Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренние вооруженные конфликты↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во внутренних конфликтах основными воюющими сторонами являются вооруженные формирования, состоящие из граждан одного государства. В большом числё такого рода конфликтов в той или иной мере участвуют и внешние силы — части вооруженных сил, добровольцы или наемники из соседних государств, а в последнее время и боевики из транснациональных террористических организаций. Нередко финансовая, организационная помощь или поставки оружия сторонам конфликта также осуществляются извне. Тем не менее ход внутренних вооруженных конфликтов определяется, главным образом, вооруженным противоборством именно внутренних сил. Как правило, во внутренних конфликтах противоборствующими сторонами являются правительственные вооруженные силы и антиправительственные вооруженные формирования. Последние нередко ведут боевые действия не только против правительственных вооруженных сил, но и между собой. Причины внутренних вооруженных конфликтов многочисленны и Разнообразны, но среди них можно выделить ряд типовых побудитель- Пых мотивов. Наиболее распространенными являются сепаратистские к°нфликты, в ходе которых оппозиционные группировки борются про- *ив правительств за приобретение собственной государственности. ^ ним можно отнести конфликты в Шри-Ланке (районы, населенные тамилами), Индонезии (Ачех), Анголе (Кабинда), Союзной республик ке Югославии (Косово), Грузии (Северная Осетия, Абхазия), Молдай вия (Приднестровье), начальную фазу конфликта в Чечне. Такие конфликты одни из самых сложных, поскольку правительства и повстанцы, как правило, с большим трудом находят взаимоприемлемые решения, в основном на компромиссных условиях предоставления широкой автономии для сепаратистских регионов. Близкими по характеру являются межэтнические вооруженные конфликты, такие, например, как затяжной конфликт между племенами тутси и хуту в Руанде и Бурунди. Другим наиболее распространенным типом внутренних вооружен-' ных конфликтов являются вооруженные конфликты за обладание юсу-, дарственной властью. Среди них выделяются «идеологические» конфликты, например, в Непале, Колумбии, Перу, на Филиппинах, в ходе которых повстанческие группировки ведут вооруженную борьбу за свержение буржуазных правительств и установление различного рода марксистских режимов. Другой ветвью конфликтов за обладание властью является вооруженная борьба группировок против коррумпированных, деспотических или неэффективных правительств. Большая часть конфликтов в Африке подпадает под последнюю категорию. Наконец, довольно распространенными являются вооруженные конфликты, в которых соперничающие группировки ведут борьбу за конт-. роль над природными ресурсами (нефтью, алмазами), нелегальной торговлей оружием, наркотиками. Во многих конфликтах такого рода побудительные мотивы переплетаются. Среди условий, способствующих возникновению внутренних вооруженных конфликтов, выделяют бедность и неэффективность государственных структур. Статистика указывает на то, что вероятность вооруженных конфликтов резко возрастает в странах, где уровень годовых доходов на душу населения составляет менее 1000 долл. на душу населения. Ряд исследователей связывают вероятность внутренней вооруженной конфликтности с неспособностью «несостоявшихся государств» обеспечить элементарную безопасность и благосостояние для своих граждан. Наибольшая часть крупных внутренних вооруженных конфликтов приходится на регион Африки южнее Сахары. Одним из самых длительных и кровопролитных является вооруженный конфликт в Демократической Республике Конго (ДРК, бывшем Заире). Вооруженное противоборство между правительственными войсками и повстанцами шло, затухая и разгораясь вновь, на протяжении десятилетий. После свержения президента Мобуту в 1997 г. конфликт вступил в новую активную фазу. Правительственные силы ведут борьбу с многочисленными повстанческими группировками, самыми крупными из которых являются «Движение за освобождение Конго» (КОД) «Конголезское объединение за демократию — Освободительное движение Конго» (КОД—ОД). Часто повстанческие группировки воюют между собой. Отличительным моментом этого конфликта является активное вооруженное вмешательство и военная помощь воюющим группировкам со стороны соседних государств. Военную помощь правительству ДРК оказывали