Проблема международной безопасности в АТР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема международной безопасности в АТР.



В настоящее время в АТР все шире распространяется понимание необходимости и возможности создания совместными усилиями какого-то нового регионального порядка, постепенно пробивает себе дорогу идея поиска модели безопасности, формируемой на базе многостороннего диалога.

Этот процесс просматривается, в частности, на примерах изменения прежних подходов Соединенными Штатами и Японией. Как известно, на протяжении многих лет решительным противником появления системы коллективной безопасности в АТР были именно США. не желающие никому уступать свое лидерство в регионе. Однако новые реалии заставили Вашингтон несколько скорректировать свою политику в отношении коллективной безопасности в АТР. В частности, президент Б.Клинтон во время своего визита в Сеул поддержал идею создания "нового тихоокеанского сообщества, основанного на долевом участии в обеспечении силы. достижении процветания и совместной приверженности демократическим ценностям". При этом, однако, как уточнил заявление своего президента государственный секретарь США У.Кристофер, "региональный диалог по вопросам безопасности ни в коей мере не заменит военные союзы США и их передовое военное присутствие в Азии. США будут действовать совместно с другими странами по поддержанию мира и спокойствия в Азии, исходя из интересов Соединенных Штатов". Из этих слов напрашивается вывод, что Вашингтон не против создания в АТР системы коллективной безопасности, рассчитывая посредством ее, с одной стороны, сохранить свое военное присутствие в регионе, а с другой - добиться снижения уровня напряженности в сфере экономики и торговли, которая все больше сказывается на отношениях США с азиатскими странами.

Япония недавно начала высказываться в поддержку региональной системы безопасности. В ее создании Токио видит новые возможности для сотрудничества и укрепления своих позиций в регионе. При этом, как подчеркивают японские официальные представители, приверженность Японии договору о взаимной безопасности с США является непоколебимой, а присутствие американских сил в Азии считается обязательным.

Если же проанализировать весь спектр мнений представителей стран региона по проблемам укрепления безопасности, то условно можно выделить три направления, по которым предлагается продвигаться.

Представители первого направления считают в обозримом будущем нереальным и даже невозможным создание в АТР аналога СБСЕ - Совещания по безопасности и сотрудничеству в Азии. При этом заявляется, что необходимо решать имеющиеся проблемы в отношениях между отдельными странами, в том числе и территориальные споры, на двусторонних уровнях. Так, ряд американских экспертов по Азии считает: с учетом обширности территории и разнообразия стран АТР практически невозможно иметь азиатскую политику, которая представляла бы собой нечто большее, чем набор политических позиций на двусторонней основе, и выходила бы за рамки "традиционных банальных фраз". Представители второго направления полагают, что сначала проблемы безопасности следует решать в рамках отдельных субрегионов, например, в Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии, на юге Тихого океана. А уже затем, развивая диалоги в масштабах всего АТР, постепенно, этап за этапом продвигаться к формированию устойчивой многополюсной региональной структуры безопасности в масштабах всего АТР.

Наконец, третий вариант предполагает, что при вероятности любых поворотов в развитии региональной ситуации нельзя исключать и более быстрого движения региона по миротворческому пути: АТР все же может в ближайшее время войти в процесс, сходный с общеевропейским по масштабам, но столь же отличный от него по своей специфике.

Без сомнения, окончательное определение конкретной модели для коллективной безопасности в АТР еще впереди. Но, видимо, можно считать, что наиболее вероятным является такой вариант, когда движение к формированию системы коллективной безопасности будет идти параллельно по нескольким направлениям одновременно: на путях переговоров между двумя или несколькими странами, на субрегиональных уровнях и т.д.

 

Россия и АТР.

