Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ядерное оружие и средства его доставки других государствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ядерные силы Великобритании насчитывают приблизительно 180 стратегических боезарядов. Они размещены на четырех ПЛАРБ. Каждая из них оснащена 16 БРПЛ с 1-3 боеголовками. Постоянно на боевом дежурстве в море находится одна ПЛАРБ. По данным английского правительства, эта подлодка находится в состоянии пониженной боевой готовности, ее ракеты не запрограммированы на конкретные Цели. После получения соответствующей команды она способна произвести пуск ракет в течение нескольких дней, а не минут, как это было во вРемена холодной войны. В 1998 г. Великобритания сняла с вооруже- н"я ядерные бомбы, которыми были снаряжены самолеты «Торнадо». Таким образом, у нее не осталось нестратегического ядерного оружия, Великобритания единственная из ядерных держав, которая, насколько известно, не ведет в настоящее время программ модернизации ядерных вооружений. Она закупает БРПЛ «Трайдент» у США, которые оснаща- i. ются боеголовками английского производства. Специалисты считают, что в настоящее время Великобритания прекратила производство плуД тония и высокообогащенного урана. Ядерные силы Франции насчитывают приблизительно 350 ядерных боезарядов; 288 из них стратегические, они размещены на трех ПЛАРБ. Каждая из этих подводных лодок оснащена 16 БРПЛ с 6 боеголовками. Заложена и по планам в 2010 г. должна вступить в строй четвертая ПЛАРБ. 50 крылатых ракет «воздух—земля» в ядерном оснащении развернуты на ударных самолетах «Мираж-2000Н». Еще десятью ядерны-j. ми боезарядами вооружены самолеты палубной авиации «Супер Этан-1 дар», базирующиеся на авианосце «Шарль де Голль». Их планируется; заменить на ударные самолеты нового поколения «Рафаль». В 1996 г. были сняты с вооружения все 18 наземных баллистических ракет средней дальности, базировавшиеся на Плато д'Альбион. Таким образом, у Франции нет ядерных средств наземного базирования. Она заявила о прекращении производства плутония и высокообогащенного урана. а Ядерный арсенал Китая оценивается в более чем 400 ядерных боезаЯ рядов[10]. В Китае принята иная, чем в РФ и США, классификация ракет по дальности: ракеты малой дальности — до 1000 км, средней дальности — от 1000 до 3000 км, большой дальности — 3000-8000 км, межконтиненталь-. ной дальности — более 8000 км. По оценкам СИПРИ, на январь 2003 г., Китай располагал 20 МБР «DF-5A» дальностью 13 000 км, 12 баллистическими ракетами «DF-4» дальностью 5500 км, 40 ракетами «DF-ЗА» дальностью 2800 км и 48 ракетами «DF-21A» дальностью 1800 км. Предполагается, что все эти ракеты имеют по одной боеголовке, поскольку Китай до последнего времени не располагал технологиями создания РГЧ ИН. В конце 1980-х годов была введена в строй первая и пока единственная китаЙ-'j' екая ПЛАРБ с 12 БРПЛ. Ведется строительство второй ПЛАРБ, но уже усовершенствованной конструкции. Остальные ядерные боезаряды размещены на бомбардировщиках среднего радиуса действия, ракетах малой дальности. Предполагается, что закупаемые в РФ ударные самолеты Су-27 и Су-30 могут быть приспособлены под ядерное оружие. Ядерные силы Индии, по оценкам, располагают от 30 до 50 ядерными зарядами. Предполагается, что часть из них развернута на баллисти* ческих ракетах наземного базирования «Агни-Н» дальностью 2500 км, «Агни-I» дальностью 1000 км и «Притхви-I» дальностью 150 км. Другая часть развернута на ударных самолетах «Мираж-2000Н» и «Ягуар» с радиусом действия 1400-1850 км. Ведутся работы по созданию Г1ЛАРБ. Ядерная доктрина Индии предусматривает создание «достоверных минимальных сил сдерживания» на основе триады, включающей мобильные ракеты наземного базирования, ударные самолеты и ракеты морского базирования. На вооружении Пакистана предположительно находится от 25 до 50 ядерных боезарядов. Предполагается, что часть из них развернута на баллистических ракетах «Гхаури-П» дальностью 1600-1800 км, «Шахин-Н» дальностью более 2000 км, «Гхаури-I» дальностью 1300-1500 км, «Ша- хин-1» дальностью 600-800 км. Другая часть развернута на ударных самолетах «F-16» с радиусом действия 1600 км. Развитие ядерных сил и средств доставки продолжается. В середине 2005 г. появились сообщения об испытании Пакистаном крылатой ракеты. Ядерные силы Израиля, который официально не подтверждает, но и не отрицает наличие у него ядерного оружия, по оценкам, располагают примерно 200 ядерными боезарядами. Предполагается, что часть из них развернута на баллистических ракетах «Джерихо-П» дальностью 1500-1800 км и «Джерихо-I» дальностью 500 км. Другая часть развернута на