Ангола, Намибия, Зимбабве. Повстанческие группировки пользовались поддержкой Уганды, Руанды, вооруженные силы которых неоднократно вторгались в пограничные районы ДРК. Помимо борьбы за власть, одной из движущих сил конфликта является стремление контролировать ресурсы, в первую очередь добычу алмазов. ООН, африканские государства неоднократно предпринимали попытки примирить воюющие стороны. Первое мирное соглашение было подписано в 1999 г. в Лусаке (Замбия). Но оно было реализовано лишь частично. В 2002 г. в ЮАР начался процесс Межконголезского диалога о перемирии и формировании переходного правительства. Для наблюдения за соблюдением договоренностей на территорию ДРК с согласия правительства введен 12-тысячный контингент миротворческих сил ООН. Тем не менее вооруженные столкновения и вмешательство извне продолжаются. В результате вооруженного конфликта в ДРК, который часто называют «первой континентальной африканской войной», погибло около 3 млн человек, а экономика страны находится в глубочайшем кризисе. Внутренний вооруженный конфликт в Судане начался в 1983 г., когда правящий «Национальный исламский фронт» ввел в стране Шариат и ликвидировал автономию южных районов, населенных в основном христианами и анимистами. Вооруженную борьбу против правительственных войск вели отряды «Национального демократического союза». Сопутствующим фактором конфликта является борьба за контроль над значительными запасами нефти в южном Судане. Кроме того, в начале 1990-х годов Судан стал одной из основных баз «Аль-Каиды». Только в 1996 г. под давлением США правительство Судана было вынуждено попросить Бен Ладена и его сподвижников покинуть страну. В 2002 г. наметились предпосылки к урегулированию конфликта на юге Судана. Сначала на переговорах в Бюргенстоке (Швейцария), а затем в Мачакосе (Кения) конфликтующие стороны при посредничестве США, Швейцарии и Кении взяли на себя обязательства по поиску мирного решения конфликта в рамках единого суданского государства. В ян- варе 2005 г. в Найроби (Кения) между правительством и повстанцами '°га был подписан мирный договор. Он предусматривает предоставление южным районам автономии, а также пропорциональное распределение добываемой нефти. Окончательный статус южных провинций будет определен через несколько лет путем проведения референдума. Но почти одновременно с этим в северо-западной провинции Дарфур Вспыхнул новый вооруженный конфликт между арабским населением, поддержанным правительственными войсками, и местными африканскими племенами. В начале 2003 г. новая вооруженная группа «Суданское освободительное движение/армия» (СОД/А) начала боевые действия против правительственных войск в знак протеста против нежелания правительства защитить сельское население провинции Дарфур от нападения кочевых племен. Вскоре боевые действия охватили всю провинцию. За 20 лет в вооруженном конфликте в Судане погибло более 2 млн человек. Вооруженный конфликт в Сомали характерен тем, что с 1991 г. в стране отсутствует какая-либо центральная власть. Отдельные районы страны заявили о формировании собственной государственности. Другие контролируются вооруженными группировками соперничающих кланов. Как известно, попытка наведения порядка в стране в 1992 г. вооруженными силами США и Пакистана, действовавшими по мандату Совета Безопасности ООН, закончилась провалом. Предпринимавшиеся в дальнейшем неоднократные попытки зарубежных посредников примирить враждующие группировки и восстановить государственность результатов не дали. Есть серьезные опасения, что состоянием анархии в стране могут воспользоваться транснациональные террористические организации. За время конфликта в Сомали погибло около 350 тыс. человек. Конфликт в Бурунди начался в 1993 г., когда части армии, состоявшие в основном из представителей народности тутси, свергли и убили президента из народности хуту. Конфликт по поводу раздела власти перерос в затяжной крупный внутренний вооруженный конфликт. В 2000 г. в Аруше (Танзания) было подписано соглашение о разделе власти между правительством Бурунди и основными оппозиционными силами. Однако две крупнейшие вооруженные группировки народности хуту (СЗД и СНО) отвергли соглашение и продолжили борьбу против созданного переходного правительства. В 2003 г. в Дар-эс-Саламе при посредничестве «Региональной мирной инициативы по Бурунди» повстанцы из СЗД и правительство подписали всеобъемлющий мирный план. Однако