Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренние вооруженные конфликты

Поиск

Во внутренних конфликтах основными воюющими сторонами яв­ляются вооруженные формирования, состоящие из граждан одного го­сударства. В большом числё такого рода конфликтов в той или иной мере участвуют и внешние силы — части вооруженных сил, добровольцы или наемники из соседних государств, а в последнее время и боевики из транснациональных террористических организаций. Нередко финансо­вая, организационная помощь или поставки оружия сторонам конфликта также осуществляются извне. Тем не менее ход внутренних вооруженных конфликтов определяется, главным образом, вооруженным противобор­ством именно внутренних сил. Как правило, во внутренних конфликтах противоборствующими сторонами являются правительственные воору­женные силы и антиправительственные вооруженные формирования. Последние нередко ведут боевые действия не только против правитель­ственных вооруженных сил, но и между собой.

Причины внутренних вооруженных конфликтов многочисленны и Разнообразны, но среди них можно выделить ряд типовых побудитель- Пых мотивов. Наиболее распространенными являются сепаратистские к°нфликты, в ходе которых оппозиционные группировки борются про- *ив правительств за приобретение собственной государственности. ^ ним можно отнести конфликты в Шри-Ланке (районы, населенные


тамилами), Индонезии (Ачех), Анголе (Кабинда), Союзной республик ке Югославии (Косово), Грузии (Северная Осетия, Абхазия), Молдай вия (Приднестровье), начальную фазу конфликта в Чечне. Такие кон­фликты одни из самых сложных, поскольку правительства и повстанцы, как правило, с большим трудом находят взаимоприемлемые решения, в основном на компромиссных условиях предоставления широкой авто­номии для сепаратистских регионов. Близкими по характеру являются межэтнические вооруженные конфликты, такие, например, как затяж­ной конфликт между племенами тутси и хуту в Руанде и Бурунди.

Другим наиболее распространенным типом внутренних вооружен-' ных конфликтов являются вооруженные конфликты за обладание юсу-, дарственной властью. Среди них выделяются «идеологические» кон­фликты, например, в Непале, Колумбии, Перу, на Филиппинах, в ходе которых повстанческие группировки ведут вооруженную борьбу за свер­жение буржуазных правительств и установление различного рода мар­ксистских режимов. Другой ветвью конфликтов за обладание властью является вооруженная борьба группировок против коррумпированных, деспотических или неэффективных правительств. Большая часть кон­фликтов в Африке подпадает под последнюю категорию.

Наконец, довольно распространенными являются вооруженные кон­фликты, в которых соперничающие группировки ведут борьбу за конт-. роль над природными ресурсами (нефтью, алмазами), нелегальной тор­говлей оружием, наркотиками. Во многих конфликтах такого рода побудительные мотивы переплетаются.

Среди условий, способствующих возникновению внутренних воору­женных конфликтов, выделяют бедность и неэффективность государствен­ных структур. Статистика указывает на то, что вероятность вооруженных конфликтов резко возрастает в странах, где уровень годовых доходов на душу населения составляет менее 1000 долл. на душу населения. Ряд ис­следователей связывают вероятность внутренней вооруженной конфликт­ности с неспособностью «несостоявшихся государств» обеспечить элемен­тарную безопасность и благосостояние для своих граждан.

Наибольшая часть крупных внутренних вооруженных конфликтов приходится на регион Африки южнее Сахары.

Одним из самых длительных и кровопролитных является вооружен­ный конфликт в Демократической Республике Конго (ДРК, бывшем Заи­ре). Вооруженное противоборство между правительственными войска­ми и повстанцами шло, затухая и разгораясь вновь, на протяжении десятилетий. После свержения президента Мобуту в 1997 г. конфликт вступил в новую активную фазу. Правительственные силы ведут борь­бу с многочисленными повстанческими группировками, самыми круп­ными из которых являются «Движение за освобождение Конго» (КОД)

«Конголезское объединение за демократию — Освободительное дви­жение Конго» (КОД—ОД). Часто повстанческие группировки воюют между собой. Отличительным моментом этого конфликта является ак­тивное вооруженное вмешательство и военная помощь воюющим груп­пировкам со стороны соседних государств. Военную помощь правитель­ству ДРК оказывали Ангола, Намибия, Зимбабве. Повстанческие группировки пользовались поддержкой Уганды, Руанды, вооруженные силы которых неоднократно вторгались в пограничные районы ДРК. По­мимо борьбы за власть, одной из движущих сил конфликта является стремление контролировать ресурсы, в первую очередь добычу алмазов.

