Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Социально-экономическое развитие СССР в 1953—1964 гг.

Поиск

Экономическое положение СССР в 1953-1964 гг.

Промышленное развитие

Технологический фундамент развития производства был заложен до 1953 г. Модернизационные процессы 30-х гг., а также восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период, способствовали наращиванию производственных мощностей в последующие годы.

С 1953 г. экономическое развитие страны осуществлялось по планам пятой и шестой пятилеток, а также семи­летки, которая была единственной в советской экономической истории. Если быть точными, на этот период пришлись три последние года пятой пятилетки и три года шестой пятилеток, а также шесть лет семилетки. Такая трансформация пятилетки в семилетку произошла при уточ­нении и развитии заданий шестой пятилетки. В результате, два последних года шестой пятилетки и следующее (седьмое) пятилетие были сведены в один план. Главной причиной появления семилетнего плана был переход к тер­риториальной структуре управления народным хозяйством, требовав­ший соответственных изменений в планировании. Для периода в це­лом характерны сравнительно высокие (если сравнивать с последую­щими) темпы экономического развития. Опережающими темпами развивалась, по прежнему, промышленность.

За годы пятой пятилетки (1951-1955) промышленное производ­ство в СССР удалось увеличить на 85%, за три года шестой пятилетки (1955-1958) - на 64, за семилетку (1959-1965) — на 84. В пересчете на пятилетия промышленное производство за 1956—1960 гг. («шестая пятилетка») возросло на 64,3%; за 1961-1965 («седьмая пятилетка») — на 51%.

В результате, пятый пятилетний план был выполнен досрочно. К началу 1956 г. выпуск промышленной продукции на 15 % превы­сил плановые задания. Всего за годы пятилетки построены и введены в действие 3,2 тыс. новых промышленных предприятий, в том числе доменные печи в Череповце, на Орско-Халиловском комбинате; тру­бопрокатный и металлургический заводы в Закавказье; шахты в Дон­бассе, Кузбассе, Караганде, в Печорском бассейне; Березниковский калийный и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий комбинаты. Вступили в строй крупные ГРЭС (Приднепровская в Днепропетровской обл., Черепетская — в Тульской, Южно-Кузбасская — в Кемеровской, Южно-Уральская — в Челябинской обл.); мощные гидроэлектростан­ции (Мингечаурская в Азербайджанской ССР, Усть-Каменгорская — и Казахской ССР; первая очередь Куйбышевской ГЭС). Объем капи­таловложений в промышленности был почти в два раза большим, чем в четвертой пятилетке.

В 50-е годы СССР осуществил важный этап научно-технической революции, выразившейся в начале автоматизации некоторых произ­водств и развитии таких принципиально новых научно-технических направлений, как электроника, атомная энергетика, космонавтика. В 1951 г. в стране были созданы электронно-вычислительные машины, предназначенные для решения статистических задач. 27 июня 1954 г. получила ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяй­ство ее научно-технический уровень начинал отставать от по­требностей времени. Высок был удельный вес рабочих и кресть­ян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности — 40%, в сельском хозяйстве — 75%). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС, посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производ­ства. Июль­ский (1955) пленум ЦK партии рассмотрел вопрос «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства». Именно на нем было впервые отмечено, что страна стоит на пороге новой научно-технической и промышленной революции. Работники промышленности, ученые призывались всесторонне изучать и внедрять в производство достижения отечественной и зарубежной науки и техники. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное зве­но, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь науч­но-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Во второй половине 50-х годов упор по-прежнему делался на раз­витие промышленности, особенно производство средств производ­ства (группа «А»), которое составило к началу 60-х годов почти 3/4 общего объема промышленного производства. Опережающими темпами развивались машиностроение, металлообработка, химия, неф­техимия, электроэнергетика. В 50-х — первой половине 60-х годов объем их производства вырос в 4—5 раз. Предприятия группы «Б» (легкая, пищевая, деревообрабатывающая и другие отрасли промышленнос­ти) развивались медленнее, однако их рост был двукратным.

