Россия, НАТО, проблемы европейской безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия, НАТО, проблемы европейской безопасности.



См. предыд. Вопросы.

Африка в мировой политике.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтной геополитической сферы планеты.

Современная Африка в политическом плане представляет собой в основном авторитарные режимы), и господствовали в середине 90-х годов в 38 из 45 государств Тропической Африки).

Помимо внутренних причин, формированию авторитарных режимов способствовало и противоборство двух мировых, систем — капитализма и социализма — в борьбе за сферы влияния на континенте. после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов.

В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать «исламскую государственность».

Исламские группировки фундаменталистского толка с начала 90-х годов откровенно встали на путь экстремистских действий, «священной войны» против светских форм государственности (Алжир, Египет, Судан и др. страны).

С начала 90-х годов XX в. в общественном сознании на континенте стали укореняться идеи межрегионального, межконтинентального сотрудничества. В столице Танзании — Дар-эс- Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов. Сделано это, по словам сотрудников Центра, «чтобы побудить африканцев самостоятельно решать собственные проблемы, вместо того чтобы полагаться на иностранное посредничество».

 

Судьбы Африки исторически давно связаны с судьбами всего мира. Этот континент стал колыбелью человечества, дал мощнейшие цивилизации (Древнейший Египет, Арабский Халифат и др.), но колониальная эпоха значительно затормозила развитие его народов, изолировала их от влияния мира. Колонизаторы (страны Европы) прививали населению новый образ жизни, резко отличающийся от традиционных ценностей.

После получения независимости каждая из стран Африки выбирала свой путь развития: капиталистический или социалистический.

Геополитическое положение Африки, ее позиция в системе международных отношений во многом зависят от коренного изменения международного экономического порядка в пользу формирования лучших (льготных) условий для этого континента. Пока же этот порядок объективно направлен против интересов народов Африки. Противостоять неоколонизации они могут только на базе объединения всех сфер общественной жизни -экономической, социальной, политической, духовной - большинства стран континента. Но реализовать эту задачу в конце XX - начале XXI вв. представляется нереальным в силу ряда причин.

Итак, в геополитическом плане Африка больше тяготеет к Западу, хотя процесс этот сложен, динамичен и противоречив

 

Политика ведущих западных стран в Африке.

Для характеристики роли Африки в современных международных отношениях необходимо отметить и некоторые особенности политики крупнейших западных стран в отношении проблем континента после окончания холодной войны.

Пионером в принятии новой африканской стратегии выступили США. В первой половине 90-х годов была свернута американская помощь ряду диктаторских режимов (Либерии, Судана, Заира), поддержаны процессы национального примирения в Анголе, ЮАР, Мозамбике. Одновременно США взяли курс на выдвижение на первый план экономических приоритетов во внешней политике и расширение присутствия американских корпораций на Африканском континенте. В этой связи американская дипломатия стала рассматривать достижение демократических перемен в африканских странах, исходя не из формальных антикоммунистических установок, а из ориентиров устойчивого развития и экономического роста. Поэтому по сравнению с предыдущим периодом американская сторона стремится подходить к решению этих проблем с большим учетом специфики каждого африканского государства.

Африканский курс США и их новые подходы нашли поддержку со стороны Великобритании.

Вместе с тем политика Франции в Африке отличалась определенной спецификой. Несмотря на постепенный распад системы "особых отношений" в культурной, экономической и финансовой сферах, связывавших Францию с ее бывшими африканскими колониями, прекращение в 1995 г. субсидирования бюджетов западно-африканских стран, входивших в "зону франка", по сравнению с другими западными странами Франция сохраняет самый высокий уровень прямого присутствия в Африке. Состоявшийся в 1998 г. 20-й афро-французский саммит в Париже собрал руководителей 49 государств континента.

