Ядерные проблемы Ирака и Северной Кореи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ядерные проблемы Ирака и Северной Кореи.



Тема иранской ядерной программы в мире оценивается с двух противоположных позиций. Рассмотрим обе, а также реальную ситуацию в сегодняшнем Тегеране.

Требования жестких мер

Сторонники первой точки зрения, наиболее распространенной на Западе и в Израиле, считают, что иранское руководство уже приняло решение о создании ядерного оружия. Именно поэтому по отношению к Тегерану необходимы самые жесткие, так называемые "парализующие санкции", которые предполагают введение эмбарго на закупку иранской нефти (экспорт этой страной природного газа носит ограниченный характер) и прекращение банковских операций, в первую очередь с Центральным банком Исламской Республики Иран (ИРИ). В дальнейшем, если иранское руководство продолжит реализацию ядерной программы в военных целях, не исключается нанесение по ядерным объектам ИРИ ракетно-бомбового удара. Наиболее вероятно осуществление такого сценария со стороны Израиля, что может привести к возникновению региональной войны с непредсказуемыми последствиями.

Сторонники другой точки зрения, достаточно распространенной в России, полагают, что иранское руководство не приняло решения о создании ядерного оружия. Но их беспокоит создание в ИРИ закрытого (замкнутого) ядерного топливного цикла (ЯТЦ), включающего этапы не только обогащения урана, но и выделения из отработанного ядерного топлива плутония. Формирование такого ЯТЦ при одном энергетическом реакторе в Бушере, для которого Россия готова поставлять ядерное топливо в течение всего срока эксплуатации реактора, экономически не обосновано. Строительство же других объектов атомной энергетики, как, например, легководного энергетического реактора мощностью 360 МВт в г.Дарховин на юго-востоке страны (провинция Хузестан), больше имитируются, чем реализуется на практике.

В ИРИ вопрос о необходимости продолжения национальной ядерной программы, которая стала предметом национальной гордости, вообще не обсуждается. Это считается естественным на пути движения страны к передовым технологиям. В связи с этим, любые попытки США и их союзников ограничить развитие урановой или плутониевой программы расцениваются иранцами как враждебная деятельность.

 

Ядерную программу КНДР можно разделить на два составных этапа. Первый - с середины 50-х до конца 70-х, - когда закладывались основные исследования КНДР в ядерной области, создавалась соответствующая инфраструктура, начиналась подготовка научных и технических кадров. Эта деятельность осуществлялась при содействии СССР, частично КНР. Второй этап - с конца 70-х по настоящее время. Данный период характеризуется развитием научно-производственной базы в основном с опорой на собственные силы, одновременно сопровождается попытками привлечения значительной иностранной помощи для создания атомно-энергетического комплекса в стране, способного существенно снизить остроту энергетического кризиса в КНДР. В это же время КНДР присоединяется к ДНЯО, возникают кризисы 1993-94, 2002-2003 годов, связанные с выполнением обязательств КНДР по ДНЯО и соглашению об осуществлении гарантий МАГАТЭ.

Россия (а также Куба) воздержалась при голосовании по проекту резолюции, который был поддержан остальными членами СУ МАГАТЭ. Российской стороной было подчеркнуто, что мы считаем передачу этого вопроса в СБ ООН преждевременным и контрпродуктивным шагом, поскольку он не способствует налаживанию конструктивного и доверительного диалога заинтересованных сторон с целью мирного урегулирования сложившейся ситуации.

 

31) Индия и Пакистан как ядерные державы.

 

В последние несколько лет Южная Азия привлекает к себе внимание не только из-за того, что развитие ситуации в этом регионе вот уже более, чем 50 лет происходит под знаком индийско-пакистанского военного противостояния. Особую взрывоопасность противостояние этих двух государств приобрело после 1998 года, когда и Индия, и Пакистан, проведя серию ядерных испытаний, продемонстрировали свою способность создавать ядерное оружие. Таким образом, южноазиатское военное противостояние стало вторым во всей мировой истории очагом ядерного сдерживания (после холодной войны между СССР и США).

