Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
в центрально-азиатском субрегионе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процессы в сфере безопасности В этом субрегионе представляются еще более «многофакторными» и «угрозоемкими». На них оказывают серьезное влияние дестабилизирующие процессы, зарождающиеся в регионе Ближнего и Среднего Востока, нестабильная ситуация в Афганистане. Пакистане и ряде других стран. Наиболее опасными являются угрозы международного терроризма, религиозного экстремизма, наркоторговли и незаконной миграции. Они усугубляют внутреннюю неустойчивость в ряде стран субрегиона. Становление новых независимых государств сопровождалось определенным соперничеством за лидерство в Центральной Азии, противоречиями между ними. Одновременно каждое из ННГ субрегиона в большей или меньшей степени придерживалось многовекторной политики взаимодействия в сфере безопасности, как с Россией, так и с евроатлан- тическими структурами. Длительное время ННГ субрегиона не проявляли инициативы в деле формирования каких-то общих для Центральной Азии коллективных структур безопасности. В последние годы тенденция к созданию элементов коллективной безопасности в рамках ОДКБ и ШОС возрастает. Серьезным и новым фактором стало появление в субрегионе американских баз, повышение внимания к нему со стороны Китая, ряда других сопредельных государств. Россия располагает в субрегионе рядом военных баз и других объектов. В Казахстане арендует РЛС «Дарьял-У» в городе Балхаш для СПРН, полигоны «Сары-Шаган» и «Азгир», а также Государственный испытательный космодром в Байконуре. В Киргизии — базу ВВС в Канте и узел связи ВМФ России в Кара-Балта. В Таджикистане — на 4-й военной базе (в Душанбе и Курган-Тюбе) дислоцируется 201-я мотострелковая дивизия, а на объекте 7680 (в Нуреке) — Центр слежения за космосом (оптико-электронная система «Окно»). Российские пограничные войска, на протяжении ряда лет охранявшие границу Таджикистана с Афганистаном, передали эти функции таджикским коллегам. Российская вовлеченность в военно-политические дела Центрально- Азиатского субрегиона объясняется комплексом политических, экономических, моральных, геостратегических причин. Кроме того, содействуя безопасности стран субрегиона, Россия обеспечивает безопасность «предполья» собственных новых национальных границ на юго-восточном направлении. Наиболее наглядно необходимость отражения угроз на дальних рубежах проявилась в Таджикистане. Базировавшиеся там 201-я мотострелковая дивизия и Пограничные войска РФ решали задачу закрытия границы с Афганистаном, способствовали, в том числе применяя с согласия правительства республики оружие, прекращению кровопролитного межталжикского внутреннего конфликта 1992-1997 гг., наконец, содействовали оказанию военно-технической поддержки Северному альянсу при проведении антитеррорисгпческой операции в Афганистане. Несмотря на то что Совет глав государств СНГ принял решение о развертывании коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане, в него вошел лишь российский контингент. Разрозненно действовали центрально-азиатские государства и при отражении в 1999 и 2000 гг. прорывов поддерживавшихся «талибами» узбекских боевиков из Афганистана через территорию Киргизии и Таджикистана в Узбекистан. По существу бездействовала и структуры Д КБ в субрегионе. Более того, в 1999 г. Узбекистан вышел из этого Договора. Туркмения, провозгласившая нейтралитет, не принимала участия даже в обсуждении каких- то коллективных действий в сфере безопасности. Ее взаимодействие со странами СНГ, прежде всего с Украиной и Россией, ограничивалось закупкой и модернизацией вооружений. Реанимация коллективных усилий на центрально-азиатском направлении наметилась в 2001 г., когда в рамках ДКБ между Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном была достигнута договоренность о создании Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) численностью 1300 человек — по одному батальону от каждой из этих стран. К концу 2005 г. численность военных контингентов, приписанных к КСБР, возросла примерно в три раза. Создание в 2002 г. на базе ДКБ более комплексной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) придало дополнительный импульс продвижению коллективной безопасности в субрегионе. Существенным стимулом к осознанию необходимости укрепления системы безопасности стала