ООН, африканские государства неоднократно предпринимали попыт­ки примирить воюющие стороны. Первое мирное соглашение было под­писано в 1999 г. в Лусаке (Замбия). Но оно было реализовано лишь час­тично. В 2002 г. в ЮАР начался процесс Межконголезского диалога о перемирии и формировании переходного правительства. Для наблюдения за соблюдением договоренностей на территорию ДРК с согласия прави­тельства введен 12-тысячный контингент миротворческих сил ООН. Тем не менее вооруженные столкновения и вмешательство извне продолжа­ются. В результате вооруженного конфликта в ДРК, который часто назы­вают «первой континентальной африканской войной», погибло около 3 млн человек, а экономика страны находится в глубочайшем кризисе.

Внутренний вооруженный конфликт в Судане начался в 1983 г., когда правящий «Национальный исламский фронт» ввел в стране Шариат и ликвидировал автономию южных районов, населенных в основном хри­стианами и анимистами. Вооруженную борьбу против правительствен­ных войск вели отряды «Национального демократического союза». Со­путствующим фактором конфликта является борьба за контроль над значительными запасами нефти в южном Судане. Кроме того, в начале 1990-х годов Судан стал одной из основных баз «Аль-Каиды». Только в 1996 г. под давлением США правительство Судана было вынуждено попросить Бен Ладена и его сподвижников покинуть страну.

В 2002 г. наметились предпосылки к урегулированию конфликта на юге Судана. Сначала на переговорах в Бюргенстоке (Швейцария), а за­тем в Мачакосе (Кения) конфликтующие стороны при посредничестве США, Швейцарии и Кении взяли на себя обязательства по поиску мир­ного решения конфликта в рамках единого суданского государства. В ян- варе 2005 г. в Найроби (Кения) между правительством и повстанцами '°га был подписан мирный договор. Он предусматривает предоставле­ние южным районам автономии, а также пропорциональное распреде­ление добываемой нефти. Окончательный статус южных провинций будет определен через несколько лет путем проведения референдума.

Но почти одновременно с этим в северо-западной провинции Дарфур Вспыхнул новый вооруженный конфликт между арабским населением,


поддержанным правительственными войсками, и местными африкански­ми племенами. В начале 2003 г. новая вооруженная группа «Суданское освободительное движение/армия» (СОД/А) начала боевые действия против правительственных войск в знак протеста против нежелания пра­вительства защитить сельское население провинции Дарфур от нападе­ния кочевых племен. Вскоре боевые действия охватили всю провинцию.

За 20 лет в вооруженном конфликте в Судане погибло более 2 млн человек.

Вооруженный конфликт в Сомали характерен тем, что с 1991 г. в стра­не отсутствует какая-либо центральная власть. Отдельные районы стра­ны заявили о формировании собственной государственности. Другие контролируются вооруженными группировками соперничающих кла­нов. Как известно, попытка наведения порядка в стране в 1992 г. воору­женными силами США и Пакистана, действовавшими по мандату Со­вета Безопасности ООН, закончилась провалом. Предпринимавшиеся в дальнейшем неоднократные попытки зарубежных посредников при­мирить враждующие группировки и восстановить государственность результатов не дали. Есть серьезные опасения, что состоянием анархии в стране могут воспользоваться транснациональные террористические организации.

За время конфликта в Сомали погибло около 350 тыс. человек.

Конфликт в Бурунди начался в 1993 г., когда части армии, состояв­шие в основном из представителей народности тутси, свергли и убили президента из народности хуту. Конфликт по поводу раздела власти перерос в затяжной крупный внутренний вооруженный конфликт. В 2000 г. в Аруше (Танзания) было подписано соглашение о разделе влас­ти между правительством Бурунди и основными оппозиционными си­лами. Однако две крупнейшие вооруженные группировки народности хуту (СЗД и СНО) отвергли соглашение и продолжили борьбу против созданного переходного правительства. В 2003 г. в Дар-эс-Саламе при посредничестве «Региональной мирной инициативы по Бурунди» по­встанцы из СЗД и правительство подписали всеобъемлющий мирный план. Однако члены повстанческой группировки СНО к соглашению не присоединились и продолжили вооруженную борьбу.

