Применение химических средств при тушении лесных пожаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение химических средств при тушении лесных пожаров



Химические вещества используются при тушении лесных по­жаров преимущественно для улучшения смачивающей способ­ности воды, а также для усиления ее огнегасящих свойств. Усиление огнегасящих свойств растворов огнетушащих хи­микатов по сравнению с водой происходит в основном за счет того, что для их испарения нужно больше тепла, чем для испа­рения воды, и следовательно, их охлаждающее действие силь­нее. Кроме того, растворами неорганических солей можно созда­вать заградительные полосы - чистая вода быстро испаряется, а растворенные в ней соли не только остаются сами, но и удер­живают часть воды (Амосов, 1963). Получение высокоэффективных и удобных в применении ог­нетушащих веществ позволило бы кардинальным образом ре­шить проблему тушения лесных пожаров. В этом направлении проведены большие и разносторонние исследования. В России они были начаты А. М. Симским (1934), предложившим использовать водные растворы хлористого кальция, а в дальнейшем - хлористого магния и сульфата аммония. Из-за большой величины поверхностного натяжения вода плохо проникает в мельчайшие поры лесных горючих материалов. Чтобы вода равномерно растекалась по поверхности сухого растительного материала, быстрее пропитывала его и проникала в горящие слои торфа или подстилки, к ней добавляют неболь­шое количество поверхностно-активных веществ (смачивателей). Из огнетушащих химикатов, которые могут быть использованы на тушении лесных пожаров, известны фосфорная кислота, хлористый кальций, хлористый магний, сульфат аммония, аммофос и некоторые другие. Фосфорная кислота Н3РО4 - прозрачная маслянистая жидкость желтого или бурого цвета. Применяется в водных растворах концентрацией 15-25%, т.е. 15-25 кг химиката на 100 л раствора. Приготовляя раствор, кислоту льют в воду, а не наоборот. По сравнению с другими химикатами фосфорная кислота более эффективна при тушении лесных пожаров, но применение ее ограничивается высокой стоимостью и дефицитностью. Хлористый кальций СаСl - монолит, обычно поставляемый в плавленом виде в железных барабанах, массой 160-180 кг. Основного вещества, т.е. хлористого кальция, в монолите около 66% что нужно учиты­вать, приготовляя раствор. Реже поставляют обезвоженный хлористый каль­ций - белый порошок, очень гигроскопичный, с содержанием 90% основного вещества. Хлористый магний MgCl - монолит темного цвета, поставляемый в железных барабанах, массой 300 кг. В нем содержится 45% основного вещества, остальное - кристаллизационная вода. Сульфат аммония (NH4)24-белый или серо-зеленый порошок, используемый для удобрения. Поставляется в бумажных мешках. Белый по­рошок содержит 99%, а серо-зеленый - 90-95% сульфата аммония. Аммофос - смесь аммонийфосфата (NH4H2PO4) и диаммонийфосфата (NH4)2HPO3). Как и сульфат аммония, является техническим продук­том для удобрения. Представляет собой серое порошкообразное вещество, содержащее около 20% нерастворимых примесей. Перечисленные химикаты используют в виде 20%-ных вод­ных растворов. Приготовляя растворы, учитывают только со­держание основного вещества. Расчет производят по формуле:

Объем раствора, л =

Масса химиката, кг, количество основного вещества, % Заданная концентрация раствора, %

Например, имеется монолит хлористого магния массой 310 кг с содержанием 45 % основного вещества. Какое количество 20%-ного раствора получится из этого монолита? 1. 310х45=13950 л. 2. 13950: 20 = 697,5^700 л.

