Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы ядерной стабильности в мировом масштабеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Расширение круга государств, обладающих ядерным оружием и средствами его доставки на все более дальние расстояния, повышение вероятности столкновения некоторых из них в региональных и локальных конфликтах с последующей ракетно-ядерной эскалацией, объективная неопределенность, возникающая в результате одностороннего создания и развития противоракетной обороны, сохранение материальной базы и психологической инерции логики сдерживания по принципу взаимного гарантированного уничтожения — все это может опасно активизировать на время отошедшую сегодня на второй план, «дремлющую» угрозу ракетно-ядерной конфронтации. Высказываемые иногда утверждения относительно того, что расширение круга ядерных государств принуждает их к сдержанности в отношениях друг с другом, представляются обоснованными только частично. Действительно, обзаведение, например, ядерным оружием Индией и Пакистаном логически исключает возможность победы в конфликте между этими странами. Но при этом возрастает вероятность обоюдного поражения со страшными для всей Южной Азии и прилегающих регионов последствиями в результате вполне возможных ошибок и неправильной оценки действий противоположной стороны. Несмотря на то что в настоящее время складывается впечатление о более надежной стратегической стабильности, якобы существовавшей в годы холодной войны, на самом деле можно утверждать, что ядерную катастрофу удалось избежать не только благодаря теореме взаимного ядерного сдерживания, но и по счастливому стечению обстоятельств. Министр обороны США Роберт Макнамара в администрации президента Кеннеди сегодня признает, что «только удачное стечение обстоятельств предотвратило ядерную войну» во время Карибского кризиса 1962 г. 9 ноября 1979 г. на экранах трех американских командных пунктов одновременно появилась информация о большом числе советских МБР, запу-j щенных в направлении США. Стратегические ядерные силы были приведены в состояние немедленной готовности к ответному удару. Только позже выяснилось, что в центральный компьютер Пентагона по недосмотру, была введена дискета с учебной программой, имитирующей ракетное нападение со стороны Советского Союза. 3 июня 1980 г. компьютерные системы США выдали информацию об очередном советском ракетном нападении. Причиной оказался выход из строя одного из чипов электронной системы. 26 сентября 1983 г. советский космический аппарат системы преду прежде-', ния о ракетном нападении выдал информацию о пяти американских МБР «Минитмен», запущенных в сторону Советского Союза. Только хладно-' кровие дежурного офицера командного центра позволило отменить лож-' ную тревогу. Позже было выяснено, что причиной послужили солнечные блики, отразившиеся от облаков над шахтными пусковыми установками базы МБР в штате Монтана, которые аппаратура космического аппарата приняла за запуск ракет. 25 января 1995 г. российская система предупреждения о ракетном нападении выдала информацию о запуске в сторону российской территории баллистической ракеты с американской ПЛАРБ. Позже выяснилось, что на самом деле была запущена норвежская ракета-зонд для забора проб воздуха в рамках программы исследования северного сияния. Это только документально подтвержденные случаи ложных ракетно-ядерных тревог. К этому надо добавить, что президентский «ядерный чемоданчик» (американцы называют его «футбольным мячом») не всегда надежно «удерживал под контролем» применение ядерного оружия. Известно, что в годы холодной войны командиры ПЛАРБ, находившихся на боевом дежурстве в океане, в определенных случаях имели возможность самостоятельно принимать решение о пуске БРПЛ. Еще большую самостоятельность в применении тактического ядерного оружия имели командиры сухопутных войсковых соединений во времена кризисов. Ядерные державы предпринимали шаги, ведущие к снижению вероятности случайного начала ядерной войны. Например, установлены и поддерживаются в готовности к использованию линии прямой связи между руководителями ядерных государств. Между РФ и США, РФ и Великобританией, РФ и Китаем достигнуты соглашения о взаимном ненацеливании ракет. О ненацеливании своих ракет заявляла и Франция. Эта процедура заключается в том, что в системы наведения баллистических ракет вводится «нулевое задание», которое призвано предотвратить несанкционированный пуск ракеты. Используют и другие способы блокирования пуска ракет по запланированным целям, в числе которых ввод целеуказаний по несуществующему объекту поражения. При этом следует учитывать, что смена целеуказаний с вводом координат нужной цели может быть проведена имеющими на это допуск специалистами за короткое время (в течение нескольких десятков секунд), как правило, дистанционно. Выработка «культуры» взаимного ядерного сдерживания между Москвой и Вашингтоном происходила на протяжении десятилетий, хотя даже с учетом накопленного опыта и в условиях существенного улучшения политических отношений вероятность случайного обмена ракетно-ядерными ударами полностью исключать нельзя. Новым ядерным государствам еще предстоит пройти длинный и опасный путь приобщения к такой «культуре» ядерного сдерживания. Ситуация усугубляется тем, что новые ядерные и «пороговые» государства находятся в состоянии повышенной военно-политической конфронтации друг с другом и с некоторыми из традиционных ядерных держав. Наиболее реалистичной задачей укрепления ядерной стабильности в мировом масштабе, наряду с совершенствованием режима нераспространения ядерного оружия, в настоящее время является предотвращение наращивания и модернизации уже существующих ядерных вооружений. Одним из наиболее эффективных инструментов для достижения этой цели могло бы стать вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Запрещение ядерных испытаний существенно осложняет создание надежного ядерного оружия, резко ограничивает