Китай в региональной политике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Китай в региональной политике.



В китайской концепции построения гармоничного мира можно выделить пять основных моментов.

Первый – это политическая составляющая как усиление взаимопонимания между странами на основе мирного диалога в политической сфере. Второй момент – обеспечение на основе мирного политического диалога развития в экономической сфере.

Третья составляющая – культурная, которая включает в себя усиление взаимного обмена и взаимного дополнения культур, что служит взаимопониманию, дает основу для хороших экономических связей. Четвертый момент – усиление диалога и сотрудничества в области безопасности, ставящий акцент на деятельности Шанхайской организации сотрудничества. И, наконец, пятый важный аспект, который выдвинут на XVII съезде КПК, – это экологическая составляющая. Китай призывает все страны, в первую очередь соседей, к совместным усилиям по защите окружающей среды.

Преимуществом концепции гармоничного мира является то, что она не противоречит многим национальным моделям развития, а наоборот, учитывает их, предлагает другим странам участвовать в осуществлении подобных мер продвижения на пути к справедливому миру. Концепция предусматривает то, что разные культуры и цивилизации должны жить в условиях многополярного мира, и не навязывает модель развития какой-то одной страны всем другим. В свою очередь крупные державы должны усиливать многостороннее сотрудничество, чтобы на основе взаимопонимания идти к гармоничному миру.

Дэн Сяопин сформулировал и далее развил принципы мирного сосуществования. Он указывал, что в построении дружеских отношений между двумя странами, каждая из сторон должна исходить из своих собственных интересов и в то же время уважать интересы другой. Каждая страна, будь она большая или маленькая, сильная или слабая, должна уважать другие страны как равные себе, не размышляя в рамках старых стереотипов времен холодной войны. Именно теория Дэн Сяопина легла в основу концепции гармоничного мира.

Если раньше международная политика и дипломатия Китая делала акцент на взаимном уважении, равенстве, взаимной выгоде и невмешательстве во внутренние дела друг друга, то сегодня Китай активно берет инициативу на себя для сокращения противоречий на пути к кооперации и стремится прийти к консенсусу посредством координации.

Вследствие этого, согласно официальным концепциям Китай не намерен добиваться гегемонии и политического диктата в Центральной Азии, и даже став достаточно сильным государством, Китай все равно не будет к этому стремиться.

Следующей концепцией, отражающей основы региональной политики Китая, являются принципы мирного сосуществования, которые Китай придерживается в отношениях с государствами Центральной Азии.

Первый принцип «дружить с соседями» означает стремление к формированию дружественных отношений со всеми соседними государствами. Второй принцип «дать соседям чувство успокоения» подразумевает, что находящиеся рядом государства должны чувствовать себя спокойно и безопасно.

 

47) Китай и ЕС.

 

Когда речь заходит об анализе отношений между Пекином и Брюсселем, главной видится их экономическая составляющая. В прошлом году объем двусторонней торговли преодолел отметку в 400 млрд. долларов. Однако стороны всячески пытаются подчеркнуть, что в настоящее время их отношения – это больше, чем отношения торговых партнеров, ведь они смотрят друг на друга как на партнеров стратегических. Но так было не всегда.

 

После установления в 1975 году дипломатических отношений Китай стал восприниматься ЕС, главным образом, как торговый партнер. Несмотря на дипломатический прорыв, достигнутый сторонами, в период с 1975 по 1994 гг. двусторонние отношения развивались крайне медленно – Брюссель и Пекин подписали только два относительно важных документа: Соглашение о торговле 1978 года и Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1985 года.

В настоящее время архитектура отношений ЕС-Китай состоит из нескольких уровней – политический диалог, который включает, inter alia, диалог по правам человека; экономические и торговые отношения, включая секторальные диалоги, ключевые для экономических и социальных реформ; программа сотрудничества ЕС-Китай, инструмент, с помощью которого ЕС оказывает техническую помощь и содействие Китаю в развитии.

Первый компонент двусторонних отношений – политический диалог стал особенно значимым за последние годы. Лидеры встречаются раз в год, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества. Наряду с ежегодными саммитами, проходит серия встреч на высоком уровне.

