ТОП 10:

Пожарные наблюдательные пункты



Основным способом наземного обнаружения лесных пожаров является наблюдение за лесом с пожарных наблюдательных пунктов.

Пожарный наблюдательный пункт (ПНП) – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для осмотра территории и обнаружения лесных пожаров. Наблюдательные пункты бывают разных конструкций, сооружаются из различных строительных материалов, что определяет срок их действия. Сейчас на практике по конструкции ПНП выделяют 3 основные группы:

1) пожарные наблюдательные вышки (ПНВ);

2) пожарные наблюдательные мачты (ПНМ);

3) пожарные наблюдательные пункты павильонного типа.

Строительство пожарного пункта мероприятие дорогостоящее, поэтому для наблюдения за лесами можно использовать имеющиеся на охраняемой территории высокие сооружения: колокольни, триангуляционные вышки, радиорелейные мачты и др. Иногда лесхозы устраивают упрощенные наблюдательные пункты на высоком дереве. Наверху дерева устраивается площадка с перилами и навесом для наблюдателя. Для подъема на площадку сооружается лестница. Сооружение для жесткости можно укрепить двумя стойками, скрепленных досками в виде поперечин.

Помимо постоянных ПНП могут быть и временные. Срок их действия ограничен проведением одной операции: наблюдение за ходом развития лесного пожара, контролируемого выжигания, окарауливания локализованного пожара и т. д.

Но часто имеющихся высоких сооружений недостаточно и приходится сооружать ПНП. Строятся они из дерева или из металла. Сеть наблюдательных пунктов должна быть построена таким образом, чтобы наблюдением охватывалась вся охраняемая территория лесного фонда, при этом большее внимание необходимо уделять участкам высокой пожарной опасности с наличием потенциальных источников огня.

Методики размещения ПНП на местности до настоящего времени отсутствуют, хотя имеется несколько предложений. Так, предлагается использовать топокарты с высотными отметками, гипсометрические модели местности, на которых источник света перемещают из одной точки макета в другую и таким путем по теневым участкам отыскивается точка, для которой размер не просматриваемых площадей минимальный. Но и в этом случае важное значение имеет характер не просматриваемой местности – занята ли она ценными и высокогоримыми лесами, либо, наоборот, опасность возникновения лесных пожаров на ней минимальная.

Из существующих сейчас способов размещения наблюдательных пунктов наиболее простым и достаточным является выбор места строительства ПНП в натуре. Осматривается несколько вариантов и выбирается оптимальный.

При выборе места строительства ПНП учитывается не только максимальная видимость территории, но и ценность лесных массивов, частота пожаров, удаленность от населенного пункта, а также возможность организации надежной радио или телефонной связи с пунктом.

При размещении ПНП следует иметь в виду, что точное определение места загорания с одного пункта возможно только при возникновении пожара вблизи пункта и недалеко от хорошо известного ориентира. Либо тогда, когда на ПНП установлен инструмент с дальномером. В других случаях наблюдатель может установить по азимутальному кругу только направление на пожар, поэтому ПНП размещают так, чтобы любой участок охраняемой территории просматривался не менее, чем с двух точек. Тогда с каждого ПНП определяется направление на пожар (видимую дымовую колонку) и азимут сообщают в контору лесхоза, лесничества или на пожарно-химическую станцию. Там с помощью карты лесничества, на которой точно привязаны ПНП, по полученным азимутам проводят прямые линии. Место пересечения линий и будет местом пожара.

Для проведения наблюдений с ПНП он должен быть соответствующим образом оборудован. Там должен иметься угломерный инструмент для определения азимута на пожар, но обычно угломерный инструмент заменяют самодельным приспособлением. На площадке наблюдателя (в центре) сооружается столик, на котором укрепляется вычерченный азимутальный круг с делениями 0,5о. Азимутальный круг по надежному компасу ориентируется строго по странам света. В центре азимутального круга укрепляется стрелка с диоптрами на концах для визирования на пожар. Кроме того, на ПНП должен быть бинокль, средства связи и журнал наблюдений.