В ходе вооруженного конфликта в Бурунди погибло около 200 тыс. человек.

В 2003 г. произошла эскалация конфликта в Уганде, где «Армия со­противления Господа» (АСГ) активизировала боевые действия, которые она ведет на протяжении последних 18 лет с целью создания христиан­ского режима на основе десяти заповедей и масштабно использует на­сильно захватываемых детей в качестве солдат. В ходе этого конфликта погибло около 10 тыс. человек.

Осенью 2002 г. вспыхнул вооруженный конфликт в Кот-д'Ивуаре. Восставшие солдаты захватили северные провинции страны и потребо­вали отставки президента. В ходе военных действий погибло более 1 тыс. человек. Франция перебросила в Кот-д'Ивуар свои вооруженные силы для защиты примерно 20 тыс. французских и других иностранных подданных, проживавших в этой бывшей колонии. При посредничестве франции и «Экономического сообщества государств Западной Афри­ки» (ЭКОВАС) конфликт удалось урегулировать, но напряженность в стране сохраняется.

В 2003 г. в Аккре (Гана) было подписано соглашение о прекраще­нии огня, разделе власти и формировании переходного правительства в Либерии. Вооруженный конфликт в этой стране длился на протяже­нии почти десяти лет. Повстанческие группировки — «Объединенные либерийцы за примирение и демократию» (ОЛПД) и «Движение за демократию в Либерии» (ДДЛ) — вели вооруженную борьбу против пра­вительственных войск президента Чарльза Тэйлора. В условиях между­народного давления и военных поражений правительственных сил пре­зидент Тэйлор бежал из страны и получил политическое убежище в Нигерии. Однако нестабильность в стране сохраняется.

Конфликт в Либерии унес жизни более 2 тыс. человек.

Приведенные цифры потерь в конфликтах в Африке не отражают всего масштаба причиняемого ущерба. Например, сравнительно «мало­кровный» конфликт в Либерии превратил в вынужденных переселен­цев половину населения страны, уничтожил всю инфраструктуру эко­номики и жизнеобеспечения.

В Южной Азии самым продолжительным и кровопролитным внут­ренним вооруженным конфликтом является борьба группировки «Тиг­ры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) за создание самостоятельно­го тамильского государства на севере Шри-Ланки. С 1983 г. сепаратисты вели вооруженную борьбу против правительственных войск, защищая созданный ими плацдарм на полуострове Джафна. Активно использо­вались методы террора как на территории страны, так и в Индии, воору­женные силы которой поддерживали правительственные войска Шри- Ланки. В 2002 г. при посредничестве Норвегии в Таиланде начался переговорный процесс между правительством и ТОТИ, в ходе которого повстанцы отказались от идеи отделения от Шри-Ланки, а правитель­ство согласилось предоставить автономный статус населенным тамила- Ми северным районам и отменить запрет на деятельность политическо- 'о крыла ТОТИ. Мирные переговоры неоднократно прерывались, но Перспектива политического урегулирования конфликта сохраняется.

В ходе вооруженного конфликта в Шри-Ланке погибло около 70 тыс. Человек.

С 1976 г. длится вооруженный конфликт в Ачехе (на севере Индоне­зии). Сепаратистское движение «Геракан Ачех Мердека» (ГАМ, или «Движение за свободу Ачеха») ведет борьбу за отделение провинции от Индонезии и создание независимого государства. Процесс мирного уре­гулирования, начавшийся в 1999 г., периодически срывается обеими сторонами. Индонезийское правительство настаивает на том, что до на­чала переговоров повстанцы ГАМ должны разоружиться и согласиться на автономию, отказавшись от требований предоставления независимо­сти. За годы конфликта в Ачехе погибло около 12 тыс. человек.

На Филиппинах длительное время и с различной интенсивностью продолжается борьба правительственных войск с «Фронтом исламско­го освобождения Моро» (ФИОМ), который выступает за создание не­зависимого исламского государства на острове Миндано, с марксист­ской «Новой народной армией» и уголовно-террористической организацией «Абу-Сайяф». За годы конфликта погибло несколько тысяч человек.

