Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы безопасности в кавказском субрегионеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование пространства безопасности в этом субрегионе также определялось рядом различных по содержанию и направленности факторов. Большое влияние оказал то обострявшийся, то затухавший более чем десятилетний конфликт в Чечне, его воздействие на отношения России с ННГ Закавказья, а в определенной степени и на отношения России с рядом ведущих внерегиональных держав и организаций. До настоящего времени задачи антитеррористической операции в Чечне и борьбы с религиозным экстремизмом в других республиках Северного Кавказа остаются основными практическими направлениями обеспечения безопасности России в этом субрегионе. Большое значение имеют неурегулированные конфликты и существование непризнанных сепаратистских образований на территории Грузии и Азербайджана. События в Абхазии. Южной Осетии, вокруг Нагорного Карабаха оказывают серьезное влияние на политику в сфере безопасности Грузии, Азербайджана, Армении, на их взаимодействие с Россией, другими ННГ п внерегиональными державами. Наиболее развитыми и кооперативными в этом субрегионе являются отношения в военно-политической сфере между Россией и Арменией. Оба государства являются членами ОДКБ, их вооруженные силы составляют южную войсковую группировку. Россия располагает военной базой на территории Армении. На 102-й военной базе в Гюмри и Эребуни дислоцируется 127-я мотострелковая дивизия и ряд других подразделений ВС РФ. Россия является главным партнером Армении в военно-техническом сотрудничестве, которое имеет крупные для субрегиона масштабы. Армения активно участвует в совместных с Россией учениях в рамках южной военной группировки, а также в рамках ОС ПВО СНГ. При этом следует отметить некоторые особенности в подходе Армении к военно-политическому сотрудничеству с Россией, о чем, например, откровенно говорил на «круглом столе» «Южный Кавказ: Проблемы региональной безопасности» в конце 2004 г. министр обороны страны Серж Саркисян, который отмечал стремление «сопрягать относительно синхронное пропорциональное развитие» политики Армении в евро-атлантическом направлении со стратегическим партнерством с Россией, развитием сотрудничества в рамках ОДКБ. «Следуя принципам политики комплиментаризма (взаимодополняемости), — уточнил он, — необходимо отметить, что отношения с НАТО будут развиваться до тех пор, пока между нашими обязательствами в рамках ОДКБ и НАТО не возникнут достойные внимания противоречия. В данном контексте считаю долгом указать на тот факт, что Устав ОДКБ не ограничивает возможности сотрудничества с другими государствами и международными организациями. В то же время, учитывая принципиальное сближение позиций ОДКБ—НАТО по целому ряду вопросов, наличие общих угроз и проблем, считаю, что возможности развития сотрудничества Армении с НАТО весьма обширны. То есть, можно сказать, что сотрудничество в рамках ОДКБ с НАТО взаимодополняют друг друга, что создает дополнительные гарантии безопасности как для Армении, так и для региона»'. Стремление «сопрягать» подходы к Армении и Азербайджану предпринимает и Россия, хотя это более сложная задача. Как известно, в результате вооруженного конфликта территория Нагорного Карабаха и других шести административных округов Азербайджана, вместе составляющих 20% его территории, находится под контролем карабахских войск. Лачинский коридор связывает Нагорный Карабах с Арменией. Ереван отрицает присутствие своих вооруженных сил на территории Азербайджана. Баку же обвиняет Армению в агрессии и оккупации своей территории. С момента соглашения о прекращении огня в мае 1994 г. общая военная ситуация остается практически замороженной. Усилия Минской группы государств, созданной в 1992 г. в рамках ОБСЕ в целях политического урегулирования конфликта, результатов не дали. Азербайджан выступает против российско-армянского сотрудничества, особенно против поставок российских вооружений Еревану. Расчеты на коллективную помощь в урегулировании Карабахской проблемы обусловили присоединение Азербайджана в 1993 г. к ДКБ, а не реализовавшиеся надежды явились одной из причин выхода его из Договора. Но в то же самое время Баку и Москве удается избегать политической конфронтации в этой связи. Больше того, между двумя государствами была достигнута договоренность об аренде Россией РЛС «Дарьял» в Габале, доставшейся Азербайджану в наследство после дезинтеграции Советского Союза. Эта РЛС входит в контур системы предупреждения о ракетном нападении космических войск ВС РФ. Довольно позитивной в целом остается и позиция Баку по отношению к конфликту в Чечне. Одновременно Баку также пытается проводить многовекторную политику. Большое внимание уделяется контактам с США и Европейским Союзом. Это объясняется попытками заручиться их помощью в урегулировании Карабахской проблемы. Кроме того, между США, ЕС, Азербайджаном, Грузией и Турцией существует общность интересов относительно обеспечения безопасности трубопровода Баку — Грузия — Джейхан (Турция). США также заинтересованы в сотрудничестве с Азербайджаном на случай обострения ситуации вокруг Ирана. А у Тегерана, в свою очередь, непростые отношения с Баку из-за раздела нефтеносных районов в южной части Каспийского моря, а также с учетом его традиционных связей с азербайджанским населением северного Ирана. Напряженность в отношениях с Ереваном является одной из причин возрастающего сотрудничества между Баку и Анкарой. Армения, в свою очередь, акцентирует внимание на