При появлении дымовой колонки наблюдатель по азимутальному кругу определяет направление на пожар, по цвету дыма вид пожара (низовой, верховой). Ширина дымовой колонки может дать представление о площади пожара, а характер дымообразования – об интенсивности пожара. Полученные в результате наблюдения данные немедленно заносятся в журнал, где указывается:

1) время обнаружения (месяц, число, час, минута);

2) характеристика пожара по видимым признакам;

3) азимут на пожар (если наблюдатель определил место пожара, то указывается квартал, либо другие хорошо известные ориентиры);

4) время сообщения о пожаре лесничеству, лесхозу, ПХС;

5) должность и фамилия лица, принявшего сообщение.

Успешность наблюдений с ПНП зависит от расстояния между ними.

Дальность наблюдения, как невооруженным глазом, так и при помощи оптических приборов, ограничивается сферичностью Земли и для равнинной местности определяется по формуле:

 

L = 3,85(Öh1 + Öh2),

где L - дальность видимого горизонта, км;

h1 и h2 - высоты двух взаимовидимых точек, м.

 

По этой формуле определяют предельный радиус обзора для равнинной местности с вышек разной высоты. В лесу значение имеет высота вышки над лесным пологом, т. к. в данном случае уровнем поверхности обзора является полог леса и пожар может быть замечен при подъеме дыма выше полога леса. Расчеты показывают, что максимальная дальность наблюдения с вышек разной высоты, следующая:

 

Высота вышки над

пологом леса, м 5 10 15 20

Радиус обзора, км 8 12 15 17

 

При выбросе дыма от пожара на большую высоту над пологом (h2), очаг загорания может быть обнаружен, согласно формуле, на большом расстоянии. На практике же дальность наблюдения меньше, это связано с прозрачностью атмосферы, другими условиями видимости. Эффективный радиус обнаружения начинающегося лесного пожара в равнинных условиях принимается обычно 5-7 км. Мощные пожары с высокой конвекционной колонкой можно обнаружить на расстоянии в несколько десятков километров. Если наблюдательный пункт расположен на возвышенности, то радиус обнаружения пожара увеличивается.

Однако, следует помнить, что даже при минимальном радиусе обзора отдельные участки территории могут не просматриваться из-за рельефа местности. Чтобы определить не просматриваемые с наблюдательного пункта участки, из точки расположения пункта на топографических картах проводят радиусы, вдоль которых по высотным отметкам топографических карт вычерчивают вертикальные профили. По ним определяют видимые и не просматриваемые участки территории.

Поскольку дым от лесного пожара, находящегося на стороне солнца, заметен на расстоянии 8-10 км, не следует располагать ПНП далее 10-12 км друг от друга. Принято считать, что если лесной пожар находится от наблюдателя ближе 8-10 км, то заметно движение дыма, если же дымовая колонка видна в виде неподвижного столба, значит горение происходит на большом удалении. С одной пожарной вышки или мачты высотой 30 м можно обеспечить наблюдение за лесом на площади 20 тыс. га.

Все ПНП могут сооружаться только по типовым проектам с соблюдением строительных норм и правил по технике безопасности. Кустарное изготовление вышек и мачт не допускается. Построенные вышки и мачты принимает в эксплуатацию специальная комиссия с обязательным участием технического инспектора. Аналогичный порядок приемки принят для подъемных устройств, если они не монтируются одновременно с вышкой или мачтой. На каждую вышку и мачту заполняется технический паспорт.

Ежегодно до начала пожароопасного сезона комиссия осматривает все ПНП и по результатам осмотра составляется акт. Согласно правилам по технике безопасности на наблюдательных пунктах устанавливаются молниеотводы. Во время грозы, сильного ветра, в сумерках находиться на ПНП запрещается. Место размещения ПНП привязывается к квартальной сети и отмечается на пожарной карте лесхоза или лесничества условным знаком.

Дежурство на ПНП ведется в зависимости от величины комплексного показателя горимости лесов по условиям погоды.

Дежурство начинается:

- при П классе пожарной опасности с 11 до 17 час;

- при Ш классе пожарной опасности с 10 до 19 час;

- при 1V-V классах - все светлое время суток.