члены повстанческой группировки СНО к соглашению не присоединились и продолжили вооруженную борьбу. В ходе вооруженного конфликта в Бурунди погибло около 200 тыс. человек. В 2003 г. произошла эскалация конфликта в Уганде, где «Армия сопротивления Господа» (АСГ) активизировала боевые действия, которые она ведет на протяжении последних 18 лет с целью создания христианского режима на основе десяти заповедей и масштабно использует насильно захватываемых детей в качестве солдат. В ходе этого конфликта погибло около 10 тыс. человек. Осенью 2002 г. вспыхнул вооруженный конфликт в Кот-д'Ивуаре. Восставшие солдаты захватили северные провинции страны и потребовали отставки президента. В ходе военных действий погибло более 1 тыс. человек. Франция перебросила в Кот-д'Ивуар свои вооруженные силы для защиты примерно 20 тыс. французских и других иностранных подданных, проживавших в этой бывшей колонии. При посредничестве франции и «Экономического сообщества государств Западной Африки» (ЭКОВАС) конфликт удалось урегулировать, но напряженность в стране сохраняется. В 2003 г. в Аккре (Гана) было подписано соглашение о прекращении огня, разделе власти и формировании переходного правительства в Либерии. Вооруженный конфликт в этой стране длился на протяжении почти десяти лет. Повстанческие группировки — «Объединенные либерийцы за примирение и демократию» (ОЛПД) и «Движение за демократию в Либерии» (ДДЛ) — вели вооруженную борьбу против правительственных войск президента Чарльза Тэйлора. В условиях международного давления и военных поражений правительственных сил президент Тэйлор бежал из страны и получил политическое убежище в Нигерии. Однако нестабильность в стране сохраняется. Конфликт в Либерии унес жизни более 2 тыс. человек. Приведенные цифры потерь в конфликтах в Африке не отражают всего масштаба причиняемого ущерба. Например, сравнительно «малокровный» конфликт в Либерии превратил в вынужденных переселенцев половину населения страны, уничтожил всю инфраструктуру экономики и жизнеобеспечения. В Южной Азии самым продолжительным и кровопролитным внутренним вооруженным конфликтом является борьба группировки «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) за создание самостоятельного тамильского государства на севере Шри-Ланки. С 1983 г. сепаратисты вели вооруженную борьбу против правительственных войск, защищая созданный ими плацдарм на полуострове Джафна. Активно использовались методы террора как на территории страны, так и в Индии, вооруженные силы которой поддерживали правительственные войска Шри- Ланки. В 2002 г. при посредничестве Норвегии в Таиланде начался переговорный процесс между правительством и ТОТИ, в ходе которого повстанцы отказались от идеи отделения от Шри-Ланки, а правительство согласилось предоставить автономный статус населенным тамила- Ми северным районам и отменить запрет на деятельность политическо- 'о крыла ТОТИ. Мирные переговоры неоднократно прерывались, но Перспектива политического урегулирования конфликта сохраняется. В ходе вооруженного конфликта в Шри-Ланке погибло около 70 тыс. Человек. С 1976 г. длится вооруженный конфликт в Ачехе (на севере Индонезии). Сепаратистское движение «Геракан Ачех Мердека» (ГАМ, или «Движение за свободу Ачеха») ведет борьбу за отделение провинции от Индонезии и создание независимого государства. Процесс мирного урегулирования, начавшийся в 1999 г., периодически срывается обеими сторонами. Индонезийское правительство настаивает на том, что до начала переговоров повстанцы ГАМ должны разоружиться и согласиться на автономию, отказавшись от требований предоставления независимости. За годы конфликта в Ачехе погибло около 12 тыс. человек. На Филиппинах длительное время и с различной интенсивностью продолжается борьба правительственных войск с «Фронтом исламского освобождения Моро» (ФИОМ), который выступает за создание независимого исламского государства на острове Миндано, с марксистской «Новой народной армией» и уголовно-террористической организацией «Абу-Сайяф». За годы конфликта погибло несколько тысяч человек. Единственным новым крупным внутренним вооруженным конфликтом, вспыхнувшим за последние годы в Азии, является конфликт в Непале. С 1996 г. «Коммунистическая (маоистская) партия Непала» (КПН-М) ведет вооруженную борьбу за свержение конституционной монархии в стране. Оплотом КПН были западные районы страны. В 2002 г. произошло резкое обострение