Монолиты удобнее использовать полностью, не разбивая на части. Для этого монолит, освобожденный из железного бара­бана, закатывают в чан, опрокинутый набок. Предварительно для каждого чана изготовляют мерную рейку, показывающую объем, занимаемый жидкостью, через каждые 50 или 100 л. Поставленный на место чан с химикатом заливают водой до определенной отметки мерной рейки. Поскольку монолит растворяется медленно, раствор из него надо готовить не менее чем за сутки до употребления и несколько раз перемешивать. Порошкообразный хлористый каль­ций при растворении сильно нагревает воду. Поэтому его надо растворять, засыпая в воду небольшими порциями. Химикаты с большим количеством примесей (например, аммофос) надо растворять в мешковине. Растворенному химикату дают хорошо отстояться, после чего осторожно, не взбалтывая, сливают раствор, предварительно удалив сор и пену, всплывшие на поверхность. Приготовленные растворы можно хранить длительное время, при этом их огнегасящие свойства не изменяются. Эффективность химикатов определяют как отношение расхода воды к раствору химиката на тушение при одинаковых ус­ловиях и с равным результатом. Для описанных выше химикатов коэффициент эффективности составляет от 1,2 до 1,5, т.е. 1 л химиката заменяет 1,2-1,5 л воды. С увеличением высоты пламени эффективность растворов возрастает, но не более чем вдвое. При низком пламени (0,2 м) эффективность почти такая же, как у воды (Нестеров, 1945; Красавина, 1965). Вследствие относительно низкой эффективности и необхо­димости доставлять химикаты к пожару на значительные расстояния…