взаимодействие с Ираном. Большое влияние на развитие ситуации в субрегионе в последнее время оказывает Грузия. Это объясняется более определенной переориентацией нового грузинского руководства на взаимодействие с евро- атлантическими структурами, Украиной, Молдавией, активизацией курса на вывод российских баз с территории страны, усилением нажима на самопровозглашенные сепаратистские образования в Абхазии и Южной Осетии. В последнее время Грузия предприняла усилия и повысила финансирование для модернизации, а по существу, по кардинальной реорганизации своих вооруженных сил. Существенную помощь в этом ей оказали Соединенные Штаты, направившие в страну группу военных советников. Новое политическое руководство страны, пришедшее к власти после «революции роз», более определенно, чем прежнее руководство, взяло курс на тесное взаимодействие с США, НАТО, ЕС. Другой стороной этого стратегического курса было решение об активизации требований о закрытии российских военных баз. По версии грузинской стороны ее согласие на учреждение четырех российских баз на территории Грузии было дано в 1993 г. в обмен на обязательство российского руководства поддержать Тбилиси в его противостоянии с сепаратистскими режимами Абхазии и Южной Осетии. Как полагают, расчеты на помощь в восстановлении контроля над Абхазией и Южной Осетией были одним из главных побудительных мотивов присоединения Грузии в 1993 г. к СНГ и ДКБ, а не оправдавшиеся надежды — причиной ее выхода в 1999 г. из ДКБ и более требовательной постановки вопроса о выводе российских баз. Как известно, в ходе конференции государств—участников ДОВСЕ в Стамбуле в 1999 г. между Россией и Грузией было достигнуто соглашение, предусматривавшее закрытие российских баз в Вазиане и Гудау- тах к середине 2001 г. и начато в 2000 г. переговоров о сроках функционирования двух других российских военных баз. Базы в Вазиане и Гудаутах были закрыты. В принципе был решен и вопрос о закрытии двух оставшихся баз — 62-й в Алхаткатаки и 12-й в Батуми, на которых соответственно базируются 147-я и 145-я мотострелковые дивизии и ряд других подразделений ВС РФ. Россия первоначально настаивала на 11- летнем сроке вывода. В 2005 г. было достигнуто соглашение, определившее закрытие этих баз в 2008 г. и условия функционирования их до этого срока. Основными «болевыми точками» национачьной безопасности Грузии являются проблемы Абхазии и Южной Осетии. Крупномасштабные вооруженные конфликты в этих районах завершились в начале 1990-х годов соглашениями о прекращении огня и создании миротворческих структур. Активное участие в этом приняли российские дипломаты и военные. В Южной Осетии была создана демилитаризованная зона разъединения конфликтующих сторон, контроль над которой осуществляется смешанным миротворческим контингентом, в который входит по одному батальону (примерно по 500 человек) от России, Грузии и Южной Осетии. Несмотря на периодические вооруженные столкновения в зоне разъединения, эта структура в целом функционирует достаточно эффективно. После прекращения огня в Абхазии СНГ с согласия Тбилиси приняло решение о вводе в зону безопасности в ее восточных районах Коллективных сил по поддержанию мира (КСГ1М). в которых, однако, несут службу лишь российские военнослужащие. Грузинская сторона периодически обвиняет российских миротворцев в пристрастности и фактической поддержке сепаратистов. Но каждый раз, когда встает вопрос о продлении срока их службы в этих районах, грузинская сторона соглашается с продлением мандата. Это объясняется тем, что ни ООН, ни ОБСЕ не изъявляют готовности взять на себя миссию по поддержанию мира в этом районе. В Абхазии присутствует лишь несколько десятков наблюдателей от ООН. Кроме того, трудно предположить, что нынешнее руководство Абхазии и Южной Осетии согласится с изменением нынешнего формата миротворчества. Прекращение же деятельности российских миротворцев без их замены, вполне вероятно, может привести к вспышке этих дремлющих конфликтов. К этому грузинская сторона сегодня не готова, хотя и заявляет о своей решимости бороться с сепаратизмом, в том числе и с применением вооруженных сил. Россия не признает независимости Абхазии и Южной Осетии. Это согласуется с сформировавшимся в последние годы общемировым консенсусом относительно непризнания суверенитета территориальных образований без согласия государства, от которого они стремятся отделиться. Эту линию диктует и необходимость быть последовательными в свете бескомпромиссной борьбы против чеченских сепаратистов. Однако между проблемами сепаратизма и терроризма в Чечне, с одной стороны, а также ситуацией в Абхазии и Южной Осетии — с другой, существует и другая связь. На протяжении длительного времени в Пан- кийском ущелье на территории Грузии находились тренировочные лагеря и пункты переформирования чеченских боевиков и международ- пых террористов, в том числе и членов «Аль-Каиды». Оттуда они проникали на территорию Чечни. Тбилиси не отвергал этого факта, но объяснял свою бездеятельность отсутствием сил, необходимых для контролирования этого района.^, Одновременно грузинская сторона отвергала российские предложения о закрытии этого участка границы путем размещения совместной российско-грузинской воинской структуры в северной части Панкийского ущелья. Можно предположить, что такая обстановка не способствовала последовательной политической линии со стороны Москвы по содействию восстановлению суверенитета Грузии в Абхазии и Южной Осетии. Проблемы безопасности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.008 с.) |