вооруженных столкновений между повстанцами и правительственными войсками, которые распространились с того времени по существу по всей территории страны. Только за последние три года в ходе вооруженного конфликта в Непале погибло около 10 тыс. человек. В Латинской Америке самым крупным является внутренний вооруженный конфликт в Колумбии, где с конца 1960-х годов борьбу за власт с правительством ведут повстанческие группировки левого толка — «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК) и «Национально-освободительная армия» (НОА). Одновременно в стране действует не подчиняющаяся правительству праворадикальная военизированная организация «Объединенные силы самозащиты Колумбии» (ОССК), которая ведет борьбу с повстанцами. Вооруженная борьба, преследующая идеологические и политические цели, тесно переплетена с оказанием военного прикрытия мощным группировкам наркобизнеса. По мере развития конфликта обычные партизанские боестолкновения все чаще дополнялись террористическими актами и захватами заложников. В начале 2000-х годов наметилась перспектива переговорного процесса между правительством и незаконными вооруженными формированиями. Но в 2002 г. этот процесс был сорван, и правительство перешло к стратегии наращивания масштабов и интенсивности вооруженного подавления повстанческих группировок и уничтожения наркокартелей. Значительную финансовую помощь в рамках «плана Колумбия» правительству страны оказывают Соединенные Штаты. В ходе конфликта в Колумбии погибло более 50 тыс. человек. К крупным внутренним вооруженным конфликтам зарубежные исследователи по-прежнему относят конфликт в Чеченской республике. Основанием для этого являются высокие потери сторон конфликта и гражданского населения, которые имели место в периоды активных боевых действий между вооруженными силами РФ и незаконными вооруженными формированиями сепаратистов. После разгрома основных сил незаконных вооруженных формирований, а особенно после принятия новой конституции, формирования новых властных структур и собственных сил безопасности в Чеченской республике интенсивность открытого вооруженного противоборства снизилась. Однако, наряду с продолжением диверсионных операций против вооруженных сил, милиции и местных органов власти, незаконные вооруженные формирования перенесли акцент на расширение масштабов террористической деятельности не только в республике, но и на всей территории РФ. Исходя из этого, руководство РФ сделало вывод о полном смыкании позиций сепаратистов и террористов, а борьба с ними перешла в фазу антитеррористической операции. В такой ситуации, исходя из принципиального положения о недопустимости переговоров с террористами, исключается завершение «чеченского конфликта» политическими средствами. Как известно, именно на необходимости дополнения вооруженной борьбы переговорным процессом настаивают многие зарубежные партнеры РФ. Российское руководство рассматривает конфликт в Чеченской республике как исключительно внутреннюю проблему РФ, не требующую какого-либо международного участия в его разрешении. В последнее время отмечается возрастание роли транснациональных террористических организаций в планировании и осуществлении террористических акций в Чеченской республике и за ее пределами. На этом основании российское руководство квалифицирует вооруженный конфликт как противоборство с силами международного терроризма. Таким образом, изначально внутренний по характеру вооруженный конфликт в Чеченской республике приобретает существенное международное измерение. Тревожным моментом является расширение влияния Радикального ислама на некоторые другие республики Северного Кавказа и формирование там сети диверсионных и террористических организаций. По неофициальным данным, в ходе вооруженного конфликта в Чеченской республике за последние 10 лет погибло более 100 тыс. чело- век. Сюда включают потери вооруженных сил и внутренних войск Рф(милиции, незаконных вооруженных формирований, гражданского населения Чечни, а также жертвы террористических актов в республике и в других российских регионах. К категории внутренних вооруженных конфликтов относят и изра-;■ ильско-палестинский конфликт, хотя, как и конфликт в Чеченской рес- ' публике, со стороны Израиля он носит характер антитеррористической операции со всеми вытекающими отсюда особенностями такого рода конфликтов. Следует отметить, что, несмотря на формальное урегулирование