Индийские намерения в отношении создания стратегических ядерных сил (СЯС) в общем, никогда не скрывались ни политиками, ни военными. Сразу после испытаний премьер-министром А.Б.Ваджпаи было заявлено о курсе на политику "минимального ядерного сдерживания". В августе 1999 года специально созданным органом - Консультативным советом по национальной безопасности - был опубликован краткий проект национальной ядерной доктрины, представленной Советом по национальной безопасности при премьер-министре, в задачи которой входило "очертить общие принципы развития, развертывания и применения индийских ядерных сил", при этом "детали политики и стратегия, касающаяся структуры сил, их развертывания и применения, будут проистекать из этих рамок и уточняться отдельно". Именно в этом документе впервые официально был высказан принцип развертывании "триады" сил сдерживания (т.е. придание способности нанесения стратегического ядерного удара всем трём видам вооружённых сил) и системы управления и контроля, при этом в нем утверждалось, что Индия будет придерживаться политики неприменения ядерного оружия первой и его неприменения против неядерных стран ни при каких обстоятельствах.

Кроме того, на прошедшем заседании была утверждена ядерная доктрина страны. Вкратце её положения могут быть сведены к следующему:

Индия намерена создавать и развивать потенциал минимального разумного сдерживания.

Индия провозглашает принцип неиспользования ядерного оружия первым - ядерное оружие может быть применено только в качестве ответа на ядерное нападение на территорию Индии или индийские силы где бы то ни было.

Ответный ядерный удар будет массированным, с расчётом нанести неприемлемый ущерб.

Ответный ядерный удар может быть нанесён только с санкции гражданского политического руководства страны.

Ядерное оружие не может быть применено против неядерного государства.

В случае широкомасштабного военного нападения на Индию или индийские силы где бы то ни было с применением химического или биологического оружия Индия оставляет за собой право ответа ядерным ударом.

Индия продолжает строго придерживается международных режимов в сфере контроля над экспортом ядерных и ракетных материалов и технологий, подтверждает своё участие в переговорах по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов и продолжает придерживаться объявленного ей моратория на проведение ядерных испытаний.

Индия вновь подчёркивает свою приверженность цели полного всеобщего ядерного разоружения.

Ядерное сдерживание направлено в первую очередь против тех государств, которых Индия считает вероятными противниками. Прежде всего, это Пакистан, с которым у Индии вот уже 50 с лишним лет не прекращается военное противостояние. Пакистан, который сам провёл ядерные испытания в том же мае 1998 года и так же как и Индия, принимает меры по формированию стратегических ядерных сил. Во-вторых, потенциальная угроза со стороны Китая на протяжении многих лет являлась одним из основных факторов, влиявших на военное планирование Индии. Пакистан, который сам провёл ядерные испытания в том же мае 1998 года и так же как и Индия, принимает меры по формированию стратегических ядерных сил.

Для сдерживания Пакистана Индии, как представляется, будет достаточно нескольких десятков зарядов. По мнению индийских специалистов, минимальным в данном случае был бы потенциал, обеспечивающий выживаемость 25-30 носителей с боеприпасами после первого внезапного ядерного удара со стороны Пакистана. Учитывая размер территории Индии и возможности к значительному рассредоточению средств ядерного нападения можно предположить, что удар со стороны Пакистана, даже самый массированный, не сможет вывести из строя большую часть индийских СЯС.

 

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) устанавливает, что ядерными державами признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года. Таким образом, юридически в «ядерный клуб» входят СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

Израиль, Индия и Пакистан не являются участниками ДНЯО, при этом Индия и Пакистан фактически являются ядерными государствами, а юридически они ими не являются. Первое испытание ядерного зарядного устройства было проведено Индией 18 мая 1974 года. Вместе с тем до мая 1998 года Индия относила себя к неядерным государствам, отказывалась присоединиться к ДНЯО и ДВЗЯИ, мотивируя это тем, что договоры ущемляют права неядерных государств. В мае 1998 года были испытаны ядерные и термоядерные заряды.

 

Пакистан произвел первые испытания ядерных устройств 25 мая 1998 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.009 с.)