приобретавшая все большие масштабы угроза международного терроризма, проведение антитеррористической операции в Афганистане. Другой организационной структурой обеспечения безопасности становится Шанхайская организация сотрудничества. Как уже отмечалось, в 1996 г. в Шанхае состоялось подписание российско-китайского соглашения о мерах доверия в зоне границы. В 1997 г. в Москве оно было дополнено многосторонним соглашением России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. «Шанхайская пятерка» периодически проводила «Шанхайские форумы» руководителей входивших в нее стран для обсуждения проблем пограничного сотрудничества. Постепенно тематика взаимодействия расширялась за счет включения в нее экономической проблематики и некоторых аспектов военно-политической безопасности. 15 июня 2001 г. на встрече в Шанхае форум был преобразован в Шанхайскую организацию сотрудничества с секретариатом в Пекине. К ШОС присоединился Узбекистан. В качестве наблюдателя в работе ШОС участвовала Монголия. В 2005 г. в число наблюдателей были приняты Индия, Иран, Пакистан. Запрос США предоставить им аналогичный статус не был внесен в повестку дня. Участие КНР в этой организации открывает дополнительные возможности для оказания влияния на процессы, происходящие в субрегионе. Помимо стремления обеспечить стабильность на своих северных и западных границах растущее внимание Китая к Центральной Азии объясняется комплексом заинтересованностей, среди которых стремление обеспечить доступ к энергетическим ресурсам района Каспийского моря, к транспортным маршрутам «шелкового пути» с Дальнего Востока через Центральную Азию и Закавказье в Европу, нейтрализовать возможный «обхода с фланга» Соединенными Штатами. Большую озабоченность вызывает и внутренняя нестабильность в западных районах Китая, особенно в Синьзяне, населенном тюрками- уйгурами. Значительную остроту в последнее время приобрела проблема американских баз в Центральной Азии. В ходе подготовки операции в Афганистане в 2001 г. Соединенные Штаты запросили у центрально-азиатских республик согласие на создание на их территории баз для поддержки ее проведения. Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан выразили такое согласие. Россия поддержала их решение. Двусторонние соглашения об аренде военно-воздушных баз были подписаны США с Узбекистаном (база в Ханабаде) и Киргизией (около Бишкека). В российском обществе развернулась острая дискуссия о целесообразности согласия России на развертывание этих баз. Но центрально-азиатские республики являются суверенными государствами, имеющими право самостоятельно решать такие вопросы с другими государствами на двусторонней основе. Кроме того, успех операции против международного терроризма и режима «талибов» в Афганистане отвечал интересам не только этих ННГ, но и России. Часто аренду Россией в 2003 г. военно-воздушной базы в Канте (Киргизия) рассматривают исключительно как противовес американскому присутствию в Центральной Азии. Но нельзя забывать того, что российская база в Канте является существенным элементом воздушного прикрытия КСБР По мере относительной стабилизации ситуации в Афганистане и появления «новых» угроз для политических режимов в субрегионе вопрос об американских базах не мог не возникнуть. На саммите ШОС в Астане летом 2005 г. ее члены сделали следующее заявление: «Учитывая завершение активной фазы антитеррористической акции в Афганистане, государства—члены ШОС считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания их контингентов на территориях государств—членов ШОС». В июле того же года МИД Узбекистана предложил США вывести свой персонал с военной базы в Ханабаде в течение шести месяцев. Киргизия примеру Узбекистана не последовала. Многие обозреватели связывают такое изменение позиции центрально-азиатских ННГ с изменением в последнее время приоритетности непосредственных угроз. На первое место стала выдвигаться проблема устойчивости их политических режимов. Волна «цветных революций» из Грузии, Украины дошла до Киргизии. Некоторые иред- ставители правящих элит субрегиона усматривают в этом результат влияния Запада и, прежде всего, Соединенных Штатов, которые параллельно с сотрудничеством в борьбе с терроризмом оказывают на них постоянное давление с целью демократизации режимов. Низложение в 2005 г. президента Киргизии Аскара Акаева и мятеж в узбекском Андижане, а также