Агротехнические требования и технология посева семян в лесных питомниках. Уход за посевами. Основная обработка почвы в посевном отделении проводят по системе зяблевой обработке, черного, раннего. Глубина основной вспашки колеблется от 18 до 30 см Предпосевная обработка почвы проводиться с целью: создать слой почвы необходимой рыхлости с выровненной поверхностью, без глыб и крупных комков для уменьшения испарения; очистить поле от поросших сорняков; подготовить почву для посева семян. Предпосевная обработка почвы может вкл. весеннюю перепашку почвы без стволов, боронования, культивацию, прикатывание, поделка гряд. Сильно уплотнившуюся почву рыхлят на большую глубину или перепахивают Посевы бывают грядковые и безгрядковые чаще всего гряды делают шириной 0.9 – 1 м высотой 10 – 15 см и выше с междурядьями 40 см. В зависимости от ширины посева строк посевы бывают узкострочные и широкострочные. В зависимости от разрешения посевных строк - ленточные и рядовые. Уход за посевами. С целью создания благоприятных условий для прорастания семян, появления дружных всходов и роста сеянцев проводят различные виды уходов. Уходы за посевами до появления всходов заключают­ся в прикатывании посевов, мульчировании, прополке сеянцев, рыхлении почвы и поливе. Прикатывание посевов проводят в засушливую весну на лег­ких незаплывающих структурных почвах с целью лучшего соприкос­новения частиц почвы с семенами и обеспечения капиллярного подъема воды из нижерасположенных горизонтов к семенам. Для прикатывания посевов мелких семян используют гладкие катки, а для средних и крупных семян, заделываемых на глубину 3 см и бо­лее, - тяжелые кольчатые катки. Мульчирование посевов- покрытие почвы различными мате­риалами с целью сохранения влаги в верхнем слое почвы, предот­вращения образования корки на ее поверхности, более ровного ре­жима влажности и температуры почвы, а также для того, чтобы за­держать зарастание почвы сорняками. Мульчирование обычно применяют на посевах с глубиной заделки семян до 2 см. Оно необхо­димо в засушливых районах, где верхний слой почвы пересыхает в первые же дни после посева, а поэтому мелкие семена оказываются в сухом слое почвы и не могут дать дружных всходов. В лесной зоне и северной части лесостепи мульчирование следует применять прежде всего при весенних посевах на тяжелых бесструктурных почвах, которые легко заплывают и быстро образуют плотную корку. После мульчирования рекомендуется закрывать посевы щитами для предохранения мульчи от сдувания ветром. Поливы посевов до появления всходов имеют большое значение для получения дружных и равномерных всходов. Полив должен быть постепенным, чтобы не вызвать смыва почвы и посевов. При посеве мелких семян (тополя, березы, шелковицы и др.) поливы рекомендуется проводить 2 раза в сутки небольшими порциями. Луч­ший способ полива посевов - мелкокапельное дождевание. Методи­ка расчета норм предвсходового и послевсходового поливов, а также способ полива дождеванием до и после появления всходов из­ложены ниже. Уход за посевами после появления всходов. Для создания благоприятных условий роста сеянцев за ними проводят уходы: прополку сорняков, рыхление почвы, отенение, побелку посевов, прореживание сеянцев, подрезку корней, полив, подкорм­ку, пикировку всходов и др. Отенение и побелку посевов применяют для ослабления нагрева поверхности почвы, предохранения всходов от ожога корневой шейки, а также для снижения испарения с поверхности почвы и уменьшения расхода влага сеянцами при сухой и жаркой погоде. Ожог корневой шейки особенно опасен у сеянцев тех пород, которые имеют нежные травянистые всходы. Он возникает при соприкоснове­нии всходов с сильно нагретой (до 50...60 °С) солнечными лучами поверхностью почвы. Пораженные всходы отмирают и падают на землю (полегают) в результате образования на нижней части стебля резкой перетяжки. Эта опасность существует до одревеснения сеян­цев. Для отенения чаще всего используют драночные и плетневые щиты размером 1x1 м с просветами, составляющими около 50% площади. При отенении всходов посевные борозды следует распола­гать с запада на восток. Щиты ставят с южной стороны под углом 35...45° к поверхности земли или горизонтально на высоте 40...50 см над землей, сразу после массового появления всходов. В засушливых районах отенение необходимо при выращива­нии сеянцев всех хвойных пород, а также березы, тополя, ольхи, ивы, липы, конского каштана, бересклета бородавчатого. В неза­сушливых районах при жаркой и сухой солнечной погоде во время появления всходов и в последующий период отеняют посевы ели, лиственницы, пихты, туи, липы, сосны, тополя, бересклета бородавчатого, березы, можжевельника, чубушника. Отенение всходов надо применять только при необходимости, и оно должно быть непродолжительным (20...30 дней). Его снимают после того, как у сеянцев одревеснеет корневая шейка. Применение отенения удорожает выращивание посадочного материала, затрудняет механизацию работ по уходу за посевами. Кроме того, при излишней его продолжительности растения полу­чаются слаборазвитыми. Учитывая это, с целью предупреждения перегрева почвы и ожога корневой шейки сеянцев, можно приме­нять побелку посевов, например 10 %-ной суспензией мела. Первое опрыскивание проводят после появления всходов, а последующие- после каждого дождя и прополки до тех пор, пока не одревеснеет корневая шейка у сеянцев. Прореживание посевов проводят редко при получении слиш­ком густых всходов. В противном случае сеянцы получаются ослаб­ленными и недостаточно развитыми. Через 15...20 дней после массового появления всходов посевы прореживают после обильного полива или дождя. В первую очередь удаляют поврежденные, слабые и уродливые сеянцы. После прореживания посевов выдергиванием необходим полив. При очень густых всходах и запоздалых сроках посевы разреживают выстриганием. Подрезку корней проводят с целью получения сеянцев с хорошо разветвленной корневой системой и улучшения соотношения надзем­ной и корневой фитомасс растения. Этот вид ухода применяют для тех пород, которые имеют стержневой корень с плохо разветвленной корневой системой (дуб, яблоня лесная, груша лесная, орех, каштан и др.). Корни молодых всходов подрезают в почве на глубине 10... 12 см после образования первой пары настоящих листьев. Полив посевов необходим при выращивании посадочного ма­териала всех древесных пород и кустарников. Его проводят дождеванием (рис. 36) и по бороздам. Наиболее распространенный спо­соб- полив дождеванием. Для этой цели используют дально- и короткоструйные уста­новки, которые позво­ляют одновременно с поливом производить подкормку.