и существенное затухание ряда внутренних вооруженных конфликтов, например, в Анголе, Сьерра-Леоне, Либерии, на юге Судана и в других ':г регионах, нет гарантий надежного предотвращения их нового обостре- ния. Сохраняется и опасное число «дремлющих» внутренних конфлик- £ тов — тех, в которых прекращено открытое военное противоборство, но не достигнуто окончательное мирное урегулирование, например, вокруг Косово, Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднест- й ровья. В последние годы, как отмечалось, наметилась определенная тенденция к частичному урегулированию и затуханию внутренних вооруженных конфликтов. Это объясняется рядом факторов. Прежде всего,: взаимным истощением сторон во внутренних конфликтах, которые ча- > сто длятся десятилетиями, ведут к огромным жертвам, в первую оче-; редь среди гражданского населения, экономическому коллапсу страны, а в результате к потере политической поддержки повстанческих груп- | пировок со стороны населения. При исчезновении перспектив на безо- говорочную победу какой-либо из конфликтующих сторон они вынуж- 1 дены искать компромиссные политические решения. Большая часть внутренних конфликтов была инициирована сепаратистскими силами, поставившими целью выход из состава государства и создание собственной государственности на части территории страны. Опыт показал, что в последние годы в мире окончательно сложился «антисепаратистский консенсус». Подавляющее большинство стран не признает право национальных или политических меньшинств на отделение от государства, в которое они входят, без согласия последних. Можно говорить лишь о возможности международного признания добровольного «развода» или широкой автономии в рамках прежней государственности. За исключением Палестины, где речь идет не о сепаратизме, а о восстановлении прежней палестинской государственности, ни одно из сепаратистских движений не получило какого-то офи- циального признания со стороны какого-либо государства. Исключение, составляет лишь поддержка Турцией сепаратистского образования на севере Кипра. Поэтому сепаратизм, как цель развязывания внутренних вооруженных конфликтов, все больше теряет свою привлекательность. Резкое сокращение поля «реального социализма», а также существенное снижение по различным причинам поддержки со стороны стран, по-прежнему исповедующих коммунистическую идеологию (Китая, Кубы), привело к ослаблению леворадикальных повстанческих движений. Как правило, в ходе внутренних вооруженных конфликтов противоборствующие стороны рано или поздно начинают использовать террористические методы. В нынешних условиях, когда подавляющее большинство государств рассматривает терроризм как абсолютно неприемлемое средство достижения политических и военных целей, когда борьба с ним выдвинулась на передний план обеспечения безопасности в глобальном масштабе, в мировом сообществе растет осознание необходимости более решительных действий для урегулирования и внутренних вооруженных конфликтов. Миротворческая деятельность В последние годы существенно возрастают усилия мирового сообщества, направленные на содействие мирному урегулированию внутренних вооруженных конфликтов, вплоть до проведения миротворческих операций. Миротворческие операции определяются как «совокупность политико-дипломатических, военных и иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и стабильности в конфликтных регионах посредством системы скоординированных мер по предотвращению, снижению остроты, разрешению, ликвидации последствий международных и немеждународных конфликтов»[7]. Миротворчество как предотвращение, смягчение, урегулирование вооруженных конфликтов, предоставление с этой целью посреднических услуг всегда было частью международных отношений. Одна из главных задач Устава ООН как раз и заключается в продвижении духа миротворчества, урегулирования вооруженных конфликтов. Тем не менее в годы холодной войны миротворчество было скорее исключением из Доминировавшей логики конфронтации. Как правило, США и СССР Договаривались между собой или обращались за посредничеством в ООН лишь для того, чтобы не допустить неконтролируемой эскалации Некоторых вооруженных конфликтов в основном в «третьем мире», которые могли вовлечь их в большую войну. Так, например, происходило при очередном обострении ситуации или после очередной войны на Ближнем Востоке. В целом же миротворчество, как правило, блокировалось