОС ПВО СНГ на своем полигоне в Сары-Шаган (близ озера Балхаш).

В 2000 г. был создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. Но он решает задачи, стоящие перед спецслужбами, а не вооруженными службами стран—участниц СНГ.

Другим направлением, которое первоначально планировалось как общерегиональное для СНГ, является создание и развитие Организации Договора о коллективной безопасности. Договор о коллективной безопас­ности (ДКБ) между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Тад­жикистаном и Узбекистаном был подписан в Ташкенте 15 мая 1992 г. В 1993 г. к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Молдавия, Туркмения, Украина в Договор не вошли, а в 1999 г. по раз­ным причинам из него вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В этой связи, в частности, пришлось отказаться от первоначального обозначе­ния учредительного договора как Ташкентского. В 2002 г. на базе ДКБ была создана Организация Договора о коллективной безопасности. В на­стоящее время, как уже указывалось, в нее входят Армения, Белорус­сия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Центральной в тексте ДКБ является Статья 4\ «Если одно из госу- дарств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо го­сударства или группы государств, то это будет рассматриваться как аг­рессия против всех государств—участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-уча­стников, все остальные государства-участники предоставят ему необхо­димую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящи­мися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Значительную и все более возрастающую часть деятельности ОДКБ составляют задачи отражения других угроз: взаимодействие правоох­ранительных органов и спецслужб в сфере борьбы с терроризмом, нар­коугрозой и нелегальной миграцией, а в последнее время и с политичес­ким радикализмом. Но основным компонентом остается ее военная составляющая. ОДКБ — самая интегрированная из военно-политичес- ких структур на большой части постсоветского пространства. В полно­масштабном формате функционирует созданный в 2004 г. Объединен­ный штаб ОБКД, Секретариат этой организации во главе с Генеральным секретарем Н. Н. Бордюжей.

Однако при этом наблюдается определенная автономнзация прак­тической деятельности ОДКБ по трем географическим осям: западной (Россия, Белоруссия), южной (Россия, Армения) и центрально-азиат­ской (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Сформированы в зна­чительной степени самостоятельные войсковые группировки: российско- белорусская и российско-армянская. Идет формирование войсковой груп­пировки центрально-азиатского региона — Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР). Следует отметить, что практические учения про­водятся в основном в составе этих группировок. Только Россия участвует во всех трех. Остальные члены ОДКБ концентрируют свое внимание на взаимодействии в составе тех группировок, в которые они входят, и в мень­шей степени с членами других группировок за исключением РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.01 с.)