Одной из главных целей России - включиться в мировую экономику - можно достичь, проводя многовекторную внешнюю политику. И одним из таких векторов является Азиатско-тихоокеанский регион. Интеграция районов Сибири и Дальнего Востока с высокоразвитыми экономическими центрами АТР может благотворно сказаться на развитии всей страны. Ядром российской региональной внешней политики должна стать масштабная экономическая дипломатия, сокращение военного присутствия России в АТР должно компенсироваться расширением ее активности в политической и экономической областях. Немаловажным для России является развитие сотрудничества в масштабах региона и в таких областях, как экология, наука, культура, здравоохранение, борьба с преступностью, международным терроризмом, наркобизнесом и т.д.

Деятельность России по обеспечению безопасности и сотрудничества в АТР могла бы, на наш взгляд, развиваться по следующим направлениям:

- придание динамизма и конструктивности двусторонним отношениям со всеми без исключения странами региона;

-активная стимуляция движения региона к созданию субрегиональных и региональной систем безопасности и сотрудничества;

- настойчивые действия по урегулированию региональных конфликтов в АТР;

- продвижение практических мер по снижению уровня военного противостояния, укреплению доверия, включению механизмов консультаций, диалогов.

Что касается двусторонних отношений, то Россия заинтересована в том, чтобы новые отношения партнерства с США материализовались в согласованных мерах разрядки не только на глобальном и двустороннем, но и на региональных - в том числе азиатско-тихоокеанском уровнях. Наша страна заинтересована в дальнейшем обоюдном с США и многостороннем сокращениях вооруженных сил и вооружений в АТР. Кроме того, партнерство с США ни в коем случае не должно подвергать сомнению самостоятельность действий России в своих национальных интересах.

Весьма важным представляется развитие добрососедских отношений с Китаем, преодоление сложностей в российско-японских отношениях. вывод на новый уровень сотрудничества с Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Республикой Корея, странами АСЕАН.

Российская стратегия должна предусматривать сбалансированный подход ко всем государствам даже при наличии расхождении в тех или иных вопросах, отказ от идеологизированного восприятия того или иного партнера, готовность решать любые проблемы политическими средствами, на равноправной, взаимовыгодной основе.

Есть и задачи, которые можно было бы решать уже в ближайшем будущем. В первую очередь - это разработка и принятие комплекса мер доверия и контроля за военной активностью стран региона. Продвигаясь в данном направлении, можно постепенно вырваться из порочного круга взаимных опасений, страхов перед неожиданным нападением. Напомним, что на форуме стран АСЕАН Россия уже внесла ряд конкретных предложений: о мерах доверия в АТР; об ограничении масштабов военно-морских учений и полном отказе от них в международных проливах, в зонах интенсивного судоходства и рыболовства; о формировании международных морских сил по обеспечению свободы судоходства; о трансформации баз ВМС в опорные пункты материально-технического обеспечения военно-морской деятельности и др. Задача на будущее - конкретизация этих предложений, проработка их совместно с партнерами и продвижение по всем возможным каналам.

 

США и АТР.

Широко известно, что применение Вашингтоном "двойных стандартов" – очень выгодная политическая уловка в освещении тех или иных событий, происходящих в мире. США применяют ''политику двойных стандартов'' в международных отношениях в форме обвинений других стран в ''нарушении прав человека'', ''отступлении от норм международного права'', но в то же время сами вообще не замечают, игнорируют свои собственные действия.

''Политика двойных стандартов'' отчетливо проявляется и по отношению к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Так, в отношениях с Пекином Вашингтон придерживается политики ''одного (единого, неделимого) Китая'', но в то же время выступает против фактического объединения КНР с Тайванем.

Администрация США в конце января 2010 г. уведомила конгресс на поставку Тайваню крупной партии вооружения на сумму около 6,4 млрд долларов. Китай, в свою очередь, заморозил военные контракты с американской стороной. ''Несмотря на многократные протесты Китая, американская сторона приняла ошибочное решение о продаже оружия Тайваню… Мы выражаем свое возмущение'', – говорится в сообщении китайского внешнеполитического ведомства.