ударных самолетах «F-16» с радиусом действия 1600 км и «Ф-151» с радиусом действия 3500 км. Противоракетная оборона ских ракет противника теоретически открывали бы перспективы и плщ достижения победы при обмене ракетно-ядерными ударами. Одна из сторон при нанесении первой «контрсилового» удара (нацеленного на СНВ противника) могла рассчитывать перехватить ответный, существенно ослабленный «контрценностный» удар возмездия (в основном по городам) с помощью своей системы ПРО. Таким образом, у стороны, обладающей полноценной ПРО, появлялся дополнительный стимул для нанесения упреждающего удара. Наряду с этим наличие такой системы ПРО неизбежно стимулировало бы гонку СНВ, поскольку каждая из сторон стремилась бы обеспечить себе такой потенциал, который даже; в ответном ослабленном ударе гарантировал «пробивание» системы ПРО противника и тем самым демонстрировал достоверность ядерного сдерживания потенциального агрессора. Без отказа от полноценной ПРО трудно было договариваться об ограничении СНВ. Именно эти опасения и были побудительными мотивами принципиального обоюдного решения об ограничении возможностей создавав^! шихся систем ПРО. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Обе стороны обязались не развертывать системы защиты территории страны и согласились ограничить свои ПРО двумя районами размещения для каждой. Протоколом к Договору по ПРО 1974 г. разрешенное количество районов ПРО было сокращено до одного района для каждой стороны. СССР заявил о развертывании своей системы ПРО вокруг Москвы, а США — в районе одной из своих баз МБР (в Северной Дакоте). СССР решил прикрыть свой политический и командный центр. Соединенные Штаты не могли этого сделать по внутриполитическим соображениям, поскольку оппозиция неизбежно обвинила бы руководство страны в стремлении защитить лишь вашингтонскую элиту, а не все население страны. Впоследствии, убедившись в низкой эффективности создаваемой ПРО в Северной Дакоте, Соединенные Штаты прекратили работы по развертыванию средств перехвата баллистических ракет, оставив в действии лишь радиолокационные системы обнаружения ракет. Ограниченная система ПРО была создана в СССР вокруг Москвы. В соответствии с Договором по ПРО этот район ПРО ограничен радиусом 150 км. В нем допускалось размещение не более 100 противоракет. Предполагалось, что эта система ПРО должна обеспечить оборону Москвы от одиночных ударов американских МБР, а также от ударов ограниченной группы баллистических ракет, запущенных с территории третьих стран. В конце 2004 г. были проведены успешные испытания модернизированной противоракеты для комплекса ПРО Москвы. Боеголовки атакующих ракет при их успешном перехвате и уничтожении разрушаются. Ядерного взрыва уничтожаемых боеголовок при этом не происходит, но неизбежно заражение района перехвата остатками оружейного плутония или высокообогащенного урана, которыми они снаряжены. Кроме того, по сообщениям российской прессы, противоракеты системы ПРО Москвы имеют ядерные боеголовки малой мощности для уничтожения взрывом «облака» приближающихся истинных и ложных целей. Подрыв ядерных боеголовок противоракет даже на большой высоте также приведет к серьезным последствиям для региона, особенно по периметру защищаемого района. Но следует иметь в виду, что ПРО Москвы создавалась в период, когда ядерная война считалась возможной, а указанные негативные последствия были только малой толикой на фоне ожидавшегося радиоактивного заражения вследствие взрыва нескольких тысяч ядерных боезарядов. В наши дни руководство страны решило сохранить ПРО Москвы. Первая попытка кардинально изменить ситуацию с ПРО была предпринята президентом США Рональдом Рейганом весной 1983 г., когда он сформулировал программу реализации «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) по созданию широкомасштабной системы ПРО. Предполагалось, что в ней будут использованы системы космического базирования и средства поражения баллистических ракет на новых физических принципах, в частности с использованием лазеров. Эти планы обосновывались утверждениями, согласно которым СОИ, которая по аналогии с популярным тогда фильмом стала известна как программа «звездных войн», призвана обесценить стратегические наступательные вооружения и гарантировать безопасность США. Но тогда Договор по ПРО удалось сохранить. Это объяснялось, прежде всего, тем, что, несмотря на значительные ассигнования на исследовательские работы, известные на тот момент технологии не позволяли приблизиться к реализации этой футуристической программы. Новая попытка изменить режим ограничения ПРО приходится на вторую половину 1990-х годов, когда под