Пожарные наблюдательные вышки. Вышка представляет собой деревянное или металлическое сооружение высотой 25 м и более с кабиной наблюдателя наверху. Высота вышки определяется по уровню пола наблюдательной площадки, на которую ведут лестничные марши. Широкое распространение получили деревянные вышки пирамидальной формы высотой в 25 м. Размер вышки по низу 5,5 х 5,5 м по верху 3 х 3 м. Подъем на вышку осуществляется по 5-ти маршевой лестнице. Площадка для наблюдения со всех сторон обшивается досками до высоты 1,1 м. Вышка устанавливается на столбчатый бетонный фундамент. Стойки выполняются из сосновых или еловых бревен. Деревянные пирамидальные вышки удобны, для них проще найти наблюдателя, но трудны в изготовлении, а главное, недолговечны. Срок из службы не превышает 10 лет. Но последнее объясняется применением для строительства вышек не антисептированной древесины. Пропитка же бревен каменноугольным маслом повышает срок их службы до 50 лет.

Собирают вышки в лежачем положении, а после сборки поднимают в вертикальное положение.

Металлические наблюдательные вышки. Имеется несколько типовых проектов металлических вышек разной конструкции и высоты. Широко распространена призматическая вышка высотой 35 м без подъемника с лестничными маршами. Вышка собирается из 5 одинаковых блоков сечением 1,4 х 1,4 м и высотой 6,8 м. Каждый блок имеет 2 лестничные площадки, расположенные внутри через 3,4 м. К площадкам крепятся под углом 80о наклонные металлические лестницы. Кабина наблюдателя имеет размеры 2,6 х 2,6 м и устанавливается на последнем блоке. Срок службы вышки - 30 лет. Имеется проект вышки высотой 60 м. Такие вышки имеются в Алтайском крае. При надлежащем уходе металлические вышки могут служить несколько десятков лет.

Пожарные наблюдательные мачты. Пожарная наблюдательная мачта – одноствольное деревянное или металлическое сооружение высотой 35 м, закрепленное в бетонном фундаменте и поддерживаемое в целях устойчивости системой растяжек. Пожарные наблюдательные мачты появились как альтернатива вышкам, строительство и материалоемкость которых достаточно высока. Мачты же проще по конструкции и менее материалоемкие сооружения.

Первые пожарные наблюдательные мачты (ПНМ-1) не отвечали требованиям технике безопасности, так как подъем наблюдателя на смотровую площадку предусматривался по лестнице, укрепленной на стволе мачты. Да и сам подъем на 35 метровую высоту по вертикальной лестнице, без площадок для отдыха, а наверху мачта достаточно ощутимо раскачивается, требовал хорошо физически подготовленных и не боящихся высоты людей. В настоящее время такие мачты не строятся, а имеющиеся не используются.

Более совершенной явилась ПНМ-2. Она имела подъемник с противовесом, регулирование веса которого под конкретного наблюдателя, позволяло без особых усилий подниматься в кабине подъемника на наблюдательную площадку. Разновидностью ПНМ-2 явилась ПНМ-3. Эта мачта не имеет кабины наблюдателя наверху, а наблюдение осуществляется непосредственно с подъемника, что недостаточно удобно и утомительно.

Ствол мачты может быть не из дерева, а из металлических труб достаточного диаметра. Представителем таких мачт является ПНМ-4, имеющая наверху стационарную кабину наблюдателя.

Мачты в 3 раза дешевле вышек, но популярностью у лесников не пользуются, на них труднее, а иногда и невозможно, найти наблюдателя. Подъем на высоту по вертикальному столбу даже в кабине подъемника вызывает опасение у наблюдателя. К тому же мачта имеет способность раскачиваться даже при слабом ветре и наблюдатель, находясь в раскачивающейся кабине на большой высоте, испытывает чувство страха.

Пожарные наблюдательные пункты павильонного типа. В горных условиях достаточно высоких точек рельефа, откуда можно вести наблюдения, поэтому здесь нет необходимости строить высокие наблюдательные мачты и вышки. В горах достаточно выбрать командную отметку высот, с которой радиус обзора будет максимальный, а площадь не просматриваемой территории минимальной. На этой высоте строят пожарный наблюдательный пункт павильонного типа. Обычно это двухэтажное строение. Первый этаж служит служебным помещением, размер его 3,3 х 3,3 м, а второй этаж представляет собой остекленную площадку для наблюдателя, размером 2,9 х 2,9 м. Первый и второй этажи связаны лестницей, идущей из служебного помещения.

Павильоны имеют несомненное преимущество перед вышками и мачтами. Удобны в эксплуатации, нет подъема на высоту, и на них могут дежурить наблюдатели без ограничения возраста и других ограничений по физическому состоянию наблюдателя, которые есть при работе на вышках и мачтах.

