Техническое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности



Федеральным законом РФ «О техническом регулировании»[3] (далее – 184-ФЗ) установлена новая система стандартизации, направленная на гармонизацию с системами стандартизации развитых стран. Закон предусматривает разграничение требований к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, сооружениям и связанными с ними процессами проектирования, эксплуатации и др.) по признаку обязательности и добровольности применения.

Обязательные для применения требованиядолжны устанавливаться техническими регламентами, имеющими статус нормативно-правовых актов – Федеральных законов РФ. Технические регламенты могут устанавливать только минимально необходимые требования, связанные с безопасностью и энергоэффективностью объектов, а также обеспечением единства измерений (ст. 6, 7 184-ФЗ).

Более детализированные (возможно, и более высокие) требования должны содержаться в нормативных документах – документах в области стандартизации, принятых и зарегистрированных в установленном порядке – международных (ГОСТ и др.), национальных (ГОСТ Р), региональных стандартах и сводах правил (СП), а также стандартах организаций (СТО).

В дополнение к каждому техническому регламенту должен быть утверждён и опубликован «Перечень нормативных документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного технического регламента» (ч. 1 ст. 16.1 184-ФЗ), а также «Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия» (ч. 11 ст. 7 184-ФЗ), то есть перечень обязательных для применения нормативных документов, реализующих требования данного закона.

Утверждённые технические регламенты, а также нормативные документы, включённые в указанные выше перечни, должны быть размещены быть в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования, и доступны для заинтересованных лиц на безвозмездной основе (ч. 1 ст. 14 184-ФЗ); пересмотр и актуализация нормативных документов должна осуществляться не реже чем раз в 5 лет (ч. 5 ст. 16.1 184-ФЗ)

Стандарты организаций могут разрабатываться, утверждаться, изменяться и отменяться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных результатов. Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и её структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие. Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией (п. 4.17, 4.18 ГОСТ Р 1.4-2004)[4].

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [1] (далее – 384-ФЗ). В настоящее время осуществляется подготовка аналогичного нормативно-правового акта, устанавливающего требования, обязательные для непосредственного применения и исполнения в государствах-членах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)[5].

С введением в действие «Технического регламента» 384-ФЗ (с 01.07.2010) ранее утверждённые строительные нормы и правила (СНиП) признаются сводами правил (ч. 2 ст. 42 384-ФЗ [1]) и подлежат актуализации (в настоящее время почти все они уже актуализированы). Соблюдение требований данного закона обеспечивается применением нормативных документов, включённых в установленные перечни[6].

Нормативные документы, в том числе входящие в перечень обязательных, могут содержать различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений, в этом случае выбор застройщиком (заказчиком) применяемых подходов возможен на альтернативной основе (ч. 3 ст. 6 384-ФЗ [1]).

В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных нормативными документами обязательного применения, или в этих документах недостаточно требований к надежности и безопасности, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями (СТУ), разрабатываемыми и согласовываемыми в установленном порядке (ч. 8 ст. 6 384-ФЗ [1]).

Особенности технического регулирования в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2] (далее – 123-ФЗ). В дополнение к данному закону приняты два перечня нормативных документов[7]. Действовавший на тот момент СНиП 21-01-97* ни в один из перечней не включён, поскольку все его основные положения получили отражение непосредственно в новом «Техническом регламенте» 123-ФЗ.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, и при этом пожарный риск не превышает установленных допустимых значений (ч. 1 ст. 6 123-ФЗ [2]).

Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удалённой от выхода из здания точке (ч. 1 ст. 79 123-ФЗ [2]).

Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска (ч. 3 ст. 93 123-ФЗ [2]).

Величина риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать: для индивидуального пожарного риска – одну стомиллионную в год, для социального пожарного риска – одну десятимиллионную в год (ч. 4, 5 ст. 93 123-ФЗ [2]).

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчёт пожарного риска не требуется (ч. 3 ст. 6 123-ФЗ [2]).

Для зданий, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности, должны быть разработаны специальные технические условия (СТУ), отражающие специфику их противопожарной защиты, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий (ч. 2 ст. 78 123-ФЗ [2]).

Специальные технические условия необходимо разрабатывать для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо опасных, технически сложных и уникальных[8] объектов, перечисленных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ. Специальные технические условия должны обосновываться необходимыми расчётами (п. 1.4 СП 2 [5]).

Кроме того, разработка СТУ требуется в случае отступления от противопожарных требований нормативных документов для обоснования мероприятий, компен­сирующих эти отступления (п. 1.5 СП 2 [5]).

На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вновь разрабатываемых документов не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с действующими на данный момент требованиями (ч. 4 ст. 4 123-ФЗ [2]).

Наличие угрозы жизни или здоровью людей определяется индивидуально по каждому объекту защиты, с учётом специфики его технологических процессов, наличия в непосредственной близости от него других опасных объектов, существующей системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе её работоспособности и рядом других факторов[9].

В связи с этим может возникнуть спорный вопрос о правомерности требований пожарного инспектора, например, расширить лестничные клетки с 1,2 м до 1,35 м и дверные проемы с 0,8 до 1,2 м в эксплуатируемых детских садах, построенных по типовым проектам 80-х годов, с целью приведения их в соответствие с действующими нормативными требованиями[10].

Оценка соответствия объектов защиты (продукции) и организаций, осуществляющих подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности проводится в формах (ст. 44 123-ФЗ [2]):

1) аккредитации;

2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

3) государственного пожарного надзора;

4) декларирования пожарной безопасности;

5) исследований (испытаний);

6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);

7) приёмки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;

8) производственного контроля;

9) экспертизы.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) объекта защиты осуществляется экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска на основании свидетельства МЧС России об аккредитации[11].

Независимая оценка пожарного риска включает следующее:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных 123-ФЗ [2], – расчётов по оценке пожарного риска;

г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (ч. 7 ст. 2 123-ФЗ [2]).

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации[12], а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает[13]:

1) оценку пожарного риска (если проводился расчёт риска, указываются расчётные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска; прилагаются расчеты по оценке пожарного риска в виде заключения экспертной организации);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (осуществляется либо исходя из собственной оценки ущерба, либо прилагаются копии документов добровольного страхования ответственности за ущерб);

3) перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты (с указанием статей, частей, пунктов и перечня выполняемых требований).

В случае, если собственник объекта защиты выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты (ч. 2 ст. 64 123-ФЗ [2]).

Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до их ввода в эксплуатацию (ч. 5 ст. 6 123-ФЗ [2]).

Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей (ч. 5 ст. 64 123-ФЗ [2]).

Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности (ч. 6 ст. 64 123-ФЗ [2]).

Декларант, разработавший декларацию, несёт ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 64 123-ФЗ [2]).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.033 с.)