требования ряда западных стран, в том числе и США, о проведении международного расследования андижанских событий, где, как они считают, была применена чрезмерная сила против гражданского населения, — все это заставило ряд центрально-азиатских государств поставить на более приоритетное место задачу обеспечения стабильности политических режимов и сделать больший акцент на отношения с Россией и Китаем. Хотя, с учетом, по крайней мере, экономических интересов, говорить об отказе центрально-азиатских государств от «многовекторности» своей внешней политики еще слишком рано. Подобное изменение восприятия приоритетности угроз выдвигает и новые задачи перед КСБР. Хотя ДКБ первоначально создавался для отражения внешних угроз, теперь перед участниками ОДКБ на первый план выходят угрозы трансграничные (международный терроризм, наркоторговля) и внутренние (насильственное изменение политического строя). Именно поэтому все большую актуальность начинают приобретать задачи приспособления КСБР к выполнению антитеррористических и миротворческих функций. По сообщениям прессы, активно прорабатывается вопрос о формировании миротворческих сил ОДКБ. Несмотря на определенную политическую стабилизацию в Афганистане, избрание парламента, президента, органов местного самоуправления, военная ситуация в стране остается сложной. Как известно, помощь формирующейся национальной армии страны оказывает контингент вооруженных сил НАТО, дислоцированных в этой стране в рамках созданных по решению ООН Международных сил содействия безопасности в Афганистане и патрулирующих центральные, северные и западные провинции. Американская 20-тысячная военная группировка в Афганистане и небольшой контингент Великобритании действуют на юге страны автономно от контингента НАТО, в который входят военнослужащие европейских стран — в первую очередь Франции, Германии, Испании. В 2005 г. наблюдается усиление активности остатков «талибов», членов «Ать-Каиды» в южных и юго-восточных провинциях, населенных пуштунскими племенами. Осенью 2005 г. НАТО приняла решение об увеличении своего воинского контингента в Афганистане с 9 до 15 тыс. человек и использовании своих подразделений вместе с американскими и британскими войсками для ведения боевых действий против непримиримой оппозиции на юге страны. Всеэтосвпдетельству- ет о том, что военная ситуация в Афганистане далека от окончательной стабилизации. Хотя эпицентр напряженности находится на юге страны, общая незавершенность конфликта в Афганистане остается серьезной потенциальной угрозой для военно-политической безопасности в центрально-азиатском регионе. Таким образом, на евразийском постсоветском пространстве складывается довольно сложная, во многом мозаичная система безопасности. Довольно точно ее содержание было определено Генеральным секретарем ОДКБ Н.Н. Бордюжей: «Видимо, вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что единого евразийского пространства безопасности пока, к сожалению, не существует, оно остается фрагментарным и размытым, в известной мере внутренне противоречивым, когда отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом»[17], i Заключение Вышеприведенный анализ указывает на то, что за пятнадцать лет со времени окончания холодной войны в сфере международной безопасности произошли существенные изменения. Поскольку эта сфера мирового взаимодействия является неотъемлемой частью более широкой области мировой политики, она испытывает влияние новых процессов, которые развиваются в современном мире, прежде всего глобализации, демократизации, научно-технической революции. На ходе событий в сфере международной безопасности отражается кризисное состояние системы международного права и международных организаций, обострение противоречий между интернационализмом (или космополитизмом), с одной стороны, и национализмом, цивилизационны- ми особенностями — с другой. Качественно возросла роль негосударственных действующих лиц. Изменилось соотношение потенциалов ведущих держав мира. Эти глубинные объективные процессы нашли отражение в кардинальном изменении приоритетности угроз и повестки дня международной безопасности. На первые места вышли «новые» угрозы, отражение которых ставит новые задачи перед вооруженными силами и другими «силовыми» ведомствами государств, требует изменения в подготовке и применении сил и средств вооруженной