"Двойные стандарты" проявляются и в отношении прав человека. Так, несмотря на все обвинения, предъявленные Китаю и Северной Корее в нарушении прав человека, сами Соединенные Штаты так и не ратифицировали международную конвенцию об экономических, социальных и культурных правах, а также о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенции о правах ребенка и защите прав инвалидов Вашингтон не признает, однако вынуждает другие страны приглашать инспекторов ООН и не ограничивать их свободу передвижения. Сами американцы отказывают правозащитникам в свободе действий на своей территории, а также в доступе на военные базы по всему миру.

 

Обвинения, Ирана и КНДР, выдвинутые США, Японией и Республикой Корея, в стремлении создать ядерное оружие, безусловно, не беспочвенны. Однако, цели создания ядерных объектов должны проверяться Международным агентством по атомной энергии, а никак не одной страной. Здесь также отчетливо прослеживается двойственный подход: одним странам США разрешают использовать атомную энергию в мирных целях, а другим нет. И все это лишь исходя из собственных стратегических интересов. Уже не говоря о том, что Израиль, де-юре не являясь ядерной державой, фактически обладает и ядерным оружием. Подобный дифференцированный подход во внешнеполитическом курсе Вашингтона, разумеется, непонятен Пхеньяну. Таким образом, несмотря на многолетние усилия шестисторонних переговоров, северокорейская ядерная проблема по-прежнему не урегулирована, а напряженность в Восточной Азии сохраняется.

США не только не способствуют стабилизации обстановки в АТР, но и подталкивают Японию, Южную Корею и Тайвань наращивать свой военный потенциал для противостояния Китаю и КНДР. При таком положении Пекин и Пхеньян также прилагают массу усилий для увеличения своей военной мощи. Чем увенчается подобная "гонка вооружений" – неизвестно. Но при сохранении доминирования Вашингтона в регионе улучшение отношений между восточноазиатскими странами по-прежнему маловероятно.

Несмотря на все заверения Соединенных Штатов в стремлении нести мир и стабильность в АТР, "двойной" подход во внешней политике Вашингтона к странам региона очевиден. И пока он существует, все имеющиеся противоречия останутся.

 

60) Европа и АТР.

 

ХХI век будет веком Европейско-Азиатского региона (ЕАР). На эту тенденцию работают такие факторы: общий объем торговли стран Западной Европы только с государствами Северо-Восточной Азии (398 миллиардов долларов в 1995 году) превзошел их торговлю с Северной Америкой на 73 миллиарда. Инвестиции европейских стран в Азии растут более быстрыми темпами, чем в других частях земного шара. За период с 1976 по 1991 год ЕЭС, например, направило 32 миллиарда долларов на проекты развития Азии, то есть по данному показателю Европа отстает только от Японии, опережая США.

Если даже взять одну только Германию, то окажется, что доля стран Восточной Азии в общей торговле этого государства в 1995 году составляла в экспорте 11,3 процента, а в

импорте - 14,4, в то время как доля Северной Америки была равна, соответственно, 8,24 и 7,08 процента.

Такого же порядка цифры можно обнаружить и у других крупных государств Европы.

Неуклонно возрастает и доля самой Западной Европы в торговле азиатских стран, превосходя зачастую по этому показателю все ту же Северную Америку. В частности, доля Европы в импорте Гонконга в 1995 году была равна 12,1 процента, а Северной Америки - 8,4. Индонезии, соответственно, 23,2 и 10,7.

Таким образом, в мире возникает регион с населением почти в два миллиарда человек и общим экономическим потенциалом, приблизительно в два раза превосходящим потенциал Северной Америки.

Если же принять во внимание тот очевидный факт, что Россия является мостом между Европой и Азией на одной части земного шара, а США - аналогичным мостом на другой его части, то можно смело утверждать, что ХХI век станет веком Американо-Европейско-Азиатского региона (АЕАР) с общим ВНП и населением, значительно превосходящим совокупный ВНП и население стран... Африки и Латинской Америки вместе взятых!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.012 с.)