Единственным новым крупным внутренним вооруженным конфлик­том, вспыхнувшим за последние годы в Азии, является конфликт в Не­пале. С 1996 г. «Коммунистическая (маоистская) партия Непала» (КПН-М) ведет вооруженную борьбу за свержение конституционной монархии в стране. Оплотом КПН были западные районы страны. В 2002 г. произошло резкое обострение вооруженных столкновений меж­ду повстанцами и правительственными войсками, которые распростра­нились с того времени по существу по всей территории страны.

Только за последние три года в ходе вооруженного конфликта в Не­пале погибло около 10 тыс. человек.

В Латинской Америке самым крупным является внутренний воору­женный конфликт в Колумбии, где с конца 1960-х годов борьбу за власт с правительством ведут повстанческие группировки левого толка — «Ре­волюционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК) и «Националь­но-освободительная армия» (НОА). Одновременно в стране действует не подчиняющаяся правительству праворадикальная военизированная организация «Объединенные силы самозащиты Колумбии» (ОССК), которая ведет борьбу с повстанцами. Вооруженная борьба, преследую­щая идеологические и политические цели, тесно переплетена с оказа­нием военного прикрытия мощным группировкам наркобизнеса. По мере развития конфликта обычные партизанские боестолкновения все чаще дополнялись террористическими актами и захватами заложников.

В начале 2000-х годов наметилась перспектива переговорного про­цесса между правительством и незаконными вооруженными формиро­ваниями. Но в 2002 г. этот процесс был сорван, и правительство перешло к стратегии наращивания масштабов и интенсивности вооруженного подавления повстанческих группировок и уничтожения наркокартелей. Значительную финансовую помощь в рамках «плана Колумбия» пра­вительству страны оказывают Соединенные Штаты.

В ходе конфликта в Колумбии погибло более 50 тыс. человек.

К крупным внутренним вооруженным конфликтам зарубежные ис­следователи по-прежнему относят конфликт в Чеченской республике. Основанием для этого являются высокие потери сторон конфликта и гражданского населения, которые имели место в периоды активных бо­евых действий между вооруженными силами РФ и незаконными воо­руженными формированиями сепаратистов. После разгрома основных сил незаконных вооруженных формирований, а особенно после приня­тия новой конституции, формирования новых властных структур и соб­ственных сил безопасности в Чеченской республике интенсивность от­крытого вооруженного противоборства снизилась.

Однако, наряду с продолжением диверсионных операций против вооруженных сил, милиции и местных органов власти, незаконные воо­руженные формирования перенесли акцент на расширение масштабов террористической деятельности не только в республике, но и на всей территории РФ. Исходя из этого, руководство РФ сделало вывод о пол­ном смыкании позиций сепаратистов и террористов, а борьба с ними перешла в фазу антитеррористической операции. В такой ситуации, исходя из принципиального положения о недопустимости переговоров с террористами, исключается завершение «чеченского конфликта» по­литическими средствами. Как известно, именно на необходимости до­полнения вооруженной борьбы переговорным процессом настаивают многие зарубежные партнеры РФ. Российское руководство рассматри­вает конфликт в Чеченской республике как исключительно внутреннюю проблему РФ, не требующую какого-либо международного участия в его разрешении.

В последнее время отмечается возрастание роли транснациональ­ных террористических организаций в планировании и осуществлении террористических акций в Чеченской республике и за ее пределами. На этом основании российское руководство квалифицирует вооруженный конфликт как противоборство с силами международного терроризма. Таким образом, изначально внутренний по характеру вооруженный кон­фликт в Чеченской республике приобретает существенное международ­ное измерение. Тревожным моментом является расширение влияния Радикального ислама на некоторые другие республики Северного Кав­каза и формирование там сети диверсионных и террористических орга­низаций.

По неофициальным данным, в ходе вооруженного конфликта в Че­ченской республике за последние 10 лет погибло более 100 тыс. чело-


век. Сюда включают потери вооруженных сил и внутренних войск Рф(милиции, незаконных вооруженных формирований, гражданского на­селения Чечни, а также жертвы террористических актов в республике и в других российских регионах.

К категории внутренних вооруженных конфликтов относят и изра-;■ ильско-палестинский конфликт, хотя, как и конфликт в Чеченской рес- ' публике, со стороны Израиля он носит характер антитеррористической операции со всеми вытекающими отсюда особенностями такого рода конфликтов.