борьбы. Международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, урегулирование внутренних вооруженных конфликтов меняют традиционную парадигму вооруженного противоборства. Международное вооруженное вмешательство как средство противодействия «новым» угрозам является обоюдоострым инструментом, способным эффективно решать возникающие перед мировым сообществом угрозы и расшатывать его единство в этой борьбе. Одновременно сохраняются, хотя и в «дремлющем» состоянии, «старые» угрозы, унаследованные от холодной войны и более ранних этапов традиционных межгосударственных войн, соперничества за влияние и укрепление собственной безопасности. В настоящее время в сфере международной безопасности одновременно действуют две разновекторные тенденции. Одна формирует коллективный фронт глобального противодействия общим для подавляющего большинства участников международных отношений угрозам. На этом пути достигнуты немалые успехи. Это формирование антитеррористической коалиции, достижение консенсуса относительно недопустимости распространения ОМУ и средств его доставки, объединение усилий в урегулировании внутренних вооруженных конфликтов, что уже приносит весомые результаты. Сегодня можно говорить о формировании глобального стратегического партнерства между большинством государств мира по ряду актуальных проблем международной безопасности. С другой стороны, сохраняется, а в последние годы даже усиливается тенденция односторонности, национального эгоизма, подозрительности относительно мотивов поведения отдельных держав даже в процессе противодействия общим угрозам. Кроме того, в планах обеспечения национальной безопасности многих государств остаются соображения долгосрочного планирования по принципу вероятности «худшего сценария» — вооруженного противоборства с сегодняшними союзниками по отражению «новых» угроз. Такого рода дихотомия существенно влияет на нынешнее состояние международной безопасности. За прошедшие после окончания холодной войны годы серьезно изменилась география источников угроз международной безопасности, особенно тех, которые принято относить к «новым» угрозам, «угрозоемкость» отдельных регионов. Значительная стабилизация наблюдается в Европе, на протяжении многих веков являвшейся очагом войн и вооруженных противостояний. Регион Ближнего и Среднего Востока становится главным оперативным источником конфликтности и полем противоборств. Азиатско-Тихоокеанский регион накапливает и сохраняет потенциал «новых» и «старых» угроз. Евразийское постсоветское пространство находится в процессе динамичных и сложных процессов формирования новой географии и нового качества региональной безопасности. В последнее время все четче проступают очертания несущих конструкций новой системы глобальной международной безопасности, идущей на смену системе безопасности в годы холодной войны. Но этот процесс еще далек от завершения. В лучшем случае его можно охарактеризовать как переходный. От характера и интенсивности дальнейших изменений в ближайшие годы рассмотренных в этой работе проблем зависит оформление окончательного содержания этой новой системы. Данная работа представляет собой рассмотрение лишь азов основных процессов, факторов и событий в области международной безопасности. Более углубленное их изучение требует большой самостоятельной работы. Это тем более необходимо с учетом того, что эта сфера находится в состоянии стремительных и повседневных изменений. Учебное издание Кулагин Владимир Михайлович МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Редактор Е. А. Воронкова Корректор А. А. Баринова Художник Д. А. Сенчагов Компьютерная верстка С. А. Артемьевой Подписано к печати 10.05.2007. Формат 60 х 90'/„.. Гарнитура PetersburgC. Печать офсетная. Усл. печ. л. 20,0 Тираж 2500 экз. Заказ № 7451 ЗАО Издательство «Аспект Пресс» 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 8. E-mail: info@aspectpress.ru; www.aspectpress.ru Тел. 306-78-01,306-83-71 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Можайск, ул. Мира, 93. 1 Lippmann, W., US Foreign Policy: Shield of the Republic. Boston, 1943. P. 5. Липпма- ну принадлежит и авторство термина «холодная война». И На протяжении всей истории человечества существовало два крайних подхода к обеспечению военно-политической безопасности. Пацифизм, как принципиальное отрицание любого насилия, в том числе и вооруженного. И признание вооруженной силы как абсолютно необходимого инструмента для поддержания мира, что нашло отражение в формуле «хочешь мира — готовься к войне». Несмотря на всю этическую привлекательность принципов пацифизма, подавляющее число граж- 1 Klaiber К.