Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авиационное тушение лесных пожаров.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Летом 1932-1933 гг. ВНИИ сельского хозяйства провел под руководством Александра Михайловича Симского на территории Шатурского леспромхоза Московской области первые опытные работы по тушению пожаров авиахимбомбами и созданию огнезадерживающих полос с помощью водных растворов химикатов, выливаемых из специального бака, установленного на самолете У-2. Результат был отрицательный, но перспектива технологии стала очевидна. С 1935 г. в продолжении опытных работ задействован самолет П-5 с баком 600 л. В 1941 г. испытан принципиально иной вид пожарной бомбы – авиахимогнетушитель емкостью 30 л химраствора. При падении бомбы на землю раствор разбрызгивался вокруг в радиусе 10 м. С середины 1940-х гг. и до 1953 г. испытывались «стеклянные капли» – тонкостенные стеклянные шары – ампулы, которые способны были последовательно создавать нп земле смоченную полосу. В 1948 г. была предпринята попытка создания минерализованных огнезадерживающих полос путем сбрасывания мелких фугасных бомб (с зарядом взрывчатки 350 г.). В итоге и от этой идеи отказались. В 1950 г. был сконструирован для испытаний на самолете АН-2 авиапожарный опрыскиватель АПО. Прибор имел бак на 1000 л водного раствора. Вода выбрасывалась в полете под давлением 6 атмосфер. С 1951 г. в Северо-Западной авиабазе «Авиалесоохраны» АПО применялся в опытных условиях, а в 1953-1954 гг. в производственных. Был сделан важный вывод: для достижения положительного эффекта при непосредственном тушении огня необходимо создавать смоченную полосу под пологом леса с дозировкой не менее 2 л на м2. В 1963 г. по техническому заданию ЛенНИИ лесного хозяйства, «Авиалесоохраны» и НИИ ГА был создан лесопожарный вариант на базе гидросамолета Ан-2В. В поплавки самолета вмонтированы два бака по 500 л, которые заполнялись при глиссировании по водной поверхности. Ан-2ПВ дал положительные результаты при тушении низовых пожаров в насаждениях полнотой до 0,8, в рединах и на открытых участках. Появилось понимание трудностей эксплуатации амфибий. Получен важный показатель, характеризующий эффективность любого авиационного тушения – цикл, т. е. время проведения воздушной атаки по формуле «слив-заправка-слив». Чем меньше этот показатель, тем выше производительность (эффективность) тушения. На основе этого получили импульс на развитие вертолетной технологии тушения. Еще в 1955 г. проводились испытания лесопожарной версии Ми-4, оборудованного горизонтальным стволом тушения. Систему посчитали бесперспективной. В 1965 г. проведены испытания очередной лесопожарной версии Ми-6 с системой, размещенной внутри салона, на 4 т воды. С 1971 г. активно испытывалось водосливной устройство (ВСУ) объемом 420 л для вертолета Ка-26. в 1976 г. испытан ВСУ объемом 5 м3 для вертолета Ми-6. И, наконец, с 1977 г. получило широкое распространение металлическое ВСУ для вертолета Ми-8Т, которое впоследствии было заменено одним из лучших в своем классе мягким ВСУ-5, созданным 1996 г. С 1990 г. проводились совместные испытания противопожарной версии самолета Ил-76 с выливным авиационным прибором ВАП-1 емкостью 32 м3. Работы проводились в Красноярском крае. Выводы получены неоднозначные. С одной стороны, удалось создать по-настоящему уникальный самолет. Прибор ВАП значительно превосходит зарубежные аналоги по характеристикам и красоте конструктивных решений. С другой стороны, несоответствие чрезмерно больших затрат в сравнении с полученными результатами. Так, ограниченная сеть аэродромов с потребной длиной ВПП в многолесных, наиболее горимых районах России, определяет большую удаленность вероятных лесных пожаров от мест базирования Ил-76, теряя тем самым преимущества перед более легкими самолетами танкерами. К примеру, это обстоятельство в сочетании с негодностью аэродромных служб к заправкам в самолет больших объемов воды за минимальное время привело к тому, что показатель цикла «слив-заправка-слив» для Ил-76П редко удавалось довести до значения менее 3-4 часов. На самолете затруднено, а в горной местности зачастую и невозможно выполнить установленную технологию работ. Недостаточная маневренность, большие радиусы разворотов, быстрая смена ориентиров при большой скорости на малых высотах затрудняют осмотр пожаров, определение курсов захода и точек слива, тем самым крайне осложняется прицельное выполнение сливов. Техника с подобными характеристиками нуждается в наведении, оптимально при помощи легкого скоростного самолета с летчиком-наблюдателем. Эксплуатация двух Ил-76П в Хабаровском крае в 1996 г. и в республике Коми в 1997 г. подтвердили ранее сделанные выводы. Кроме того, открылись два обстоятельства. Первое, при попытках непосредственного тушения огня на кромке лесного пожара самолет Ил-76Плосу длиной до 500 м, при том, что кромка пожара, как правило, имеет извилистую форму. Это означает, что значительная часть огнегасящей жидкости расходуется непродуктивно. Второе, при