использованием права вето одной из соперничающих великих держав, заинтересованных по логике холодной войны в продолжении того или иного конфликта. В практике ООН времен холодной войны был разработан лишь пал- | лиатив миротворчества — механизм «поддержания мира». В мае 1948 г. Совет Безопасности ООН принял решение об учреждении операции для & наблюдения за перемирием после первой арабо-израильской войны. Это была первая операция ООН по поддержанию мира. В 1956 г. Генеральная Ассамблея ООН задействовала свою резолюцию «Единство в пользу мира», учредив «чрезвычайные силы ООН» для операций по поддержанию мира, получивших по цвету флага этой организации название «голубые каски». Они сыграли определенную роль в деле разъединения ранее противоборствовавших сторон, например, на Ближнем Востоке, на Кипре. Ограниченная эффективность таких сил объяснялась тем фактом, что они могли быть задействованы лишь в тех случаях, когда на это давали согласие обе стороны вооруженного конфликта, пришедшие к выводу о необходимости прекратить или приостановить вооруженное противоборство. «Голубые каски» почти не имели вооружений и в большинстве случаев не имели права открывать даже ответный огонь. Их основная функция заключалась не столько в поддержании мира, сколько в наблюдении за перемирием и информировании ООН о случаях нарушения условий прекращения огня. Если одна из сторон решала возобновить вооруженные действия, она либо игнорировала присутствие международных наблюдателей, либо требовала их отзыва, и ООН была вынуждена выполнять такие требования. Всякие попытки использовать «голубые каски» для принуждения к миру, например, в 1960 г. в ходе внутреннего вооруженного конфликта после провозглашения независимости Конго, приводили к обвинениям в нарушении принципа беспристрастности и серьезным трениям в Совете Безопасности ООН. Только окончание холодной войны позволило перейти от наблюдения за перемириями к более действенным и многоплановым операциям по поддержанию мира и миростроительству. Появилась возможность достижения широкого консенсуса относительно учреждения более крупных и сложных миротворческих миссий, перед которыми ставились задачи оказания помощи в осуществлении всеобъемлющих мирных соглашений между основными участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, с целью оказания помощи выходящим из вооруженного конфликта странам в состав сил по проведению миротворческих операций все чаще начали включать невоенные компоненты. Речь идет о ей ''IP лах поддержания правопрядка, специалистах по урегулированию чрезвычайных гуманитарных ситуаций. В координации с миссиями по поддержанию мира стали действовать представители других подразделений ООН — специалисты по проблемам беженцев, экономического развития, прав человека. Нередко миротворческие силы оказывали помощь в налаживании основ экономической, социальной и политической жизни в стране, например, обеспечивали безопасность проведения выборов в органы самоуправления. Как правило, миротворцы сотрудничали с неправительственными гуманитарными организациями, оказывающими помощь местному населению. Весь этот комплекс мероприятий известен как послеконфликтноемиростроителъство. На встрече в верхах в рамках 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2005 г. было принято решение об учреждении в структуре ООН новой Комиссии по миростроительству. Изменился подход и к использованию элементов вооруженною принуждения со стороны миротворческих миссий. В отличие от операций, главной составляющей которых является масштабное вооруженное вмешательство (речь о них пойдет в следующей главе), на предыдущих этапах миротворческие миссии не имели мандата на применение силы. Сегодня при описании миротворчества можно встретить положение о том, что миротворческие силы действуют на основании «главы VI-плюс» Устава ООН. Имеется в виду следующее. Глава VI Устава ООН — «Мирное разрешение споров» — предусматривает посредничество без применения силы, а глава VII — «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» — допускает применение силы. В последнее время в определенных ситуациях миротворческим миссиям разрешается применять силу, т.