Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль над обычными вооружениями
Приведение сферы обычных вооружений и оснащенных ими вооруженных сил в соответствие с новыми условиями на завершающем этапе холодной войны началось с Европейского региона, где такое противостояние достигло наивысшего по сравнению с другими регионами уровня. Ключевым в этом процессе стало подписание 19 декабря 1990 г. в Париже Между государствами—участниками Варшавского договора и государства- Ми— участниками НАТО Договора об обычных вооруженных силах в Евро- Пе (ДОВСЕ). Цель этого Договора заключаюсь в том, чтобы сократить Уровни вооружений, устранить возможность неожиданного нападения и Осуществления крупномасштабных наступательных операций. Все предыдущие переговоры, которые велись по этой проблематике в годы холодной войны, наталкивались на ряд серьезных препятствий. Предметом таких переговоров была ограниченная зона Центральной Европы, где концентрировалась основная часть ударных группировок ОВД и НАТО. Но за пределами возможных сокращений в таком случае оставались «вторые стратегические эшелоны», которые были дислоцированы в тыловых районах, но могли быть быстро переброшены в зону боевых действий. В ходе выработки ДОВСЕ было принято принципиальное решение распространить сокращения на территории государств- участников ОВД и НАТО в Европейском регионе от Атлантики до Урала. Неевропейские члены НАТО — США и Канада — являются полноправными участниками Договора, хотя его положения распространяются только на их вооруженные силы, дислоцированные на территории европейских стран-участниц. Европейские государства, не входившие в эти военно-политические союзы, в Договоре не участвовали. Регион действия ДОВСЕ был разделен на четыре зоны. Первые три зоны строились по принципу «матрешки», по которому каждая предыдущая зона входила в более широкую следующую зону. К первой зоне, получившей название «Центральная Европа», были отнесены Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург (на стороне НАТО), Польша, Венгрия, Чехословакия (на стороне ОВД). Вторая зона, обозначенная как «расширенная Центральная Европа», включала первую зону, а также Францию, Великобританию, Италию, Данию (на стороне НАТО) и западные военные округа СССР — Прибалтийский, Белорусский, Прикарпатский, Киевский (на стороне ОВД). Третья зона, обозначенная как «расширенная Центральная Европа с тыловым районом», включала первую и вторую зоны, а также Испанию, Португалию (на стороне НАТО), Московский и Приволжско-Уральский военные округа СССР (на стороне ОВД). Наконец, была определена «фланговая зона», которая состояла из северного и южного районов — соответственно Норвегия, Исландия (на стороне НАТО), Ленинградский военный округ (на стороне ОВД) и Турция, Греция (на стороне НАТО), Болгария, Румыния, Одесский, Северо-Кавказский, Закавказский военные округа (на стороне ОВД).
За годы холодной войны между ОВД и НАТО сложилась существенная асимметрия противостоящих вооруженных группировок. Например, по танкам и артиллерии группировка ОВД превышала группировку НАТО более чем в два раза. Такая диспропорция сложилась и сохранялась Востоком как «компенсация» за отставание СССР в первые годы холодной войны по ядерным вооружениям и средствам их доставки. Н* предшествовавших заключению ДОВСЕ переговорах ОВД настаивала на равных сокращениях обеими сторонами. НАТО с этим согласиться не могла, поскольку такая формула сокращений только усугубила бЫ i сложившийся дисбаланс. В ходе подготовки ДОВСЕ было достигнуто принципиальное согласие о сокращениях вооружений обеими сторонами до равных уровней. Также было решено, что сокращению подлежат пять наиболее дестабилизирующих категорий тяжелых обычных вооружений: танки, боевые бронированные машины (ББМ), артиллерия калибра 100 мм и более, боевые самолеты (фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО), ударные вертолеты (имеющие управляемое оружие). Ограничивались также и некоторые виды военной техники, например танковые мостоукладчики. Суть ДОВСЕ заключалась в том, что для каждой группы государств, представлявших, соответственно, членов НАТО и ОВД, в каждой из указанных выше географических зон вводились количественные потолки на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ). Боевые самолеты и вертолеты, учитывая возможность их быстрой переброски на большие расстояния, ограничивались равными совокупными потолками для обеих сторон не по отдельным зонам, а во всем регионе действия Договора. Договор содержал ряд положений, регулировавших некоторое дополнительное количество складируемых вооружений, а также допустимость объявляемого кратковременного превышения потолков в конкретных зонах в ходе учений или при чрезвычайных ситуациях. Излишки ограничиваемых Договором вооружений и техники должны быть ликвидированы, переоснащены для использования в гражданских целях или переданы другим государствам до 1995 г. Организация проведения в жизнь положений Договора возлагалась на Совместную консультативную группу (СКГ). Для проверки исполнения обязательств предусматривалось проведение инспекций на местах.