давлением республиканской оппозиции администрация Билла Клинтона начинает искать подходы к внесению поправок в Договор по ПРО с тем, чтобы открыть путь для испытаний эвентуальной противоракетной обороны территории страны. Российская сторона принципиально выступала против изменения Договора. Сегодня некоторые отечественные специалисты утверждают, что режим Договора по ПРО, возможно, удалось бы в основном сохранить, если бы российская сторона в то время пошла на определенные компромиссы, которые позволили бы США проводить испытания в этой области, но не позволяли бы развертывать такую систему. Но существу- ет и противоположная точка зрения, согласно которой после прихода к власти республиканской администрации она не ограничилась бы поправки и в любом случае вышла из Договора. В ходе дискуссии сторонники развертывания американской «тонкой» национальной противоракетной обороны (НПРО) выдвигали следующие доводы. Такая система нужна США для защиты от возможного удара небольшим числом ракет большой дальности, снаряженных ядерным, химическим или биологическим оружием, запущенных такими «государствами-изгоями», как Северная Корея или Ирак. Позже к этому ряду были добавлены Иран и международные террористические организации. Другие сторонники НПРО упоминали необходимость защиты от случайных или несанкционированных единичных пусков баллистических ракет, независимо от источника такой угрозы. Наконец, выдвигалась и более откровенная аргументация, согласно которой некое государство могло бы начать региональный конфликт, затрагивающий интересы союзников США, ошибочно при этом полагая, что наличие у него ракет большой дальности удержит Соединенные Штаты от вмешательства в такой конфликт. По мнению сторонников этой точки зрения, развертывание общенациональной системы ПРО вынудило бы потенциальных противников переоценить риски, с которыми они столкнутся, вступая в конфронтацию с США и их союзниками, а следовательно, увеличит свободу действия Вашингтона при реагировании на региональные кризисы. Приводились и доводы, согласно которым развертывание НПРО будет работать против планов приобретения некоторыми государствами тем или иным образом ракет большой дальности, поскольку новая система НПРО обесценивает такие планы и затраты на их реализацию. Оппоненты, в свою очередь, утверждали, что развертывание НПРО сомнительной эффективности против неопределенных будущих угроз уже сейчас подорвет достигнутую стратегическую стабильность в отношениях с Россией и Китаем. После прихода в Белый дом республиканской администрации Дж. Буша-младшего, а особенно после террористических актов 11 сентября 2001 г., курс на создание противоракетной обороны получил мощные дополнительные импульсы. 13 декабря 2001 г., сославшись на статью XV Договора, президент Буш-младший уведомил Россию и в целом мировое сообщество о выходе Соединенных Штатов из Договора по ПРО через шесть месяцев. Уже в январе 2002 г. США сформулировали программу создания ПРО[11]. Она предполагала строительство эшелонированной системы обороны для защиты не только территории США, но также американских сил за рубежом и союзников. С этой целью планировалось обеспечить перехват баллистических ракет и отделившихся от них боевых блоков на всех участках траектории их полета. Если раньше ставилась задача перехвата боевых блоков баллистических ракет на среднем участке траектории полета, то теперь она дополнялась задачами перехвата баллистических ракет на активном участке траектории (в фазе разгона) и на участке подхода к цели атакующих боевых блоков. В систему стратегической ПРО планировалось также интегрировать выдвинутые к территории потенциальных противников, откуда могут быть произведены пуски ракет, компоненты противоракетной обороны театра военных действий, которым ставилась задача защиты союзников, развернутых вооруженных сил США, а также участия в уничтожении баллистических ракет межконтинентальной и средней дальности на разгонном участке их траектории. Речь уже шла не только о системах наземного, но и морского, воздушного, а в перспективе и космического базирования. Приоритет при развертывании ПРО США был отдан перехвату и уничтожению межконтинентальных баллистических ракет, запущенных с территории Северной Кореи и из региона Ближнего и Среднего Востока. Но развертывание средств обороны на этих ракетоопасных направлениях не могло не открывать дополнительные возможности для США по противодействию ракетным ударам и из других стран и регионов. Это четко понимали российские и китайские специалисты. В 2005 г. Соединенные Штаты в основном завершили развертывание той части ПРО наземного базирования, которая