Экологические изменение на сплошнолесосечных рубках. Положительные: благоприятные световые условия для возобновления леса на лесосеках, формированное одновозрастных древостоев. Отрицательные: создание неблагоприятные условия для возобновления некоторых древних пород (резкие температ. колебания, высыхание и уплотнение почвы, возрастание сорной травян. кустар. растит., заболочивание); повреждение степ леса и семенников (ветровая, образование суховоершиности, ухудшение технол. св-в древесины), возможность образования очагов размножения вредных насекомых и болезней на вырубках. В результате сплошной вырубки древостоя происходят существенные изменения экологической обстановки на вырубаемых площадях. На сплошных вырубках в весенне-летний период наблюдаются значительные колебания суточных температур, что вызывает обмерзание или ожоги хвои и побегов текущего года у подроста и молодняка темнохвойных пород (особенно у пихты). Участки несплошных рубок характеризуются более плавными переходами дневных и ночных температур и относительной влажности приземного слоя воздуха. Это обеспечивает условия для адаптации подроста и молодняка. Интенсивность снеготаяния при большой мощности снега на сплошных вырубках в 2 раза выше, чем под пологом нетронутого рубкой древостоя, что приводит к определенному дисбалансу в поступлении паводковых вод в гидрографиическую сеть. В результате разработки лесосек механизированными лесозаготовками происходит значительное (до 40-60%) нарушение поверхности почвы. Нарушенность в средней и сильной степени составляет около 30%. На нарушенных участках существенно изменяются водно-физические свойства почвы, ухудшается азотный режим, снижается воздухопроницаемость и уменьшается общая порозность, что приводит к падению численности аэробных форм микроорганизмов, снижению микробиологической активности почвы.

Билет 15

Система мер борьбы с корневой губкой. Корневая губка - это болезнь хвойных насаждений, характеризуется гнилью корневых систем и прогрессирующим усыханием деревьев.Формирование древостоев, устойчивых к корневой губке, должно быть главным лесозащитным мероприятием. Санитарная рубка, в целях замедления распространения инфекций корневой губки малоэффективна. Корневая губка вызывает пеструю волокнистую гниль корней и основания ствола пихты сибирской. Большинство исследователей называют ее основным виновником корневых (комлевых) гнилей в пихтовых насаждениях. Вызываемая корневой губкой гниль распространяется по стволу пихты до 11 м, в среднем - 6 м. Потери деловой древесины у этой малосмолистой породы составляют 78 %. Корневая губка поражает насаждения сосны всех классов, однако главную опасность гриб представляет для сосновых культур в фазе жердняка (II класса), вызывая массовое их усыхание. Меры борьбы. Борьба с корневой губкой заключается в осуществлении активных и профилактических мер лесозащитного и лесохозяйственного характера.1. Проведение санитарных рубок, во время которых выбирается ветровал, сухостой, заметно ослабленные деревья, а также сосны, находящиеся по границе очага. Санитарные рубки позволяют выбирать древесину еще растущих сосен, не потерявшую своих технических качеств, предотвращают массовое размножение вторичных энтомовредителей и улучшают санитарное состояние насаждений. Выборочные санитарные рубки надо проводить весной и осенью с учетом биологии вторичных вредителей сосны.2. Своевременное проведение всех рубок ухода за лесом и других мер, обеспечивающих хорошее санитарное состояние насаждений. Сомкнутые насаждения должны быть равномерно изрежены, полнота культур в 25—35-летнем возрасте не должна превышать 0,7. Рубки ухода должны проводиться только в зимний период.