Но вскоре после подписания ДОВСЕ стратегическая ситуация в Европе претерпела кардинальные изменения. Распалась Организация Варшавского договора, а затем и Советский Союз. Предусмотренные Договором сокращения пришлось перераспределять между индивидуальными его участниками, число которых после формирования новых независимых государств возросло до 30. Из новых независимых государств, образовавшихся в зоне действия ДОВСЕ, не приняли на себя обязательства по Договору Латвия, Литва и Эстония. В последующее после заключения ДОВСЕ десятилетие его реализация столкнулась и с другими трудностями. В силу экономических причин затягивались сроки сокращений некоторыми государствами излишних °ДВТ. Одно из самых серьезных противоречий вызвала проблема огра- Ничений в «фланговой зоне», особенно в ее южной части. Задачи борьбы с Чеченским сепаратизмом, а затем и терроризмом требовали концентрации Россией на юге дополнительных тяжелых обычных вооружений, что пришло к превышению договорных количественных потолков, определенных Дчя южного района фланговой зоны. Против этого особенно активно возражала Турция. Серьезные проблемы для России и ряда других новых независимых государств возникли несколько позже в связи с планами расширения НАТО, когда новые члены альянса требовали для себя повышенных потолков. Большим испытанием было и резкое охлаждение отношений между Россией и НАТО в связи с косовским кризисом. А Тем не менее участникам ДОВСЕ в целом удалось преодолеть эти трудности и реализовать предусмотренные Договором сокращения. К 1 января 1999 г. они уничтожили или переоборудовали для гражданских нужд 51 700 ОД ВТ, причем многие участники сократили свои запасы до более низких уровней, чем предусматривалось договорными условиями. Удалось добиться компромиссного решения проблемы фланговых ограничений. Вместе с тем назревала необходимость документального закрепления новых реалий ДОВСЕ и дальнейшего продвижения по намеченному этим Договором пути. 19 ноября 1999 г. в Стамбуле были подписаны Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе и Заключительный акт конференции государств—участников ДОВСЕ. Основные положения Соглашения об адаптации сводятся к следующему. Соглашение закрепляло для каждого из участников два индивидуальных потолка; территориальный и национальный. В национальные потолки, кроме наземных категорий ОДВТ, были включены также самолеты и вертолеты, но они не лимитировались территориальными потолками. Иностранные ОДВТ могли постоянно размещаться на территории каждого государства с его явно выраженного согласия и в счет заполнения «зазора» между определенным для него территориальным уровнем и реальным наличием ограничиваемых Договором национальных вооружений и техники. Для США и Канады были закреплены лишь национальные потолки, поэтому их ОДВТ размещаются на территориях других стран—участниц НАТО за счет заполнения этого «зазора». Соглашение допускает повышение национальных потолков, но оно должно компенсироваться соответствующим добровольным понижением национальных потолков в той же категории ОДВТ одного или нескольких других участников ДОВСЕ.