призвана осуществлять перехват одиночных пусков баллистических ракет на среднем участке траектории полета. На Аляске в Форт-Грили размещены ракеты-перехватчики (противоракеты) наземного базирования, несущие заряды прямого кинетического поражения цели (по принципу уничтожения «пули пулей») вне атмосферы, а на острове Шемия обеспечивающие наведение противоракет радиолокационная станция (РЛС) нового поколения и системы управления. Несколько аналогичных противоракет и системы обеспечения размещаются также на базе Ванденберг в Калифорнии. В сотрудничестве с Японией на Дальнем Востоке создается противоракетный комплекс первого эшелона, базирующийся на кораблях с командно-управленческим комплексом «Иджис» и оснащенный противоракетами для уничтожения баллистических ракет на разгонном и среднем участках траектории их полета. Вместе с тем о готовности даже первого компонента ПРО говорить еще рано. Примерно половина испытаний ракет-перехватчиков окончились неудачно, хотя выбранная для этих испытаний модель ракетного нападения была весьма упрощенной. Активно осуществляется и политико-дипломатическая подготовка создания комплекса ПРО для перехвата и уничтожения эвентуальных Пусков баллистических ракет из региона Ближнего и Среднего Восто- ка. США сотрудничают с Израилем в создании ПРО этой страны. П явились сообщения о разработке планов создания комплекса ПРО наземного базирования на северо-востоке США. Администрация Буша-,! младшего запросила разрешение у правительства Великобритании и Дании использовать для этих целей РЛС раннего оповещения, базиру- ющиеся соответственно в Файлингдейлсе (Шотландия) и Туле (Грен-1 ландия). Зондируется возможность размещении РЛС раннего предуп-1 реждения о ракетном нападении и ракет-перехватчиков в Польше, Венгрии, Чехии (вдоль траектории возможных пусков баллистических ракет из региона Ближнего и Среднего Востока в сторону Северной Аме-Ж рики). Продолжаются научно-исследовательские работы по развитию космического эшелона ПРО и новых средств поражения ракет, работающих на иных физических принципах. Россия расценила выход США из Договора по ПРО как ошибку, которая может привести к дестабилизации и непредсказуемости стра- ' тегической ситуации в мире. Но официальная реакция Москвы на этот шаг была сдержанной. Это объяснялось тем, что среднесрочные перспективы создания надежной американской ПРО, способной перехватить крупную группировку ракет, являются сомнительными. Наряду с этим Россия в обозримом будущем будет располагать достаточным потенци-. алом стратегических наступательных вооружений для того, чтобы обес- ценить американский противоракетный щит даже в ответном ударе. Наконец, взвешенному подходу способствовала заявленная готовность США к дальнейшему радикальному сокращению СНВ и формировавшееся на том этапе стратегическое партнерство в борьбе против междучЯ народного терроризма. Более того, Москва заявила о готовности изучить возможность своего участия в создании совместной глобальной противоракетной обороны. РФ также выступила с предложением об участии в создании системы европейской противоракетной обороны. Китай заявил о своей обеспокоенности возможным негативным воз-, действием противоракетной системы на региональную безопасность. Действительно, создание Соединенными Штатами противоракетного щита даже небольшой плотности больше всего обесценивало бы относительно немногочисленные силы ядерного сдерживания именно Китая. Логично было бы предположить, что Пекину придется существенно нарастить группировку своих МБР. Однако за время с момента выхода США из Договора по ПРО не отмечается сколько-нибудь резкого ускорения темпов наращивания стратегического ракетно-ядерного потенциала КНР. Вместе с тем успешное развертывание и совершенствование американской ПРО сверх определенных пределов таит серьезную потенциальную опасность дестабилизации стратегической ситуации в мире в будущем и не исключает наращивания в этой связи ракетно-ядерных потенциалов другими странами. Поскольку важным компонентом ПРО является космический эшелон, совершенствование его американцами для целей противоракетной обороны может подтолкнуть гонку вооружений в космосе в более широком диапазоне. Наконец, приобретение определенной уверенности в относительной защищенности от ограниченных ракетно-ядерных ударов может стать дополнительным стимулом для более активной силовой вовлеченности США в будущие региональные конфликты. Только коллективное обсуждение и урегулирование возникающих в связи с этим проблем может ограничить дестабилизирующий потенциал стратегической ПРО.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.216 (0.015 с.) |