Телевизионные установки.

Обнаружение лесных пожаров путем осмотра территории с пожарных наблюдательных пунктов имеет существенные недостатки, главным из которых является необходимость постоянного нахождения наблюдателя на ПНП. Кроме того, невозможно привлечь наблюдателей пожилого возраста, многие люди боятся высоты, подъемники иногда отказывают и наблюдатель может оказаться блокированным в кабине подъемника на неопределенное время.

В то же время развитие промышленного телевидения привело к созданию телевизионных систем с дистанционным управлением видеокамерой и установкой монитора в удобном помещении. При этом наблюдатель может вести наблюдение за территорией, находясь в обычной комнате в конторе или в специально построенном небольшом здании недалеко от вышки.

Наиболее известна модель ПТУ-59. Камера размещается на мачте, монитор в помещении и здесь же пульт управления камерой. В последние годы разработана ПТУ-96М, способная работать с цветным монитором и предназначенная для замены морально устаревшей черно-белой ПТУ-59.

Высота размещения ПТУ над лесом должна быть не менее 10 м. При таком размещении камеры видимый дым от пожара проектируется на лес и его лучше видно.

Передающая камера делает полный оборот за 4 минуты. Оператор может изменять вертикальный угол наклона камеры в диапазоне -+45о и останавливать ее в любой момент для тщательного осмотра сектора обзора. Если будет обнаружен дым, наблюдатель с помощью системы пеленгации достаточно точно определяет азимут на лесной пожар. Это возможно потому, что камера ориентирована по магнитному меридиану и отклонение ее в градусах от этого направления может быть зафиксировано непосредственно на пункте управления камерой.

В принципе управление несколькими телевизионными установками возможно с одного пункта, но для этого надо решить несколько технических задач. Дело в том, что передача изображения с камеры на монитор возможна на расстоянии не более 1 км. За рубежом эта техническая задача решена и монитор может находиться от передающей камеры на большом расстоянии.

В нашей стране в настоящее время использовать все преимущества телевидения при обнаружении лесных пожаров не представляется возможным. Наряду с положительными моментами этому способу присущ ряд недостатков, в основном технического характера. Прежде всего, телевизионные системы требуют подсоединения к линиям электропередачи, что уже создает определенные трудности в отдаленных районах. При передаче сигнала от видеоконтрольного устройства на расстояние больше 1 км необходимо устанавливать усилители, расходовать дорогостоящий кабель. Аппаратура быстро выходит из строя и при ее ремонте возникает много сложностей. Все это необходимо учитывать при решении вопроса об использовании ПТУ. Но, учитывая достоинства ПТУ и появление цветных мониторов, позволяющих отличать дым от пожара от пыли от автомобилей, за ними несомненное будущее.

 

Маршрутное патрулирование

Наземное патрулирование является хорошим дополнением к наблюдению с ПНП и авиационному обнаружению лесных пожаров в засушливые периоды. При большой задымленности атмосферы, что часто бывает при большой горимости лесов, наземное патрулирование становится одним из наиболее важных способов обнаружения загораний. Патрулирование проводится с целью выявления и пресечения нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, обнаружения загораний и принятия срочных мер к их ликвидации. Причем патрулирование является наиболее эффективной формой обнаружения возникающих лесных пожаров и источников огня, могущих вызвать пожары, и позволяет ликвидировать очаги загораний в самой ранней их стадии.

Патрульные группы формируются из работников лесничеств и работников пожарно-химических станций (ПХС). В пожарные команды могут включаться члены школьных лесничеств, но их роль ограничивается установкой факта пожара и проведением профилактических бесед с населением. Использовать школьников на тушении пожаров нельзя.

Патрульные группы работают в самых опасных в пожарном отношении массивах по заранее запланированным маршрутам. При разработке маршрутов учитывают классы пожарной опасности насаждений, интенсивность их посещения населением.

Патрулирование может быть пешее, конное, на мотоциклах, автомашинах, моторных лодках, катерах, дрезинах. Вид патрулирования зависит от местных условий, но в местах массового отдыха населения предпочтительнее пешее патрулирование. Максимум внимания патрулированию уделяют в выходные дни, на которые приходится 40 % всех недельных посещений леса. При чрезвычайной пожарной опасности (1V-V классы) одиночное патрулирование запрещается, а группы должны состоять из 3-4 человек, что вызывается необходимостью немедленного тушения загорания и срочного оповещения о нем лесохозяйственных подразделений.