Следует отметить, что, несмотря на формальное урегулирование и существенное затухание ряда внутренних вооруженных конфликтов, например, в Анголе, Сьерра-Леоне, Либерии, на юге Судана и в других ':г регионах, нет гарантий надежного предотвращения их нового обостре- ния. Сохраняется и опасное число «дремлющих» внутренних конфлик- £ тов — тех, в которых прекращено открытое военное противоборство, но не достигнуто окончательное мирное урегулирование, например, вок­руг Косово, Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднест- й ровья.

В последние годы, как отмечалось, наметилась определенная тен­денция к частичному урегулированию и затуханию внутренних воору­женных конфликтов. Это объясняется рядом факторов. Прежде всего,: взаимным истощением сторон во внутренних конфликтах, которые ча- > сто длятся десятилетиями, ведут к огромным жертвам, в первую оче-; редь среди гражданского населения, экономическому коллапсу страны, а в результате к потере политической поддержки повстанческих груп- | пировок со стороны населения. При исчезновении перспектив на безо- говорочную победу какой-либо из конфликтующих сторон они вынуж- 1 дены искать компромиссные политические решения.

Большая часть внутренних конфликтов была инициирована сепа­ратистскими силами, поставившими целью выход из состава государ­ства и создание собственной государственности на части территории страны. Опыт показал, что в последние годы в мире окончательно сло­жился «антисепаратистский консенсус». Подавляющее большинство стран не признает право национальных или политических меньшинств на отделение от государства, в которое они входят, без согласия после­дних. Можно говорить лишь о возможности международного призна­ния добровольного «развода» или широкой автономии в рамках прежней государственности. За исключением Палестины, где речь идет не о се­паратизме, а о восстановлении прежней палестинской государственно­сти, ни одно из сепаратистских движений не получило какого-то офи- циального признания со стороны какого-либо государства. Исключение, составляет лишь поддержка Турцией сепаратистского образования на

севере Кипра. Поэтому сепаратизм, как цель развязывания внутренних вооруженных конфликтов, все больше теряет свою привлекательность.

Резкое сокращение поля «реального социализма», а также суще­ственное снижение по различным причинам поддержки со стороны стран, по-прежнему исповедующих коммунистическую идеологию (Ки­тая, Кубы), привело к ослаблению леворадикальных повстанческих дви­жений.

Как правило, в ходе внутренних вооруженных конфликтов противо­борствующие стороны рано или поздно начинают использовать террори­стические методы. В нынешних условиях, когда подавляющее большин­ство государств рассматривает терроризм как абсолютно неприемлемое средство достижения политических и военных целей, когда борьба с ним выдвинулась на передний план обеспечения безопасности в глобальном масштабе, в мировом сообществе растет осознание необходимости бо­лее решительных действий для урегулирования и внутренних воору­женных конфликтов.

Миротворческая деятельность

В последние годы существенно возрастают усилия мирового сообще­ства, направленные на содействие мирному урегулированию внутренних вооруженных конфликтов, вплоть до проведения миротворческих опе­раций. Миротворческие операции определяются как «совокупность по­литико-дипломатических, военных и иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и ста­бильности в конфликтных регионах посредством системы скоординиро­ванных мер по предотвращению, снижению остроты, разрешению, лик­видации последствий международных и немеждународных конфликтов»[7].


Миротворчество как предотвращение, смягчение, урегулирование вооруженных конфликтов, предоставление с этой целью посредничес­ких услуг всегда было частью международных отношений. Одна из глав­ных задач Устава ООН как раз и заключается в продвижении духа ми­ротворчества, урегулирования вооруженных конфликтов. Тем не менее в годы холодной войны миротворчество было скорее исключением из Доминировавшей логики конфронтации. Как правило, США и СССР Договаривались между собой или обращались за посредничеством в ООН лишь для того, чтобы не допустить неконтролируемой эскалации Некоторых вооруженных конфликтов в основном в «третьем мире», ко­торые могли вовлечь их в большую войну. Так, например, происходило при очередном обострении ситуации или после очередной войны на Ближнем Востоке. В целом же миротворчество, как правило, блокиро­валось использованием права вето одной из соперничающих великих держав, заинтересованных по логике холодной войны в продолжении того или иного конфликта.