Основой развития двусторонних экономических отношений, как уже упоминалось, является Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1985 года. Заседания Совместного комитета, созданного на его основе, проходят раз в год на уровне министров, старших должностных лиц и в рамках Экономической и торговой рабочей группы.

И Европейский Союз, и Китай за последние двадцать лет претерпели колоссальные изменения. ЕС, создав единую валюту, расширив состав до 27 государств-членов, производя самый большой ВВП в мире, стал ключевым игроком на мировой арене. Китай прошел путь важнейших экономических и социальных реформ, показал колоссальные темпы роста экономики. Вместе с внутренними реформами выстраивалась и архитектура двусторонних отношений.

 

Китай и Дальний Восток РФ.

Существует предположение, что Китай выглядит оптимальным партнером в решении Россией задачи подъема Сибири и Дальнего Востока, поскольку природные ресурсы с этих территорий имеет смысл разрабатывать, только если они будут отправляться в Китай. С другой стороны, только на Россию может ориентироваться возрождаемая сейчас старая промышленная база Северо-Востока Китая, созданная при помощи Японии и СССР в 30-е и 50-е гг. [29]. Фактически, однако, из подобного предположения следует, что Сибирь и Дальний Восток рассматриваются как сырьевые придатки Китая и, одновременно, рынки сбыта для его товаров, не находящих спроса в более развитых странах.

В целом, такая модель торговли складывается уже сегодня. В 2005 г. объем российско-китайской торговли составил 29,1 млрд. долларов, в т.ч. экспорт из России в Китай — 15,89 млрд., импорт — 13,21 млрд. Поставки нефти из России составили 12.777,19 тыс. т (4,96 млрд. долларов), древесины — 21,17 млн. куб. м (1,74 млрд. долларов). Можно отметить, что цена на российскую древесину для Китая — 81,5 доллара за куб. м, хотя средняя цена китайского импорта леса — 110,44 доллара за куб. м. В 2005 г. экспорт Россией продукции машиностроения в Китай составил 328,35 млн. долларов (2,1% всего экспорта), импорт — 2,66 млрд. (20,1% всего импорта).

В 2005 г. объем торговли между приграничными регионами РФ и КНР достиг 10,27 млрд. юаней (35,3% всего товарооборота между странами). На долю России приходится 78,2% приграничной торговли Китая.

 

В российском экспорте регионов Дальнего Востока в Китай в 2005 г. преобладали нефть и нефтепродукты (45%) и необработанные лесоматериалы (26%). Доля машиностроения составила 3%.

Рост сырьевой ориентации российского экспорта является стабильной тенденцией. Так, объем поставок лесоматериалов за 2001-2005 гг. вырос на 33%. В китайском экспорте, наоборот, растёт доля машин и оборудования, хотя пока преобладает ширпотреб.

Демографический аспект китайского присутствия на Дальнем Востоке имеет наибольшее общественное звучание, часто он становится объектом различного рода политических спекуляций.

При этом дискуссии о том, сколько китайцев находится на территории РФ вообще и в ее восточных регионах в частности, носили и продолжают носить явно схоластический характер. В то же время, не вызывает сомнений факт быстрого уменьшения численности коренного населения в Сибири и на Дальнем Востоке.

Дальний Восток России за 1991-99 гг. по причине миграционной и естественной убыли потерял 0,9 млн. чел. При этом, если в 1989 г. на Дальнем Востоке проживало 1742 китайца, то к 2001 г. официально их зарегистрировано по данным МВД 237 тыс., количество нелегалов колебалось от 400 до 700 тыс. При это объективной количественной оценки присутствия китайцев на Дальнем Востоке, как и в России в целом, нет, поскольку существует множество проблем по контролю за их движением.

Можно предположить, что численность китайских мигрантов в России колеблется в пределах 400 тыс. — 2-3 млн. чел. Но главная проблема (по крайней мере, пока) — не в численности китайских мигрантов, а в том экономическом ущербе, который наносится России. Он стал возможен из-за быстрого становления в стране китайских землячеств, которые практически все находятся под негласным контролем китайских мафиозных структур.

Эти структуры эксплуатируют Сибирь и Дальний Восток как сырьевой придаток Китая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.034 с.)