Совокупные национальные потолки для России остались неизменными. При этом «фланговая зона» РФ была сокращена территориально за счет исключения из нее Псковской области на севере, Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской области на юге. Россия получила также право на увеличение числа боевых бронированных машин в регулярных частях в этой новой «фланговой зоне», а также на дополнительное временное развертывание там танков и артиллерийских систем^ Соглашением об адаптации предусматривалось совершенствование режима информационных обменов и взаимных проверок. Увеличива?) лось число ежегодных проверок для каждой страны. Соглашение должно было вступить в силу после его ратификации всеми 30 участниками Договора. После этого к Договору могли присоединиться другие европейские государства, не являющиеся до сих пор его участниками. О намерении присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, например, заявила Финляндия. Но на пути ратификации Соглашения об адаптации возникло несколько препятствий. Некоторое время России не удавалось уложиться даже в новые более благоприятные фланговые ограничения на юге страны. Это объяснялось боевыми действиями в Чечне. Но в январе 2002 г. РФ уведомила о завершении сокращений ОДВТ на Северном Кавказе до согласованных фланговых потолков. Инспекции подтвердили выполнение Россией своих обязательств, и проблема выполнения фланговых ограничений, которая выдвигалась рядом стран в качестве причины отказа от ратификации Соглашения, наконец была снята. К принятому в Стамбуле Заключительному акту конференции государств—участников ДОВСЕ были приложены российско-грузинское и российско-молдавское заявления о выводе российских ОДВТ с территории этих государств. Эти заявления, равно как и другие политические обязательства ряда государств относительно снижения или отказа от пересмотра потолков ОДВТ, рассматриваются как часть пакета, формирующего единый режим обновленного ДОВСЕ.
Российско-грузинское заявление содержало обязательство России понизить к концу 2000 г. уровни своих ОДВТ на грузинской территории до уровня эквивалента бригады. Предусматривалось, что российские ОДВТ, дислоцированные в Вазиани и Гудауте, а также на ремонтных объектах в Тбилиси, должны быть выведены, а сами базы демонтированы и закрыты к середине 2001 г. Грузия согласилась предоставить России право на временное размещение ее ОВДТ на двух базах — в Ахалкалаки и Батуми. Предусматривалось также, что переговоры о сроках функционирования российских баз в Алхакалаки и Батуми будут завершены в течение 2000 г. Российские базы в Вазиани и Гудауте были закрыты. Не выполненным оставалось лишь положение о завершении переговоров о сроках и порядке вывода оставшихся российских баз в Ахалкалаки и Батуми. Российская сторона неоднократно заявляла, что сохранившиеся разногласия относительно сроков и порядка вывода этих двух остающихся баз не имеют прямого отношения к положениям обновленного ДОВСЕ и не могут являться основанием для отказа Какого-либо из государств от ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ. В 2005 г. переговоры между Москвой и Тбилиси завершились соглашением о выводе российской техники, личного состава, закрытии баз в Ахалкалаки и Батуми в 2008 г., а также об условиях пребывания Российских вооруженных сил в этот период. В августе 2005 г. начался Процесс практического вывода техники. Российско-молдавское заявление содержало обязательство вывести и/или уничтожить российские ОДВТ, которые еще оставались в При, днестровье. В 2002 г. РФ выполнила эти обязательства. Сохраняющиеся между Россией и Молдавией разногласия находятся вне поля адапти*1 рованного ДОВСЕ и касаются Оперативной группы российских войск численностью примерно 2500 человек, остающейся в Приднестровье после вывода оттуда 14-й российской армии. Как известно, в 1994 г. Молда-4 вия, согласно своей новой Конституции, провозгласила постоянный нейтралитет и с тех пор отказывается предоставлять свою территорию для"; размещения войск иностранных государств. РФ неоднократно заявляла о готовности вывести свой контингент, «если для этого будут обеспечены необходимые условия». В первую очередь это касалось всеобъемлющего политического урегулирования проблемы сепаратистского Приднестровского региона, на территории которого и находится российская Оперативная группа. РФ признает суверенитет Молдавии над Приднестровьем и предлагает свое посредничество в таком урегулировании. Одним из положений плана урегулирования было создание постоянной российской военной базы близ Тирасполя. Молдавия по-прежнему настаивает на выводе всех иностранных войск со своей территории. И в этой ситуации РФ подчеркивает, что сохраняющиеся разногласия никак не связаны с вопросом о ратификации адаптированного ДОВСЕ.