Школьное отделение питомника. В древесных школах выращивают саженцы деревьев и кустарников для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленительных работ. для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения. После частичной обрезки у корней приводит к формированию более компактной к.с. продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6-12 лет, а кустарники 2-3 года. Выращивание саженцев в простой школ е применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют 1,2,3-ю школы. В 1 школу высаживают 1-2 летние сеянцы (реже укорененные черенки с расстоянием между рядами 0,8м, размещением в ряду ч\з 0,5м). Во 2 школу высаживают 3,4-хлетние саженцы с размещением 1*1 или 1,5*1,5м.а в 3 школу 6,8-летние саженцы с размещением 3*2. перед посадкой в школу посадочный материал сортируют, обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают к.с до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см., для районов с недостаточным увлажнением. Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении. в 1 школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30-35см, а в степной зоне на 35-40см. во 2 школе на 35-40см, …и 40-50см.а в 3 школе на 45-50 и 55-60 см. удобрения вносят в верхний слой 20-30см слой, т.е. в зону основной массы корней саженцев. В 1 школе для посадки сеянцев почву рыхлят на глубину 25-35см, во 2и 3 школах почву рыхлят на 35-50см. школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойные, как правило, весной. Выращивание саженцев в комбинированной школе. Лучше саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6-12 лет высаживают на расстоянии 2,4-4,5 м один от другого. Между этими рядами высаживают 2или 4 ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. При выращивании саженцев хвойных пород применяю комбинированные школы с уплотненным их размещением. 2или 5 рядов саженце ели или кратное их число со сроком выращивания 2-3года чередуют с рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1-0,2м, а породы с длительным сроком выращивания через 0,7-1м. Выращивание саженцев в уплотненной школе. Применяется для выращивания саженцев ели с биологическим возрастом 4-6 лет, схема посадки ленточная, состоящая из 2-5 рядов, расстояние между рядами в ленте принимается,от 0,4-0,2м, шаг посадки 10-20 см.для выращивания саженцев ели обычно используют 2-3 летние сеянцы, которые затем выращивают 2-3 года в уплотненной школе. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой компактной к.с. при посадке в школу 2 летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина к.с. была в пределах 15-18 см. При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30-35 см.посадка механизированная. Корневая шейка при посадке в школу д.б. ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1-2см, а в засушливых на 3-5см. Плодовая школа. Размножают вегетативным способом. Они более требовательны к качеству почв, чем лесные древесные породы, при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно-грунтовым условиям и обработке почвы, а при выращивании саженцев- к системе удобрений. Привитые саженцы плодовых пород реализуют в 2-летнем возрасте. Для выращивания такого посадочного материала применяют 4-хпольный севооборот. Лучший способ подготовки почвы для закладки плодовой школы на паровом поле- плантажная вспашка. Вспашку производят на глубину 50-60см с предплужником. Под основную вспашку вносят органические удобрения. Перед посадкой у подвоев подрезают корни и наземную часть. Подвои высаживают весной или осенью при расстоянии между рядами 0,8м и в ряду 0,3-0,2м. Осенняя посадка рекомендуется в средней полосе европейской части. Прививку саженцев обычно проводят во второй половине лета. Уход за однолетними саженцами в течение лета заключается в удалении на подвоях поросли, рыхлении почвы, прополке сорняков, периодических поливах и борьбе с вредителями, прищипке побегов для регулирования роста и подкормке растений. На 3 год проводят культивацию междурядий, уничтожение сорняков, полив и подкормку растений. Вторую подкормку выполняют с уменьшенными дозами минеральных удобрений, вносимых во влажную почву. Орошение в сочетании с подкормкой растений особенно благоприятно сказывается на увеличении выхода плодовых саженцев семечковых пород. На 2и 3 полях плодовой школы проводят формирование штамба и основ будущей кроны. Формирование кроны начинается с формирования у саженцев штамба. Высота штамба у саженцев для каждой породы и сорта должна соответствовать действующим техническим условиям. В среднем величина штамба равна 60-80см. четверное поле занято паром. При выращивании саженцев ягодниковых кустарников организуют ягодниковые школы. В отличии от плодовых пород они чаще всего размножаются зимними стеблевыми черенками и корневыми отпрысками. В плодовых тоже возможно выращивание саженцев плодовых и ягодниковых кустарников с применением комбинированных схем. Техническую приемку в школьных отделениях производят не позднее 10 дней со дня окончания работ. При технической приемке школьного отделения питомника устанавливают:Качество обработки почвы (способ и глубина обработки, количество внесенных удобрений и гербицидов);Состояние посадок на день приемки.Размещение саженцев в школе.

Натурное оформление полей в школьном отделении (наличие этикеток установленного образца, размещение полей по видам и сортам выращиваемого материала). Техническая приемка выполненных работ в лесном питомнике оформляется актом технической прием­ки в двух экземплярах. Первый экземпляр после утверждения директором остается в лесхозе, а второй хра­нится в лесничестве