В целом среднегодовые темпы промышленного про­изводства в СССР превышали 10%. Столь высоких темпов мож­но было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уве­рены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания эконо­мического потенциала СССР отвергались как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряю­щемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

За три года шестой пятилетки (1955-1958) вступили в строй 2690 крупных промышленных предприятий. Летом 1958 г. закончено строительство Куйбышевской ГЭС. Завершение строительства Волгоградской (Волжской) ГЭС положило начало созданию единой энергетической системы. Были сданы в эксплуатацию Иркутская и Новосибирская ГЭС, Томь-Усинская и Верхнетагильская ГРЭС, Серовский завод ферросплавов, Саратовский химический комбинат, Новогорьковский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы, введен в строй га­зопровод Ставрополь—Москва. Развитие газовой промышленности на территории Северного Кавказа, в Поволжье и других районах позво­лило газифицировать более 160 городов.

Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 1950-х годов, была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.). Переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления, создание вместо министерств совнархозов (советов народного хозяйства) преследовало благородную цель: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономиче­ское развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяй­ственные связи, в итоге — ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось цен­трализованным.

В ходе реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение мест­ных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили эко­номическую власть республик и регионов, которая была значи­тельно ограничена союзным правительством еще с конца 1930-х гг.

Однако реформа ударила по единой технической и технологи­ческой политике, развивать которую намеревались в 1955 г., при­нимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, по­рождая так называемое местничество. Как раньше ведомства, так теперь на мес­тах пытались как можно больше финансовых отчислений притянуть к себе. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу - стали наращивать этажи управ­ленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управ­ление становилось громоздким, неуклюжим.

Положительные стороны создания совнархозов:

1.решение вопросов переносилось на региональный уровень, что ускоряло решение хозяйственных задач

2.освободились от дублирования отдельных видов производств различными ведомствами, что значительно сокращало волокиту чиновников

3.способствовало зарождению производственных объединений в рамках совнархозов, что способствовало более рациональному размещению производительных сил

4.оперативность управления местными предприятиями и стройками.

Отрицательные стороны создания совнархозов:

1.началось управление не отраслями, а группами предприятий, нарушавших взаимодействие субъектов производства в системе всего народного хозяйства

2.возникли трудности общегосударственного планирования

3.местничество в распределении продукции

4.не было возможности проведения скоординированной научно-технической практики

5.совнархозы укрупнялись, появлялись новые управленческие звенья, которые дублировали друг друга, в результате возникла перегрузка аппарата управления, снизалась эффективность в решении производственных задач.

 

Как уже отмечалось выше, крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планирова­нию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народно­го хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, семилетний. Смена плановых вех диктовалась, по мнению руководства, несколькими задачами: с помощью нового плана форсиро­вать освоение Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, наконец, скоординировать народнохо­зяйственные планы стран — членов Совета экономической взаи­мопомощи (СЭВ).

Объем промышленного производства за годы семилетки (1959— 1965) увеличился на 84% вместо намечавшихся 80 (при этом пред­приятия группы «Б» план не выполнили); введено в действие около 5,47 тыс. новых крупных промышленных предприятий. Наибольшие успехи промышленности были связаны с ускоренным развитием неф­тяной и газовой индустрии, внедрением автоматики, сооружением гигантов металлургии и электроэнергетики. Построены мощные ГРЭС в Сибири (Беловская и Назаровская), на Урале (Троицкая и Яйвинская), Конаковская в Калининской области. В 1960 г. пущена в ход самая крупная в мире по тому времени Сталинградская ГЭС мощно­стью 2541 мегаватт. В июне 1959 г. была перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая после монтажа последнего агрегата в 1964 г. мощнейшей в мире. В марте 1963 г. строители Красноярской ГЭС пере­крыли Енисей, где велось сооружение еще более мощного гиганта электроэнергетики — на 6 тыс. мегаватт. В 1963 г. был произведен физиче­ский пуск первых блоков Нововоронежской и Белоярской атомных электростанций, в следующем году станции дали промышленный ток.