В практике ООН времен холодной войны был разработан лишь пал- | лиатив миротворчества — механизм «поддержания мира». В мае 1948 г. Совет Безопасности ООН принял решение об учреждении операции для & наблюдения за перемирием после первой арабо-израильской войны. Это была первая операция ООН по поддержанию мира. В 1956 г. Генераль­ная Ассамблея ООН задействовала свою резолюцию «Единство в пользу мира», учредив «чрезвычайные силы ООН» для операций по поддер­жанию мира, получивших по цвету флага этой организации название «голубые каски». Они сыграли определенную роль в деле разъедине­ния ранее противоборствовавших сторон, например, на Ближнем Вос­токе, на Кипре. Ограниченная эффективность таких сил объяснялась тем фактом, что они могли быть задействованы лишь в тех случаях, ког­да на это давали согласие обе стороны вооруженного конфликта, при­шедшие к выводу о необходимости прекратить или приостановить воо­руженное противоборство. «Голубые каски» почти не имели вооружений и в большинстве случаев не имели права открывать даже ответный огонь. Их основная функция заключалась не столько в поддержании мира, сколько в наблюдении за перемирием и информировании ООН о слу­чаях нарушения условий прекращения огня. Если одна из сторон реша­ла возобновить вооруженные действия, она либо игнорировала присут­ствие международных наблюдателей, либо требовала их отзыва, и ООН была вынуждена выполнять такие требования. Всякие попытки исполь­зовать «голубые каски» для принуждения к миру, например, в 1960 г. в ходе внутреннего вооруженного конфликта после провозглашения не­зависимости Конго, приводили к обвинениям в нарушении принципа беспристрастности и серьезным трениям в Совете Безопасности ООН.

Только окончание холодной войны позволило перейти от наблюдения за перемириями к более действенным и многоплановым операциям по под­держанию мира и миростроительству. Появилась возможность достиже­ния широкого консенсуса относительно учреждения более крупных и слож­ных миротворческих миссий, перед которыми ставились задачи оказания помощи в осуществлении всеобъемлющих мирных соглашений между основными участниками внутригосударственных конфликтов.

Кроме того, с целью оказания помощи выходящим из вооруженного конфликта странам в состав сил по проведению миротворческих опера­ций все чаще начали включать невоенные компоненты. Речь идет о ей

''IP

лах поддержания правопрядка, специалистах по урегулированию чрез­вычайных гуманитарных ситуаций. В координации с миссиями по под­держанию мира стали действовать представители других подразделе­ний ООН — специалисты по проблемам беженцев, экономического развития, прав человека. Нередко миротворческие силы оказывали по­мощь в налаживании основ экономической, социальной и политичес­кой жизни в стране, например, обеспечивали безопасность проведения выборов в органы самоуправления. Как правило, миротворцы сотруд­ничали с неправительственными гуманитарными организациями, ока­зывающими помощь местному населению. Весь этот комплекс меро­приятий известен как послеконфликтноемиростроителъство. На встрече в верхах в рамках 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2005 г. было принято решение об учреждении в структуре ООН новой Комиссии по миростроительству.

Изменился подход и к использованию элементов вооруженною при­нуждения со стороны миротворческих миссий. В отличие от операций, главной составляющей которых является масштабное вооруженное вме­шательство (речь о них пойдет в следующей главе), на предыдущих эта­пах миротворческие миссии не имели мандата на применение силы. Сегодня при описании миротворчества можно встретить положение о том, что миротворческие силы действуют на основании «главы VI-плюс» Устава ООН. Имеется в виду следующее. Глава VI Устава ООН — «Мир­ное разрешение споров» — предусматривает посредничество без приме­нения силы, а глава VII — «Действия в отношении угрозы миру, нару­шений мира и актов агрессии» — допускает применение силы. В последнее время в определенных ситуациях миротворческим мисси­ям разрешается применять силу, т.е. действовать по мандату, сочетаю­щему положения глав VI и VII Устава ООН. Теперь в мандатах ряда миротворческих миссий зафиксировано право «применять все необхо­димые средства», в том числе и вооруженную силу, для защиты граж­данского населения непосредственно в районах расположения таких миссий, а также для предотвращения насилия в отношении сотрудни­ков и персонала ООН. Подтверждая такое право, Генеральный секре­тарь ООН Кофи Аннан неоднократно подчеркивал, что эту новую «док­трину» не следует интерпретировать как основание для превращения ООН в инструмент для ведения боевых действий и что применение силы всегда следует рассматривать как крайнюю меру. Тем не менее такие Мандаты предоставляются все большему числу миротворческих миссий.