Соглашение об адаптации ДОВСЕ ратифицировано Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Россией. Другие государства, в первую очередь члены НАТО, отказывались это сделать, увязывая свою ратификацию Соглашения с решением указанных российско-грузинских и российско-молдавских разногласий. При этом все признают, что РФ в полной мере выполнила все обязательства, предусмотренные положениями как ДОВСЕ, так и Соглашения о его адаптации. Неоднократные призывы РФ к другим участникам ДОВСЕ ратифицировать Соглашение об адаптации по состоянию на 2005 г. оставались без ответа. Такая ситуация влечет за собой ряд отрицательных моментов. Прежде, всего, это касается присоединения к ДОВСЕ государств, которые не явлЯ-. ются его членами. В наиболее острой форме эта проблема возникла при приеме в НАТО балтийских государств. Как уже отмечалось, в 1991 г. при провозглашении независимости Латвия, Литва и Эстония не присоединились к ДОВСЕ. Размеры вооруженных сил этих государств незначительны, но нахождение их вне поля Договора теоретически открывает возможность размещения на их территории существенных контингентов иностранных войск. РФ настаивала на присоединении этих государств^ ДОВСЕ до их вступления в НАТО. В свою очередь Рига, Вильнюс и Таллин заявили о своей готовности присоединиться к ДОВСЕ, но лишь после вступления в силу Соглашения о его адаптации. Адаптированный режим ДОВСЕ подвергся определенному напряжению в связи со второй волной расширения НАТО. Эту ситуацию удалось урегулировать после обязательств НАТО не развертывать в широких масштабах и на постоянной основе иностранные вооруженные силы на территории своих новых членов. Тем не менее можно констатировать, что действующий сегодня режим адаптированного ДОВСЕ является самым продвинутым в мире режимом такого рода. Он не только существенно сократил самые дестабилизирующие обычные вооружения и снизил вероятность неожиданного крупномасштабного нападения в Европе, но и способствовал укреплению взаимного доверия и сотрудничества в других областях. Плодотворно проходили переговоры во исполнение Венского договора от 1999 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе, регулярно проводятся семинары высокого уровня по военным доктринам. Существенным продвижением явилось конструктивное обсуждение проблем европейской и глобальной безопасности в рамках созданного в 2002 г. Совета Россия—НАТО. С 1 января 2002 г. вступил в силу подписанный еще в 1992 г. Договор по открытому небу, регламентирующий открытие воздушного пространства государств-участников для невооруженных наблюдательных полетов. Зона применения этого Договора простирается от Ванкувера в восточном направлении до Владивостока. В других регионах мира режимы контроля над обычными вооружениями развивались значительно медленнее и носили менее радикальный характер. В 1996 г. в рамках тогда еще «Шанхайской пятерки» было достигнуто Соглашение между Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном (как объединенной стороной) и Китаем по укреплению мер доверия в военной области в приграничном районе. В 1997 г. эта же «пятерка» подписала Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничном районе. Предметом договоренностей является стокилометровая зона, примыкающая к границе между Китаем и четырьмя Другими участниками Соглашений. В отличие от европейского режима обмен информацией по указанным Соглашениям является конфиденциальным. Меры доверия применительно к обычным вооружениям обсуждаются в рамках Регионального форума АСЕАН, а также в структурах Организации американских государств. Принятый в 1998 г. Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКО- °АС) мораторий на импорт, экспорт и производство легких вооружений оказался в значительной степени малоэффективным. 8*2. Запрещение противопехотных мин а не просто об ограничении целой категории вооружений. Кроме того,', инициатором этого процесса стали общественные неправительственные организации. Международная кампания за запрещение противопехотных мин и ее координатор канадская домохозяйка Джоди Уильяме были удостоены Нобелевской премии мира за 1997 г. Движение за запрещение противопехотных мин сочетало в себе аспекты традиционного контроля над вооружениями и гуманитарного подхода к этой проблематике. Положение о запрещении мин содержалось в протоколе к принятой в 1981 г. Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретп-t ных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрез- мерные повреждения или имеющие неизбирательное действие. Ее часто называют Конвенцией о негуманном оружии. Но сравнительно узкий круг участников этой Конвенции и небольшая эффективность содержащихся там положений требовали создания отдельного и более радикального документа на этот счет. К середине 1990-х годов в мире было складировано около 250 млн противопехотных мин. Поля уже установленных мин насчитывали более 100 млн единиц. При этом ежегодно дополнительно устанавливалось около 2 млн противопехотных мин. Разминированию подвергалась лишь незначительная их часть. В результате ежегодно мины калечили или убивали около 25 тыс. человек, 90% которых — гражданские лица. Особенно высоким был процент пострадавших от мин детей. Ряд государств поддержал глобальное общественное движение за запрещение мин. Первым было канадское правительство, которое выступило организатором Международной конференции по стратегии полного запрета противопехотных мин в Оттаве, положившей начало «оттавскому процессу», в которой приняло участие большое число неправительственных организаций и представители нескольких десятков государств. Попытки некоторых правительств ограничить или затормозить этот процесс путем передачи вопроса о противопехотных минах межгосударственной Конференции по разоружению в Женеве результатов не дали. Все большее число государств было вынуждено присоединиться к «оттавскому процессу» под давлением собственной и международной общественности. 18 сентября 1997 г. в Осло был согласован текст Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Конвенция по ППМ). Конвенция определяет противопехотную мину как заряд, который предназначь* для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека и при этом выводит из строя, калечит или убивает одного и№ нескольких людей. Она не охватывает противотанковые и другие протИ- вотранспортные, а также противокорабельные мины. Разрешалось сохранение небольшого количества противопехотных мин для целей разработки методов обнаружения, разминирования и обучения этим методам. Все остальные запасы ППМ должны быть уничтожены не позднее, чем по истечении четырех лет после вступления Конвенции в силу. Все мины на минных полях, находящихся под юрисдикцией или контролем какого-то государства, должны быть уничтожены в кратчайшие сроки. Предусматривалось широкое международное сотрудничество по разминированию. Явным пробелом Конвенции является отсутствие в ней положений о проверке выполнения обязательств. Конвенция по ППМ вступила в силу в 1999 г. Ее подписали более 140 государств. К числу подписавших относятся все государства западного полушария, кроме США и Кубы, все страны НАТО, помимо Турции и США, большинство государств Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Но крупнейшие производители ППМ (Китай, Россия, США, Индия и Пакистан) по тем или иным причинам уклонились от немедленного присоединения к Конвенции. РФ приветствовала вступление в силу Конвенции по ППМ и выразила намерение присоединиться к ней позже. Многие наблюдатели полагают, что такая сдержанность объясняется событиями в Чечне, необходимостью обеспечения безопасности еще необорудованных участков российской государственной границы, а также хранилищ и мест дислокации ОМУ. США неоднократно заявляли о своем намерении прекратить использование мин за пределами Южной Кореи. При этом подавляющее большинство государств, не присоединившихся к Конвенции по ППМ, заявило о своем твердом намерении не передавать противопехотные мины другим странам и активно участвовать в международных усилиях по разминированию в других странах. В декабре 2004 г. Россия ратифицировала протокол к Конвенции о негуманном оружии, обязывающий уничтожить