Один за другим вводились в строй новые объекты на металлурги­ческих предприятиях Урала и Череповца, на Новотульском и Новолипецком заводах. Построены Качканарский горно-обогатительный, Барнаульский шинный и Щекинский химический комбинат, а также Солигорский ка­лийный комбинат.

18 марта 1962-го на севере Иркутской области, в районе таежного села Марково на берегу реки Лены забил мощный нефтяной фонтан (350— 400 т в сутки) — пошла первая нефть Сибири. В 1946 г. Сталин гово­рил, что для коммунизма достаточно добывать 60 млн. т нефти в год. Уже в 1955 г. ее добыча в СССР составляла 70,7; в 1960 — 147,9; а в 1964 г. превысила 223 млн. т. Расширение добычи и экспорта нефти становилось важнейшим источником нефтедолларов, заменявшим оскудевающие ресурсы деревни и сельского хозяйства.

В 1961 г. была завершена электрификация железнодорожной магистрали Москва—Байкал; создан самый большой в мире пассажирский тепло­ход на подводных крыльях; Аэрофлот обогнал все страны мира по темпам роста авиаперевозок. Выполнению плановых заданий способствовали рост численности рабочих, занятых механизированным тру­дом; повышение общеобразовательного уровня и квалификации ра­бочих; поддержка рационализаторства и изобретательства, различных форм соревнования; распространение передового опыта, шефства комсомола над строительством предприятий и т.д.

Молодежь охотно откликалась на призывы участвовать в возведении «строек коммунизма» в необжитых краях Сибири и Дальнего Востока. В апреле 1958-го коллектив железнодорожной станции Москва-Сортировочная выступил с почином о проведении ежегодных коммунистических суб­ботников с переводом заработанных денег в различные фонды. В том же году прядильщица из Вышнего Волочка В. И. Гаганова стала ини­циатором движения за массовый переход передовиков производства на отстающие участки, чтобы поднять их до уровня передовых. Эти и другие примеры различных общественных инициатив находили мно­гих последователей.

Опережающими темпами во второй половине 50—60-е годы, как и ранее, развивался в стране военно-промышленный комплекс, предприятия которого от­личались высокой производительностью труда, отменным качеством продукции. По данным на 1962 г., предприятия ВПК производили треть основных видов военной продукции: общевойсковые системы вооружения и боеприпасы (в научно-исследовательских, конструк­торских и производственных организациях этого профиля было заня­то около 270 тыс. человек); общую и специальную авиационную тех­нику (250 тыс.); боевые надводные и подводные корабли (428 тыс.); радиоэлектронное военно-техническое снаряжение (1 млн.); системы ракетно-космической техники (свыше 100 тыс.); ядерные и термоядерные боеприпасы.

Последний производственно-технологический комплекс являлся частью атомной промышленности, включающей в себя предприятия но добыче сырья, производству расщепляющихся материалов для атомных энергетических установок и снаряжения ядерных боезарядов, пере­работке, локализации и захоронению отходов отработанного топлива. Значительная часть этих работ производилась в так называемых «закры­тых» городах (Арзамас-16, Челябинск-70, Томск-7 и др.). В общей слож­ности на предприятиях атомной промышленности в начале 60-х годов было занято не менее 1 млн. человек. Если не брать в расчет атомную промышленность, то в 1962 г. на предприятиях ВПК работали 3,6 млн. — около 5% от общего числа рабочих и служащих, занятых в промыш­ленности, образовании, науке, культуре и здравоохранении.

