Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы безопасности в районе Магриба

Поиск

При сохранении странами Магриба цивилизационных и культурных связей с районами Леванта и Персидского залива процессы безопасности в этом районе в последнее время развиваются все более автономно от про­цессов, происходящих там. Это объясняется рядом факторов.

Ливийский лидер Муамар Каддафи, по его собственному призна­нию, разочаровался в панарабской коалиции, непоследовательности и противоречивости ее действий и объявил о том, что впредь основным направлением внешнеполитической стратегии Ливии становится Аф­рика. В 2004 г. он пошел еще дальше, признав ответственность за про­шлые террористические акты, отказавшись от программ создания ОМУ и передав на Запад документацию об этих программах, в том числе и о сотрудничестве с пакистанскими ядерщиками при их тайной разработ­ке. Это привело к отмене международных санкций против Ливии. Один из активнейших антиизраильских и антиамериканских игроков в реги­оне, по крайней мере, на ближайшее время вышел из этой игры.

Дистанцирование стран Магриба от других районов региона объяс­нялось и тем, что они сосредоточились на проблемах внутренней безо­пасности, где главными оппонентами правящих режимов выступали радикальные исламисты. Ливии, Тунису, Алжиру и Марокко удалось преодолеть взаимные разногласия, ранее грозившие открытыми воору­женными столкновениями, и наладить процесс поиска компромиссных решений в рамках Союза Арабского Магриба.

Наконец, одним из важнейших факторов явилось развитие взаимо­действия стран Магриба с Европейским Союзом. Именно такое взаимо­действие открывает перед этими странами перспективу решения самой серьезной внутренней проблемы каждой из них — экономического раз­вития и модернизации. Излишняя вовлеченность в конфликтные ситу­ации в районе Леванта и Персидского залива не способствовала бы раз­витию таких связей.

Помимо этого, растущее взаимодействие со странами Магриба по­зволяет Европейскому Союзу более эффективно проводить собствен­ную линию в других частях региона Ближнего и Среднего Востока. Из­вестно, что в отличие от американской стратегии в регионе европейцы чаще выступают скорее за компромиссные, чем за конфронтационные решения проблем безопасности, в большей степени склоняются к поли­тической поддержке палестинцев в их противостоянии с израильтяна­ми, многие из них не были согласны со вторым вооруженным вмеша­тельством в Ирак. Не преувеличивая разногласий между ЕС и США в регионе, многие обозреватели отмечают, что они нередко действуют как взаимодополняющие факторы.

Одной из отличительных особенностей ситуации в сфере безопас­ности региона Ближнего и Среднего Востока, скажем, при сравнении с Европой, является отсутствие организационной структуры региональ­ной безопасности — договоров, организаций, режимов, регулирующих эту область. В последнее время наблюдаются попытки поиска органи­зационной структуры безопасности в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), участниками ко­торого являются Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Обсуждаются пути реализации уже принятой концепции формирования объединенных вооруженных сил этих стран «Щит полуострова». Представители ССАГПЗ продвигают идею формирования в районе системы безопасности с участием госу­дарств—членов ССАГПЗ, а также Ирака и Ирана. Элементом такой си­стемы, по их мнению, должно быть создание в районе Персидского за­лива зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Большое внимание привлекает идея построения системы безопасности в районе Персидского залива по принципу «концентрических колец», выдвину­тая первым заместителем министра обороны Саудовской Аравии прин- Цем Халедом Бен Султаном. Суть ее заключается в расширении органи­зационной системы безопасности, ядро которой будут составлять члены


ССАГПЗ, за счет поэтапного включения в ее структуру других прилега­ющих исламских стран.

Аналогичные процессы поиска организационного формата системы безопасности просматриваются в рамках Союза Арабского Магриба. '< Некоторые специалисты считают, что в случае продвижения израильс­ко-палестинского урегулирования может возобновиться поиск органи­зационных структур безопасности в районе Леванта. В качестве одной из возможных моделей рассматривают возобновление Мадридского процесса межгосударственного урегулирования. Формирование органи­зационной структуры субрегиональной и региональной безопасности будет зависеть и от того, как страны региона будут встраиваться в гло- бальные режимы борьбы с терроризмом и нераспространения ОМУ.


Оценка специалистами перспектив развития ситуации в регионе напоминает дискуссию о «наполовину полном» или «наполовину пус-.Ж том» стакане воды. Оптимисты видят движение к стабильности, а пес- симисты прогнозируют усиление взрывоопасности в регионе Ближнего и Среднего Востока.

Глава 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.52.94 (0.009 с.)