Скорость движения транспорта на патрулировании лесов не должна превышать 20-25 км\час, в противном случае осуществить надежный осмотр территории невозможно.

При определении протяженности маршрута надо учитывать, что группа в течение рабочего дня должна осмотреть территорию не менее 2-х раз. Отсюда рекомендуется следующая длина маршрутов в зависимости от вида патрулирования:

Вид патрулирования Скорость движения, Длина маршрута,

км\час км

Пеший 3 10-12

Конный 5 15-20

На мопеде 6 25-30

На мотоцикле 15-20 50-70

На автомашине 15-20 50-70

На катере 10-15 30-40

На ж. д. дрезине 15-20 50-70

Каждая патрульная группа должна быть обеспечена средствами пожаротушения: лопаты, топоры, ранцевые опрыскиватели с водой или раствором химических веществ, мегафонами для проведения профилактической работы при движении по маршруту. Группа должна располагать средствами связи с конторой лесничества, либо с ПХС.

Маршруты патрулирования ежедневно уточняются в зависимости от класса пожарной опасности по погоде. Время патрулирования при среднем классе пожарной опасности с 10 до 19 часов, при высокой – с 8 до 20 часов и при чрезвычайной пожарной опасности - круглосуточно.

 

2.2. Авиационное обнаружение лесных пожаров

С помощью авиации контролируют в основном удаленные территории в Сибири, на Дальнем Востоке, Урале и Севере европейской части России. Здесь имеются огромные площади неосвоенных территорий, малая плотность населения и организовать охрану лесов без помощи авиации невозможно.

Авиационная охрана лесов ведется базами авиационной охраны. Днем рождения авиационной охраны лесов от пожаров принято считать 6 июня 1931 года, когда впервые в истории страны в Нижегородском крае применили самолет для обнаружения очагов горения в лесу. За 40 часов летнего времени в течение 6 дней с самолета У-2 обнаружили 16 лесных пожаров. Самолет обеспечил охрану 1,5 млн. га.

В феврале 1936 г. в стране организовали воздушную службу для охраны лесов от пожаров: Государственный всесоюзный трест лесной авиации "Лесавиа", на местах сформированы авиационные отряды.

Авиационная база – хозрасчетное предприятия, выполняющее лесоохранные работы на основе договоров с Управлением лесами.

Непосредственная охрана лесов от пожаров на обслуживаемой территории выполняется оперативными отделениями. Каждое оперативное отделение располагает летательным аппаратом, руководство осуществляет старший летчик-наблюдатель. Командиром самолета или вертолета является летчик-наблюдатель. В задачу оперативного отделения входит задача не только обнаружение лесных пожаров, но и ликвидация их в зоне авиационной охраны. Для борьбы с лесными пожарами организованы подразделения авиапожарной службы: парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды, численностью около 20 человек. Средняя площадь лесной территории, обслуживаемой одним отделением – порядка 3 млн. га.

С 1952 года основной машиной для авиапатрулирования лесов остается самолет АН-2. Он берет на борт 8 парашютистов со снаряжением и может находиться в воздухе 6 часов, пролетая за это время 1000 км. В последние годы парк самолетов АН-2 резко сократился и появились серьезные проблемы в авиапатрулировании лесов.

с 1957 года на авиалесоохране начали применять вертолеты. Сейчас широкое применение вертолеты МИ-8. С появлением вертолетов решен вопрос с доставкой десантников к местам лесных пожаров.

На тушении лесных пожаров начали применять и сверхтяжелые вертолеты. Так, МИ-26 способен доставлять внутри фюзеляжа или на внешней подвеске 20 т груза на расстоянии до 500 км. С появлением такого вертолета решается вопрос с доставкой на пожар землеройной техники, так необходимой при ликвидации крупных лесных пожаров.