Однако в середине 90-х годов некоторые международные наблюдатели заговорили о франко-американском соперничестве в Черной Африке. Установка США на форсированное проведение демократических и рыночных реформ столкнулась с традиционной склонностью Франции к компромиссам со своими африканскими партнерами. Значительную, а иногда и превалирующую роль в этом столкновении играли также экономические интересы, особенно в нефтяной области. Конкуренция между французской компанией "Эльф-Акитэн" и американской "Оксидентал петролеум" в Конго, между англо-голландской "Шелл" и "Эльф-Акитэн" в Габоне, трения между американскими и французскими нефтяными компаниями в Анголе вызвали даже опасения, что возникнет новая конфигурация соперничества в Африке.

Но значение американо-французских разногласий в подходах к проблемам Африканского континента ни в коем случае нельзя преувеличивать. Речь идет не о нарушении стратегического единства основных западных партнеров Африки, а о тактических расхождениях, обусловленных асимметричными интересами части, хотя и весьма влиятельной, их правящих кругов. Как показывает практика, в Африке и других регионах "третьего мира" руководство западных держав по ключевым проблемам международных отношений выступает солидарно.

 

Конфликты в Африке.

ИСТОРИЯ независимой Африки богата конфликтами. За сорок с небольшим лет в Африке произошли 18 полномасштабных гражданских войн, более 100 военных переворотов, зарегистрировано 11 случаев геноцида и массового политического террора. Западные политологи отмечают, что только 18 стран на континенте из более 50 избежали военно-диктаторских режимов. В остальных же странах не менее половины периода независимого существования прошло под управлением армейской верхушки.

Установление военно-диктаторских режимов в Африке обостряло внутренние социальные, в том числе межэтнические, конфессиональные и этнополитические конфликты, которые часто выливались в полномасштабные войны. В ряде случаев конфликты в африканских странах тесно связаны с местной спецификой и уходят корнями в глубь столетий.

Немаловажную роль при этом играет этнический фактор - одно из наиболее сложных явлений не только социальной, но и политической жизни африканских стран, с учетом которого должны решаться проблемы Африки. Cоциально-классовые и национальные факторы в условиях недостаточно развитой социальной структуры как бы скрыты, заслонены этническими проблемами, которые возникли в Африке еще в колониальную эпоху и приняли особую остроту в постколониальный период, когда на континенте стали возникать национальные государства, имеющие многоэтническую основу.

Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По грубым подсчетам, на континенте живут примерно 50 наций и народностей и 3000 различных племен, говорящих на тысяче языков. Положение осложняется тем, что в результате колониального раскроя территории Африки государственные, политические границы не имеют ничего общего с естественными, историческими границами обитания африканского населения. Почти половина границ (44%) проведена по меридианам и параллелям, еще 30% - по прямым и дугообразным линиям, создавая объективные условия для возникновения межэтнических конфликтов и войн, так как межэтнические противоречия уходят своими корнями в традиционные трайбалистские, расовые и племенные.

Освобождение от колониальной зависимости не принесло образовавшимся странам процветания и стабильности. Межэтнические противоречия, общая экономическая отсталость и нищета, слабость центральной власти и внутриполитическая нестабильность принуждали лидеров многих африканских стран обращаться за помощью к мировым лидерам, как правило, Советскому Союзу и Соединенным Штатам, которые, помогая им, преследовали также и свои собственные геополитические интересы. Так, открытие военно-морских и военно-воздушных баз в Анголе, Гвинее, Эфиопии, наряду с созданием подобных баз в странах Азии и на Кубе, позволило Советскому Союзу значительно расширить свое военное, политическое и экономическое влияние за тысячи километров от своих собственных границ. Советский флот и военно-воздушные силы контролировали значительную часть мирового океана, обеспечивая в т.ч. безопасность судоходства и безопасность своих граждан, находящихся за рубежом, в случае необходимости прибегая к самым решительным и жестким мерам вплоть до бомбардировок и высадки морской пехоты.

В результате вмешательства сверхдержав, многие страны развивающегося мира стали ареной борьбы за сферы влияния двух идеологических систем, что нередко выливалось в открытые военные столкновения, как, например, в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Заире (Конго) и др. Многие из этих конфликтов, порожденные холодной войной, тлеют до сих пор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.114 (0.01 с.)