Группы лесов и категории защитности лесов. Леса страны подразделяются на три группы: 1 гр. Водоохранные леса запретные полосыпо берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов защищающие нерестилища ценных промысловых рыб. Защитные леса - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль жд и авто-х дорог федерального, республиканского и областного значения, леса на пустынных, степных, лесостепных и малолесных территориях. санитарно-гигенические и оздоровительные леса- леса зеленых зон населенных пунктов и хозяйственных объектов, леса 1,2,3 зон округов санитарной охраны курортов. Леса особоохраняемых тер-рий - особо ценные лесные массивы, леса имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехопромысловые зоны, притундровые леса, леса природнозаповедного фонда-леса гос-х природных заповедников, леса национальных природных парков, заповедные лесные участки. в лесах 1 гр.общий объем ежегодных рубок может и должен составлять 70-80%к суммарному текущему приросту древесины. 2гр. включает леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса выполняющие Водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами. В лесах 2 гр. Рубки гл. пользования проводятся всеми способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно ценными древесными породами, на сохранение природоохранных функций этих лесов и позволяющими при этом вести их эффективную и рациональную эксплуатацию. Объем рубок в год не должен превышать объема текущего прироста древесины на конкретной территории. 3 гр. Вкл. в леса многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса 3 гр. Преобладают в лесном фонде и расположены они повсюду. В этих лесах применимы все способы рубок гл.польэования. Объем ежегодных заготовок древесины не должен превышать текущего прироста на конкретных территориях. Леса 3гр. подразделяются на освоенные и резервные. К резервным относятся леса, которые невовлечены в эксплуатацию в следствии их удаленности от транспортных путей, низкой продуктивности и др. причинам.