Для производства военной продукции привлекалось также более 800 предприятий «гражданских» министерств и ведомств. В то же вре­мя предприятия ВПК должны были производить значительное коли­чество мирной продукции. В 1962 г., в соответствии с плановыми зада­ниями, здесь должно было быть произведено 22 тыс. металлорежущих станков, 35,5 тыс. тракторов, 438 тыс. мотоциклов и мотороллеров, 1450 тыс. велосипедов, 342,5 тыс. холодильников, 804 тыс. стиральных машин, 150 тыс. швейных машин, 3175 тыс. часов, 2150 тыс. телевизо­ров, 4765 тыс. радиоприемников. В общем объеме производства пред­приятий ВПК мирная продукция в 1962 г. составляла 42%, в авиапро­мышленности — 25, в судостроении — 40.

Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР в 1951—1955 гг. составляли, по официальным данным, 13,1%; в 1956- 1960 гг. — 10,3%; в 1961-1965 — 8,6%.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусст­венный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек. Имена пер­вых советских космонавтов были на устах всей страны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова.

Покорение космоса требовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко то время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далеком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.

Сельское хозяйство

Со второй половины 1953 г. по конец 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отра­зились как на темпах развития народного хозяйства, так и на бла­госостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руково­дства народным хозяйством.

Сельское хозяйство в своем развитии значительно отставало от промышленного производства, так как в начале 1930-х гг. средства для форсированной индустриализации брали из сельского хозяйства. Только лишь со второй половины 1930-х гг. в сельское хозяйство начались крупномасштабные вложения, которые продолжались до 22 июня 1941 г. в годы войны сельское хозяйство опять стало донором для промышленности и армии. В период послевоенного восстановления основные средства вкладывались в промышленность, чтобы за счет этого поднять сельское хозяйство. В начале 1950-х гг. у правительства появились финансовые и производственные ресурсы, которые можно было вложить в сельское хозяйство.

Курс на проведение хозяйственных реформ был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии гла­ва правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о «повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускорение развития сельского хозяйства и производства предметов потребления».

Между тем уровень развития сельского хозяйства едва превышал довоенный. В 1952 г. сельскохозяйственное производ­ство составляло 10% к уровню 1940 г. Вначале 50-х годов в село вкла­дывали лишь около 20% от общей суммы капиталовложений в про­мышленность. В 1953 г. только 22% колхозов были электрифицированы, большинство крестьянских изб продолжали освещаться керосиновы­ми лампами и свечами.

Основы новой аграрной политики были утверждены на сентябрь­ском (1953) пленуме ЦК КПСС. Основными причинами отставания деревни были названы материальная незаинтересованность колхозни­ков в результатах своего труда; низкий уровень его механизации; от­сутствие толкового руководства колхозами, совхозами и МТС. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК партии Н.С. Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стиму­лирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать сле­дует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В итоге для оздоровления сельской экономики в 2-5 раз повысили закупочные цены на молоко, масло, картофель, скот, птицу. Одновременно снижались нормы поставок с личных подворий, уменьшились налоги и изменился порядок налогообложения колхозников. На­лог взимался теперь с размера приусадебного участка, а не в отдельно­сти за скот, сады, ульи и т.п. Уже в 1954 г. налоги на крестьянство были уменьшены вдвое по сравнению с 1952-м; закупочные цены в следую­щее пятилетие выросли в 3 раза; денежные доходы колхозов в расчете на каждый колхозный двор — в 2-3раза; выдача денег на трудодень — в 3 раза.

Увеличивалось государственное финансирование отраслей агросферы. В 1954—1955 гг. машинно-тракторные станции (МТС), совхозы и кол­хозы получили более 400 тыс. тракторов, 227 тыс. грузовых машин, свыше 80 тыс. комбайнов.

Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено более 30 тыс. партработни­ков («тридцатитысячники»). Свыше 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата переведены на работу в село (одни добровольно, другие по принуждению).

Ситуация в деревне стала поправляться. Производительность труда и сельском хозяйстве в 1955 г. выросла на 38% по сравнению с 1940. В течение 5 лет после сентябрьского (1953 г.) пленума среднегодовой прирост продукции аграрного сектора превышал 7%.