сливе воды с тяжелого самолета на большой скорости значительно значительно увеличились потери воды за счет выноса мелкодисперсионной части – часть воды попросту превращается в водяную пыль. При этом важно иметь в виду тот факт, что проход самолета на сверхнизкой высоте с целью уменьшения непродуктивных потерь воды при тушении пожара может вызвать обратный эффект – раздувать кромку огня вместо ее тушения. С1992 по 2006 гг. в Иркутской авиабазе Авиалесоохраны проводилась эксплуатация лесопожарных самолетов амфибий Бе-12П (до 6 т огнегасящей жидкости). Самолет Бе-12П имел прекрасные показатели цикла при тушении лесных пожаров. Это достигалось тем, что в большинстве случаев место забора воды находилось не далее 50-100 км. Опыт эксплуатации был учтен при разработке новой пожарной амфибии Бе-200. Ареал применения самолетов-амфибий ограничивается наличием довольно крупных водоемов, пригодных для забора воды. Поэтому в российских условиях суммарный положительный эффект от амфибий будет меньше, чем от самолетов танкеров наземного базирования. Удаленность места забора воды далее 100-150 км сводит на нет все преимущества амфибии Бе-200. С 1991 г. походил производственную проверку на лесных пожарах в Якутии, Иркутской, Магаданской областях и Красноярском крае самолет Ан-24П. на фюзеляже с внешней стороны крепились два бака емкостью по 2 м3 воды, сохранялась возможность десантирования парашютистов-пожарных. Всего было переоборудовано 4 самолета. Реальные положительные результаты достигались при воздействии на пожары до 1 га при использовании одновременно двух самолетов. Используя научный задел по самолету Ан-26П в 1993 г. АНТК им. О.К. Антонова (Украина) с участием российской организации «Авиалесоохрана» был создан самолет-танкер Ан-32П. Самолет имеет 4 наружных бака с объемом 8 м3 огнегасящей жидкости с одновременным или последовательным сбросом. Сохраняется возможность десантирования парашютистов-пожарных и использования большей части аэродромов. В своем классе по совокупности положительных качеств пожарный вариант Ан-32П не имеет себе равных. Именно этот самолет «Авиалесоохрана» планировала сделать основой своего парка лесопожарной авиации, но сложные 1990-е годы исключили этот сценарий. С 1994 г. успешно внедрен в эксплуатацию самолет-танкер Ан-2П с ВСУ на 1,2 т огнегасящей жидкости – более 40 машин. Самолет лучшим образом обеспечивал точный прицельный слив жидкости. Минимальная скорость и использование химикатов снижали непродуктивные потери жидкости. Самолет не требует стационарных аэродромов и развитой инфраструктуры. Звено из четырех таких самолетов в течение дня способно оказать решающую помощь наземным силам. Почему же именно эти малоскоростные и не очень грузоподъемные машины выиграли у других более впечатляющих самолетов. Многократно проводимые опытными работами и практикой тушения лесных пожаров с воздуха установлено, что огнетушащая эффективность единицы объема (веса) сливаемой жидкости с самолетов-танкеров зависит от условий слива, прежде всего от скорости полета и высоты слива. При сливах на высоких скоростях (превышающих 250-270 км/час) в результате действия набегающего потока воздуха выливаемая жидкость разбивается до состояния аэрозолей, и большая часть ее испаряется, не достигая земли. Подобное происходит и при сливах на высотах, превышающих 40-50 м от поверхности земли. Процесс испарения особенно усиливается при низкой влажности. Так, проводимые при испытаниях самолета-танкера Ан-32П исследования показали, что при высоте слива 40 м на скорости 230 км/час, при 80% влажности воздуха потери на испарении составляют до 10 %, а при влажности 60 % они возрастают до 50 %. Проблема потерь существует и для вертолетных ВСУ. Так, при сливе с вертолета Ми-8Т до 30 % теряется за счет мелкодисперсионной части воды, еще 20-30 % остается на ветвях и кронах верхнего полога насаждения. В России наиболее горимыми являются высокополнотные леса, что еще более сужает диапазон эффективности авиационного тушения. Чистая вода, политая с воздуха, способна сохранять огнетушащие свойства лишь 5-15 минут. Добавление смачивателя или реторданта увеличивает эту способность до 2 часов. В целом, специальные добавки увеличивают эффективность тушения водным раствором в 2-4 раза. Получается, что имеют перспективу именно относительно легкие воздушные суда, обладающие маневренностью и технологической гибкостью (Сейчас это Ан-2П, Ми8, Ка-32, Ан-32П, Canadair CL-415, Airtractor AT-600, AT-802F). Опыт применения воздушных судов показал, что никакое авиационное тушение не может не может рассматриваться как основное средство тушения. Большие самолеты-танкеры не могут оказать никакого решающего значения на успех тушения крупных пожаров. На тушении лесных пожаров главное – потушить кромку пожара. На крупных пожарах ее протяженность может несколько сотен километров. Слив воды внутрь пожара бессмысленное занятие, ни как не способствующее его тушению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.013 с.) |