мины-ловушки, имеющие неизбирательное действие, а также мины, трудно поддающиеся разминированию. Одновременно был поставлен вопрос о необходимости выделения ассигнований для разработки мин новых конструкций. Международные операции по разминированию стали составной частью движения за запрещение противопехотных мин, поскольку только запрещение ППМ не сокращает число жертв и не облегчает восстановление земель для сельского хозяйства от уже установленных мин. Операции по разминированию осуществляются ООН и рядом международных неправительственных организаций за счет добровольных пожертвований государств и частных лиц. Наиболее активные работы ведутся на территории стран, переживших внутренние вооруженные конфликты, — 8 Афганистане, Анголе, Камбодже, Боснии и Герцеговине, Судане, Таджикистане и ряде других стран. Торговля вооружениями Вошедший в практику термин «торговля вооружениями» включает более широкое поле деятельности, чем простые акты купли-продажи. Сюда могут включаться любые передачи вооружений, в том числе безвозмездные в рамках военной помощи, послепродажное обслуживание, передача военных технологий для налаживания лицензионного производства, совместная разработка или модернизация и т.д. Все чаще весь этот комплекс взаимодействия обозначается как военно-техническое сотрудничество. Торговля вооружениями может преследовать различные цели. Например, получение коммерческой выгоды и поддержание собственного военно-промышленного комплекса. Кроме того, оказывая помощь союзникам и дружественным государствам, страны-поставщики способствуют продвижению своих национальных интересов в области международной безопасности и получают определенные возможности влияния i на поведение стран-получателей, особенно если материально-организационная база и обучение личного состава последних в большой степени ориентированы на вооружения из одной страны-поставщика. Страны- получатели приобретают вооружения за рубежом, поскольку их собственные военно-промышленные комплексы не могут производить определенные категории высокотехнологичных вооружений. В годы холодной войны при передаче вооружений доминирующими были военно-политические соображения, после ее окончания возрастает влияние коммерческого фактора. Международные ограничения на поставку вооружений участникам вооруженных конфликтов или в качестве санкций в отношении конкретных государств, поведение которых подрывает международную безопасность, могут вводиться по решению Совета Безопасности ООН. Такого рода эмбарго на поставки вооружений вводились против Ирака, противоборствующих сторон в Боснии и Герцеговине, участников конфликтов в Африке и других регионах. Иногда отдельные государства или группы государств вводят собственные односторонние ограничения на поставки вооружений тому или иному государству, поведение которого, по их мнению, требует таких ограничений. Например, в США и странах Европейского Союза действует запрет на торговлю вооружениями с Китаем, введенный после подавления выступлений студентов на площади Тяньанмынь в Пекине в 1989 г. После событий 11 сентября 2001 г. особое внимание уделяется вооружениям, которые могут попасть в руки террористов. Так, например, в ходе встречи в верхах в Братиславе в 2005 г. была достигнута российско-американская договоренность. об ужесточении контроля за поставками за рубеж переносных зенитно- ракетных комплексов (ПЗРК). После окончания холодной войны предпринимались попытки создания системы многостороннего экспортного контроля применительно к обычным вооружениям с целью ограничить передачи некоторых видов вооружений и разработать кодекс поведения в торговле вооружениями. Наиболее успешным является созданный в 1987 г. уже упоминавшийся Режим контроля над ракетной технологией. Хотя он в основном нацелен на предотвращение распространения ракетных носителей ОМУ. его соблюдение имеет ограничительный эффект и для передач носителей обычных боезарядов. В настоящее время актуальной является задача создания аналогичного режима по контролю над беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). В 1998 г. в рамках