С 1973 г. в системе авиационной охраны лесов начали организовывать механизированные отряды. За ними закрепляется территория, относящаяся к районам наземной охраны. На закрепленной территории мехотряды ведут обнаружение лесных пожаров с помощью обслуживающих их летательных аппаратов, тушат обнаруженные очаги загораний и ведут профилактическую работу по предупреждению и распространению пожаров. Мехотряды выполняют те же задачи, что возложены и на пожарно-химические станции лесхозов. Но в отличие от последних мехотряды более мощные подразделения. Численность их от 30 до 60 человек, они имеют более 20 единиц техники, в том числе бульдозеры, вездеходы, пожарные автоцистерны и другое достаточно мощное противопожарное оборудование. Мехотряды располагают высококвалифицированными кадрами по тушению лесных пожаров. Создание мехотрядов позволило снизить горимость самых опасных в пожарном отношении лесов. В зоне действия мехотрядов, как правило, пожары ликвидируются оперативно и на небольшой площади.

Обнаружение лесных пожаров с помощью авиации осуществляется при авиапатрулировании территории лесничества. За каждым оперативным отделением закрепляется определенная площадь. Размер площади зависит от ряда факторов, но в первую очередь от классов природной пожарной опасности. Границы обслуживаемой площади должны совпадать с границами лесничеств.

На каждый летательный аппарат также устанавливается нагрузка по площади. Она должна быть такова, чтобы обеспечивала требуемый режим полетов и обслуживание лесных пожаров по установленной технологической схеме.

Нагрузка на летательный аппарат в млн. га обслуживаемой площади может быть определена по формуле:

 

S = 0,0002nR,

где S - площадь нагрузки,

n - коэффициент полезности маршрута,

R - радиус обзора,

L - оптимальная протяженность маршрута, км.

Коэффициент полезности маршрута определяется как отношение осматриваемой территории к расчетной площади, соответствующей протяженности маршрута. Смысл этого коэффициента заключается в том, что не вся территория под самолетом относится к обслуживаемой площади. Обычно коэффициент равен 0,7-0,8. Радиус обзора с летательного аппарата принимается в 30 км.

Оптимальная протяженность маршрута патрулирования зависит от кратности и количества пожаров на единицу охраняемой территории, поэтому варьирует в широком диапазоне от 200 до 600 км, а в исключительных тяжелых условиях может быть и меньше. Соответственно площади нагрузки на летательный аппарат составляют 1-3 млн. га.

После определения нормативной нагрузки на летательный аппарат разрабатываются маршруты полетов с условием осмотра всей охраняемой территории. Маршруты прокладываются по наиболее опасным в пожарном отношении массивам. За каждым самолетом и вертолетом закрепляется, как правило, один маршрут. Он может пролегать по территориям нескольких лесничеств. При этом часто, из-за сложной конфигурации границ лесничеств, создается ситуация, когда с одного маршрута вся территория лесничества не просматривается. Поэтому маршруты разрабатываются в целом для авиазвена сразу для нескольких летательных аппаратов. При этом часть территории лесхоза, не осматриваемая с основного для него маршрута, осматривается с другого летательного аппарата. Желательно, чтобы оперативные отделения размещались в тех же населенных пунктах, что и конторы лесничеств.

Авиапатрулирование – это регулярные полеты над лесной территорией в целях своевременного обнаружения лесных пожаров. Патрулирование проводится на высоте 600-800 м. В зависимости от условий видимости высота полета может быть и ниже, но нижний предел полета по высоте ограничен требованиями полетов в данной местности. Максимальная высота полета установлена в 2000 м. Количество полетов в день по маршруту определяется пожарной опасностью по погоде.

При 1 классе пожарной опасности авиапатрулирование не проводится. Выполняются в случае необходимости эпизодические полеты для контроля состояния действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на их тушении. Пожарные команды оперативных отделений занимаются тренировкой, подготовкой снаряжения и техники или выполняют другие работы.

При П классе авиапатрулирование проводится через 1-2 дня, а при наличии пожаров – ежедневно в середине дня в виде разовых полетов. Пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, находятся на местах дежурства с 11 до 17 часов.

При Ш классе пожарной опасности авиапатрулирование производится 1-2 раза в течение дня с 10 до 17 часов. Пожарные команды, если не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства с 10 до 19 часов.

При 1У классе авиапатрулирование проводится не менее 2 раз в день по каждому маршруту. Пожарные команды, находятся в полной готовности к вылету, дежурят с 8 до 20 часов.

