Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техническое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности
Федеральным законом РФ «О техническом регулировании»[3] (далее – 184-ФЗ) установлена новая система стандартизации, направленная на гармонизацию с системами стандартизации развитых стран. Закон предусматривает разграничение требований к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, сооружениям и связанными с ними процессами проектирования, эксплуатации и др.) по признаку обязательности и добровольности применения. Обязательные для применения требованиядолжны устанавливаться техническими регламентами, имеющими статус нормативно-правовых актов – Федеральных законов РФ. Технические регламенты могут устанавливать только минимально необходимые требования, связанные с безопасностью и энергоэффективностью объектов, а также обеспечением единства измерений (ст. 6, 7 184-ФЗ). Более детализированные (возможно, и более высокие) требования должны содержаться в нормативных документах – документах в области стандартизации, принятых и зарегистрированных в установленном порядке – международных (ГОСТ и др.), национальных (ГОСТ Р), региональных стандартах и сводах правил (СП), а также стандартах организаций (СТО). В дополнение к каждому техническому регламенту должен быть утверждён и опубликован «Перечень нормативных документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного технического регламента» (ч. 1 ст. 16.1 184-ФЗ), а также «Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия» (ч. 11 ст. 7 184-ФЗ), то есть перечень обязательных для применения нормативных документов, реализующих требования данного закона. Утверждённые технические регламенты, а также нормативные документы, включённые в указанные выше перечни, должны быть размещены быть в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования, и доступны для заинтересованных лиц на безвозмездной основе (ч. 1 ст. 14 184-ФЗ); пересмотр и актуализация нормативных документов должна осуществляться не реже чем раз в 5 лет (ч. 5 ст. 16.1 184-ФЗ)
Стандарты организаций могут разрабатываться, утверждаться, изменяться и отменяться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных результатов. Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и её структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие. Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией (п. 4.17, 4.18 ГОСТ Р 1.4-2004)[4]. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [1] (далее – 384-ФЗ). В настоящее время осуществляется подготовка аналогичного нормативно-правового акта, устанавливающего требования, обязательные для непосредственного применения и исполнения в государствах-членах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)[5]. С введением в действие «Технического регламента» 384-ФЗ (с 01.07.2010) ранее утверждённые строительные нормы и правила (СНиП) признаются сводами правил (ч. 2 ст. 42 384-ФЗ [1]) и подлежат актуализации (в настоящее время почти все они уже актуализированы). Соблюдение требований данного закона обеспечивается применением нормативных документов, включённых в установленные перечни[6]. Нормативные документы, в том числе входящие в перечень обязательных, могут содержать различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений, в этом случае выбор застройщиком (заказчиком) применяемых подходов возможен на альтернативной основе (ч. 3 ст. 6 384-ФЗ [1]). В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных нормативными документами обязательного применения, или в этих документах недостаточно требований к надежности и безопасности, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями (СТУ), разрабатываемыми и согласовываемыми в установленном порядке (ч. 8 ст. 6 384-ФЗ [1]).
Особенности технического регулирования в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2] (далее – 123-ФЗ). В дополнение к данному закону приняты два перечня нормативных документов[7]. Действовавший на тот момент СНиП 21-01-97* ни в один из перечней не включён, поскольку все его основные положения получили отражение непосредственно в новом «Техническом регламенте» 123-ФЗ. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, и при этом пожарный риск не превышает установленных допустимых значений (ч. 1 ст. 6 123-ФЗ [2]). Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удалённой от выхода из здания точке (ч. 1 ст. 79 123-ФЗ [2]). Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска (ч. 3 ст. 93 123-ФЗ [2]). Величина риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать: для индивидуального пожарного риска – одну стомиллионную в год, для социального пожарного риска – одну десятимиллионную в год (ч. 4, 5 ст. 93 123-ФЗ [2]). При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчёт пожарного риска не требуется (ч. 3 ст. 6 123-ФЗ [2]). Для зданий, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности, должны быть разработаны специальные технические условия (СТУ), отражающие специфику их противопожарной защиты, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий (ч. 2 ст. 78 123-ФЗ [2]). Специальные технические условия необходимо разрабатывать для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо опасных, технически сложных и уникальных[8] объектов, перечисленных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ. Специальные технические условия должны обосновываться необходимыми расчётами (п. 1.4 СП 2 [5]). Кроме того, разработка СТУ требуется в случае отступления от противопожарных требований нормативных документов для обоснования мероприятий, компенсирующих эти отступления (п. 1.5 СП 2 [5]).
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вновь разрабатываемых документов не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с действующими на данный момент требованиями (ч. 4 ст. 4 123-ФЗ [2]). Наличие угрозы жизни или здоровью людей определяется индивидуально по каждому объекту защиты, с учётом специфики его технологических процессов, наличия в непосредственной близости от него других опасных объектов, существующей системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе её работоспособности и рядом других факторов[9]. В связи с этим может возникнуть спорный вопрос о правомерности требований пожарного инспектора, например, расширить лестничные клетки с 1,2 м до 1,35 м и дверные проемы с 0,8 до 1,2 м в эксплуатируемых детских садах, построенных по типовым проектам 80-х годов, с целью приведения их в соответствие с действующими нормативными требованиями[10]. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) и организаций, осуществляющих подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности проводится в формах (ст. 44 123-ФЗ [2]): 1) аккредитации; 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); 3) государственного пожарного надзора; 4) декларирования пожарной безопасности; 5) исследований (испытаний); 6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); 7) приёмки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; 8) производственного контроля; 9) экспертизы. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) объекта защиты осуществляется экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска на основании свидетельства МЧС России об аккредитации[11]. Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных 123-ФЗ [2], – расчётов по оценке пожарного риска; г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (ч. 7 ст. 2 123-ФЗ [2]). Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации[12], а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает[13]: 1) оценку пожарного риска (если проводился расчёт риска, указываются расчётные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска; прилагаются расчеты по оценке пожарного риска в виде заключения экспертной организации); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (осуществляется либо исходя из собственной оценки ущерба, либо прилагаются копии документов добровольного страхования ответственности за ущерб); 3) перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты (с указанием статей, частей, пунктов и перечня выполняемых требований). В случае, если собственник объекта защиты выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты (ч. 2 ст. 64 123-ФЗ [2]). Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до их ввода в эксплуатацию (ч. 5 ст. 6 123-ФЗ [2]). Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей (ч. 5 ст. 64 123-ФЗ [2]). Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности (ч. 6 ст. 64 123-ФЗ [2]). Декларант, разработавший декларацию, несёт ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 64 123-ФЗ [2]).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.012 с.) |