-Р. A Brief History of Warfare — Past, Present, Future // The Future of War, Foundation for War Studies Conference. St Petersburg, 1999. February 24-27. 1 Годовой доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1999 год. С. 99. ' Lipson Ch. Reliable Partners. How Democracies Have Madea Separate Peace. Princeton, 2003. C. 12. 1 Исследованию взглядов российских исследователей проблем международной и национальной безопасности посвящена монография А. А. Сергунина «Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности» (Нижний Новгород, 2003). 1 Термин «сдерживание» употребляется в русском языке в двух смыслах: сдерживание (containment) — как удержание противника в рамках его сферы влияния, и сдерживание (deterrence) — как воздействие на его волю угрозой неприемлемого ответного удара. 3-7451 Подробное п многоплановое рассмотрение проблем терроризма содержится в большом числе монографий и статей на эту тему, например, в коллективной работе Инсти- тУта социологии РАН «Терроризм в современном мире: Истоки, сущность, направления 11 Угрозы» (М„ 2003). 6-7451 1 Правда, в ряде договоров об учреждении ЗСЯО допускаются определенные отступления от этих запретов в части, касающейся транзита ядерного оружия через территориальные воды п мирных ядерных взрывов. Подавляющее большинство государств мира, присоединившихся к ДНЯО, неукоснительно соблюдает его положения. Но тем не менее режим нераспространения не стал непреодолимым препятствием на пути к обладанию ядерным оружием для целого ряда государств. Накануне упразднения режима апартеида правительство ЮАР публично признало, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов в этой стране тайно было создано несколько единиц ядерного оружия. К 1991 г. они были демонтированы, и ЮАР присоединилась к ДНЯО в качестве безъядерного государства. Эксперты считают, что Израиль, до сих пор не присоединившийся к ДНЯО, в 1970-х годах создал ядерное взрывное устройство. Сам Израиль формально не признает, но и не отрицает наличие у него ядерного оружия. Однако многочисленные свидетельства, в том числе и показания бежавшего из страны израильского физика Мордехая Вануну, практически неопровержимо доказывают, что Израиль ядерным оружием обладает. Эксперты нередко говорят об израильском «ядерном оружии в подвале». В 1974 г. Индия, также не присоединившаяся к ДНЯО, произвела ядерный взрыв, заявив, что испытала «мирное ядерное взрывное устройство». Очевидно, что речь шла о ядерном взрывном устройстве, которое может быть использовано как в мирных, так и в военных целях. Но официально о наличии у нее ядерного оружия Индия заявила лишь после проведения серии ядерных испытаний в мае 1998 г. Спустя две недели испытания ядерного оружия провел Пакистан, который также °тказался присоединиться к ДНЯО. Договор не предусматривает каких- то санкций в отношении государств, не присоединившихся к нему. Хотя Фактически эти государства стали членами «ядерного клуба», по условиям ДНЯО, они официально не признаются в качестве таковых. Выдвигаемые иногда предложения о включении Индии и Пакистана в ре- *им ДНЯО потребовали бы внесения поправки в статью IX, которая в качестве легитимных ядерных держав признает только тех, кто испытал верное оружие к 1 января 1967 г. В свою очередь, начало дискуссии о внесения такой поправки в Договор неизбежно приведет к выдвижению тРеоований об изменении и ряда других его положений и будет иметь не- "Редсказуемые последствия для всего режима нераспространения. 8-7461 113 1 Более подробно проблемы запрещения и нераспространения химического и био-, логического оружия изложены, например, в лекциях А.И.Калининой по этим вопросам, прочитанных в Центре по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии МФТИ (www. armscontrol.ru). 