Билет 16

Отвод лесосек под РГП. ОТВОД ЛЕСОСЕК -отграничение в натуре участков лесного фонда для про­ведения рубок главного пользования и рубок промежу­точного пользования. О. л. выполняется лесничеством и включает прорубку визиров (шириной 0,3 м); поста­новку столбов на углах лесосек; отграничение неэк­сплуатационных участков в пределах лесосек; промер линий, измерение углов между ними и углов наклона местности, а также геодезическую привязку к квар­тальным просекам, таксационным визирам или др. по­стоянным ориентирам. Съемка границ лесосек прово­дится буссолью, промер линий - мерной лентой или стальной рулеткой длиной 20 м. Допустимые ошибки при О. л.: измерение линий - ±1 м на 300 м, измерение углов - 30. Для последующей материально-денежной оценки намеченного к рубке запаса древесины (см. Ма­териально-денежная оценка лесосек) на лесосеках пло­щадью до 3 га включительно, отводимых под сплошные рубки, проводится сплошной перечет деревьев, на лесо­секах большей площади - ленточный перечет деревьев или определение запаса лесосеки выборочным измери­тельным или перечислительным методами таксации леса. На лесосеках несплошных рубок главного и про­межуточного пользования (кроме осветлений и прочисток) ведется перечет только тех деревьев, к-рые намечены в рубку. При отводе лесосек главного поль­зования на отграничивающих их визирах срубают все деревья, а промежуточного пользования - обрубают только ветки и срубают кустарник. В равнинных лесах лесосеки отводят, как правило, прямоугольной формы, в горных лесах их границы устанавливают в зависимоcти от рельефа местности. Таксационные выдели непра­вильной формы отводят в сплошные рубки полностью, если их площадь не превышает размера лесосеки, уста­новленного действующими правилами рубок. Имею­щиеся в пределах отводимой лесосеки неэксплуа­тационные участки исключают из площади лесосеки. Для повышения точности таксации территорию ле­сосеки делят по степени однородности древостоев на таксационные выделы. Такое распределение проводят при различии разрядов высот в разных частях лесосеки, при разнице в таксационной характеристи­ке: по запасу - более 15 %, составу - более двух ед., по товарности - на один класс и более. Минимальная площадь выделов при площади лесосеки до 10 га -0,5 га, более 10 га - 2 га, а неэксплуатационных участков - 0,1 га и более. Границы выделов в натуре отмечают затесками. Одновременно с О. л. для сплошнолесо-сечной рубки производится отбор и перечет семенных деревьев, отграничение семенных куртин и полос. На каждую лесосеку составляют полевой абрис, на к-ром указывают: расположение внутренних визиров, расстояние между ними; привязку лесосеки к квартальной сети; румбы и меры линий; контуры лесосеки; выделен­ные неэксплуатационные участки; номера делянок; границы таксационных выделов, местоположение круговых перечетных площадок или ленточных перечетов, площадь каждого эксплуатационного и неэксплуатационного выдела, расположение семенных куртин, групп, полос и местоположение благонадежного подроста и их площадь. На основании абриса составляют чертеж лесосеки. На делянки лесосеки разбивают в случаях, когда отпуск древесины с них производится разными лесозаготовителями. При О. л. руководствуются региональными правилами рубок и Наставлениями по отводу и таксации лесосек в лесах РФ, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Выращивание посадочного материала под пленочным укрытием. Выращивание сеянцев в полиэтиленовых теплицах. Финляндия и Швеция имеют почти 30-летний опыт по выра­щиванию сеянцев хвойных пород в полиэтиленовых теплицах. Такой способ находит применение также в США, Канаде, ЧСФР, ВР и других странах. В последнее время в лесных питомниках стали применять постоянные зимние теплицы с двойным пленочным покрытием и устройствами для дождевания, подогрева почвы и вентиляции. Из новых агроприемов и способов выращивания сеянцев в полиэтиленовых теплицах представляют практический инте­рес посевы с использованием бумажных лент с семенами и стеллажный способ. Недостаток выращивания сеянцев хвойных пород в полиэтиленовых теплицах — трудность посева с равно­мерным, но густым размещением семян, а также значительные трудозатраты по уничтожению сорняков семенного происхождения. Новый агротехнический прием выращивания сеянцев, предложенный чехословацкими специалистами, включающий рас­кладку в теплице бумажных лент с семенами, позволяет ликви­дировать указанные недостатки. Приклеивание семян клеем типа крахмального клейстера к бумажной ленте шириной 50 см с размещением 2x2 см или 3x3 см производится на специаль­ной машине, изготовленной в ЧСФР. Машину обслуживают 3 человека, производительность 250 м2 за смену. Три слоя бумаги типа газетной с семенами (два слоя бумаги под семенами и один слой над семенами) свертывают на этой машине в рулоны, которые подсушивают и перевозят в теплицы. Разостланную бумагу в теплице покрывают тонким слоем опилок и регулярно поливают, особенно в период про­растания семян (5... 14 дней). Производственные испытания этого способа в 1980... 1982 гг. показали, что из 1 кг семян получается 90 тыс. сеянцев сосны и ели. Три слоя бумаги пре­пятствуют появлению сорняков, в результате чего сокращается количество уходов. Применение бумажных лент позволяет сни­зить расход семян в 1,5...2 раза, уменьшить затраты на про­полку и получить более высококачественный посадочный мате­риал благодаря равномерному размещению сеянцев.Выращивание растений с открытой и закрытой корневой си­стемой в ящиках на стеллажах, впервые примененное в Канаде в 1971 г., позволяет дважды использовать теплицы в течение вегетативного периода. В этом случае наиболее эффективны теплицы с электроподогревателем почвы. Первую партию се­янцев выращивают с февраля до мая, затем ящики с всходами перемещают на открытую площадь — полигон доращивания с искусственным отенением и орошением. С мая по июль выра­щивают вторую партию сеянцев сосны или ели с последующим доращиванием также на открытом участке. Сроки выращива­ния первой и второй партии сеянцев могут быть различными. При условии подогрева почвы на стеллажах и наличии в теп­лице дополнительного освещения лампами дневного света практически возможно в год выращивать 5 партий сеянцев (после 8 нед пребывания сеянцев под пленкой на стеллажах их перемещают в полигон доращивания, а в теплице, в контей­неры, высевают новую партию семян со сроком выращивания сеянцев 8 нед). Стеллажный способ выращивания возможен и в неотапливаемых теплицах. Такой способ применяют в питомниках США и Нидерландов. По данным исследований, он займет ведущее место в ближайшем будущем.

