Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы безопасности в «западном» субрегионеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ситуация в сфере военно-политической безопасности в «западном» субрегионе евразийского постсоветского пространства формируется под влиянием комплекса разнообразных факторов. На нее оказывает существенное влияние взаимодействие новых независимых государств, в том числе п России, с НАТО и ЕС. Вхождение Латвии и Эстонии в НАТО привело к существенному расширению границы непосредственного соприкосновения на суше НАТО и России, продвижению ее на восток. Вступление в НАТО Литвы сделало более протяженной границу между НАТО, Белоруссией и Калининградской областью. Изменилось геостратегическое положение Калининградского особого района. Дестабилизирующим фактором является отсутствие договоров о границе России с Латвией и Эстонией. НАТО воздерживается от передислокации крупных военных формирований в балтийские страны, ограничиваясь направлением туда нескольких самолетов из других стран альянса для патрулирования нового сегмента его воздушного пространства. Но российская сторона не может игнорировать тот факт, что намерения НАТО могут измениться. Однако возможность наращивания сил НАТО в этих трех балтийских странах будет ограничена положениями адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в случае присоединения их к этому Договору. Отношения между НАТО и Россией регулируются механизмом Совета Россия — НАТО, в рамках которого отрабатывается сотрудничество в воздушном пространстве, в области тыла и материально-технического обеспечения, по вопросам противоракетной обороны, спасания экипажей аварийных подводных лодок и др. Россия и НАТО принимают участие в совместных учениях, которые регулярно проводятся в рамках программы «Партнерство ради мира». Военно-политическое взаимодействие между Россией и ЕС определяется «Дорожной картой» по общему пространству внешней безопасности, одной их четырех «дорожных карт», утвержденных на саммите Россия—ЕС в Москве 10 мая 2005 г. Приоритетными определены следующие направления: усиленный диалог и сотрудничество на международной арене; борьба с терроризмом; нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режима экспортного контроля и разоружение; сотрудничество в кризисном регулировании; сотрудничество в области гражданской защиты. Последнее направление имеет в виду сотрудничество в целях содействия развитию общего потенциала реагирования на катастрофы и чрезвычайные ситуации. Особое внимание планируется уделять обеспечению международной стабильности, в том числе в регионах, прилегающих к границам России и Европейского Союза. Дополнительную напряженность ситуации в этом субрегионе создает политический остракизм Минска со стороны ЕС и НАТО по проблемам прав человека. Вместе с тем Белоруссия имеет особые отношения с Россией. Это вытекает из положений заключенного в 1999 т. Договора о создании Союзного государства (хотя еще и не реализованного в полном объеме на практике), а также из взаимных обязательств в рамках ОДКБ. Помимо этого, Россия располагает в Белоруссии двумя военными объектами. Это радиолокационная станция «Волга» системы предупреждения о ракетном нападении под городом Барановичи, а также узел связи военно-морских сил близ Вилейки, который обеспечивает связь с российскими кораблями в районе Северной Атлантики. Регулярные совместные учения проводятся в составе российско-белорусской войсковой группировки, сил ПВО. Важным фактором развития ситуации в сфере безопасности в «западном» субрегионе является Украина, второе по военной мощи после России государство на евразийском постсоветском пространстве. С момента распада СССР отношения между Украиной и Россией характеризовались одновременно элементами сотрудничества и конфликтности. Трудно проходило решение вопросов о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, пунктах базирования его российской части в Севастополе. В конце 1990-х годов наметился период нормализации российско-украинских отношений, в том числе и в сфере военно- политической безопасности. Был согласован вопрос о разделе Черноморского флота. Примерно 80% кораблей отошло к России. 31 мая 1997 г. был подписан российско- Украинский Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, в кото- Ром зафиксировано отсутствие претензий друг к другу, в том числе и территориальных, что означало завершение спора о принадлежности Крыма. В 2003 г. эти положения были подкреплены российско-украинским Договором о государственной границе, определившим линию совместной сухопутной границы. Параллельно с «большим» договором 20-7451 1997 г. были подписаны Соглашения об использовании российской стороной пунктов базирования в Крыму Черноморского флота и других военных объектах. Соглашение о военно-морской базе РФ в Крыму действует до 2017 г. Россия также получает информацию с двух РЛС «Днепр» (в Мукачево и Севастополе) для CI1PH. Обслуживают эти станции украинские военнослужащие, а эксплутационные расходы делятся примерно поровну между Москвой и Киевом. С момента провозглашения независимости Украина проводила многовекторную политику, в основе которой лежала задача обеспечения самостоятельности, в том числе и в военно-политических вопросах. Отношения с НАТО регулировались в рамках Совета Украина—НАТО. Республика принимала активное участие в программе «Партнерство ради мира». Ограниченный украинский контингент был направлен для прохождения службы в составе коалиционных сил в Ираке. Одновременно появились сообщения о том, что вопреки действовавшим международным санкциям Украина продала режиму Хусейна радиолокационную систему «Кольчуга», которая используется в системе противовоздушной обороны. Вместе с тем не прекращались военно-политические контакты с Россией и другими ННГ. Хотя Украина не вошла в ОДКБ, ее взаимодействие в рамках СНГ продолжается. Многие наблюдатели отмечали активное маневрирование руководства Украины между НАТО и Россией, что объяснялось в первую очередь внутриполитическими и экономическими проблемами. Надо сказать, что такое маневрирование прежнего украинского руководства чаще всего вызывало раздражение и на западе, и на востоке. Особой остроты вопросы дальнейшей ориентации политики Украины в сфере военно-политической безопасности достигли в ходе последних президентских выборов. В 2005 г. новое руководство Украины сделало значительно больший акцент на стремлении интегрироваться в структуры НАТО и ЕС. Вместе с этим Киев подтвердил приверженность взятым на себя военно-политическим обязательствам в отношениях с Россией, в частности по соглашению о базировании Черноморского флота на Крымском полуострове до 2017 г. Ряд специалистов считает, что присутствие российской базы в Крыму закрывает путь присоединения Украины к НАТО. Действительно, одним из условий приема новых членов НАТО является отсутствие баз других государств на их территории. Но еще одним условием для кандидатов в члены НАТО являлось предварительное решение ими территориальных вопросов с соседями, что, однако, не помешало НАТО принять в свой состав Латвию и Эстонию до подписания ими договоров о границе с Россией. Решение о вступлении Украины в НАТО скорее зависит от стратегического выбора этой организации и от достижения политического консенсуса относительно такого шага самой Украиной, особенно населением в ее восточных и южных регионах. Существенное влияние на развитие ситуации в этом субрегионе оказывает неурегулированность внутреннего Приднестровского конфликта в Молдавии. Руководство этой страны все чаще обвиняет Москву в недостаточно энергичном давлении на руководство сепаратистов Приднестровья и в сохранении Оперативной группы российских войск на этой территории. В надежде продвинуть решение этого вопроса Кишинев все громче заявляет о своей преимущественной ориентации на западные структуры. Еще одним фактором такого разворота молдавской внешнеполитической линии явилось вступление соседней этнически близкой Румынии в НАТО, а также изменение внешнеполитического вектора нового руководства Украины. В последнее время Киев все активнее пытается выступать в качестве посредника в урегулировании Приднестровского конфликта. После урегулирования вопроса о выводе российских баз из Грузии проблема присутствия Оперативной группы российских войск в Приднестровье (около 1,5 тыс. военнослужащих) может оказаться единственной причиной или поводом отказа западных стран ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.014 с.) |