Социально-экономическая политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая политика



Основой социально-экономической политики, проводимой правительством России с 2000 г. стала десятилетняя программа "Основные на­правления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Эта про­грамма была подготовлена министерством экономического раз­вития и торговли под руководством Г.Грефа. Программа предпо­лагала продолжить либерализацию экономики, прежде всего, пу­тем реструктуризации естественных монополий и развития кон­курентной среды.

Основной упор правительство М.Касьянова видело, главным образом, в формировании благоприятных условий для экономи­ческого роста. Наиболее удачным для российской экономики стал 2003 год. Темпы экономического роста составили около 7%; рубль в номинальном исчислении вырос по отношению к долла­ру. Наметились первые сдвиги в изменении самой модели эконо­мического роста - впервые с начала 90-х годов удалось достичь роста не только за счет сырьевого фактора.

Крупным шагом правительства стала налоговая реформа, нача­тая в 2000 г. Она включала две радикальные меры: переход к твердой (13%) ставке обложения доходов (отказ от прогрессивно­го, т.е. увеличивающегося по мере роста доходов, процента нало­гообложения) и постепенное сокращение, а в дальнейшем и от­мену налога на добавленную стоимость (НДС).

С января 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс, упорядочивший трудовое законодательство. Была предпринята попыт­ка стимулировать предприятия и граждан к легализации заработ­ной платы. Особенностью нового кодекса стало существенное снижение роли профсоюзов.

С лета 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в создании конку­рентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основания, в пер­вую очередь, в перенесении большей доли расходов по содер­жанию жилищного фонда на непосредственных потребителей коммунальных благ, т.е. на население. Реформа была настороженно встречена населением, т.к. в социальном плане она тесно связана с приватизационными процессами в энергетических от­раслях. Население, всегда не охотно расстающееся с государст­венной опекой в социально значимых областях, стало опасаться перераспределения своего бюджета в пользу владельцев энерге­тических ресурсов.

Также настороженно была встречена населением попытка пе­ревести пенсионные накопления в частные пенсионные фонды.

В целом, социальная политика, направленная на сокращение социальных функций государства, оставалась одним из наиболее слабых мест в работе правительства М.Касьянова.

 

Земельный вопрос

Ключевым вопросом современной истории России остается вопрос о земле — главном ресурсе страны. Земля составляет основу национального богатства России, поэтому именно решение земельного вопроса во многом определяет дальнейшую судьбу страны и народа.

Центральным звеном земельного вопроса, является вопрос о собственности на землю. В продолжение всего хода рыночных реформ между сторонниками и противниками частной собствен­ности на землю шла ожесточенная борьба. В 1990-х годах про­цесс приватизации не коснулся земель производственного назна­чения. Была легализована лишь свободная купля-продажа земель, находящихся в личной собственности граждан.

В 2001 г. Государственная дума после длительных дебатов при­няла Земельный кодекс. Кодекс закрепил право собственности на землю и определил механизм ее купли-продажи. Согласно кодек­су, в России разрешалась купля-продажа земель несельскохозяй­ственного назначения.

В 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяй­ственного назначения", который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми огра­ничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без граж­данства. Этот закон, однако, пока не стал основой для подъема сельского хозяйства, т.к. не был подкреплен крупными админи­стративными мерами, направленными на поддержку этой страте­гической отрасли российской экономики.

Особые опасения общественности вызвали изменения, внесен­ные в декабре 2003 г. в Лесной кодекс, допускающие возмож­ность застройки лесов первой категории (в том числе и берегов водохранилищ) жилыми и другими объектами, а также возмож­ность приобретения крупных лесных участков иностранными гражданами (особенно в приграничных областях).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.005 с.)