Так, например, в 1993 г. в ходе миротворческой операции в Сомали Со­вет Безопасности ООН принял решение о применении вооруженной силы после нападения одной из соперничавших группировок на пакистанских военнослужащих, ранее направленных гуда в составе миротворческого кон­тингента ООН. Американским военным, также входившим в этот контин-. гент, была поставлена задача арестовать главаря этой группировки Мохам- меда Айдида. В ходе крупномасштабного боестолкновения обе стороны по­несли большие потери. Миротворцам не удалось выполнить поставленную перед ними задачу. Вскоре США приняли решение о выводе своего контин-, гента из Сомали. За этим последовало решение ООН о свертывании всей миротворческой операции в этой стране.

Еще более крупномасштабной акцией по обеспечению задач миро-% творческой операции ООН было использование международным сооб­ществом вооруженной силы в Боснии и Герцеговине. В ходе одного из' перемирий между местными сербами, хорватами и боснийцами при уча-1 стии миссии ООН было достигнуто соглашение об обеспечении беспрЬ- Я пятственной доставки гуманитарных грузов в ряд районов этой респуб­лики, наиболее пострадавших за годы внутреннего вооруженного конфликта. Совет Безопасности объявил несколько районов «безопас­ными зонами», запретил полеты над республикой любых самолетов уча­ствовавших в конфликте сторон, а также санкционировал принятие «всех У необходимых мер» для обеспечения выполнения этих решений. По со­глашению с ООН в качестве гаранта принятого пакета решений, в слу-'| чае необходимости, должны были выступить вооруженные силы НАТО.

Тем не менее вооруженные формирования боснийских сербов в оче­редной раз обстреляли блокированные мусульманские города Сараево и Горажде, которые были объявлены «безопасными зонами», а конфлик­тующие стороны продолжали практику взаимных «этнических чисток». В этих условиях, с согласия представителя Генерального секретаря ООН было принято решение о применении мер принуждения к выполнению решений ООН. Осенью 1994 г. авиация НАТО сбила четыре сербских самолета, нарушивших запрет на полеты над Боснией и Герцеговиной. Через некоторое время были нанесены воздушные удары по артилле­рийским позициям боснийских сербов, которые вели обстрел Сараево и Горажде. Представители НАТО предупредили Белград, поддерживав­ший боснийских сербов, о возможности нанесения ударов и по Сербии. Как считают многие обозреватели, такое применение силы для принуЖ-, дения к миру явилось одним из факторов, заставивших враждующие стороны и их «спонсоров» пойти, в конечном счете, на мирное урегули­рование конфликта. Надо заметить, что Российская Федерация, кото­рая ранее поддержала коллективные решения Совета Безопасности ООН, санкционировавшие применение «всех необходимых мер», поз­же выступила против конкретного использования вооруженных сил НАТО против боснийских сербов.

Во время проведения миротворческой операции в Сьерра-Леоне миротворцы вынуждены были продемонстрировать военную силу с ue*

чъю заставить одну из сторон отказаться от возобновления военных дей­ствий, а несколько позже провести военную операцию для разблокиро­вания международных сил ООН, более двух месяцев находившихся в окружении антиправительственных сил. В марте 2005 г. подразделения миротворческого контингента в Демократической Республике Конго предприняли широкомасштабное наступление на позиции повстанчес­кой группировки «Фронт национальной интеграции», бойцы которой ранее убили несколько миротворцев из Бангладеш. Совет Безопаснос­ти ООН одобрил решительные действия миротворцев.

Таким образом, мандаты по поддержанию мира и миростроитель- ству дополняются мандатом по принуждению к миру. Еще раз следует подчеркнуть, что мандат принуждения к миру рассматривается между­народным сообществом лишь как крайняя дополнительная мера в ком­плексе преимущественно ненасильственных операций, способствующих урегулированию конфликтов, поддержанию мира и последующему ми- ростроительству.