При У классе авиапатрулирование проводится не менее 3 раз в день по каждому маршруту, для чего привлекаются дополнительные летательные аппараты. Пожарные команды дежурят в полной готовности к вылету с 8 до 20 часов.

При обнаружении дыма во время патрулирования летчик-наблюдатель дает указание пилоту об изменении курса полета на пожар и осматривает очаг горения. Осмотр проводится с высоты 600-800 м.

Летчик-наблюдатель определяет вид пожара и наносит его границы на патрульную карту. Кроме границ пожара на карте красной стрелкой показывается направление движения фронта пожара, а черной стрелкой – направление ветра. Затем с помощью палетки определяется площадь пожара. Если площадь небольшая и на карте диаметр меньше 0,5 см, то место пожара обозначают красным кружком с крестиком. Площадь таких пожаров летчик-наблюдатель определяет на глаз.

Место загорания устанавливают путем привязки его к ближайшему ориентиру, или пеленгацией, если очаг находится на значительном расстоянии от ориентиров. Направление на пожар находят с двух ориентиров, выбранных таким образом, чтобы пересечение пеленгов было под углом близким к 900 (не менее 450 и не больше 1350). Летнаб может продолжать полет по маршруту лишь после того, как убедится в точности определения места пожара.

В донесении о лесном пожаре летнаб рисует абрис с границами квартала, указывает место пожара в нем, указывает ближайшие ориентиры и расстояния до них, наносит на абрис дороги и подписывает в какие населенных пункты они ведут и расстояния до них. Голубым цветом рисуются реки и ручьи, названия их также подписываются синим цветом, направления течения показываются стрелками. На абрисе указываются имеющиеся преграды для распространения огня, намечают пути подхода к очагу горения.

После составления схемы летчик-наблюдатель отдает распоряжение пилоту о снижение до высоты, позволяющей провести описание древостоя: состав, полноту, возрастную группу (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые). Но согласно инструкции снижаться над пожаром ниже 200 метров для самолетов и 100 метров для вертолетов не разрешается. После описания древостоя летчик-наблюдатель вносит в донесение характеристику пожара: вид пожара, его интенсивность; а также указывает необходимое количество рабочих для тушения и технических средств по их видам. В конце донесения летчик-наблюдатель дает рекомендации по тушению пожара. При этом необходимо учитывать вероятное развитие пожара до прибытия рабочих для ликвидации загорания.

Для определения вида пожара с воздуха руководствуются следующими признаками:

низовой пожар – форма пожара вытянутая с извилистыми границами, цвет дыма беловатый;

верховой пожар – площадь пожара сильно вытянутая, видны горящие кроны деревьев, цвет дыма темный;

подземный пожар – границы пожара плохо заметны, огонь не виден, дым от недавно возникшего пожара поднимается по всей площади. У давно действующих границы выгоревшей площади хорошо заметны, дым сосредоточен по периферии очага, много упавших деревьев.

Для определения интенсивности низового пожара пользуются следующими придержками:

высокая интенсивность – пламя заметно с высоты 200 м по всему фронту огня;

средняя интенсивность – пламя заметно с высоты 200 м лишь на отдельных участках фронта огня;

слабая интенсивность – с высоты 200 м огонь не виден.

В том случае, когда загорание обнаружено в районе наземной охраны лесов, летчик-наблюдатель должен сразу передать информацию в лесхоз открытым текстом, а донесение сбросить в пункт приема донесений лесхозом.

Если радиосвязь самолета с лесхозом отсутствует, то донесение доставляется в населенный пункт, находящийся ближе других к месту загорания. Если там нет пункта приема донесений, необходимо второй экземпляр сообщения сбросить в ближайший поселок, где этот пункт имеется. В любом случае, при прохождении маршрута патрулирования вблизи конторы лесхоза или лесничества, летнаб доставляет туда копию донесения, в котором дополнительно сообщает, в какие населенные пункты и когда передана информация о лесном пожаре.

Обнаружив пожар в зоне авиационной охраны лесов, летнаб немедленно докладывает о нем на авиаотделение. Его сообщение радист передает диспетчеру авиабазы, а тот ставит в известность лесничество, на территории которого зарегистрировано загорание.