его модернизацию. Однако методы компьютерного и лазерного моделирования, а также проведение «подкритических экспериментов» (когда ядерная реакция еще не наступает) позволяют проверять надежность уже существующих ядерных боезарядов. С 1945 г. было проведено 2049 ядерных испытаний. Из них США осуществили 1032 таких испытания, СССР — 715, Франция — 210, Китай — 47, Великобритания — 45, Индия — 6, Пакистан — 6. Иногда в процессе одного испытания взрывалось несколько ядерных зарядов. Как известно, в 1963 г. был подписан и вступил в силу Договор о запрещении испытаний в трех сферах (в атмосфере, в космосе и под водой). Разрешалось проведение ядерных испытаний только под землей. Первоначально Китай и Франция не присоединились к этому Договору и проводили испытания в атмосфере: Франция — до 1974 г., а Китай — до 1980 г. В 1974 г. между СССР и США был подписан Договор об ограничении мощности подземных ядерных взрывов (не более 150 кт). В 1990 г. СССР заявил об одностороннем моратории на проведение ядерных испытаний. После распада СССР Россия подтвердила приверженность этому мораторию. Великобритания ввела аналогичный мораторий в 1991 г., США — в 1992 г. Франция и Китай провели последние ядерные Испытания в 1996 г. и присоединились к мораторию. Многосторонние переговоры о запрещении ядерных испытаний велись в Женеве в рамках Конференции по разоружению, которая является единым многосторонним форумом международного сообщества для ведения переговоров по разоружению. В 1996 г. Договор о всеобъемлющ щем запрещении ядерных испытаний был открыт для подписания. В от- личие от ранее заключенных договоров, ДВЗЯИ запрещает ядерные взрывы во всех средах, в том числе и под землей, а также устанавливает «нулевой порог» мощности таких взрывов. Именно поэтому он называется «всеобъемлющим». Договор предусматривает международную систему контроля с использованием более 330 станций наблюдения, расположенных в 90 странах, а также инспекций на местах. Он может вступить в силу только при условии, что к нему присоединятся все страны, потенциально способные проводить ядерные испытания. В качестве таковых были обозначены 44 страны, в которых имелись исследовательские реакторы и атомные электростанции. Три страны из этого списка (Индия, Пакистан и Северная Корея) отказались подписать Договор. Еще восемь государств подписали, но пока не ратифицировали Договор. Великобритания, Франция, РФ, КНР подписали и ратифицировали ДВЗЯИ. Как отмечалось, в начале мая 1998 г. Индия провела серию подземных ядерных испытаний, С двухнедельным отставанием подземные ядерные испытания осуществил и Пакистан. Однако вскоре после этого и Индия, и Пакистан объявили о том, что они намерены воздерживаться от дальнейших ядерных испытаний. Появились признаки того, что оба эти государства могут присоединиться к ДВЗЯИ, что существенно ограничило бы гонку ядерных вооружений между ними. Самым серьезным ударом по перспективам вступления ДВЗЯИ в силу был отказ Сената США от его ратификации. Договор был подписан президентом Клинтоном еще в 1996 г., но стал предметом ожесточенной борьбы между демократами и республиканцами. Помимо возражений, продиктованных партийными мотивами, республиканцы утверждали, что предусмотренная Договором международная система мониторинга не позволит надежно проконтролировать ядерные испытания, близкие к «нулевой мощности», а, кроме того, полный отказ от испытаний не может обеспечить высокий уровень уверенности в безопасности и надежности американского ядерного оружия по мере того, как будет истекать срок его службы. После прихода в Белый дом администрации Буша- младшего Соединенные Штаты как бы сняли с повестки дня вопрос о ратификации ДВЗЯИ. В 2001 г. они даже отказались участвовать в международной конференции по содействию вступлению Договора в силу- По мнению многих экспертов, действительной причиной отказа республиканцев ратифицировать ДВЗЯИ стали планы разработки новых видов ядерных вооружений, в частности, боеприпасов для уничтожения укрепленных бункеров, находящихся глубоко под землей. Не следует исключать и того, что ядерные испытания могут потребоваться Соединенным Штатам в будущем для создания элементов системы противоракетной обороны, которые могут применять ядерные средства поражения. Такая позиция одной из ведущих ядерных держав является существенным препятствием на пути полного запрета ядерных испытаний и крайне негативно скажется на режиме нераспространения ядерного оружия. Затормозилось и начавшееся было в 1995 г. продвижение к договору о запрещении производства расщепляющегося материала для военных целей. За последнее десятилетие членам Конференции по разоружению не удалось договориться даже о повестке дня ее работы. Это означает отсутствие глобальной интегрированной структуры для переговоров по контролю над ядерными вооружениями. Таким образом, можно констатировать, что в той области международной безопасности, которая определяется ракетно-ядерными вооружениями, происходят разновекторные процессы. Радикально сокращаются российские и американские вооружения такого рода. Одновременно не удается предотвратить поступательного расширения круга государств, располагающих ядерными и ракетными вооружениями. Стратегическая ситуация в этой области может быть еще больше дестабилизирована созданием систем противоракетной обороны. «Кардинально важный вывод, — пишет член-корреспондент РАН А.Г.Арбатов, — состоит в том, что на новом этапе ядерной безопасности в начале XXI в. "центральное", или "вертикальное", ядерное разоружение неразрывно переплетается с "периферийным", или "горизонтальным", разоружением, т.е. нераспространением ЯО — и по существу сливается с ним»[12]. На этом основании один из ведущих российских исследователей по проблемам международной безопасности приходит к выводу о необходимости комплексного подхода к решению задачи укрепления ядерной стабильности в мировом масштабе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.01 с.) |