2 августа 1990 г. войска Ирака вторглись на территорию Кувейта. Преодолев за несколько дней сопротивление кувейтских вооруженных сил, иракские войска оккупировали всю территорию страны, а Саддам Хусейн заявил об аннексии Кувейта. Багдад пытался объяснить этот шаг тем, что Кувейт якобы исторически являлся частью Ирака. Выдвигались и претензии, согласно которым в приграничных районах Кувейт откачивал нефть из месторождений, принадлежавших Ираку. Агрессия Ирака вызвала почти единодушное осуждение мирового сообщества. Это объясняется рядом обстоятельств. Возникшая ситуация воспринималась как вызов перспективам восстановления и упрочения международного мира после только что завершившейся холодной войны. Сохранялась и опасность нового обострения отношений между СССР и США, которые ранее традиционно занимали противоположные позиции по кризисным ситуациям на Ближнем Востоке. Решение этого кризиса рассматривалось как важный прецедент будущего мироустройства. Багдад не скрывал враждебного отношения и к другим арабским государствам. Доминирование Ирака и расширение кризиса создавали угрозу беспрепятственному потоку нефти из региона Персидского залива на мировые рынки, что могло крайне отрицательно повлиять на состояние глобальной экономики. Даже на фоне большого числа далеко не демократических государств региона режим Саддама Хусейна был известен своей крайней деспотичностью, кровавыми подавлениями внутреннего недовольства. Существовали серьезные опасения, что в Ираке тайно осуществляются программы по созданию оружия массового уничтожения. Эти подозрения подтверждались информацией о применении химического оружия в ходе войны с Ираном. Игнорирование общепринятых норм международного поведения особенно наглядно проявилось после оккупации Кувейта. Оттуда поступали сообщения о массовых внесудебных расправах с мирным населением, тотальных грабежах, насилиях. Хусейн заявил, что захваченные в Кувейте граждане третьих стран будут использованы в качестве живого щита иракских военных объектов. В день начала иракской агрессии Совет Безопасности ООН потребовал «немедленного и безоговорочного» вывода войск Ирака из Кувей- 1 Для изучения вопросов стратегических наступательных вооружений весьма полезной является книга: Стратегические ядерные вооружения России / Под ред. П. Л. Подвига- М„ 1998. В наши дни центр тяжести угроз глобальной международной безопасности сместился из Европы, которая на протяжении столетий прочно удерживала это сомнительное первенство, в регион Ближнего и Среднего Востока. Этот регион, иногда его называют Большим Ближним Востоком, простирается от Афганистана на востоке до Марокко на западе, и от Ирана на севере до Йемена на юге. С точки зрения безопасности его прежде всего объединяют угрозы, общие как для стран региона, так и для всего мира. Сегодня — это терроризм, угроза распространения ОМУ, внутренние и межгосударственные конфликты. В последние годы этот регион стал объектом трех крупнейших международных вооруженных вмешательств, осуществленных под руководством США (в Афганистане и дважды в Ираке). Он является фокусом трений и противоречий в отношениях между крупнейшими державами мира, а также внимания международных организаций. При этом регион является основным поставщиком нефти для мировой экономики, что влечет за собой специфический комплекс проблем безопасности регионального и глобального масштаба. Отдельные его районы или субрегионы — группы стран, прилегающие к восточному побережью Средиземного моря (страны Леванта), расположенные в Северной Африке (страны Магриба), имеющие выход в Персидский залив (страны Персидского залива), в определенной степени самобытны и автономны, но в единое региональное целое с точки зрения безопасности помимо упомянутых выше угроз и факторов их объединяют общие для большинства стран история, цивилизация, I Религия, экономические, социальные и политические проблемы. Страны региона — наследницы великих восточных цивилизаций. Бо льшинство из них — это арабские государства, связанные общими этническими, культурными узами, религией ислама. В то же самое время — эТО молодые государства, поскольку большинство из них лишь 8 прошлом веке освободилось от колониализма Оттоманской империи, а затем Великобритании и Франции. Одновременно регион — это Не гомогенное целое. Большинство его жителей, исповедующих ислам, "Ридерживаются направления суннизма, а меньшая, хотя п значи- В состав субрегиона Северо-Восточной Азии (СВА) обычно включают Китай, Тайвань, Японию, КНДР, Республику Корея, Монголию. В процессы безопасности в СВА в наибольшей степени, по сравнению с другими субрегионами АТР, вовлечены Соединенные Штаты. Наиболее важным в АТР этот субрегион является и для России. Рост потенциала и активизация поведения Китая, важные для всего