Европейского Союза был принят Кодекс поведения государств—членов этой организации в отношении экспорта вооружений. Но в целом, несмотря на неоднократные попытки найти взаимоприемлемые решения, ведущие к существенному ограничению или сокращению мировой торговли вооружениями, таких решений достичь не удалось. Большая часть рынка вооружениями функционирует на базе спроса и предложения, конкуренции между отдельными государствами, а также военно-политических мотивов, которыми руководствуется каждое из них. С 1992 г. многие государства начали ежегодно представлять отчеты о продажах и закупках вооружений в Регистр ООН. Но значительное число стран отказывается представлять такие отчеты. Ряд государств представляет неполные отчеты. С 1996 г. функционирует Вассенаарс- кая (по названию пригорода Гааги) договоренность по контролю за экспортом обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения. Это неформальное объединение более 30 государств, которые поставили задачу противодействия передаче согласованных товаров, которые могли бы подорвать региональную и международную безопасность. В основном это механизм для информационного обмена. Большие проблемы возникают с определением объемов торговли в стоимостном выражении, поскольку эти данные часто представляются в национальных валютах, а иногда и утаиваются, в том числе из соображений коммерческой тайны или секретности. Неопределенность усугубляется и неучтенностью объемов нелегальной торговли. Поэтому Данные об объемах торговли и межгосударственных потоках вооружений являются оценочными, хотя среди специалистов существует консенсус относительно общего порядка чисел в этой области. Наиболее часто цитируемыми являются данные, рассчитанные по методике СИПРИ. Своего пика торговля вооружениями достигла в середине 1980-х го- Дов. Ее объем превысил 40 млрд долл. После 1987 г. мировые поставки вооружений начали быстро сокращаться и к середине 1990-х годов дос- 3 * 30000 - 4 1 5 х 20 000 " = 1 5 5 10 000 - ^ р у = о 1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 - Годы Рис. 3. Динамика мировой торговли вооружениями, 1986-2003 гг. (поданным СИПРИ) тигли уровня, значение которого составляло примерно половину самого высокого показателя в годы холодной войны. Это было конкретным проявлением снижения напряженности биполярной конфронтации. В конце 1990-х годов наблюдалось временное повышение объема торговли вооружениями, но в 2000 г. он снова сократился, на этот раз до самого низкого уровня. В 2003 г. он составил 18 млрд 680 млн долл. В настоящее время наблюдается некоторое, хотя далеко не драматичное повышение объемов торговли вооружениями. Частично оно вызвано новым этапом модернизации вооружений во многих странах и повышением стоимости более технологичных систем. Это совпало также с продолжением активного процесса возвращения на мировой рынок вооружений России и повышением закупок рядом стран-получателей. Динамика мировой торговли обычными вооружениями наглядно представлена на графике (рис. 3). На фоне существенного снижения объемов международной торговли серьезно менялась как география международных потоков вооружений, место и роль его поставщиков, так и получателей (рис. 4 и 5). На всем протяжении после окончания холодной войны США продолжали лидировать в поставках вооружений на мировые рынки. Но при этом постоянно сокращались как абсолютные объемы продаж, так и доля Соединенных Штатов среди ведущих поставщиков. Существенно снизились объемы закупок американских вооружений европейскими членами НАТО, которые значительно сократили свои военные расходы после окончания холодной войны. Расширение НАТО и перевооружение новых членов по стандартам этой организации компенсировали это сокращение лишь частично. 2001 год стал годом, когда США уступили лидерство РФ в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами. В том году на США пришлось 24% мировых поставок основных видов обычных вооружений. В 2003 г. эта доля осталась неизмен-
Источник. Таблица 12А.2. Поставщики основных видов обычных вооружений. 1999-2003 гг. Ежегодник СИПРИ 2004. С. 503.