е. действовать по мандату, сочетающему положения глав VI и VII Устава ООН. Теперь в мандатах ряда миротворческих миссий зафиксировано право «применять все необходимые средства», в том числе и вооруженную силу, для защиты гражданского населения непосредственно в районах расположения таких миссий, а также для предотвращения насилия в отношении сотрудников и персонала ООН. Подтверждая такое право, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан неоднократно подчеркивал, что эту новую «доктрину» не следует интерпретировать как основание для превращения ООН в инструмент для ведения боевых действий и что применение силы всегда следует рассматривать как крайнюю меру. Тем не менее такие Мандаты предоставляются все большему числу миротворческих миссий. Так, например, в 1993 г. в ходе миротворческой операции в Сомали Совет Безопасности ООН принял решение о применении вооруженной силы после нападения одной из соперничавших группировок на пакистанских военнослужащих, ранее направленных гуда в составе миротворческого контингента ООН. Американским военным, также входившим в этот контин-. гент, была поставлена задача арестовать главаря этой группировки Мохам- меда Айдида. В ходе крупномасштабного боестолкновения обе стороны понесли большие потери. Миротворцам не удалось выполнить поставленную перед ними задачу. Вскоре США приняли решение о выводе своего контин-, гента из Сомали. За этим последовало решение ООН о свертывании всей миротворческой операции в этой стране. Еще более крупномасштабной акцией по обеспечению задач миро-% творческой операции ООН было использование международным сообществом вооруженной силы в Боснии и Герцеговине. В ходе одного из' перемирий между местными сербами, хорватами и боснийцами при уча-1 стии миссии ООН было достигнуто соглашение об обеспечении беспрЬ- Я пятственной доставки гуманитарных грузов в ряд районов этой республики, наиболее пострадавших за годы внутреннего вооруженного конфликта. Совет Безопасности объявил несколько районов «безопасными зонами», запретил полеты над республикой любых самолетов участвовавших в конфликте сторон, а также санкционировал принятие «всех У необходимых мер» для обеспечения выполнения этих решений. По соглашению с ООН в качестве гаранта принятого пакета решений, в слу-'| чае необходимости, должны были выступить вооруженные силы НАТО. Тем не менее вооруженные формирования боснийских сербов в очередной раз обстреляли блокированные мусульманские города Сараево и Горажде, которые были объявлены «безопасными зонами», а конфликтующие стороны продолжали практику взаимных «этнических чисток». В этих условиях, с согласия представителя Генерального секретаря ООН было принято решение о применении мер принуждения к выполнению решений ООН. Осенью 1994 г. авиация НАТО сбила четыре сербских самолета, нарушивших запрет на полеты над Боснией и Герцеговиной. Через некоторое время были нанесены воздушные удары по артиллерийским позициям боснийских сербов, которые вели обстрел Сараево и Горажде. Представители НАТО предупредили Белград, поддерживавший боснийских сербов, о возможности нанесения ударов и по Сербии. Как считают многие обозреватели, такое применение силы для принуЖ-, дения к миру явилось одним из факторов, заставивших враждующие стороны и их «спонсоров» пойти, в конечном счете, на мирное урегулирование конфликта. Надо заметить, что Российская Федерация, которая ранее поддержала коллективные решения Совета Безопасности ООН, санкционировавшие применение «всех необходимых мер», позже выступила против конкретного использования вооруженных сил НАТО против боснийских сербов. Во время проведения миротворческой операции в Сьерра-Леоне миротворцы вынуждены были продемонстрировать военную силу с ue* чъю заставить одну из сторон отказаться от возобновления военных действий, а несколько позже провести военную операцию для разблокирования международных сил ООН, более двух месяцев находившихся в окружении антиправительственных сил. В марте 2005 г. подразделения миротворческого контингента в Демократической Республике Конго предприняли широкомасштабное наступление на позиции повстанческой группировки «Фронт национальной интеграции», бойцы которой ранее убили несколько миротворцев из Бангладеш. Совет Безопасности ООН одобрил решительные действия миротворцев. Таким образом, мандаты по поддержанию мира и миростроитель- ству дополняются мандатом по принуждению к миру. Еще раз следует подчеркнуть, что мандат принуждения к миру рассматривается международным сообществом лишь как крайняя дополнительная мера в комплексе преимущественно ненасильственных операций, способствующих урегулированию конфликтов, поддержанию