ОСВЕТЛЕНИЕ - рубка ухода в молодом древостое, направленная на улучшение его породного состава, качества и условий роста деревьев главной породы. Проводится в древо-стоях до 5-, 10- или 20-летнего возраста, в зависимости от лесообразующей породы, производительности дре­востоя и лесорастительной зоны. О. относится к основ­ным видам рубок ухода - формирования насаждений, называемым так же классическими: О. - прочистка -прореживание - проходная рубка. Основные объекты применения О. - участки сме­шанных по составу молодняков, прежде всего хозяйственно-ценных хвойных или твердолиственных. К таким объектам относятся молодняки естественного происхождения, в т. ч. после рубки с сохранением подроста небольшой высоты (мелкого и среднего), к-рый обгоняют возобновившиеся быстрорастущие лиственные породы, а также молодняки искусственного происхождения, где целевые хвойные или твердолиственные породы без ухода попадают под полог мягколиственных пород - осины, ольхи серой и др. При проведении О. применяется преимущественно верховой метод ухода - удаление более крупных деревьев нежелательных пород, высота к-рых больше выращиваемых. Интенсивность О. изменяется в очень широких пре­делах в связи с соотношением деревьев разных пород по высоте, количеству, особенностям биологических свойств и взаимовлиянию. При небольшом участии де­ревьев нежелательных пород выборка их может состав­лять 15-25 % по запасу. Если деревья целевых хвойных, твердолиственных пород оказываются под пологом мягколиственных, то интенсивность О. может составлять до 70-90 % общего запаса. Повторяемость О. обычно сравнительно высокая и в основном колеблется в интер­вале от 3 до 5 лет, но иногда, на начальном этапе фор­мирования, уход целесообразно проводить и чаще. Отбор деревьев в рубку осуществляется обычно по образ цу; создаваемому при отводе участков под О., на пробных площадях. При механизированном уходе за лесными культурами часто используют линейное разрежива­ние, когда удаляют определенные ряды целиком. При значительном количестве деревьев целевых хвойных и твердолиственных пород и сильном угнетении их мягколиетвенными, особенно на больших учатках молодняков естественного происхождения, также возможно сочетание рубки деревьев узкими полосами с выборочным удалением нежелательных в сформированных технологических полосах. Такой уход обеспечивает снижение затрат на проведение О. и формирование технологической сети участка для проведения последующих уходов. При О. насаждений примененяют следующие технологии рубок: беспасечные на базе моторизованных инструментов; линейно- и узкопасечные, а также кур-тинно-пасечные на базе кусторезов, катков-осветли­телей фронтального типа (для прокладки полос - ко­ридоров) и мотоинструментов (для выборки деревьев в рядах, полосах, куртинах).

Билет 17

Влияние влаги на лес. Влага необходима для биохимических процессов фотосинтеза. Вторичного обмена веществ в жидких тканях деревьев, для почвообразовательного процесса. От количества осадков зависит производительность древостоев и качество древесины. На сухих и избыточно переувложненых почвах состав древостоев более однообразен, размещение деревьев редкое, снижается высота и запас. Потребность древесных пород в воде зависит от температуры и влажности воздуха почвенных условии. Вода является одним из основных факторов климотообразования. Естественным источником воды являются осадки и грунтовые воды. Вода влияет на растения главным образом через почву, но для них важно содержание влаги в воздухе, для большинства раст. Оптимальной является относительная влажность воздуха 80% и более. По отношению древесных раст. К содержанию воды в атмосфере и почве они подразделяются на 3 основных группы:1.гигрофиты 2.мезофиты 3.ксерофиты(влажных мест обитания)

1 отличаются крупными листьями и поверхностной корневой системой(ива, виды ольхи) 2 раст среднего увлажнения мест обитания. При кратковременной недостатке влаги, это снижает эффективность испарения и позволяет пережить временный дефицит воды. При продолжительном недостатке воды у древесных растений может происходить вынужденный летний листопад. После завершения засушливого периода раст обычно продолжают вегетировать.(пихта и лиственница сибирская) 3 раст способные произрастать в условиях постоянного или сезонного дефицита влаги. Они обладают рядом морфологических, анатомических и физиологических свойств обеспечивающих экономное расходование воды. К таким приспособлениям относят высокое осмотическое давление в клетках, сильно разветвленная корневая система проникающая на глубину до 10м и более. Маленькая листовая пластинка или полная редукция листьев, а так же свертывание листьев во время засухи, утолщение стенок эпидермиса на верхней стороне листа или восковой налет на них, особое строение устиц, плотно смыкающихся во время засухи. При выборе древесных растений для лесокультурных работ в поймах рек и низменностях подверженных постоянным увлажнениям следует учитывать их реакцию на длительное затопление по этому признаку выделяют



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.015 с.)