Тем не менее, достаточно много было в аграрной политике данного периода противоречивых мер, которые, в итоге, приводили к кризисным ситуациям.

К сожалению руководства, губительным для деревни стало начавшееся во второй половине 50-х годов сселение «неперспективных» деревень. В результате этого сселения исчезло 139 тыс. деревень. Не менее пагубным оказалось укруп­нение и преобразование колхозов в совхозы с одновременным свертыванием личного подсобного хозяйства. В 1939 г. в стране было 234,1 тыс. колхозов, не считая рыболовецких, и 4 тыс. совхозов. К концу 1965-го число колхозов сократилось до 36,3 тыс. (в 6,4 раза), количество сов­хозов выросло до 11,7 тыс. (в 2,9); в них было занято соответственно 18,6 и 8,2 млн. человек.

На февральско-мартовском (1954 г.) пленуме ЦК было решено для быстрого увеличения производства зерна в течение ближайших трех лет освоить в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья 13 млн. га целинных и залежных земель, создать там зерновые совхозы. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой проблемы — зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов. Основными рабочими силами для этого масштабного мероприятия решили сделать молодежь. Обраще­ние к молодежи получило широкий отклик. Более 500 тыс. юношей и девушек из разных городов и сел страны отправились на освоение целины. Их трудовой энтузиазм уже за три первых целинных года (1953— 1956 гг.) позволил освоить 32 млн. га новых земель и увеличить валовой сбор зерна в стране с 82,5 до 125 млн. т. В 1956—1958 гг. целина обеспе­чивала стране заготовку каждой второй, а потом — каждой четвертой тонны хлеба. Из-за ветровой эрозии почв в 60-е годы часть освоенных земель пришлось перевести в пастбища.

Но, тем не менее, преимущества целины, дешевизна зерна, которое можно было получить именно в то время, когда страна нуждалась в продовольствии. В дальнейшем на целине будет создана мощная инфраструктура по производству, транспортировке, хранению и переработке сельхозпродукции. Целина станет мощнейшей житницей страны.

Гораздо меньший эффект дала попытка ускорить разрешение продовольственной проблемы в стране путем повсеместного посева куку­рузы. В 1954 г., обращаясь к комсомольцам, уезжающим на целину, Хрущев говорил: «Нам необходимо иметь больше кукурузы. И не толь­ко для того, чтобы ее ели люди, а главным образом на откорм птицы, свиней и других видов скота». В январе 1956-го ЦК КПСС постановил считать распространение этой сельскохозяйственной культуры важ­нейшей партийной задачей. Под расширение посевов кукурузы пла­нировалось и развитие животноводства. После визита Хрущева в Аме­рику (1959 г.) в стране началась подлинная кукурузная лихорадка. К 1963 г. площади под кукурузу были увеличены до 37 млн. га (с 18 в 1955 г.). Однако «королеве полей» не удалось вывести страну на «орбиту ком­мунистического изобилия». Сокращение посевов пшеницы и ржи ради кукурузы привело к общему снижению сбора зерновых.

В целом, крупные меры в аграрной области, прове­денные в 1953—1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали с колхо­зов и совхозов долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; отменили налог на личное приусадебное хозяйство и разрешили в 5 раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать паспорта колхозникам; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.

Эти меры, не подрывая государственной монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом повысили экономическую самостоятельность крестьян. Эконо­мика села стала набирать темпы. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953—1958 гг. составил 34% (по сравнению с пре­дыдущим пятилетием). Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.

Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административными принуж­дениями, что было привычно и менее опасно для управленческо­го аппарата. Экономическое реформирование перешло в админи­стративное русло.

Несколько «ударов» сверху подорвали экономику села, сорвали процесс расширенного воспроизводства.

Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, а заставили ее выкупить, да еще в сжа­тые сроки (за год) и по высоким ценам. В соответствии с постановлением февральского пленума ЦК КПСС в 1958 г. началась реорганизация МТС в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику прода­вали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материаль­ную базу колхозов и ликвидирует "двоевластие" на земле (колхо­зов и МТС), укрепит власть колхозов, развяжет их инициативу.

Однако ожидаемого результата эта реорганизация не принесла. Для многих слабых колхозов расходы на приобретение техники были непосильными. Ремонтная база в сельском хозяйстве оказалась подорванной, значительная часть механизаторов и специалистов МТС не захотели превращаться в колхозников и отправились в города. У колхозов не было средств расплатиться за полученную технику. Механизаторы, с расформированием МТС, став колхозниками, значительно потеряли в заработной плате, так как у них не стало того объема работ, который был в МТС. Технику стали обслуживать не специалисты, что приводило ее к поломкам и износам. У колхозов не было средств содержать технику в надлежащем состоянии. Но одним этим ударом госу­дарство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы.

Во-вторых, правительство приняло решение о ликвидации поголовья лошадей. В Министерстве сельского хозяйства решили, что колхозы в достаточном количестве обеспечены техникой. Приусадебные участки сокращаются, поэтому необходимости в лошадях нет. Их сокращение увеличит количество мяса, шкур и другого материала для удобрений. Однако замена техникой лошадей на некоторых участках сделали технику нерентабельной и дорогой, что нанесло ущерб хозяйствам.

В-третьих, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства жителей деревни, начался новый поход на него (третий после проведения коллективизации). Освободив приусадебное хозяйство от налогов, объявили курс на его свертывание, т.к. оно будто бы тормо­зит окончательную победу социализма на селе.

В 1958—1964 гг. размеры приусадебных участков в колхозах сократились на 12% (до 0,29 га), в совхозах — на 28 (до 0,18). Производство мяса и молока в личном подсобном хозяйстве упало на 20%. 20 августа 1958 г. было принято постановление «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Оно касалось около 12 млн. городских семей, имевших свои огороды, и воспринималось как «малое раскулачивание». Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С. Хрущева. Хрущев призвал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а вза­мен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию. Никита Сергеевич активно агитировал за опыт своих земляков из с. Калиновка Орловской области, которые и коров колхозу продали, и материально жить стали лучше, перестали разрываться между общественной нивой и личным скотным двором, время на духовное развитие получили. По предложению секретаря ЦК партии Л.И. Брежнева пленум принял решение поручить государственным органам в 2—3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь.

Сведение к минимуму мелкого крестьянского хозяйства опустошало важнейший источник поступления продовольствия, недостаток которого страна остро ощутила уже в начале 60-х годов.

Началось новое раскрестьянивание селян. В 1930-е годы их ос­вободили от земли, теперь от коровы, кормилицы крестьянской семьи. В результате, к середине шестидесятых годов личные при­усадебные хозяйства деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. Это не замедлило сказаться на обострении продовольственной проблемы в СССР. Аграрная политика государства по­сле сентября. 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху.

В-четвертых, в 1959 г., находясь в США, Н.С. Хрущев обещал американцам показать "кузькину мать" не только в науке и технике (советский спутник), но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормо­производства, а та в свою очередь упирается в структуру посев­ных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеле­ную массу на силос. Там же, где кукуруза не растет, стали даже решительно заменять руководителей, которые "сами засохли и кукурузу сушат".

В начале 60 гг. четверть зернового поля отдали под кукурузу. Однако у нас не было выведено сортов кукурузы для нашей полосы, плохие климатические условия, ошибки в районировании, низкие технологические навыки, отсутствие минеральных удобрений привело к неурожаю кукурузы и сокращению зерновых. Руководство волюнтаристически подошло к проблеме, поэтому результат был негативным.