Обнаружение пожаров в лесу с помощью авиации имеет много достоинств, но и не лишено некоторых недостатков. Полеты невозможны при сильном ветре, грозе, тумане, низкой облачности. При высокой задымленности атмосферы, что часто бывает при массовых пожарах, наблюдение с воздуха затруднено из-за слабой видимости. Поэтому для выявления плохо видимых по каким-либо причинам пожаров (задымленность атмосферы, слабого дымообразования при горении очень сухих горючих материалов и т. д.) предложено использовать инфракрасные приборы. Наиболее известны авиационные детекторы "Тайга" и "Тайга-2". "Тайга-2" состоит из четырех блоков: оптико-механического, установленного под фюзеляжем самолета; электронного; регистрации (записи) изображения ландшафта и очагов горения; пульта управления.

Угол обзора в направлении, перпендикулярном линии полета, при вращении сканера составляет 1200. Сканирование местности производится за счет вращения двухгранной пирамиды в оптико-механическом блоке.

Принцип действия прибора основан на преобразовании потока лучистой энергии от тепло излучающих объектов в электрический сигнал. Информация об этих объектах выводится на пульте в виде световой и звуковой сигнализации, а также ведется запись изображения лесного ландшафта и объекта тепловой аномалии на электрохимическую бумагу 1ЭХБ, шириной 125 мм..

"Тайга-2" работает в двух режимах: детектирования и съемки местности в инфракрасных лучах. В первом случае при попадании в сектор обзора прибора теплоизлучающего объекта на пульте управления срабатывает звуковая (зуммер) и световая сигнализация в виде загорания лампы, соответствующей одному из шести секторов, на которые разбит угол обзора. В этом режиме можно работать на высотах от 100 до 3000 м и обнаруживать очаги загорания от 0,06 га и более, не дающих видимого шлейфа дыма.

Во втором случае запись ландшафта с очагами загораний может проводиться одновременно с детектированием, но только на 7 дискретных высотах: 600, 800, 1000, 1200, 1500, 2400 и 3000 м. С более низких высот запись невозможна по техническим параметрам аппарата. При проведении записи ландшафта площадь загорания можно определить с большой точностью.

На основе "Тайги-2" сделана система "Вулкан". Она имеет факсмильный аппарат, также как и остальные блоки "Тайги-2", на борту самолета. Аппарат передает полученное изображение на копировальное устройство в авиабазе. Радиус передачи изображения – 300 км.

В настоящее время воздушное патрулирование лесов осуществляется на самолетах и вертолетах. Но еще в 1921 г на лесной конференции было предложено использовать на охране лесов от пожаров аэростаты. В 30-е годы в период интенсивного развития дирижаблестроения проводились работы по применению дирижаблей на охране леса. но дальше проектов дело в нашей стране не пошло.

В США с 1987 года патрулирование лесов осуществлялось на дирижаблях. Количество их постоянно увеличивалось, что позволяло США контролировать всю территорию своей страны на высоте 3000 м. В настоящее время из-за интенсивного гражданского движения пассажирских самолетов и космического мониторинга по всей территории США специального авиапатрулирования территории не производится.

Хорошие перспективы имеет применение на охране лесов малой авиации. Один из перспективных, с точки зрения охраны лесов, представителей малой авиации – мотодельтаплан. Он в 30 раз дешевле самолета АН-2, подготовка летчика не требует много времени. Для разбега и взлета достаточно нескольких метров. Скорость – до 100 км\час, потолок – до 2000 м. Кроме пилота мотодельтаплан может поднять еще одного пассажира.

Примером обычного мотодельтаплана может служить Т-2 КМЗ О. К. Антонова. Он легок, компактен, быстро трансформируется для решения разных задач. Взлетная масса аппарата 360 кг, масса пустого – 150 кг, коммерческая нагрузка – 100 кг, крейсерская скорость – 60 км\час, диапазон высот полета 1-3000 м, длина разбега – 50 м, пробега – 30 м. В сложенном виде дельтаплан представлен двумя пакетами размером 1800 х 700 х 500 мм. Два человека собирают дельтаплан за 30 минут.

Малые самолеты обеспечивают более высокую точность работ, проще в эксплуатации, не требуют особых взлетно-посадочных полос, меньше расходуют горючего, дешевле в эксплуатации.

Наблюдения за поверхностью Земли из космоса открывают большие возможности для решения проблемы предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров. Это особенно важно для районов, где редкая сеть метеорологических станций и не вся территория находится под контролем авиалесоохраны.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.023 с.)