АТР, особенно значимы для Северо-Восточной Азии. Население в 1 млрд 300 млн человек, высокие темпы экономического роста, сочетание капиталистической и социалистической систем экономики, жесткий коммунистический политический режим, интеграция в глобальные экономические процессы, стремление сохранить национальную идентичность и расширить сферу своего влияния, ядерный статус и модернизация вооруженных сил — все это определяет возрастающую роль Китая, в том числе и на военно-политические процессы в регионе. В годы холодной войны Китай прошел через фазу тесного взаимодействия с Советским Союзом, переросшую в начале 1960-х годов в стадию соперничества и конфликтности. И напротив, конфронтация с Соединенными Штатами на первом этапе существования КНР в начале 1970-х годов трансформировалась в своеобразное стратегическое американо-китайское сотрудничество для противодействия СССР. Во второй половине 1980-х годов наблюдается формирование линии Китая на Равноудаленность от США и СССР с последующим дозированным сближением с Россией для противодействия односторонности американской политики. При всех этих поворотах Пекин стремился сохранить 1 ИА REGNUM. 2004. 20 декабря. На протяжении всей истории человечества при обсуждении вопросов, которые сегодня объединяются под рубрикой «международная безопасность», употреблялись термины «война» и «мир». Война рассматривалась как данность, неотъемлемая часть жизни человечества, нередко как зло, но неизбежное зло. Термин «безопасность» начал входить в активный оборот после окончания Первой мировой войны, когда впервые сложился широкий международный консенсус относительно того, что войны стали столь разрушительными, что во главу угла международных усилий должна быть поставлена задача предотвращения войн, т.е. задача обеспечения безопасности от них. Этот термин стал употребляться в документах Лиги Наций, например, в связи с разработкой концепции коллективной безопасности в Европе. С одной стороны, он использовался как синоним традиционных понятий мира или отсутствия войны. С другой — предполагал более широкую область, включающую достижение соглашений, выработку принципов, создание институтов и процедур, которые бы содействовали созданию условий для сохранения мира, противодействовали образованию предпосылок, способных привести к войне, т.е. включал в себя «профилактику» вероятности войны. [1] См.. напр.: Петровским В. Ф. Доктрина «национальной безопасности» в глобальной стратегии США. М.. 1980. [2] Современные международные отношения / Под ред. А. В. Торкунова. М„ 2000. С. 5. [3] Советская внешняя политика в голы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. М„ 1995. С. 5. [4] Эти заявления пяти официально признанных ядерных держав одобрены резолюцией Совета Безопасности ООН 984. принятой в апреле 1995 г. [5] В дальнейшем Иран вынужден был признать, что часть центрифуг для обогаще- н,1я Урана он приобрел в Пакистане, а эксперты МАГАТЭ смогли установить, что обнаруженные частицы высокообогашенного урана имеют пакистанское происхождение. [6] Присуждение в 2005 г. Нобелевской премии мира МАГАТЭ и его руководителю °хаммеду Эль-Барадеи существенно поднимает авторитет этого Агентства в глазах МиРовой общественности. ' Никитин А. И. Международные конфликты и проблемы миротворчества // Со- вРеменные международные отношения и мировая политика. М„ 2004. С. 409. [8] Кривчикова Э. С. Указ. соч. С. 60. [9] Роль п место России в военно-техническом сотрудничестве подробно анализируй ется в книге: Кузык Б.. Новичков Н„ Шварев В., Кенжетаев М„ Симаков А. Россия ^ мировом рынке оружия. М., 2001. [10] КНР, Индия, Пакистан не раскрывают данные о своих ядерных силах. Здесь приводятся оценки разведслужб и специалистов других стран. Противоракетная оборона (ПРО) представляет собой комплекс вооружений и мероприятий, призванных обнаруживать, перехватывать и уничтожать баллистические ракеты и их головные части. По задачам системы противоракетной обороны традиционно подразделяются на стратегические, призванные вести борьбу с баллистическими ракетами межконтинентальной и средней дальности (стратегическая ПРО), и театра военных действий (ПРО ТВД), призванные вести борьбу с баллистическими оперативно-тактическими ракетами меньшей и малой дальности. В годы холодной войны СССР и США разрабатывали и совершенствовали вооружения противоракетной обороны для перехвата