ной. Предварительные данные за 2004 г. свидетельствуют о том, что снова наметилась тенденция к увеличению доли США в мировых поставках вооружений. При этом Соединенные Штаты поставляют оружие большему числу стран, чем любой другой поставщик. Основными получателями оружия из США, в порядке занимаемых мест, были Тайвань, Египет, Саудовская Аравия, Турция, Япония, Великобритания, Израиль и Южная Корея. В последнее время США существенно смягчили экспортные ограничения на торговлю оружием. Вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. были отменены санкции в отношении Индии и Пакистана, введенные после того, как обе страны провели ядерные испытания в 1998 г. Изменилось и американское законодательство, согласно которому орудие и помощь запрещено предоставлять странам, управляемым адми- нистрациями, пришедшими к власти в результате военных переворотов; Однако односторонние ограничения на продажу американских воору, жений Китаю сохраняются. Доля России в торговле вооружениями после окончания холодной войны и распада СССР резко сократилась. Например, в 1994 г. на Рф приходилось только 4% общемирового объема поставок вооружений. Россия прекратила огромные поставки вооружений, которые в годы холодной войны Советский Союз производил большинству своих союзников и клиентов в «третьем мире» преимущественно безвозмездно илй в долг. Прекратились военно-технические связи с большинством бывших союзников СССР по Варшавскому договору. Но главным образом, сокращение объяснялось болезненными процессами, которые пережи4 вал военно-промышленный комплекс страны, а также переходом на коммерческие принципы торговли оружием[9]. Движение в сторону восстановления позиции РФ на мировых рынках вооружений наметилось в 1995 г. Было продолжено военно-техническое сотрудничество с Индией, Вьетнамом. Начало давать результаты восстановленное в 1990 г., после тридцатилетнего перерыва, военно-техничете! кое сотрудничество с Китаем. Налаживалась новая система поставок вооружений другим бывшим советским республикам, особенно в рамках. Договора о коллективной безопасности. Россия начала выходить на новые рынки, контракты на поставки вооружений заключались с новыми партнерами — Малайзией, Южной Кореей, некоторыми странами Персидского залива, Латинской Америки. Одновременно возникли новые проблемы. Ряд бывших советских республик, где сохранились производственные потенциалы по производству вооружений, а также наследовавших после распада Советского Союза большое число современных вооружений, начали самостоятельно выходить на зарубежные рынки, часто конкурируя с РФ. Так, например, Украина заключила крупный контракт на поставку Пакистану танков Т-80. В 2001 г. РФ вышла на первое место по объему военно-технического сотрудничества в мире. В том году на Россию пришлось 30,7% мировых поставок основных видов вооружений. В 2003 г. ее доля выросла до 38% Несмотря на определенное расширение географии военно-технического сотрудничества России, основными покупателями российских вооружений остаются Китай и Индия. Россия поставляет в Китай тяжелые истребители СУ-27 и СУ-30»| транспортные самолеты ИЛ-76, вертолеты КА-27, зенитные ракетные системы С-300, дизельные подводные лодки, эсминцы. Примерно такова же номенклатура поставок вооружений в Индию. Кроме того, Индия закупила у России крупную партию танков Т-90, а также авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Ведутся переговоры о сдаче в аренду Индии российских подводных лодок с ядерными энергетическими установками. По оценкам многих специалистов, концентрация потоков российских вооружений на рынках этих двух стран таит в себе определенные риски. Во-первых, Индия активно развивает свой собственный военно- промышленный комплекс. Кроме того, она все энергичнее закупает системы вооружений в других странах, прежде всего во Франции и Израиле. Наконец, отмена Соединенными Штатами эмбарго на поставки вооружений Индии может привести к обострению конкуренции российских и американских вооружений на индийском рынке. В 2005 г. Индия и США существенно расширили военно-техническое сотрудничество. В последнее время ряд стран Европейского Союза все настойчивее ставят вопрос об отмене запрета на военно-техническое сотрудничество с Китаем. В этом случае Россия может потерять по существу монопольные позиции на поставки высокотехнологичных вооружений на китайский рынок. Учитывая эти факторы, Россия предпринимает усилия по диверсификации контрагентов по военно-техническому сотрудничеству. Например, существенным прорывом была продажа истребителей МИГ-29 и СУ-30 Малайзии, возобновление военно-технического сотрудничества с Сирией, налаживание аналогичных связей с рядом государств Персидского залива, Иорданией, Венесуэлой и рядом других стран. По предварительным данным, за 2004 г. доля России в мировых поставках вооружений несколько сократилась.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.062 с.) |