В-пятых, «соревнование» с США в производстве мяса, молока и масла на душу населения окончилось конфузом. Желание поскорее догнать Америку вело не только к росту производства (в первый год «соревно­вания» в СССР удалось увеличить производство мяса на 301 тыс. т, а в 1960 — на 1007 тыс.), но и к припискам, созданию видимости успеха. Наиболее показательна была попытка руководства Рязанской области увеличить в 1959 г. производство мяса в 4—5 раз. Мясо скупалось у населения и в соседних областях, школьники выращивали кроликов, в колхозах и совхозах забивали даже молочный скот. В декабре был доложено, что область продала государству 100 тыс. т мяса вместо плановых 50 тыс., а в следующем году продаст 180—200 тыс. Секретарь обкома А. Н. Ларионов получил звание Героя Социалистического Труда, опыт рязанцев был рекомендован для повсеместного распростра­нения. Но в конце 1960-го обман раскрылся, и секретарь застрелился.

В результате продовольственная проблема становилась все острее. И в 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г. Ново­черкасске подавили силой оружия. Были жертвы.

В следующем году возникли перебои не только с мясом, моло­ком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраи­вались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органи­ческой частью государственной политики вплоть до распада СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки развития американских фермерских хозяйств, в то время как личные хозяйства собственных крестьян урезались.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был про­вален.

Все это существенно отразилось на уровне производства продукции сельского хозяйства в целом и на общем настрое жителей деревни, особенно молодежи. В 1963 г. надежды на подъем сельскохозяйственного производства власти стали связывать уже не с кукурузой и энтузиазмом в «соревно­вании» с США, а с развитием промышленности минеральных удоб­рений и химизацией сельского хозяйства. В октябре ЦК КПСС и Совет Министров СССР опубликовали письмо ученым и работникам хими­ческой промышленности об увеличении производства минеральных удобрений и химических средств зашиты растений, декабрьский (1963 г.) пленум ЦК принял специальное постановление об ускоренном раз­витии химической промышленности. Отдача от химизации пришлась на 70-е годы.

В 1960—1964 гг. 7 млн. сельчан, включая 6 млн. молодых людей (до 29 лет), перебрались на жительство в города. С отставкой Хрущева необоснованные ограни­чения, касающиеся подсобных хозяйств, были отменены.

Общий баланс успехов и неудач в развитии сельского хозяйства виден из следующих цифр. Сельскохозяйственное производство в СССР за 1951-1955 гг. выросло на 20,5%; в 1956-1960 - на 30%; в 1961-1965 — на 18% (за 3 года шестой пятилетки — на 32%, в годы семилет­ки — на 15% вместо запланированных 70%). Среднегодовые темпы приро­ста валовой продукции сельского хозяйства были значительно ниже, чем в промышленности. В первое из названных пятилетий они состав­ляли 4,1% в год; во второе — 5,7%; в третье — 2,4%. Планы подъема сельского хозяйства выполнить не удалось.

Низкие темпы развития сельского хозяйства замедляли рост национального дохода страны (вновь созданная стоимость во всех отрас­лях сферы материального производства). Тем не менее, 1951 — 1960 гг. оказались рекордными по среднегодовому приросту национального дохода в отечественной истории XX в. — 10,3% по официальным дан­ным. На протяжении следующего десятилетия они составляли 7% в год.

Исследованием академика Н. П. Федоренко (2001) установлено, что национальное богатство страны в 50-е годы прирастало в среднем на 10% в год; в 60-е — по 10,5%. В целом хрущевский период правления (1953—1964 гг) характеризуется ежегодным приумножением националь­ного богатства на 9,3%. Итог мог быть более впечатляющим, если бы не издержки безудержного реформаторства.

Вывод:

За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. Однако предприятия группы "Б" план не выполнили. Несмотря на призы­вы Н.С. Хрущева не забывать, что экономика страны держится на двух ногах - промышленности и сельском хозяйстве, разрыв между двумя важнейшими сферами экономики не без помощи лидера страны увеличился.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.013 с.)