баллистических ракет с ядерными боезарядами. Но уже в начале 1970-х годов обе стороны пришли к выводу, что полномасштабная стратегическая Про может существенно нарушать стратегическую стабильность и относительную предсказуемость ядерного сдерживания, базирующегося На постулатах взаимного гарантированного уничтожения. Возможное- т" перехвата с помощью ПРО большей части атакующих баллистиче- [11] С той поры определение «национальная» уже не используется в названии системы противоракетной обороны США. Видимо, это объясняется расширением задач и с°" става планируемой системы. [12] Арбатов А. Распространение ядерного оружия: Новые угрозы, новые решения // Ежегодник СИПРИ 2004. М.. 2005. С. 868. Для того чтобы понять нынешнее состояние военно-политической безопасности в Европе, необходимо еще раз вспомнить о роли, которую этот континент играл в вопросах войны и мира в новой и новейшей истории. На протяжении, по крайней мере, последних пяти столетий Европа являлась эпицентром самых крупных войн на континенте и регионом, страны которого оказывали мощное, часто определяющее влияние на развитие процессов в области безопасности в других частях мира. Континент сотрясали длительные и масштабные религиозные войны, войны за наследство корон, за передел территорий и сфер влияния, за господство на континенте. Европа была колыбелью двух самых кровопролитных мировых войн и центральным театром военного противостояния в годы холодной войны. Европейские колониальные державы вели завоевательные войны в Латинской Америке, в Африке, на Дальнем и Ближнем Востоке, влияли на интенсивность и характер войн в этих регионах. Сегодня можно утверждать, что европейский континент превращается в один из наиболее мирных регионов мира. При самом богатом воображении трудно представить вероятность в обозримой перспективе крупного вооруженного конфликта в Европе, хотя бы отдаленно напоминающего войны, которые сотрясали ее прежде. Серьезно сократились и масштабы проекции европейской военной силы на другие континенты. Другие регионы мира, в первую очередь Ближний и Средний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, «отобрали» у Европы роль эпицентра военно-политической напряженности, а Соединенные Штаты еще больше укрепили свои односторонние позиции центра глобального влияния на проблемы военно-политической безопасности в этих и других регионах мира. Таким образом, можно предположить, что европейская безопасность приобретает новое качество, отличное от того, которое было присуще ей в годы холодной войны, да и на протяжении всей истории функционирования Вестфальской системы. Вместе с тем было бы ошибочным рисовать исключительно радужную картину, не замечая тех угроз, которые сохраняются или появляются на самом европейском континенте ИЛИ при его взаимодействии с остальным миром. ! Барановский В. Г. Меняющаяся Европа // Современные международные отношения " мировая политика. С. 506-515. С подробным анализом этой проблематики под углом зре- "Ия отношений между США и европейскими странами можно также познакомиться в мо- н°графии: Троицкий М. А. Трансантлантический союз (1991-2004). М.. 2004. С. 144-213. [13] В некоторых российских публикациях слово common в названиях «Common European 0r«gn and Security Policy» и «Common European Security and Defense Policy» переводится Kai< «совместная», а не «общая». Отсюда нередки разнобой и в сокращениях. Исторически Балканы заслужили свое нарицательное название «пороховой бочки» как регион напряженности, разобщенности, конфликтности, которые периодически угрожали стабильности и безопасности всей Европы. Острый рецидив этих процессов при распаде СФРЮ и вспышке анархии в Албании в очередной раз поставил Балканы в эпицентр проблем европейской безопасности. Преодолеть самую острую фазу балканского кризиса 1990-х годов удалось в основном путем внешнего вооруженного и политического вмешательства в конфликт со стороны США и их западноевропейских союзников по НАТО. Российская стратегия мирного урегулирования балканской проблемы была востребована ими лишь частично как дипломатическое средство завершения фазы открытой вооруженной борьбы. Определение нынешней роли РФ в формировании новой системы европейской безопасности проходило под влиянием ряда крупных факторов. Крушение коммунизма, начато внутренних реформ в России и в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.019 с.) |