мира и последующему ми- ростроительству. В 1990-е годы масштабы миротворческой деятельности резко увеличились. В 1992 г. в Секретариате ООН был учрежден Департамент операций по поддержанию мира. Проводимые под эгидой этого Департамента операции способствовали мирному урегулированию внутренних вооруженных конфликтов или значительному продвижению мирных процессов. Например, успехом завершились миротворческие миссии в Сальвадоре, Мозамбике, Камбодже, на Тиморе-Лешти (бывшем Восточном Тиморе). Это в свою очередь повысило спрос на услуги миротворческих миссий, а следовательно, потребовало привлечения все большего числа миротворцев, существенного увеличения финансирования. Одновременно выявились серьезные недостатки в организации миротворческой деятельности. Миротворцы ООН не смогли воспрепятствовать этническим чисткам в Боснии и Герцеговине, геноциду в Руанде, вооруженной анархии в Сомали. В 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обратился к группе международных экспертов во главе с Лахдаром Брахими (бывшим министром иностранных дел Алжира) с просьбой проанализировать новую ситуацию в области миротворчества и представить рекомендации по его совершенствованию. «Доклад Брахими» содержал рекомендации, направленные на повыше- ние эффективности миротворческих миссий. Это прежде всего касалось Четкости и конкретности мандата миссии, твердого согласия на операцию со стороны участников конфликта и адекватности ресурсов мис- с"и. По итогам доклада был существенно расширен штат Департамента °пераций по поддержанию мира. Для того чтобы гарантировать налиме финансовых средств на начальном этапе развертывания новых мис- СИИ, был создан механизм предмандатного финансирования, а база материально-технического снабжения миротворческих сил ООН в Брин- дизи (Италия) получила средства для создания стратегического запаса оборудования и имущества, необходимого для оперативного развертывания миссий. Были укреплены программы подготовки кадров. Кроме того, была реорганизована система резервных соглашений, которая представляет собой реестр конкретных ресурсов государств-членов, включая военных и гражданских специалистов, материалы и технику, которые могут предоставляться миротворцам ООН. Предусматривается выделение подразделений в первые 30-90 дней с начала любой новой операции. Вооруженные силы и специалисты для миротворческих операций выделяются государствами-членами на добровольной основе. В 2004 г. 97 стран предоставляли в общей сложности около 56 тыс. военнослужад» щих. Хотя войска выделяет большое число государств, наибольшее бремя лежит на группе развивающихся стран: Пакистане, Бангладеш, Нигерии, Гане, Индии, ЮАР, Уругвае, Иордании, Кении. Финансированием их осуществляется через специальный фонд ООН по проведению ми-; ротворческих операций. Взнос государств—членов ООН в этот фонд определяется как пропорционатьная доля от общего членского взноса на финансирование всей Организации. В 2004 г. ООН проводила 17 полевых операций, бюджет миротворческой деятельности составил примерно 3 млрд долл. В миротворческой деятельности ООН все более активно сотрудничает с региональными организациями. Например, Африканский Союз и Экономическое сообщество государств Западной Африки принимают все большее участие в миротворческих миссиях ООН на континенте. В 1994 г. миротворческая миссия ООН в Грузии проводилась во взаимодействии с миротворческим контингентом СНГ. Во второй половине 1990-х годов операции в Боснии и Герцеговине и в Косово осуществлялись во взаимодействии с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане действующие под управ- лением НАТО Международные силы содействия безопасности тесно взаимодействуют с миссией ООН по политической поддержке. Контингента российских войск были заняты в миротворческих акциях в Боснии и Герцеговине и в Косово. В 2003 г. их деятельность была завершена. Воинское формирование вооруженных сил РФ до октября 2005 г. участвовало в миротворческой операции ООН в Сьерра-Леоне. Наблюдение за перемирием осуществляют российские воинские контингента в Абхазии и Южной Осетии, Приднестровье. РФ направляет наблюдателей, офицеров связи, сотрудников милиции для участия в отдельных миротворческих операциях, в том числе и на других континентах. Международным силам ООН оказывается материально-техническое содействие, в частнос<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.016 с.) |