В 1990-е годы масштабы миротворческой деятельности резко увели­чились. В 1992 г. в Секретариате ООН был учрежден Департамент опе­раций по поддержанию мира. Проводимые под эгидой этого Департамента операции способствовали мирному урегулированию внутренних воору­женных конфликтов или значительному продвижению мирных процес­сов. Например, успехом завершились миротворческие миссии в Сальва­доре, Мозамбике, Камбодже, на Тиморе-Лешти (бывшем Восточном Тиморе). Это в свою очередь повысило спрос на услуги миротворческих миссий, а следовательно, потребовало привлечения все большего числа миротворцев, существенного увеличения финансирования.


Одновременно выявились серьезные недостатки в организации ми­ротворческой деятельности. Миротворцы ООН не смогли воспрепят­ствовать этническим чисткам в Боснии и Герцеговине, геноциду в Руан­де, вооруженной анархии в Сомали. В 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обратился к группе международных экспертов во главе с Лахдаром Брахими (бывшим министром иностранных дел Ал­жира) с просьбой проанализировать новую ситуацию в области миро­творчества и представить рекомендации по его совершенствованию. «Доклад Брахими» содержал рекомендации, направленные на повыше- ние эффективности миротворческих миссий. Это прежде всего касалось Четкости и конкретности мандата миссии, твердого согласия на опера­цию со стороны участников конфликта и адекватности ресурсов мис- с"и. По итогам доклада был существенно расширен штат Департамента °пераций по поддержанию мира. Для того чтобы гарантировать нали­ме финансовых средств на начальном этапе развертывания новых мис- СИИ, был создан механизм предмандатного финансирования, а база ма­териально-технического снабжения миротворческих сил ООН в Брин- дизи (Италия) получила средства для создания стратегического запаса оборудования и имущества, необходимого для оперативного разверты­вания миссий. Были укреплены программы подготовки кадров. Кроме того, была реорганизована система резервных соглашений, которая пред­ставляет собой реестр конкретных ресурсов государств-членов, вклю­чая военных и гражданских специалистов, материалы и технику, кото­рые могут предоставляться миротворцам ООН. Предусматривается выделение подразделений в первые 30-90 дней с начала любой новой операции.

Вооруженные силы и специалисты для миротворческих операций выделяются государствами-членами на добровольной основе. В 2004 г. 97 стран предоставляли в общей сложности около 56 тыс. военнослужад» щих. Хотя войска выделяет большое число государств, наибольшее бре­мя лежит на группе развивающихся стран: Пакистане, Бангладеш, Ни­герии, Гане, Индии, ЮАР, Уругвае, Иордании, Кении. Финансированием их осуществляется через специальный фонд ООН по проведению ми-; ротворческих операций. Взнос государств—членов ООН в этот фонд оп­ределяется как пропорционатьная доля от общего членского взноса на финансирование всей Организации. В 2004 г. ООН проводила 17 поле­вых операций, бюджет миротворческой деятельности составил пример­но 3 млрд долл.

В миротворческой деятельности ООН все более активно сотруднича­ет с региональными организациями. Например, Африканский Союз и Экономическое сообщество государств Западной Африки принимают все большее участие в миротворческих миссиях ООН на континенте. В 1994 г. миротворческая миссия ООН в Грузии проводилась во взаимодействии с миротворческим контингентом СНГ. Во второй половине 1990-х годов операции в Боснии и Герцеговине и в Косово осуществлялись во взаимо­действии с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане действующие под управ- лением НАТО Международные силы содействия безопасности тесно вза­имодействуют с миссией ООН по политической поддержке.

Контингента российских войск были заняты в миротворческих ак­циях в Боснии и Герцеговине и в Косово. В 2003 г. их деятельность была завершена. Воинское формирование вооруженных сил РФ до октября 2005 г. участвовало в миротворческой операции ООН в Сьерра-Леоне. Наблюдение за перемирием осуществляют российские воинские кон­тингента в Абхазии и Южной Осетии, Приднестровье. РФ направляет наблюдателей, офицеров связи, сотрудников милиции для участия в отдельных миротворческих операциях, в том числе и на других конти­нентах. Международным силам ООН оказывается материально-техни­ческое содействие, в частнос<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.016 с.)